Догматизм в теософии. У. К. Джадж
Теософское Общество было основано, чтобы уничтожить догматизм. Это одно из значений его первой задачи – Всеобщего Братства. И полковник Г.С. Олькотт в своей инаугурационной речи в 1875 году, в Мотт Meмoриaл Холле Нью-Йорка, сказал, что такова его явная цель, упомянув о плохом воздействии нетерпимости в прошлом. Речь была прочитана Г-жой Е. П. Блаватская до его выступления, или ее содержание было известно ей ранее, так как она одобрила ее и присутствовала на инаугурации.
В Ключе к теософии в "Заключении" Блаватская снова коснулась этой темы и выразила надежду на то, что Общество после ее смерти не станет догматическим, и не будет заострять внимание на каких-то фразах или понятиях философии, но будет оставаться свободным и открытым, а его члены мудрыми и бескорыстными. И во всех своих работах и замечаниях, в частном порядке или публично, она постоянно высказывала эту мысль. У автора есть прямые свидетельства об ее приватных высказываниях.
Если наши усилия направлены на то, чтобы добиться успеха, мы должны избегать догматизма в теософии в такой же степени, как и во всем другом. В тот момент, когда мы становимся категоричными и настаиваем на нашем построении теософии, мы сразу теряем из виду всеобщее братство и сеем семена будущих неприятностей.
Существует большая вероятность того, что члены общества будут настаивать на некоторой традиционности в наших рядах. Они уже кое-где так делают, и это сигнал, чтобы обратить внимание на эту опасности. В нашем обществе нет места традиционности. Даже несмотря на то, что девять десятых членов верят в реинкарнацию, Карму, семеричное строение и все остальное, и даже несмотря на то, что его выдающиеся члены наряду с другими распространяют эти доктрины, Общество должно всегда оставаться открытым, и ни о ком не должны говорить , что он не традиционен или не является хорошим теософом , если он не верит в них. Все, во что нужно верить, - это во всеобщее братство и его деятельность в поисках истины. Так как усилия тех, кто пропагандируют это, соответствуют второй задаче Общества, по которой любой свободен, следовать или не следовать, как он считает нужным. Можно отрицать – не категорично – реинкарнацию и другие доктрины или отстаивать веру в личного или безличного Бога, и по- прежнему, быть хорошим членом Общества, при условии признания всеобщего братства и осуществления этого на деле.
Если член общества говорит, что он должен верить в Бога, или не может верить в реинкарнацию, никто другой не должен осуждать его, проводить сравнения или указывать на труды Блаватской или кто-либо еще, чтобы показать, что такой член не является теософом. Величайшие умы на земле ломали голову над такими великими идеями, как эти, и все же, придерживаясь их, могли дальше искать истину с другими в совершенном духе терпимости.
Но в то же время, очевидно, что, вступить в общество под нашим же предлогом толерантности, и утверждать, что не надо изучать теософию, не надо исследовать массу понятий и разные философии, предлагаемых нашей литературой, - это не по-теософски, непрактично, и абсурдно, так как это бы свело на нет сам предмет нашей организации. Это – догматизм, что вытекает из отрицания и равнодушия. Мы должны изучать философию и доктрины, предлагаемые нам, прежде чем быть в состоянии выносить суждение и сказать, что они не являются истинными или что они должны быть отвергнуты. Судить или отклонять что-то прежде исследования является признаком небольшого ума или предвзятых догматиков.
Так как огромный арсенал философии, науки и этики, предложенный Е. П. Блаватской и ее учителями несет печать исследований, разумности, древности и мудрости, он требует нашего самого пристального рассмотрения для того, чтобы адекватно подойти к его принятию или отклонению.
Итак, член общества, независимо от того, как высоко или как низко его или ее положение в этих рядах, имеет право в меру своих сил обнародовать все философские и этические идеи, найденные в нашей литературе. И никто не имеет права возражать, если только выступление не сопровождается четким заявлением, что оно не было санкционировано или объявлено категоричным членами ТО. Наше общество должно быть свободным и открытым, и независимо от того, что мы по-прежнему малочисленны, потому что мы отказываемся формулировать убеждения как общество, мы всегда можем оказывать сильное воздействие.
Свидетельство о публикации №216041600491