Редакционная кухня ночной газеты

В начале 30-х годов специальным корреспондентом "Комсомольской правды" на Магнитострое работал журналист, драматург Семен Нариньяни (1908 - 1974).

Об этом трудном и яростном времени его документальные сборники "Ты помнишь, товарищ…" и "Звонок из 1930 года". Знакомим читателя с малоизвестными воспоминаниями автора.

 
"Даёшь чугун!"

В Магнитогорск направлялись в горячие командировки выездные редакции "Комсомольской правды".
На Магнитке можно было встретить специальных корреспондентов "Правды", "Известий", "Экономической жизни", "Крокодила", "Уральского рабочего"…
Жили мы дружно. Корреспондентов и литераторов не приходилось уговаривать принять участие в выпуске газеты. Увидели спецкоры вагон-редакцию в центре доменного участка и сами пришли, провели первое заседание редакции, предложили название газеты.
- Газета будет выпускаться сообща, не одной "Комсомолкой", давайте дадим ей нейтральный заголовок "Даёшь чугун!"
Горком партии утвердил заголовок. Тогда литсотрудники у газеты водились, полиграфистов - ни одного. Поэтому первый выпуск газеты "Даёшь чугун!" начинался не передовой статьей, а объявлением: "Первой в стране ночной газете требуются два наборщика, печатник и корректор. Работники обеспечиваются мягким канапе в салон-вагоне". Маленькая хитрость удалась: в Магнитке тогда было туго и с жильём, и с кадрами работников печати. На утро штат газеты был укомплектован специалистами.

"Садись чай пить…"

Быт ночной редакции своеобразен. Жили по формуле Чапаева "Приходи ко мне в полночь и за полночь… Чай пью - чай пить садись". Чайник с кипятком всегда стоял на редакционном столе всю ночь. Рядом с кипятком иногда стояло блюдечко с кусочками сахара, краюха хлеба. Люди из категории круглосуточно дежурящих на домне частенько заходили к нам на огонёк. В вагоне чисто, светло, свободное купе с диванами, где можно отдохнуть час-другой усталому человеку. К нам приходили прорабы, бригадиры, работники заводоуправления. И мы, не стесняясь, подсовывали им на прочтение газетную полоску. Чаще других правили "ляпы" и ошибки парторг домны Колбин и ночной дежурный по гаражу шофер Колышев.
Все постигали премудрости корректуры: учились чётко обозначать знаки, чтобы в их правках могли разобраться наборщицы. В свою очередь, наборщицы с трудом привыкали распознавать почерк корректоров, которых было много.

Благородная кровь

Только стороны привыкли друг к другу, как неожиданно у редактора начались большие неприятности. Его по жалобе вызвали к секретарю горкома партии для выяснения обстоятельств. Жалоба поступила от уволенного корректора газеты Орловой в форме сказочной запевки, но требовала справедливости.
"Жили в граде Москве две девушки. Работали они в типографии. Одна, Нина Орлова, корректором, вторая, Нина Дмитриева, наборщицей. Поехали они за собственные деньги в город Магнитогорск строить гигант металлургии, получили карточку учёта рабочей силы. Прадед Нины Орловой был из аристократического рода графа Орлова-Чесменского. Корректор Орлова, как человек честный, не скрывала этого, и на вопрос учётной карточки - социальное происхождение - ответила: дворянское, графиня. У второй Нины - Дмитриевой - происхождение не аристократическое, демократическое. Ей бы написать правду: рабочая, но она позавидовала биографии спутницы, тоже написала по её примеру: графиня… Я понимаю, две графини на четыре штатные единицы типографии много. Одну нужно было уволить, но какую? У какой из этих графинь вина перед своим классом больше?"

Выбор

Молодого неопытного редактора об этом и спросили в горкоме партии.
- Ту, уволенную графиню, восстановлю, эту, неуволенную, уволю.
- А завтра и эта графиня тоже запротестует. Напишет жалобу, что она графиня не по крови, а по собственной глупости, и увольнять нужно не её, другую. Что будешь делать тогда? Увольнять ту, восстановленную, и восстанавливать уволенную? Возьми лучше Дмитриеву, дай ей выговор.
Редактор так и поступил, огласив этот выговор публично…

Воспеты в искусстве

Молодёжь была на Магнитке на самых важных участках строительства, и становилась прототипами героев романа Катаева, пьесы Завалишина "Стройфронт", повестей Малышкина и Низового, стихотворений Ручьева.
Теперь имена корреспондентов и музыкантов, приехавших на строительство гиганта пятилетки, знает вся страна: композитор Матвей Блантер, писатель Евгений Воробьев и драматург Исидор Шток…
Кстати, "Песню о Магнитострое" в 1931 году Матвей Блантер написал на слова Романа Романа здесь, на уральской земле….

Новые горизонты

Работы на домнах велись в напряженном темпе.
Каждую ночь со всех участков стройки приходили уполномоченные комсомольских ячеек за газетами, рабкоры приносили заметки…
Выпуск газеты "Даёшь чугун!" скоро был прекращен. Из областной редакции газеты "Гудок" приехал редактор с новым составом полиграфистов и журналистов, а передвижная редакция отправилась в Кузнецк заниматься своим прямым делом - оказывать помощь железнодорожникам в строительстве вторых путей Урало-Кузбасса.


Рецензии
Здравствуйте, Валерий!
Очень понравились мне редакционные зарисовки,
особенно совместное производство газеты:
"Чаще других правили "ляпы" и ошибки парторг
домны Колбин и ночной дежурный по гаражу шофер Колышев".
Позабавил казус с графинями.
С уважением,
Татьяна

Богатова Татьяна   20.05.2016 22:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.