Что хранится в лысой горе?

Самарские
краеведы
провели перепись
культовых валунов.
В ОБЛАСТИ НАЙДЕНО ШЕСТЬ
ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСОВ И ТЫ
СЯЧИ КАМЕННЫХ ИЗВАЯНИЙ. ПО
МНЕНИЮ КРАЕВЕДА, ИСТОРИКА
И ПИСАТЕЛЯ ЕВГЕНИЯ БАЖАНО
ВА, ОНИ СОСТАВЛЯЮТ ЕДИНЫЙ
КУЛЬТОВЫЙ ОБЪЕКТ СИМВОЛ
ПРОТЯЖЁННОСТЬЮ ОКОЛО 210
КИЛОМЕТРОВ.
ПОМЫТЬ «БЕЛУЮ
ЛОШАДЬ»
Ещё много лет назад зна-
ток камней академик Ферсман
выдвинул научную гипотезу о
возможности существования
формы жизни, основанной на
кремнии. Наши предки про-
веряли «разумность» камней
опытным путём - иначе почему
тогда повсюду в мире сущест-
вуют однотипные каменные
памятники, связанные с ка-
ким-то культом, ритуалом, или
обычаем? Видимо, наши праот-
цы были на 100 процентов уве-
рены в том, что камни имеют
разум и душу. По древним ве-
рованиям, камни с душой были
способны исцелять родниковой
водой, бьющей из-под них, или
дождевой, накапливающейся в
ямках-«чашках». Иногда вода
из лунок использовалась не для
лечения какой-то конкретной
болезни, а скорее как общеоздо-
ровительное средство. И сейчас
люди настаивают воду на неко-
торых видах камней, от чего она
становится целебной.
В годы падежа скота и неуро-
жая вокруг культовых валунов
справляли обряд опахивания.
Жители Сызранского района
рассказывали, что ещё в 70-
80-е годы ХХ века, когда летом
была засуха, директор совхоза
приказывал выдавать женщи-
нам мыло, полотенца, ведра и
отправлял их мыть камень «Бе-
лая лошадь». Через некоторое
время всегда начинался дождь.
- В ходе ритуала вызывания
дождя валуну надо было сде-
лать подношение в виде живых
продуктов - яиц, рыбы и т.п.
Потом со специальным приго-
вором, обильно поливая водой,
его помыть. И не было случая,
чтобы не сработало, всегда по-
лучалось - начинался дождь, -
до сих пор удивляется
краевед Игорь ПАВЛОВИЧ, который
сам не раз участвовал в прове-
дении этого ритуала.
Ещё один культовый камень,
находящийся возле села Смоль-
кино, долгое время формиро-
вал... микроклимат района.
Пока его не свалили местные
трактористы.
- До того момента,
когда «Бабай-тюале»
был опрокинут, кли-
мат в этой местности
был более влажный,
достаточно часто шли
тёплые дожди, - рас-
сказывает Павло-
вич - Жители могли
выращивать тепло-
любивые и влаголю-
бивые культуры. По-
сле того как камень
«уронили», стало бо-
лее засушливо, более
жарко, в результате от
многих культур, в том числе и от
арбузов, пришлось отказаться...
Одним из наиболее насы-
щенных сакральными валуна-
ми районов России считается
Карелия. А в ростовских степях
есть движущийся Цыган-ка-
мень. Неподалёку от села Гор-
дище под Переславлем-Залес-
ским есть свой дольмен-гуляка
- Синь-камень весом 12 тонн.
Сейчас он находится на берегу
Плещеева озера, однако прежде
лежал возле Борисоглебского
Надозёрного монастыря. Релик-
ты такого рода есть и в других
районах России. А самый из-
вестный дольмен (Гром-камень)
длиной 16 м, шириной 8 и высотой
8 м был заложен в основание памят-
ника Петру I в Питере.

ГДЕ КАЗНА ЗАРЫТА?
Образ «камня камней» сохра-
нился в русских легендах и сказ-
ках под именем Алатырь-кам-
ня. Шла молва о том, что под
камнем лежат тайные клады,
говорили о разнообразных клю-
чах, которые под ним хранятся,
- для магической силы или от
страны вечного лета. Прятали
Алатырь-камень то на дне реч-
ном, то на дне морском, но ча-
ще всего на высоком
острове Буяне. Евге-
ний Бажанов выска-
зал предположение,
что Алатырь-камень
находится в нашем
крае, на Лысой горе,
или даже сама гора
и есть легендарный
камень.
- Все приметы
особо почитаемого
россами места нали-
цо: множество род-
ников, вытекающих
из-под горы, огром-
ное количество змей,
выбирающихся на камни на
склоне, - рассуждает краевед.
Кстати, он уверяет, что вол-
хвы и их приверженцы охраня-
ли своё главное святилище не
только как место общения с бо-
гами, но и как место хранения
казны. Это был своеобразный
банк, где хранился неприкосно-
венный запас на случай «чрез-
вычайных ситуаций».
СОВРЕМЕННИКИ
ПИРАМИД
Ещё в шестидесятых годах
прошлого века в самарском
регионе встречались редкие
камни весом в несколько тонн и
размером с автомобиль. Откуда
они взялись в степи или среди
леса? Загадка. С 2008 г. энтузиа-
сты во главе с Бажановым ведут
учёт самарских дольменов. Ма-
териальные следы россов - так
Бажанов называет народ, жив-
ший, по его мнению, в Среднем
Поволжье во времена пирамид,
- разбросаны по степям и ле-
сам нашего края. Все каменные
артефакты обработаны руками
человека. Это подтвердили
самарские скульпторы Алексей
КУЗНЕЦОВ и Иван МЕЛЬ-
НИКОВ.
 Многие сработаны из
кремния или окварцованного
песчаника - эти породы, по сло-
вам скульпторов, не поддаются
и современным инструментам.
- Под камнями - мягкая по-
рода, значит, камни привезены,
- подтверждает версию вмеша-
тельства человека в «жизнь кам-
ней» геолог Александр КОНО-
ВАЛОВ.
На границе Елховского и
Красноярского районов крае-
веды обнаружили целый храм
солнцепоклонников. Вокруг
- простор, поля, а на неболь-
шом возвышении огромные
камни, которые при внима-
тельном взгляде оказались
творением рук человека. Кам-
ни весом от двух до пяти тонн
выложены кругами - символ
«Коло-солнце». Внутри рас-
положен камень с рукотвор-
ными ямками для жертвенных
напитков. На поле таких кругов
с десяток. Многие камни по-
крашены известняком. На де-
сятках камней видны сколы и
одинаковые углубления от ору-
дий древних камнетёсов. Есть
камни со сверлёными углубле-
ниями. Важно, что часть кам-
ней обкопана, видимо, древние
святилища подновлялись спу-
стя тысячелетия после строи-
тельства.
ОКО БОГА?
Пару лет назад Бажанов на-
шёл объект, который назвал
Глаз Бога. Рельеф местности
образует огромный земляной
треугольник, в него «вписан»
глаз, который краевед
считает Оком Хороса,
одного из богов россо-
ариев. Кстати, подобное
изображение Хороса -
треугольник с глазом -
мы можем во множестве
видеть на русских избах с
традиционной деревян-
ной культовой резьбой.
Для подтверждения
необычного характе-
ра артефакта краевед
пригласил учёных. Они
измерили индикатором гео-
физических аномалий, раз-
работанным в Уфимском го-
сударственном техническом
университете Юрием Кравчен-
ко, поле внутри и вокруг Ока.
В треугольнике у подножия
кургана излучение достаточно
высокое, но стоило сделать не-
сколько шагов, подняться на
вершину, как оно возрастает в
три раза.
Кстати, учёные уверяют, что,
прогуливаясь между древними
камнями, можно поправить
здоровье. Ведь камни служат
аккумуляторами энергии, взя-
той у самой матушки земли. И
наши прапрапредки приезжали
в места, подобно нашим хра-
мам и Аркаиму, как мы едем в
южные края - подзарядиться
энергией.
Светлана ЕРЕМЕНКО
От камня «Бабай Тюале» зависела погода в районе.
Надписи на камне высече-
ны тысячелетия назад.
No 15, 2016 г.
WWW.SAMARA.AIF.RU
Игорь НОСКОВ, профессор:
- Если наро-
ды, живущие
в Европе, ис-
числяют свою
историю ты-
сячелетиями,
то нам долгое
время навязывалась норманская
теория, согласно которой исто-
рия нашего народа начиналась
с пришествия варягов. Процесс
освоения целого неизведанного
пласта истории, поднять который
взялись местные энтузиасты,
если не перевернёт сразу наши
представления об истории, то
накопит некую массу знаний,
которая в конце концов, воз-
можно, и поменяет устоявшуюся
историческую концепцию.
КОММЕНТАРИЙ
ГУЛЯЯ У
ДРЕВНИХ
КАМНЕЙ,
МОЖНО
ПОПРАВИТЬ
ЗДОРОВЬЕ.


Рецензии