Эдвард Пейсон. Участие в чужих грехах

УЧАСТИЕ В ЧУЖИХ ГРЕХАХ
Эдвард Пейсон (1817)

Не будь соучастником в чужих грехах
1 Тим.5.22 KJV

В этой главе апостол дает Тимофею конкретные направления относительно обязанностей его пасторской должности, и торжественно увещевает его перед Богом и избранными Ангелами соблюдать эти наставления, не предпочитая одного человека другому, и ничего не делая по пристрастию. Одна из самых важных его обязанностей состояла в посвящении других людей на дело служения через молитву и возложение рук. Поскольку это дело величайшей важности, так что никто не должен был быть введен в служение, не будучи к нему подготовлен, апостол в особенности повелевает проявить большую заботу и осмотрительность при рассмотрении и постановке людей на это священное занятие, и в соответствие с этим предписанием он намекает своему ученику, что, если он будет пренебрегать им, он будет участвовать в вине каждого недостойного человека, на которого он может небрежно возложить руки. Не возлагай ни на кого рук поспешно, говорит он, чтобы не быть соучастником в чужих грехах, но сохранить себя чистым.
Хотя это предостережение изначально касалось людей с конкретными обязанностями, оно имеет универсальное применение. Во многих других местах Писания мы все косвенно, если не прямо, получаем предостережение остерегаться участия в виновности других лиц, и поставление недостойных людей на служение ни в коем случае не единственный способ, которым проявляется пренебрежение этим требованием. В любом состоянии общества, и особенно в таком состоянии, какое существует в цивилизованной стране, с такой формой правления, как наша, мы связаны с нашим ближним так тесно, а также такими многочисленными нитями, что существует очень много способов, которыми мы можем стать соучастниками его грехов или по крайней мере оказать им попустительство; и, действительно, без большой осторожности и бдительности вообще невозможно избежать этого. В результате этих связей грехи одного человека становятся грехами многих, и нет сомнений, что в глазах Бога большая часть вины каждого человека взаимно обменивается с виной других. В таком случае предмет, который я избрал сегодня, особенно подходит для дня публичного смирения в посте и молитве. В такой день мы призваны смирить себя перед Богом, и не только ради наших личных грехов, но и ради всех грехов других людей, в которых мы стали участвовать; и потому я должен объяснить некоторые из причин, которые должны заставить нас остерегаться участия в них.
I. Когда мы делаемся соучастниками в чужих грехах? Я отвечаю: вообще говоря, когда мы принимаем на себя вину тех грехов, которые мы помогли другим совершить или ввели в соблазн, всех грехов, которым мы добровольно или небрежно поспособствовали своим влиянием, всех грехов, которые мы могли бы предотвратить, но не сделали этого, и всех грехов, против которых мы не несли свидетельство, когда у нас была и есть возможность сделать это. Каждый из этих моментов было бы легко развить, чтобы подтвердить наши наблюдения с помощью соответствующих цитат из Писания, но это будет правильнее сделать в последующих частях нашего рассуждения. Теперь же из этих наблюдений следует:
1. То, что служители участвуют в грехах своих людей, когда эти грехи обусловлены их собственной небрежностью, дурным примером или неверностью в исполнении обязанностей своего служения. Но почему я говорю об этом? Не потому, что вы находитесь в опасности участвовать таким образом в чужих грехах, а потому, что моя тема естественно приводит к этому замечанию,  потому что я хочу напомнить об этом самому себе, а также и вам, и потому, что это замечание предполагает достаточное, если не необходимое оправдание тех наблюдений, которые я должен сделать в ходе дальнейшей речи. Ибо из этого замечания следует, что если вы находитесь в опасности разделить вину чужих грехов, моя обязанность, как служителя Христа, предупредить вас прямо об этой опасности, и указать путь, на котором вы можете избежать ее; если же я пренебрегу тем, чтобы сделать это предупреждение, я должен сам участвовать в виновности всех ваших грехов, и всех грехов, в которых вы начнете соучаствовать сами. Я никоим образом не могу согласиться  это делать. Я готов участвовать во всех ваших скорбях и страданиях, но я не хочу участвовать в ваших грехах; у меня достаточно и более чем достаточно своих собственных, за которые я должен буду отвечать, чтобы не участвовать еще и в ваших. Пусть это будет моим извинением, если в этой, а также в других моих беседах я буду с дерзновением говорить на эту тему.
2. Родители участвуют в грехах своих детей, когда они способствуют им, или же могут их предотвратить, но не делают этого. Что это замечание совершенно справедливо, когда применяется к таким родителям, что дали своим детям порочный пример, я полагаю, никто не станет отрицать.  Если бы  родители стали добровольно доводить своих детей до болезней или заражать их, это было бы совершенно противоестественным поведением. Но разве сообщать своим детям болезни души не является делом неизмеримо худшим? И разве яд или зараза более опасны для тел, чем порочный пример родителей для душ? Если они несдержанны, ленивы или нечестивы - разве они не причинят несчастье своим детям, разве что если  милостивое Провидение не допустит этого? И, возможно, никто другой не может в такой степени по праву считаться соучастником в  чужих грехах, которые приходят, если можно так выразиться, будучи рекомендованы и чуть ли не освящены на примере тех, кому Бог и природа повелели с самого начала направлять шаги своих детей?
Но если почти все согласны по справедливости осудить тех несчастных, которые, таким образом, отравляют души своего ничего не подозревающего потомства, есть еще один род родителей, которые, хотя, возможно, в равной степени виновны пред судом Божиим, едва ли встречаются с порицанием из уст человека. Я имею в виду тех, кто подает своим детям пример нечестия, и этот класс включает всех родителей, которые сами не являются по-настоящему благочестивыми и не подают примеров благочестия. И почему считается, что эти люди менее виновны, чем те, что только что были упомянуты? Разве безбожие менее разрушительно для души, чем безнравственность? Разве нераскаянность, неверие и бесчувственность к религии не есть то, что столь же положительно запрещено, и сурово осуждено в слове Божием, как и невоздержанность или кража? Разве нераскаянный или неверующий человек не так же безусловно обречен, как грабитель или убийца? Почему же тогда нерелигиозные родители считаются менее виновными, чем явно безнравственные?  Многие, кто принадлежит к этому роду людей, могут ответить: мы учим своих детей относиться с уважением к религии и ее установлениям. Мы с почтением говорим с ними о Писании, и водим их с собой в дом Божий в день субботний. Вы можете делать это, но они могут слишком ясно понять, что вы не любите сердечно Библию, не чтите ее Автора и не соблюдаете Его наставлений. Они могут слышать о многих обязанностях, которые вы им не прививали, ибо сами их не придерживаетесь. Они ничего не слышат о религии в ваших семьях; они видят, что вы поворачиваетесь спиной к трапезе Господней; они видят вас живущими без Бога в мире; они видят, что вы обеспокоены успехом в этой жизни, но никак не заботитесь о счастье в жизни будущей. И что тогда должно предотвратить тот факт, что они последуют вашему примеру? Что спасет их от вечной погибели, если вы идете в нее сами? И кто мне докажет, что если они погибнут, то вы не были участниками в их грехах и не подвели их к вечной погибели? Друзья мои, как ужасно будет услышать, если ваш навеки погибший ребенок воскликнет в последний день: Господь, я жил, как мои родители научили меня, я пошел по их стопам, я не опускал ничего, что они предписали, но они дошли до того, что стали причиной моих грехов и моей гибели! Дорогие мои, если это правда, что тот, кто не печется о нуждах собственного дома, отрекся от веры и хуже неверного, то, что должно быть сказано о тех родителях, которые вместо удовлетворения духовных нужд своих детей добровольно участвуют в их вечной погибели?
Но далее: родители принимают участие в вине грехов своих детей, если они могли предотвратить их, но не сделали этого. Если это правда, как утверждает Писание, что тот, кто наставлен на свой путь с детства, не уклонится с него и будучи стар, то отсюда следует, что всякий раз, когда дети оставляют правильный путь, это должно быть приписано, полностью или частично,  халатности родителей. Либо родители не предупреждали ребенка, не учили и не сдерживали его, как должно, либо они не молились о благословении их усилий с достаточной серьезностью, либо не искали мудрости свыше, чтобы выполнять родительские обязанности наиболее мудрым и разумным образом. Вероятно, в этом последнем отношении многие родители-христиане являются наиболее ущербными. Они не понимают в достаточной мере, насколько небесная мудрость необходима для правильного воспитания детей; и, следовательно, хотя они предупреждают своих детей и молятся за них, тем не менее они не молятся достаточно о мудрости для самих себя. Это упущение делает многих родителей, чье поведение в противном случае было бы безупречным, участниками в грехах своих детей и даже внуков. Они могут, если Божия благодать не оградит от этого, воспитывать своих детей так же, как воспитаны сами, и их дети, когда они становятся родителями, также следуют их примеру, и Бог знает, где и на чем  это распространение нечестия закончится. Насколько же бдительны, прилежны и молитвенны должны быть родители! Каждый из них должен считать себя источником, из которого текут потоки, которые будут расти все шире и глубже, и должен вспомнить, что от него зависит перед Богом, будут ли эти потоки благотворными или ядовитыми, и передадут ли добродетель и счастье или же вину и страдание туда, куда они потекут. Вспомните историю Илия! Его сыновья преуспели в нечестии,  и он не остановил их, и его небрежность не только сделала его участником в их виновности и наказании, но повлекла за собой суды Божьи на их потомков до последнего поколения!
3. Замечания, которые были сделаны относительно родителей, применимы, хотя, возможно, и в меньшей степени, к наставникам, опекунам и всем людям, заинтересованным в воспитании молодежи. Человеческие законы, как известно, возлагают на господ и наставников ответственность за своих учеников и слуг, и закон Божий делает то же самое. И в том и в другом случае верно, что то, что человек делает другому, он делает самому себе. Если наставник или господин позволяет своим ученикам и слугам кощунствовать, пренебрегать установлениями религии, нарушать субботу, чтобы провести часы досуга с порочными товарищами, или предаваться любым другим злым практикам, когда он может предотвратить их,  это почти то же самое в глазах Бога, как если бы он был виновен в тех же самых вещах сам, и он будет рассматриваться как соучастник чужих грехов. Вы могли бы почти так же хорошо провести этот день на улицах или в местах дурных развлечений, в праздности и грехе, и тем самым подтолкнуть к тому же своих детей, слуг и домочадцев. Послушайте благословение Аврааму, а значит - на родителей, опекунов и наставников. "И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,  ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем" (Быт.18.17-20).
4. Церкви и общины становятся участниками грехов своих членов, когда эти грехи обусловлены общей потерей братской бдительности и обличения, и распространяются по общине вследствие пренебрежения церковной дисциплиной. Если это так, грехи отдельных людей становятся грехами всей церкви. Это видно из посланий Христа к семи церквам Азии. Он строго судит Ефесскую церковь за то, что она не могла понести тех, что были злы, и порицает другие церкви, терпевшие в своей среде те вещи, которые Он всегда осуждал. Аналогичным образом Павел сделал выговор Коринфской церкви за пренебрежение отлучением одного из ее членов, который был виновен в явном преступлении, и потребовал от нее убрать из своей среды этого развращенного человека. К этим замечаниям мы можем добавить, что каждый член церкви делает себя участником грехов своих ближних, когда он пренебрегает свидетельством против их грехов и использованием надлежащих средств для приведения их к покаянию.
5. Мы все начинаем участвовать в чужих грехах, если мы им подражаем или в какой-либо иной форме поощряем их. Таким образом весь человеческий род стал причастен греху наших прародителей. Весь он подражает им в желании запретного плода, в неподчинении Божьим заповедям, в попытках укрыться от Его   присутствия, и в попытках оправдать свое греховное поведение, когда Он призывает отвечать за него. Таким поведением все люди молчаливо оправдывают своих прародителей, по сути говоря: на их месте мы бы поступили, как они! Таким образом, используя правовые термины, они берут на себя ответственность. Аналогичным образом происходит с теми, кто разделяет грех своих худых предков. Они подражают им, а затем оправдывают свое и их поведение.  Внимание к этой истине покажет нам, почему Бог угрожает посетить детей за беззакония отцов, и часто исполняет эту угрозу, наказывая какое-то поколение за грехи предыдущих, которые ушли раньше.  Он делает это потому, что те, кого Он так наказывает, подражают грехам своих предков, и тем самым принимают участие в них. Это видно из участия евреев в обстоятельствах смерти Спасителя. Вот, говорит он, Я посылаю к вам пророков, и мудрых и книжников; и некоторых из них вы убьете, и будете бить в синагогах ваших; и придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.  Истинно говорю вам, все это взыщется с этого поколения. Причина тому, что на это поколение легла вся кровь праведников, пролитая его предками, в том, что оно подражало им, поступая таким же образом, и оправдывало свое поведение.  Их отцы убивали пророков, и они сделали то же самое с Христом и его апостолами, взяв таким образом на себя грехи предыдущих поколений.
Таким же образом мы можем сделать себя участниками грехов наших современников. Когда провинция поднимает восстание против своего государя, каждый бунтарь участвует в вине своих товарищей, так как своим примером он поощряет и оправдывает их. Таким образом, в этом мятежном мире, каждый нераскаявшийся, неверующий грешник участвует в виновности всех других грешников. Оправдывая себя, он оправдывает их; упорствуя в грехе, он призывает их сделать то же самое, и, следовательно, делает их грехи своими.
6. Члены гражданского общества принимают участие во всех грехах, которые они могли бы предотвратить, но не препятствуют им. Когда человек имеет власть предотвратить любой грех, за ним остается выбор, будет ли он участвовать в нем или нет. Если он пренебрегает тем, чтобы предотвратить его, очевидно, что он выбирает участие в нем, чтобы сделать этот грех своим. Он показывает, что он не ненавидит грех, что он не имеет никакого отношения к славе Божией, но готов позорить Бога и терпеть обиду Ему. Если он  удерживается от попыток предотвратить грех из опасений, что он вызовет ненависть людей или навлечет на себя другие неприятности, это доказывает, что он любит себя больше, чем Бога, и что он больше озабочен своими собственными интересами, чем  благосостоянием общества. Кроме того, все согласны, что люди должны, если это возможно, предотвращать грубые беззакония, преступления и общественные бедствия, и даже человеческие законы будут осуждать в качестве сообщника человека, который должен был засвидетельствовать убийство или ограбление или дать сигнал тревоги, и, имея возможность, не сделал этого. А почему тогда Бог не может справедливо осудить нас, как соучастников всех грехов, которые мы могли бы, но не предотвратили! Друзья мои, вне зависимости от того, что вы об этом думаете, Он сделает это, и Он призовет к ответу за все нарушения субботы, ругань, богохульство, невоздержанность, за все, в чем вы стали участвовать, пренебрегая использованием тех средств предупредить это, которые Бог и законы страны вложили в ваши руки.
7. Если частные граждане принимают участие во всех грехах, которые они могли бы предотвратить, то тем паче правители и судьи. Предотвращать и наказывать пороки - это цель, для которой они назначаются, и великий долг их полномочий; они носят меч не напрасно, но чтобы быть страхом и ужасом для злодеев, и похвалой и поощрением для тех, кто творит добро. К верному и беспристрастному исполнению этих обязанностей их обязывает также присяга, которую они дали, и когда они, таким образом, исполняют их, они делают то, к чему призваны, являясь слугами Божьими. Но если они пренебрегают своим долгом, нарушают свои клятвы и тем лгут Богу, они должны будут ответить перед Ним за те неисчислимые беды, которые они причинили, и все грехи, которые они могли бы предотвратить, будут возложены на них. Наряду с гибелью неверных служителей участь неверных правителей и судей, вероятно, будет наиболее невыносимой.
Наконец, граждане,  имеющие привилегию выбирать своих правителей и магистратов, делают себя участниками всех их грехов, когда они отдают свои голоса за порочных или нерелигиозных людей. Я надеюсь, мои слушатели, что мне не нужно отдельно заверять вас, что это замечание никак не относится к какой-либо конкретной политической партии, и делая его, я, конечно же, не имею в виду осудить одну сторону больше, чем другую, или сделать даже отдаленный намек на какого-либо из наших правителей или судей, ибо я всегда учил не злословить высших. Я утверждаю это просто в качестве принципа, который нельзя отвергнуть, не отрицая истину Писания: что, когда мы голосуем за порочных или нерелигиозных людей, лично зная их, или имея хороший повод подозревать, что они таковы, мы делаем себя участниками всех их грехов. Очевидно, что эта ситуация имеет большое сходство с той, которая прямо упоминается в нашем тексте. Если Тимофей мог сделать себя соучастником грехов любого недостойного человека, которого он мог бы по небрежности поставить на служение, то мы, конечно же, сделаем себя участниками грехов любого недостойного человека, которого мы по своей воле поставим на любую государственную должность. И  как многие, даже среди очень хороших людей, кажется, просто не думают о том, что эта истина может иметь к ним прямое отношение!
Прежде всего Бог ясно описывает принципы, по которым мы должны выбирать правителей и судей. "Выберешь из всего народа людей способных,  боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть": именно таковые должны править! И опять же: "Кто властвует над людьми, да будет праведен, правя в страхе Божием". Он также сказал нам, что, "когда правят праведники, веселится народ, но когда у власти нечестивые, народ стенает". Итак, если мы можем выбирать людей, которые будут править нами, будем следовать советам Божьим и подчиняться Его повелениям!
И еще: мы научены в Писании, что мы должны дать отчет Богу о том, каким образом мы используем таланты и улучшаем дары, которые Он дает нам. Теперь право выбора собственных правителей, несомненно, является самой ценной привилегией. Это, я полагаю, вы будете готовы признать, ибо мы часто слышим о драгоценности избирательного права. Но как может Бог дать нам эту привилегию, если мы злоупотребляем Его помощью, ставя во власть таких людей, которые являются врагами Ему и нам самим, тех, кого Он прямо запретил нам назначать?   
Еще раз: правители и судьи суть слуги общества. И я уже сказал, что то, что человек заставляет делать своего слугу, он делает сам. Итак, если мы добровольно содействуем поставлению порочных или нерелигиозных правителей, мы делаем себя участниками всех их грехов; и при этом мы должны также учитывать все добро, которое могло бы быть сделано, если бы мы выбрали других людей.
Итак, я попытался показать, как мы становимся участниками чужих грехов. Если кто-либо скажет, что я утверждаю больше, чем доказываю, то я отвечу, что в Боговдохновенных книгах мы встречаемся со случаями, когда Бог наказывал служителей за грехи Своего народа, родителей за грехи детей, а детей - за грехи родителей, церкви за грехи отдельных членов, правителей за грехи своих подданных, и подданных за грехи правителей. Но, конечно же, Он не будет наказывать за грехи других людей тех, кто не стал соучастником этих грехов. Эти факты соучастия и наказания за него, следовательно, представляют достаточное доказательство тому, о чем я говорю.
Я перехожу, как было предложено, к тому:
II.  Чтобы сформулировать некоторые из причин, которые должны заставить нас принять меры против участия в чужих грехах.
1. Первая причина, которую я должен упомянуть, такова, что если мы принимаем участие в грехах других людей, мы будем участвовать и в их наказании. Поэтому, когда Бог возвещает возмездие мистическому Вавилону, блуднице, Он говорит: "выйди от нее, народ Мой, чтобы тебе не участвовать в грехах ее и не подвергнуться язвам ее". Следовательно, в ее вине и осуждении участвуют самые разнообразные грешники.
Еще одна причина, которая должна побудить нас защититься от этого - то, что у нас достаточно собственных грехов, за которые мы должны будем отвечать, чтобы еще участвовать в грехах других. Тот, кто понимает, что такое грех, что такое отвечать за него, понимает, как многочисленны и велики его личные грехи, безусловно, захочет избежать участия в преступлениях других грешников. Но говорить об этом подробно нам уже не хватит времени, а потому перейдем к применению.
1. Прежде всего, друзья мои, я я старался, чтобы вы познакомились с вашими личными беззакониями. Далее я попытался дать вам понять, в чем может состоять дополнительная вина, которую вы можете приобрести через участие в грехах других людей. И есть ли здесь люди, которые хотя бы каким-то из упомянутых мной способов не участвовали в грехах тех, кто вокруг них? Ищите эту беду прежде всего в ваших домах; поразмыслите над поведением своих детей, слуг, учеников, и посмотрите, не совершают ли они грехи, которые вы могли бы предотвратить. Далее посмотрите на город: то, что он полон грехами, не надо особо доказывать никому. Вопль его не только восходит до Бога, но не минует и людей. Среди всех пороков, которые раздражают Бога, разрушают людей, деморализуют общество и приближают суд небес, едва ли есть один, который не практикуется среди нас. Если человек хочет заниматься кощунством и нарушением субботы, если он утопает в невоздержанности, играх и разврате, он знает, где найти товарищей, которые это одобрят и помогут ему, и где найти места, предназначенные для всякого рода мерзостей. Многие из таких пороков распространяются среди нас совершенно свободно. У общества не хватает сил загнать их обратно в их логово или хотя бы заставить спрятать голову в присутствии добродетели. Жители развращенных домов, страдая от пороков сами, распространяют вокруг себя заразу. Неудивительно поэтому, что наши дети дышат всевозможной гадостью, и что многие из подрастающего поколения обещают опередить во зле всех, кто был перед ними. Да помилует Бог нашу страну; конечно же, ничто, кроме Его бесконечной милости, не может спасти ее от уничтожения! Ясно ли теперь, друзья мои, кому и чему можно приписать распространенность этих пороков? Если у нас нет законов по ограничению их, то вина должна лечь на наших законодателей и на тех, кто, выбирая их, участвует в их вине. Но если у нас есть законы, чтобы сдержать эти мерзости, то вина должна лежать на тех, чье дело состоит в исполнении этих законов, и все они утопают в ней. Со своей стороны, я намерен сделать так, чтобы если громкие и неоднократные свидетельства против этих вещей не смогут предотвратить их, я был чист от крови; и я советую каждому, кто хоть как-то заботится о своей душе и о ее вечном счастье, принять для себя решение ради Судного дня постараться не участвовать ни в одном из огромных грехов, которые были совершены в этом городе. Счастливы будут тогда те, которые по-настоящему смогут сказать: я чист от крови и от вины других людей!
2. Нельзя не присоединить к нашей теме и оправдание действий столь часто оскорбляемых людей, которые добровольно обязались оказывать помощь в исполнении законов и подавления порока и безнравственности среди нас. Из Бог, Которому наши отцы поклонялись, и поклонение Которому исповедуем мы, их выродившиеся сыновья, повелевает им не быть участниками в чужих грехах. Они послушались этого повеления, и что было им наградой? То же самое, что все верные служители Бога во все времена получали от тех, над чьим благом они трудились, лишая их любимых грехов! Они были высмеиваемы и оскорбляемы за дело, которое они исполнили с честью и правдой, будучи целиком в долгу Провидению и законам, которые дал Бог во ограждение нас от худших из зол. Многие из вас, мои слушатели, спокойно сидели и видели, как это происходило, никому не помогая. И, друзья мои,  те, кто таким образом поносят друзей добродетели и религии и противостоят им, точно так же могли бы отнестись ко Христу и апостолам, если бы они жили тогда на земле!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии