Птичий плёс

     На реке Чусовой встречаются названия, говорящие о том, чего не стало. Например, есть Стерляжий перебор у камня Омут за Нижней Ослянкой – когда-то в Чусовой водилась стерлядь! Года два назад сделана попытка восстановить её численность.
     Или взять камень Лебяжий выше Староуткинска. Наверняка на Чусовой раньше были лебеди.

     О том же и сказ есть у Павла Бажова. А сколько на Чусовой Журавликов - камней и ручьёв! Есть и чусовская дуга - Журавлиное Горло. Вы видели на этой реке журавлей?
     Сейчас можно увидеть разве что уток да цапель.

     Если Вам интересно наблюдать за жизнью диких птиц, на Реке Теснин есть уникальное место - Птичий плёс. Летом к нему можно добраться по велосипедному маршруту "Дикая Птица". Маршрут проложен специалистами Природного Парка "Река Чусовая" от Староуткинска до камня Журавлёв. Зимой на Птичьем плёсе можно осмотреть красивый боец Лебяжий.

     *** ПУТЬ НА ПТИЧИЙ ПЛЁС ***

     На Зимнюю Чусовую мы отправились от деревни Волыны на лыжах. Рассвет скрылся в облаках. На северо-восток, через поле с перелеском, вышли к Шалинскому тракту. За ним на старой лесной дороге нас встретил заснеженный лес. Он красив, даже если весь день выдаётся не очень-то солнечным. Иногда небо пронзительно синело, и белоствольные берёзы казались голубыми.

     Мы спустились до Крутого Лога и по нему попали на левый берег реки. Под облачным небом расстилалась белая ворга, замёрзшая река – вечная Чуоси.
     В ней соединились Инь и Янь уральских гор: воины-бойцы, каменные богатыри-великаны с мужественной красотой - и женственность реки, обтекающей бойцов.

     От устья Крутого Лога наш путь лежал на север, вниз по Чусовой. Слева над берегом нависала Подсиняя гора. Затем река повернула к северо-западу и на излучине показались небольшие скалы безымянного камня. От них начался почти прямой участок Чусовой длиной в два километра. Вскоре мы достигли камня Темняш, а в конце этого участка нас дожидался камень Журавлёв.

     "Темняшами" на Реке Теснин называют камни-призраки. Как правило, "темняши" неприметны из-за тёмного или серого цвета горных пород, либо скрыты лесом. Темняш оказался грудой серо-коричневого камня интересной формы, будто на берегу улеглась большая морская звезда.

     Наконец, мы подошли к протяжённому пологому камню, высотой около двадцати метров. Поверху он порос лесом. Это был камень Журавлёв. На его склонах, как на крыльях, весной и летом располагаются "птичьи" места.
     Чусовая близ него снова поворачивает на север и дальше начинается Птичий плёс. К Журавлёву со стороны Шалинского тракта, от развилки на Староуткинск, подходит лесная дорога.

     Название этого камня, полагаю, происходит от красивой птицы с длинной шеей. Над Чусовой идут пути миграции птиц, осенью и весной пролетают стаи серого журавля, уток, серых гусей.
     Предохраняясь от хищных птиц и охотников, стаи летят на фоне стен бойцов, местами невысоко над водой. Они стараются стремительно промелькнуть в предрассветный час.

     Видимо, на Журавлёвом камне им было удобно делать передышку. Интересно, что река Дарья, впадающая в Чусовую ниже, в черте Староуткинска, раньше у манси называлась Тарыг-я, "Журавлиная река".

     По Птичьему плёсу мы через полтора километра дошли до красавца бойца Лебяжьего.
     Зимой удобно рассматривать скалы. Не мешают деревья и кусты, лес на склонах прозрачен. Снег подчёркивает поверхность камней, уступы и разломы. Миновав по правому берегу устье речки Лебяжки, мы любовались огромной застывшей птицей.

     Боец Лебяжий подходит к берегу массивной каменной стеной, высотой до тридцати метров. Его склоны из светло-серой породы. Покрытые хлопьями снега, они были похожи на лебединые крылья. В северной части у берега заметны небольшие наклонные плиты. Лебяжий - ботанический и геологический памятник природы.

     *** ЛЕБЕДИНЫЕ НАЗВАНИЯ ***

     Почему камень назвали Лебяжьим? Гнездились ли здесь лебеди?
В романе "Золото бунта…" А. Иванов так пишет об этих местах:

     "Пустым, распуганным стоял Птичий плёс, растянутый от зарытого в лесах камня Журавлёв до горделивой стены бойца Лебяжьего. Говорили, что когда тобольский дьяк Семён Ремезов вёл первый железный караван, его корабли здесь врезались в гусиные стаи, как в перину".

     Гусей серых, знать, много селилось – да кто ж их с белыми лебедями спутает?
     Древние уральские предки глубоко почитали утку (лебедя) – как проявление высших сил. Гуси-лебеди попали в русские сказки от Утки - прародительницы мира из преданий финно-угорских племён о происхождении Вселенной.

     "Лебединые" названия рек сохранились в Пермском крае – Усьва и Юсьва, названные от коми-пермяцкого "юсь" (лебедь). Осенний праздник хантов, посвященный отлету лебедей, называется Проводы Лебедя. В священных местах для ритуала собираются нарядно одетые люди и кладут подарки для Лебедя у горящего костра.
     Когда-то и Чусовая была "лебединой" рекой. Возможно, Лебяжий был священным местом либо на нём действительно встречались лебеди.

     Богиня, принявшая участие в сотворении мира, в мифах манси именуется Калтась-эква, она же Торум-сянь (Земля–матерь). Калтась – "пробуждающая, рождающая, создающая". Она оказывает помощь беременным женщинам и роженицам. От неё зависит, по преданиям, от кого из ранее умерших старших родственников новорожденный получит душу.

     Это и Матерь-Земля, и предок фратрий, и Жизнеподательница. В "земляной" ипостаси Калтась является белой зайчихой. В родильном обряде манси шьется одеяльце из шкурки зайца - для первой люльки.

     Гусь или лебедь – это "небесно-водная" ипостась богини материнства. Сохраняя священный белый "березовый" цвет, она ходит зимой в заячьем наряде, а летом – в лебедином.
     Лебедь – священная птица. И древние охотники лебедей не трогали.

     Этот завет раньше соблюдался. Павел Бажов замечает в "Ермаковых лебедях", что на ворота в старину ставили деревянных лебедей.
      Уральцы верили: "Кто ненароком лебедя подшибёт… беспременно нежданное горе тому человеку случится… Коли оплошает охотник из старателей… удачи на золото после того не станет".

     В книге "О Васильево-Шайтанском заводе" в 1892 году священником А. Топорковым сказано: "Лебедей здесь не бьют, ибо, по существующему предрассудку, убийство лебедя влечёт за собой неминуемую беду".

     Теперь, когда перебили почти всех лебедей, мы всё ещё надеемся на лучшую жизнь?

     *** К БОЙЦУ ВИНОКУРЕННОМУ ***

     У бойца Лебяжьего оканчивается Птичий плёс, река поворачивает западнее на перебор Лебяжий. Перебор заканчивается небольшим камушком Складки с разбросанными небольшими скалами. Одна из скал с круто изогнутыми дугами пластов поразила меня. В центре одной из дуг можно отыскать маленький грот.

     От Складок мы вышли к стоянке Природного Парка у бойца Винокуренного.  Его гигантская каменная Подкова виднелась вдали. Природный парк проложил экологическую тропу с лестницами от стоянки к вершине бойца.

     Всё вокруг было белым-бело. Живописный безымянный утёс перед Винокуренным мы назвали Беляш (не-Темняш).
Отправиться к Волынам на обратный поезд мы решили другим путём - по дорогам через Шалинский тракт. Наш поход к "лебединым" местам был окончен.

     Эх! Нам бы вернуть лебедей! Только раз на Чусовой я видел их стаю, которая взлетала с шумным хлопаньем крыльев. Видели лебедей на Лысьвенском пруду. Увижу ли их когда-нибудь на Лебяжьем?

     А знаете, почему лебеди белые?
     Древние люди знали ответы. Преданием хантыйского народа о лебедях поделилась Оксана Волокитина, преподаватель детского сада:

*** СКАЗКА ДЕТСКАЯ.  ПОЧЕМУ ЛЕБЕДИ БЕЛЫЕ? ***

     Давно это было. На земле только-только первые четвероногие звери и двукрылые птицы появились.  Собрал в один из весенних дней Вой Турам, Дух Лесных Зверей и Птиц, своих подопечных всех вместе и говорит:

- Хочу каждому из вас отдельный цвет дать. И вам веселей будет, и мне приятней вами любоваться. Ну, говорите, кому какой цвет нужен!

- Мне – черный! – крикнул крепкокрылый горбоносый турпан.
- Мне – серый! – загоготал гусь.
- Мне – все цвета радуги! – закряхтел широконосый соксун.

     Крики так и неслись со всех сторон. Вой Турам тут же исполнял желание птиц, они на глазах преображались и, радостные, улетали прочь. Остались только лебедь с лебедихой, имевшие тогда невзрачный бурый цвет.

- Ну, а вы какой хотите? – спросил Вой Турам. – Всех я уже осчастливил, - а вы-то чего молчите?
- Думаем! – дружно ответили лебеди.- Думаем.
- Ну и как – надумали?
- Надумали, Вой Турам. Мы хотим стать белыми!
- Хм… Интересно. Это почему же?

- Потому что мы любим друг друга, не можем жить один без другого. И хотим, чтобы наша любовь была чистая-чистая! Как только что выпавший снег….
- Хм… Ну коль и вправду не можете жить друг без друга, то и перекликайтесь меж собой всегда так: "Хо-танг? Хо-танг?", то есть "Где ты? Где ты?" - чтобы, значит, никогда не терять друг друга…

     Махнул Вой Турам своей волшебной рукой, и лебеди тут же превратились в белоснежных красавцев. С тех пор они и кричат всегда "хо-танг? хо-танг?", и любят друг друга до самой смерти, и жить друг без друга не могут…

©Михаил Латышев

В рассказе использован материал:
1. Сказка "Почему лебеди белые?" Автор Оксана Волокитина, преподаватель детского сада "Сказка" г. Ханты-Мансийск, http://stranamasterov.ru/node/427644


Рецензии
Здравствуйте, Михаил!

С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2016/04/28/164 - для новых авторов.

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   14.05.2016 10:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.