Здесь могла быть ваша реклама

Буквально на каждом шагу в современном мегаполисе мы имеем дело с навязыванием картинки. Бодрое настаивание на «этом» за «этим» всегда нечто прячет, скрывает. В конечном счете, скрывается само бытие, присутствие, которое маркируется как пустая, незаполненная, нейтральная зона, ибо оно не участвует в игре кода. Однако иногда оно выходит к слову и может быть, правда, лишь негативным, так сказать, апофатическим способом, выражено на языке мегаполиса. В специально отведенных для рекламы площадях (от рекламных щитов до граффити) можно увидеть иногда надпись на сером рекламном щите «здесь могла быть ваша реклама», и ниже номер телефона. Точно также на выставке современного искусства можно увидеть вместо артобъекта табличку возле пустой стены с надписью «у художника творческий кризис». Пустое место в визуально заполненном пространстве выглядит как отклонение от нормы или даже как вызов норме. Ясно, что за рамками экспозиционного пространства такое пустое место, маркированное как «пустое», было бы тавтологией. Никто не станет писать на заборе или на стене, что у него творческий кризис. В частях же городского пространства, за которыми как бы заранее закреплена значимость, выставочных залов, галерей современного искусства, просто мест, находящихся на виду, против направления движения больших людских потоков, пустующее место сразу же разрушает миф о конкурентности, повышенной динамике, интенсивности социального бытия, то есть все, на чем это последнее основывает свою ценностную экспансию, требуя «вливаться» и «не грустить» от a priori пассивных, инертных и депрессивных индивидов. Поэтому такое пустующее место в целях компенсации и поддержания любыми средствами социального мифа, должно посредством пояснения как бы вписываться и включаться в общую визуальную заполненность лишь как специфическая разновидность такой заполненности. Как отрицание эстетического, как критерия художественной ценности, становится социальным жестом современного искусства. Не является ли эта тенденция в более общем смысле парадоксальным способом отгородиться от окружающей пустоты, конечно, пустой только по отношению к знакам социальной кодификации, задним числом приписывая пустующим местам внутри заполненной сферы социального взгляда их как бы прежде-заполненность, временно оказавшуюся невостребованной, и тем самым упрочить ненадежную власть социального кода ; стереотипа за счет его иллюзорного обоснования поистине ни на чем или, по крайней мере, на собственном отрицании, также как отрицание искусства становится лишь изощренным способом нового утверждения "чистого искусства" или "искусства для искусства"?


Рецензии