Тимур всегда с нами...

   Друзья, у меня более 159 тысяч читателей на "проза.ру" и издано 20 книг в общей серии "Морская авиация как она есть" - именно поэтому, что достаточно много людей читают мои рассказы, я посчитал своим долгом разместить два письма от Леси Севериковой, жены Тимура, которое она разослала его друзьям, чтобы они понесли эту информацию дальше. Подчёркиваю важность этого момента - не прочитали и приняли к сведению, а поделились с друзьями, и попросили их передать этот факел жизни Тимура Апакидзе как можно большему количеству людей. Тем более, приближается 4 марта - день рождения Тимура.

   Но сначала приведу две рецензии на пару моих рассказов о своём правом лётчике и друге, Герое России Юрии Лончакове, у которого день Варенья тоже 4 марта, и у которого мне посчастливилось быть первым командиром полка по выпуску из училища, командиром экипажа, первым тренером по каратэ и горным лыжам, и я же приохотил его к парашютизму. Сейчас Юра - начальник Центра Подготовки Космонавтов России им. Ю.А. Гагарина, имеет чёрный пояс по айкидо, мастерски владеет горными лыжами и совершил более 500 прыжков с парашютом.

    Прошу обратить внимание на дату написания обеих рецензий - 12 апреля 2016 г.,
т.е. их автор счёл необходимым перечитать эти рассказы именно в день Космонавтики и сразу высказать своё мнение о них.

    Рецензия на «Привет из Космоса или сказ про Юркины драки» (Полковник Чечель)

    Прекрасный рассказ и как всегда поучительный. И не только для молодежи.
А Юрий Лончаков действительно является авторитетом в Звездном городке. И драться
на политическом и карьерном поприще он тоже научился неплохо. Жизнь такая. А
учиться он умеет.
С уважением Василий Лесников.

Василий Лесников   12.04.2016

   Рецензия на «Тернистый путь к звёздам космонавта Лончакова» (Полковник Чечель)

   Мне кажется, что только такие откровенные рассказы и помогают молодежи
не только выбрать правильный путь в жизни, но и позволяют ей не свернуть с избранной дороги.

С глубоким уважением, Василий Лесников.

Василий Лесников   12.04.2016

+ добавить замечания

    Василий, Благо Дарю, за отзыв ! Полностью с Вами согласен насчёт Вашего высказывания про молодёжь.

    Вы не представляете, сколько мне пришлось выдержать боёв, как Юриному первому командиру полка и экипажа, доказывая некоторым высокопоставленным дядям, что Юрин отказ от четвёртого полёта в космос имел под собой веские основания, но никак не из-за "трусости", в которой эти дяди его обвиняли.

С уважением, ВВЧ.

    Вы видите, как много значит для молодёжи иметь перед глазами в качестве примера не книжных героев или героев киноэкрана, а живых реальных людей, по жизни которых можно строить и свою жизнь. И наш долг тех, кто жил и общался с такими людьми, стараться рассказать о них молодому поколению, чтобы помочь им выбрать свой путь и стать достойными сынами нашей великой Родины.

    В первом письме Леся прислала видео, как Тимур прощается с детской секцией каратэ в Крыму, которую он вёл в дополнение к основной секции с лётчиками и техниками, когда произошёл распад Советского Союза. Но звук на видео очень низкого качества, поэтому к фильму прилагается текст:

                Ребята!

   Я, честно говоря, не ожидал, что прощаться с вами будет так тяжело.
Секцию вашу я организовал в 1989 году в марте месяце не для того, чтобы вырастить из вас головорезов. Мы преследовали совершенно другие цели.

  Дети - это будущее любого народа, в том числе и нашего. Тем более что в те годы мы не делились на украинцев, русских, грузин и другие народы. И мы хотели вас видеть крепкими, сильными и счастливыми, чтобы будущее ваше было более светлое, чем у нас, ваших отцов.

   Трудно с вами прощаться потому, что в каждого из вас вложена частица своего сердца, своего труда, вы уже стали родные, честное слово!

   Мое поколение, к сожалению, оставляет вам наследие, которое тяжелой ношей ляжет на ваши плечи. Если эти плечи будут хрупкими, можно не выдержать, можно сломаться.

   К сожалению, на закате нашего ХХ века, наряду с эрудицией, большим объемом знаний, необходимы крепкие руки и ноги, чтобы уметь постоять за себя, за своих близких, за тех, кто рядом с вами. Только сильными, духовно, нравственно и физически, вы сможете выдержать то, что будет отведено судьбой вашему поколению. Сейчас трудно это представить, но то, что вам будет нелегко в жизни, это я вам обещаю совершенно твердо. И я надеюсь, что вы будете сильнее и измените эту нашу жизнь, которую и жизнью-то не назовешь на сегодняшний день, на действительно полнокровную и счастливую, чтобы из нашей страны не бежали светлые головы и умы, а чтобы в нашу страну считали за честь попасть жить и работать.

   Я уверен, что ваше поколение будет лучше, чем наше. Нас растили на совершенно других принципах. Не надо осуждать своих отцов - им сейчас очень тяжело. Ушли все нравственные, моральные ориентиры, не на что, честно говоря, опереться. И мое поколение, которое было взращено на определенных традициях, сейчас испытывает не просто дискомфорт, а мучения - мучения совести. Мы практически лишились Родины. Я всегда гордился, что являюсь сыном двух великих народов - русского и грузинского. А теперь получилось, что у меня мать и отец живут в разных иностранных государствах, ну а я нахожусь в третьем.

    Три человека сели в Беловежской Пуще и за нас решили, как нам жить дальше. Обратно это уже не вернешь, но я уверен, что вы вырастете настоящими гражданами того государства, в котором будете жить.

     Для моего поколения от Петропавловска Камчатского и до Тбилиси - это все будет Родина, и делить её на Россию, Украину, Грузию я уже не буду, как и большинство моих товарищей, соратников по оружию, независимо от того, в какой армии мы будем служить.

   Еще раз говорю - поймите своих отцов - им очень тяжело. Война - это страшное испытание доя любого человека. Но на той войне, которая 50 лет назад была, там каждый знал, что за его спиной Родина, его окоп, а впереди враг - не вымышленный, а настоящий. А сейчас нас заставляют воевать самих с собой. Такое впечатление, что вся наша страна находится, как самолет, в перевернутом штопоре. Только из самолета можно выпрыгнуть, а здесь выпрыгнуть некуда.

    Задачей нашей секции была не только тренировка техники каратэ, главной целью было, чтобы мальчишки стали настоящими мужчинами, гражданами и защитниками своего Отечества. И чтобы ваши души не затронула ненависть. Это страшное чувство, которое разъедает душу и может стравить любой народ с любым народом. Очень хочется верить, что мы с вами этого не увидим.

    Не надо думать, что секция каратэ на этом заканчивает свое существование. Вам будет трудно определенный период, трудно не потому, что я незаменимый, трудно потому, что в вашем возрасте первый учитель - это как первая любовь. Можете спросить у старшей группы. Когда от них ушел первый тренер Рашид Шамшутдинов, как тяжело они привыкали ко мне. Так и вам придется через это пройти.

    Секция была, секция есть, секция будет. В ноябре к вам придет Владимир Ильич Гаврилкин, мастер каратэ, и он поведет вас дальше вместе с Юрием Ивановичем Демидовым. У этих двух офицеров есть все, чтобы сделать вас настоящими сынами и дочерьми своего Отечества.

   Я сегодня улетаю. Но частицу своего сердца я оставляю здесь. Я хочу, чтобы вы знали, что там, в России, есть человек, который вас помнит и любит.

   Спасибо вам за то, что вы есть такие. В моей памяти вы останетесь, честное слово, навсегда. Никого из вас я не забуду. Мне очень жаль, что я с вами поработал так мало. Я обещал заниматься с вами 7, 10 лет, но не мог предвидеть, что придется отсюда уезжать. По возможности, когда я буду сюда приезжать, я буду с вами заниматься. Я вас учить буду, вы меня учить будете, потому что я учил вас и учился у вас. Во многих из вас я узнавал ваших отцов. Это мне помогало в работе с ними. И, глядя на сыновей и дочерей, я лучше понимал и узнавал их родителей. Больше узнавал, что происходит в их семье, какие там устои и традиции. Мне было легче работать, спасибо вам и за это.

   Если вы меня уважаете и верите, то запомните, что каратэ - это как путь в жизни. Оно поможет вам идти по этой жизни, в которой будет очень трудно. Мое и предшествующее поколение много наворотили, расхлебывать придется вам. И от вашего мужества, от вашей выносливости, от вашей нравственной чистоты зависит, какой эта жизнь будет - и для вас, и для тех, кто рядом с вами.

    Юрий Иванович, тебе доверяю наших детей.
Счастливо вам!

Крым Саки8 июн. 1992
Отправлено с iPad

      Это письмо из архива Александра Белунова, брата Жени Белунова. Саши не стало 22 июля 2014 года, письмо нашла его жена Алла.
    Женя погиб 12 сентября 1977 года под Сиверской, ему было 23 года. У Жениной мамы 11 сентября был день рождения, и Женя отправил её подарок. Посылку от сына она получила после его смерти...

   "Здравствуйте, Анастасия Васильевна и Алексей Васильевич!

   Сегодня, ровно год назад, погиб ваш сын, мой друг Женя. Прошел год, говорят, время сглаживает все, лечит и т. д., но мы с Лешей (Власовым - прим. Л.С.) этого не почувствовали. Так же, как и год назад, при мысли о нем сдавливает виски, становится трудно говорить. Еще тогда хотели написать вам письмо, но вам и без нашего крика было очень плохо. И вот через год, в день его гибели, не могу не писать вам.

   В это время в прошлом году мы сдавали экзамен на зрелость как люди и как воины. Шли учения. Днем мы летали, по ночам ревели в подушку. Летали как в бреду, пришлось задавить в себе все эмоции, чувства, чтобы не уйти вслед за Женей. Заменить нас было некем, да я и горло бы перегрыз каждому, кто попытался бы вынуть меня из кабины в тот момент. Со смертью близкого друга во мне появился какой-то стальной стержень. Если теперь на взлете передо мной взорвется мой товарищ - включу форсаж и пойду на взлет, а раньше навряд ли смог бы.

   Вы написали нам с Лешей письмо с просьбой не забывать Женю. А возможно ли его забыть? Его фотография висит у меня над кроватью, каждый день он молча провожает на работу и молча встречает. Где бы мы с Лешей ни были, он везде с нами. Мы решили и летать за троих, и жить за троих, и любить за троих. По какому бы случаю мы ни собирались за столом, мы поминаем его, просто посмотрев друг на друга. Это наш друг, и это наш молчаливый тост, и ни с кем мы его не делим.

   Погиб ведь не только ваш сын, наш друг, - погиб замечательный в будущем летчик, широкой души человек. Наша профессия не всегда ведет к долголетию, Женя не первый, кого мы потеряли, и, к сожалению, далеко не последний. Но такой встряски, как после Жени, еще не видел. Летчики, воины его эскадрильи, ревели в столовой. Говорят, мужчины не плачут, - ведь это не так. Когда учения закончились, мы пошли в ресторан, и тут всех прорвало, окружающие, к счастью, не удивлялись, видимо, поняли.

   Простите меня, Женины папа и мама, что ворошу  ваши раны, но уже год меня мучает эта невысказанность. Очень жалею, что не познакомился с вами ранее, вообще о многом жалею. Даже о том жалею, что не женат был Женя, что не осталось от него малыша. Может, я и неправ, но когда слышу: "Слава богу, покойник холост был", - мне становится жалко таких людей. Ничего, кроме памяти, от человека нет. А ведь ребенок - продолжение жизни своих родителей.

   Если у меня будет жена и дети, уже знаю, как будут звать первенца.
   В конце сентября буду у вас. Постараюсь и с Сашей встретиться. Сейчас нахожусь в санатории ВВС под Сочи, 18 сентября поеду в Ейское училище (по работе) и затем приеду в Москву.

   Еще раз прошу вас  не сердиться на это письмо, на меня.

   До свидания, с уважением, Тимур.

12 сентября 1978 г.

    ГОРЬКО ОСОЗНАТЬ ТОТ ФАКТ, ЧТО УЖЕ НИ САМОГО ТИМУРА, НИ ЛЁШИ ВЛАСОВА, НИ
ЖЕНИ БЕЛУНОВА НЕТ В ЖИВЫХ, НО СВЕТ ОТ НИХ ИДЁТ ЧЕРЕЗ ГОДЫ...

   Поэтому я думаю - это наша СВЯТАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ВСЕХ РОДИТЕЛЕЙ, которые имеют детей, дать им прочитать эти два письма, и если ребятам что-то будет непонятно, высказать свои комментарии.

   На фото - так совпало, что в очередной раз я приехал к Тимуру в гости в день третьего катапультирования (с МИГ-29уб) Заслуженного лётчика-испытателя Анатолия Квочура, с которым за "компанию" вышел на свежий воздух, естественно чуть раньше, старший штурман полка подполковник Омелаенко, т.к. Анатолий был в этом полёте инструктором. Через два дня Апакидзе попросил отыскать моего друга барда Константина Фролова, жившего в селе Ильинка 30 км севернее города Саки и пригласить его поднять настроение Анатолию Квочуру, на которого, всё шло к тому, собирались повесить эту аварию, а заодно и себя повеселить.

   После ночи, проведенной в номере под гитару с употреблением "русского чая" прибывшими аборигенами, совершенно трезвые Тимур и Квочур запихнули не совсем трезвые тела двух вышеназванных товарищей в вертолёт МИ-8, и дабы они скорее пришли в себя, отправили их на авианосец "Тбилиси", проходивший ходовые государственные испытания в Чёрном море. Финал этой истории описан в моём рассказе "Экстрим по-военному".

   Апакидзе после этого случая попросил меня, по возможности, когда еду к нему в гости, захватывать и Константина Фролова, что я и делал. Здесь Вы видите "спарку" СУ-27уб № 20. Тимур при очередном нашем приезде велел поэту, композитору, исполнителю и лётчику-спортсмену на ЯК-52  Константину Фролову залезть в переднюю кабину, дабы тот ощутил обзор из кабины лётчика для последующего вдохновения в написании песен, а мне предложил сесть в заднюю, дабы "маэстро" знал, что так просто самолёт ему угнать не удастся. Сам Тимур в момент снимка стоит впереди с фотографом полка Виктором и зорко следит, чтобы какой-нибудь ретивый техник не вздумал убрать колодки из колёс. Так на всякий случай, ведь эти двое тогда были из "чужой" страны. Сейчас передний уже вернулся на Родину, (после присоединения Крыма), а задний об этом только мечтает. Но я верю, когда-то эта "дурня" кончится, и мы вновь станем одним народом...

   П.С. Для ИНФОРМАЦИИ - военный лётчик и линейный пилот Риф Рафиков (Екатеринбург) написал в содружестве со мной сценарий фильма о Герое России Тимуре Апакидзе под названием "АВИАНОСЕЦ". Причём Риф сделал его в двух вариантах: односерийный художественный фильм и телевизионный из восьми серий.

   К кому мы только не обращались, начиная от Министра Обороны и кончая Крымской киностудией. Везде один ответ: "Да, интересно, да, нужно, но на подобные проекты нет финансирования". Может у нас найдутся богатые люди, понимающие, что на воспитании молодого поколения нельзя экономить, ведь это наше будущее? И что такие люди как Тимур рождаются раз в столетие, и просто преступно не использовать его образ для воспитания наших детей, как будущих защитников нашей Родины.

   Друзья, я только вчера опубликовал два письма Тимура, которые прислала Леся в память о своём муже. Я не питал иллюзий, что все оценят важность этой информации для воспитания собственных детей. К сожалению, не все способны сохранить верность мечте или видеть дальше своего носа. Я это сужу по некоторым своим однокашникам или однополчанам. Они уже забыли, что когда-то летали, а дети выросли, что их воспитывать? Их уже не волнуют книги с самолётом на обложке и разговоры про авиацию. А в основном, заботит собственное здоровье, урожай на огороде, да прибавка к пенсии. Но  ведь есть же внуки, есть Родина, в которой им жить.

   Но слава Богу, что таких людей меньшинство. Для многих эти два письма Тимура упали в благодатную почву и они дадут свои правильные плоды в будущем. Вот отзыв моего ученика по горным лыжам и друга Юры Ивженко, папы двух девочек:

   
Re[3]: Fwd: Re: Книга
Yuriy Ivzhenko <darkdiamond@bk.ru>
Кому: Василий Чечельницкий

сегодня, 21:22

Я снимаю шляпу перед Тимуром и Вами.
Такое мог сказать только Великий человек.
И не менее Великий человек смог все это сохранить и поделиться с другими.
Благодарю!


Суббота, 16 апреля 2016, 3:12 +03:00 от Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru>:

Тимур всегда с нами...

   Вот абсолютно правильная оценка того наследия, что оставил нам Герой России Тимур Апакидзе, несмотря на то, что он ушёл так рано...

   Василий Васильевич, Ваши произведения наполнены духом одного человека - человека, который стремится к познанию, и я рад читать Вас! Почему мы не можем все стремиться к чему-то? Почему у нас Ваш образ жизни вызывает восхищение, а не норму? Почему стремление к духовному воспринимается как геройство, а повседневная глупость и устремления к шаблонам - это норма?

Можешь Вы поможете мне ответить на эти вопросы?
Я понимаю, что они требуют ответа только для себя, но может быть хоть натолкнете?

С уважением, Виктор.

   П.С. Re: Письмо Тимура
Василий Ершов <vas-ershov@mail.ru>
Кому: Василий Чечельницкий

сегодня, 15:15
Спасибо, Василий Васильевич! Я гордился бы знакомством с таким Человеком! Завидую Вам.

Все мы бьем в одну точку: чтобы новый человек России оставался Человеком всегда.

С уважением, Василий Васильевич Ершов.

   


Рецензии
"Все Мы бьём в одну точку:
чтобы новый человек России
оставался Человеком всегда!" -
Тяжёлая это работа:
"И вечный бой,
покой нам только снится".
Я Островский, родился по паспорту
в Грызавино, рядом с Гороховым озером
и аэродромом Веретье.
Жена у меня Крымчанка.
С 1991 по 1997 семья жила в Крыму,
дети ходили в гарнизонную школу
в Гвардейском. Там тогда стояла
морская авиация ТУ-16.
А в Саках учились лётчики для
наших будущих авианосцев.
В разгар ЕБээНовской смуты
пришлось покинуть "Остров Крым"
и вернуться на "историческую
родину" в Солнечный Скабаристан -
край вечнозелёных помидоров.
"Крым Наш!" нашим сделало
уже другое поколение.
Но, я родился в Советском Союзе
и Душа всё равно болит
и за Грузию и за Украину,
и за Россию. Как говорится,
"Всё не так, ребята,
всё пошло не так".
Дай Бог, чтобы тем,
кто идёт по жизни вслед
за нами, удалось
сделать жизнь
лучше.
Здоровья Вам
Василий Васильевич!

Василий Овчинников   17.07.2016 07:12     Заявить о нарушении
Василий, спасибо за отзыв. Полностью с ним согласен и верю, что настанет время, когда мы славяне будем жить одной страной и народом.

С уважением, ВВЧ.

Полковник Чечель   17.07.2016 08:52   Заявить о нарушении
Как у нас в деревне говорили,
Всё бывает,
Бывает и брат брата
с топором вокруг дома гоняет.

Василий Овчинников   17.07.2016 12:41   Заявить о нарушении