Каждый выбирает по себе...

          
                Каждый выбирает для себя
                Женщину, религию, дорогу.
                Дьяволу служить или пророку -
                Каждый выбирает для себя.

                Каждый выбирает по себе
                Шпагу для дуэли, меч для битвы.
                Слово для любви и для молитвы
                Каждый выбирает по себе.

                Каждый выбирает по себе
                Щит и латы, посох и заплаты.
                Меру окончательной расплаты
                Каждый выбирает по себе.

                Каждый выбирает для себя
                Выбираю тоже как умею
                Ни к кому претензий не имею
                Каждый выбирает для себя.
                (Ю. Левитанский)               


Да, уж: выбираем. Каждый, как может - в меру своих возможностей, своего умственного и духовного развития, наконец, жизненного опыта.
Если оглянуться с высоты прожитых лет, столько этих выборов было, что и не сосчитать. А многими ли мы остались довольны? Положа руку на сердце...

Татьяна припоминает: Северный Казахстан, ей девятнадцать. Окончен первый курс медучилища. Наконец, пришло понимание, что ошиблась с выбором, что медицина не её, хотя и мечтала о ней с самого детства, когда, заболев дифтеритом, провалялась почти два месяца в районной больнице в отдельной палате вместе с бабушкой, ухаживающей за ней, потому что из всех детей она была самой тяжёлой больной...

Возможно, именно это: особенное отношение к ней и со стороны лечащего врача  Людмилы Васильевны (которой она была просто очарована), и со стороны медицинских сестричек, и сподвигло Таню в дальнейшем к выбору медицины...
Однако, проучившись год в медицинском училище, вдохнув больничного воздуха поняла, что это совсем не её, что больничная атмосфера нагнетает на неё болезненное состояние, а запах лекарств просто непереносим...

А тут ещё мама усиленно приглашает переезжать к себе в Узбекистан, обещая «златые горы ...
Поверила. Поехала. Но не за златыми горами, а потому что понимала: там, где она выросла, сформировалась как человек, нет будущего, нет перспектив.
В их совхозе, куда предстояло возвращаться после окончания учёбы, ни рабочих мест, ни возможности как-то расти и развиваться, ни возможности создать семью...
Ко всему прочему нет желания смотреть на то, как любимый  «мальчик» всё своё внимание и душевную энергию  сосредотачивает на длинноногих, грудастых красотках - с мышлением легковесных, но красивых, бабочек.

Только через полгода девушка узнала, что после её отъезда от мамы пришло письмо, в котором та писала, чтобы она не приезжала...
Ах, если бы ей задержаться тогда на несколько дней! Если бы... Всё сложилось бы совсем иначе...
Но видимо, люди не зря говорят, что свою судьбу и на хромой козе не объедешь...
Получалось так, что человек ничего  не выбирает, и всё уже предопределено заранее, без него...

А как же «каждый выбирает по себе»?... Заблуждение? Обычное желание думать, что только он сам — хозяин своей судьбы.
Или всё таки по себе?...
Татьянина мама любила говорить: «по Сеньке шапка, по едрёной матери — колпак».
Видимо, когда девушка переехала в Узбекистан, то выбрала именно этот колпак. Но не колпак той самой матери, а скорее цирковой колпак, потому как цирка после этого в её жизни было столько, что любой циркач «позавидует». Тут уж и качели и под куполом  — без страховки, и гири тяжеловеса, и по канату с завязанными глазами.

Странным оказалось то, что, если вступил на этот путь, то сколько бы тебе не предоставлялось возможностей сойти с него, ты с упёртостью осла продолжаешь двигаться к какой-то невидимой цели. И потому не вправе обвинять кого бы то ни было за всё, что с тобой произошло и происходит.
Итак: мы выбираем по себе — и шапку, и колпак, и конечно же дорогу. И то, какой будет эта дорога зависит от нас. Хотя...

Так о чём это я? Ну, так о замужестве...
Увы, Татьяны хватило только на одиннадцать лет семейной жизни.  Можно сказать: да, на немного...
Хотя... Если бы не было любви этот срок был бы, наверняка, ещё короче.
А можно сказать: Господи, каково же терпение у этой женщины, когда каждый день, как в осаде, каждый день на баррикады, с засученными рукавами? За своё достоинство, за право чувствовать себя человеком: не женщиной - нет (уж и не до этого), а просто человеком... И всё на своём горбу: и дом, и дети, и работа, и вечно пьяный муж.

Вот тогда, в пылу борьбы за своё существование, и любовь, и терпение заканчивается, особенно, если никакой поддержки, и каждый день перед глазами пьяная физиономия, нечленораздельная речь и глаза лишённые всякой мысли, кроме одной: где бы ещё найти горячительного.
Проходят дни, годы и остаётся одно лишь удивление: где же те глаза, которые полюбились когда-то - почти медового цвета, с тёмными, как звёзочки, точечками?
Где та нежность и желание быть рядом, близко близко, чтобы навсегда, чтобы никогда...
А в сухом остатке брезгливость и полное отторжение чужеродного существа, всё более и более теряющего человеческий облик...

И настаёт, наконец, тот последний день, за которым черта, и назад уже не вернуться, не сделать шаг навстречу, потому что за спиной пропасть.
Этот день Таня помнит, словно он был вчера. Муж в очередной раз вернулся поздно и в почти невменяемом состоянии. Вернулся не один, а с сомнительным, не то вновь приобретённым знакомым, не то постоянным собутыльником.
Собутыльник вёл себя так, словно находится у себя дома, а муж заявил, что тот будет ночевать у них.
Татьяна предложила ему отвести «гостя» к матери, которая проживала в этом же микрорайоне, но муж даже слушать не захотел.

«Гость», как соловей восхвалял себя на все лады, повествуя о том, что прожил трудную  жизнь, что "прошёл три высших образования", и мать Тани, гостившая  в это время у них, прекрасно поняла: этот субъект отбыл три срока в местах не столь отдалённых.
Всё стало ещё ясней, когда «соловей» отозвал Таню и предложил ей выход:
-Танечка, хочешь я отведу твоего мужа к его матери, а сам вернусь к тебе?
Не говоря ни слова, женщина собрала детей и вместе с ними и матерью ушла ночевать к подруге.
Утром, когда мать Тани собралась уезжать к себе, в Ферганскую долину, Татьяна объявила, что она и дети уезжают вместе с ней.

В этот же день, собрав всё необходимое на первое время и сложив вещи в две сумки, она уехала от мужа, оставив ему и квартиру, и всю обстановку. Тот, как заведённый, повторял в растерянности, даже не пытаясь уговаривать остаться:
-Как круто повернули! Как круто повернули...
Можно сказать, что это был очередной выбор, а можно сказать, что жизнь сама подтолкнула к нему, не давая иного выбора.

Вот и приходит сомнение: сами или не сами? Прямо какое-то раздвоение "личности" получается...
И каждый последующий выбор всё более и более добавлял сомнений.
Взять хотя бы то, как Татьяна и её мать попали в город Саратов — явно не по своему желанию.
Узбекские националисты в девяностых годах выгнали и русских, и русскоязычных жителей из республики, как и обещали с одной сумочкой в которой находились только документы и зубная щётка, не интересуясь ничьим мнением...

А, что был выбран именно Саратов, то просто было всё равно куда направлять свои стопы: во всей России не осталось ни одной родной души - ни друзей, ни родственников. Как говориться: закрыли глаза — и головой в омут. Предложили, собрались, поехали.

Потом были и пожар в доме, где они снимали угол, и смерть мамы, и отдаление сыновей, и, наконец, одиночество, почти доведшее Татьяну до отчаяния, до нежелания продолжать жить дальше. И, если бы не вмешалось проведение, то, пожалуй, не было бы и этого размышления о выборе пути...
Как говорят: всё хорошо, что хорошо заканчивается.  И путь уже выбран, и с него  уже не свернуть. Но сомнение, не смотря ни на что, остаётся: сами, или не сами...

Возможно, человеку даётся право выбора только тогда, когда верно сделан первый шаг, первый выбор? Только, если ты сумел доказать, что тебе можно дать это право, что ты вполне «взрослая», самостоятельная личность.
А в данном случае, как видно, с самого начала был сделан неверный выбор — вот и занесло Татьяну неведомо куда и неведомо зачем.

И ничего более: обычная жизнь, обычного человека.
Так стоит ли измерять её ошибками, неправильными принятыми решениями?
Может просто: делай, что нужно, и будь, что будет?
И вот тогда: каждый выбирает по себе... И этот выбор будет осознанным и верным. Ну, по крайней мере, можно на это надеяться.


Рецензии
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.