догубермановский поэт

"Неисповедимы пути господни"- в израильской библиотеке взять на свободной от записи полке

(люди, переезжающие по съёмным квартирам, а быть может и в мире уже ином- взявшие с собой единственное богатство, не считая детей и собственных мозгов,
сегодня сами или наследники их освобождаются от неподъёмных подписных и пр.
изданий- личных библиотек)

с другими, из классики античности, и эту в бумажном переплёте, изданную в СПБ
в 2005г- Лазарь Ратнер, "Отчизны дети нелюбимые"

Автор, 1932г, единственный в семье переживший ленинградскую блокаду и полумёртвым попавший в детдом, в одном рассказе описывае свою встречу с бывшим сокурстником, русским другом Бабиным из Израиля:
.........
"В общем, Бабин, меня сейчас страшит не смерть, меня страшит жизнь.
- Перебирайся в Израиль
- Дорогой мой, на восьмом-то десятке, со всеми своими болячками и сяду Израилю на шею. Что он мне плохого сделал? А здесь я с чистой совестью доем свой пенсионный хлеб и присоединюсь к маме на родном Преображенском кладбище..."

Но поразило меня в этой искренней и познавательной книге иное- стихи в рассказе "Сашок"- его сослуживца из 1969г, догубермановского поэта, сыпавшего на ходу экспромты:

"Бегут года, проходит время,
 Глаза не блещут уж огнём.
Всё больше в старого еврея
Я превращаюсь с каждым днём.
...

« Люблю я осень, а не лето,
Темно и воздух посырей,
И всем вокруг не так заметно,
Что я зачуханый еврей.»
..............................

Не курю я и не пью,
и бабьё не тискаю.
Я в стороночке стою
с неподвижной пискою
..........................

Болит в груди, немеют члены,
и прежней прыти нет в х..,
но я, товарищи, бессменно
на вахте ленинской стою!
.....................

Я тружусь, как Адам,
не прославится,
всё отчизне отдам-
пусть подавится!

Коммунизм все строят давно
кто с киркою, кто с лопатой.
Я ж болтаюсь, как г..
со своею графой пятой
.............................

Мне теперь ничего не надо,
мне за сорок,мне всё равно.
Человек в наше время- падаль,
а еврей- вообще г...
.......................

кто может постоянно красть-
тому по сердцу эта власть...
................................

Цель жизни обесценена
и мы, наверно зря
идём дорогой Ленина,
дорогой Октября

Аппарат снимает пенки,
тянут взятки главари,
их давно пора бы к стенке
или же- на фонари!
...........................
5ая Звезда...

Ай да Лёня, безобразник,
он себе устроил праздник,
5-й раз он стал героем
за сраженье с геморроем
......................
царедворцам-

сладкая моча у Леонида Ильича
............................
Так и мы подохнем в бедности
средь обманутых людей,
от тоски и от зловредности
марксиство- ленинских идей
...................

Затаив в душе обиду,
я на Красную площадь выйду,
и я крикну громко и гордо:
я жидовская морда!!!

и др.

Автор почти ничего не сообщает, кто этот "Сашок"-"лет 40 с мощными руками и крепкой шеей"(т.е. род. примерно в 1929г) и "весной 1991 на ПМЖ с женой вылетел в Израиль)
 и, заинтригованный, по одному из стихов  обратился в интернет.
 И вот что нашёл там, у автора Владимира Цыпина(тоже 1932г.рожд.):

http://www.proza.ru/2010/12/24/1024

.........
.........
  Айзенберг Александр (Алька)
               
Компанейский парень. Всегда весёлый и жизнерадостный. У него был брат, Зорька, по-моему, близнец, но закончил он  школу на год раньше нас. Жили они на Кузнечном, вход с чёрной лестницы. Дом был открытый, как у нас. Алька хорошо учился и шёл на серебряную медаль. Но однажды уже в 10 –м классе во время занятий по физкультуре на стадионе, когда нас пускали группами на беговую дистанцию, он  позволил себе сказать ......................
(открывайте сайт и читайте интересную статью)

///
Поэт экспромтов своих не записывал(Л.Ратнер)- ни книг, ни фото...
Может кому удасться узнакть больше...



ИЗ ИНТЕРНЕТА


ЛИЧНОСТЬ

Боль и радость Лазаря Ратнера

В жизни Лазаря Борисовича Ратнера сыграли важную роль два человека. Имени первой он так и не узнал – он видел ее однажды и мельком. Но она погубила его мать, младшего брата и чуть не погубила его самого.

Краснощекая девка
Итак, первой была краснощекая девка. Ее уже весной 42-го года, когда блокадный голод пошел на убыль, привела в дом мама десятилетнего Лазаря. Девка обещалась продать матери кулек клюквенных выжимок. Пока мама искала в шкафчике деньги, девка стащила со стола все
карточки на апрель: карточку мамы, карточку Лазаря и карточку двухлетнего братика Гришеньки. Это был конец…

Обессилевшая от голода мама сначала еще вставала, куда-то уходила, приносила какие-то крохи еды. Потом вставать перестала и потеряла интерес к детям и к жизни вообще.

Родственники, пришедшие проведать Ратнеров, увезли куда-то маму и Гришеньку. Больше Лазарь родных никогда не видел – ему сообщили лишь об их смерти.

В своей автобиографической повести «Вы живы в памяти моей», опубликованной во втором номере журнала «Нева» за 2002 год, Лазарь Ратнер рассказывает, как уносили братика Гришу:

«До последнего мига он смотрел на меня печальными глазами. Больше я его не видел. Где, среди каких чужих людей остановилось его маленькое сердце, я не знаю».

Лазарь попал в детский дом.
...........................
............................

М.Конюкова

фото Л.Ратнера


Рецензии