Как есть устриц, или Типично французское блюдо

Общаясь с друзьями и знакомыми, приезжающими во Францию, рано или поздно приходится отвечать на вопрос о типично французском блюде.

Раньше, по неопытности, я пускался в долгие рассуждения о том, что в каждом регионе свои предпочтения. И это, мол, одинаково верно как для вин, так и для блюд.

Теперь я уверенно и безапелляционно заявляю: «Устрицы!»

И не важно, что их с удовольствием едят и в других странах: в Бельгии, в Испании, в Италии, в Америке или ещё где-то...

Во Франции – настоящий культ устриц!

И если где-то вам предстоит их попробовать в первый раз, то сделать это лучше всего именно здесь!

В своё время я впервые попробовал этот деликатес сразу по приезде во Францию, на Рождество, когда все французы традиционно едят устриц и гусиную печень.

Меня пригласили в один французский дом, где стол был накрыт «а ля фуршет», что довольно распространено в последние годы: так и дешевле, и демократичнее, и менее утомительно для всех.

Гости сами накладывали себе еду на пластмассовые тарелки, сами наливали вино в пластмассовые стаканчики и, отойдя в сторонку, в одиночестве или беседуя с кем-нибудь, ели и пили, кто стоя, кто присев на краешек стула или канапе, а кто устроившись прямо на полу...

Я стоял рядом с одним французом, который заинтересованно расспрашивал меня, правда ли, что русские без конца пьют водку и при этом обязательно бьют опорожнённые стаканы, швыряя их через плечо...

Я пробовал убедить его, что это отнюдь не правило, но, кажется, безрезультатно, – он мне не верил.

И вдруг, словно забыв обо мне, он со всех ног устремился к столу, и последнее, что я от него услышал, было:

– Там устрицы, быстрее, скоро ничего не останется!

Я пошёл за ним. У стола в кружочек расположились французы и сосредоточенно, ревниво следя друг за другом, поедали устриц.

Знаками мне предложили присоединиться. Я решил рискнуть.

Пять лет после этого я к устрицам больше не прикасался и даже смотреть в их сторону избегал.

Пять лет моей жизни, таким образом, пропали зря!
 
Всё только потому, что со мной рядом не было никого, кто бы приобщил меня к этому великому таинству: поеданию устриц!

А потом, спустя пять лет после первого неудачного опыта, я влюбился.

Моя любимая обожала устриц.
 
Я пригласил её в ресторан и заказал для неё этих, на мой взгляд, ужасных моллюсков.
 
Она сразу же объяснила мне, что они не ужасны, а прекрасны!
 
Потом объяснила, как их есть, показала сама, и ради неё, закрыв глаза, я, мысленно простившись с жизнью, проглотил одну или две...

Сейчас я не представляю себе жизни без устриц и считаю своим долгом посвящать в это таинство симпатичных мне людей.

Я, в этом смысле, проповедник, я проповедую благую весть: устрицы – это приятно, устрицы – это красиво, устрицы – это вкусно! А еще устрицы – это свидание с морем!

Как у всякого проповедника у меня уже есть и энное количество обращённых мною, чем я очень горжусь!

Дело в том, что я вывел несколько правил первой встречи с устрицами!

И вот они:

Во-первых, встреча с устрицами обязательно должна быть обставлена красиво: Париж, Ницца, Аркашон или Довиль, хороший ресторан, чистая белая скатерть, необходимые, лучше серебряные, приборы, красиво поданное большое блюдо: искристый лёд, перламутровые устрицы, золотые лимоны, дорогое и холодное белое вино в серебристом ведёрке со льдом, специальный сероватый хлеб и солоноватое масло, внимательные, корректные и ненавязчивые официанты...

Хорошо, если вместе с вами сидит знающий человек. Ещё лучше, если любимый! Идеально: и тот, и другой – в одном лице. Короче, должен быть кто-то, ради кого Вы готовы на подвиг!..

Как нельзя пить дорогое вино из алюминиевых кружек, так нельзя впервые пробовать устриц на ходу, абы как, в случайной обстановке, со случайными людьми.

Устрицы, как и шампанское, – это всегда праздник!

И не волнуйтесь, если вдруг в первый раз они вам «не очень». Будьте уверены: процесс пошёл!

И не удивляйтесь, когда как-нибудь через полгода в зимней Москве, Санкт-Петербурге, Харькове или Нижнем Новгороде при воспоминании о Париже и Франции вам вдруг неудержимо захочется устриц.

Это значит, что вам уже не надо объяснять, что такое типично французское блюдо!

А вот вопрос, как всё-таки, конкретно, едят устриц, меня всегда смущает, ибо это надо не рассказывать – это надо показывать!

Устрицы – это целая церемония, как чаепитие в Китае или плов в Узбекистане.

Для начала нужно их выбрать.

Все устрицы – «les huitres» – делятся на плоских «plates» и глубоких «creuses». Самые распространённые среди первых – «belons», среди вторых – «fines de claires» и «spеciales», первые обитают в Атлантике, вторые – в Тихом океане.

Лучше всего, на мой(!)вкус, взять дюжину «fines de claires». Они не такие солёные и жирные, как spеciales claires, и гораздо красивее, я бы даже сказал романтичнее, чем belons: и по форме, и по слегка бирюзовому цвету.

Размер устриц определяется по номеру. Чем меньше номер, тем больше устрица. Самые ходовые №2 и №3. Мой любимый, как и женской груди, третий!

Пока ваш заказ выполняется, – устриц открывают специальным ножом и красиво раскладывают на большом блюде со льдом, – приготовьтесь и Вы.

Намажьте солоноватым маслом пару кусочков специального, преимущественно серого хлеба, разлейте в бокалы холодное белое вино. Шабли или Рислинг. Ещё лучше шампанское!

Затем, когда блюдо с устрицами окажется на столе, не торопитесь!

Полюбуйтесь им, посмотрите, как это красиво!

Бирюзовые или жемчужно-перламутровые устрицы на белом сверкающем льду в обрамлении солнечно-желтых лимонов!

Отправив в рот маленький кусочек хлеба с маслом (именно до, а не после!..), возьмите устрицу левой рукой так, чтобы широким своим концом она смотрела на вас, оросите ее лимонным соком! Вам это ничего не напоминает?!

И не случайно: устрицы считаются одним из самых эффективных афродизиаков!

Вы увидите, как по краям устрица чуть-чуть съёжится, словно от удовольствия: это знак того, что она готова к употреблению, к соитию с вами !

Теперь возьмите нож и аккуратно подрежьте ножку устрицы у самого основания с той стороны, что ближе к Вам. И тем же ножом слегка отделите устрицу от раковины по направлению от краев к центру. Теперь ей уже ничто не мешает отдаться Вам!

Положите нож, возьмите специальную вилочку и представьте себе, что сейчас Вы окунётесь в море и ощутите его вкус на своих губах!..

После чего смело отправляйте извлеченную из раковины устрицу в рот и – наслаждайтесь!

Не забудьте запить ее сначала соком из раковины, а затем белым холодным вином или сухим шампанским.

Теперь откройте наконец-то глаза и посмотрите вокруг: Вы не можете не заметить, что мир как-то неуловимо изменился! Стал лучше, чище, веселее и праздничнее!

Bon appеtit, bien sure!


Рецензии
Чудесный рассказ!

Вот, если бы Вы рассказали это мне 10 лет назад...))))))))Мда...Мы с устрицами подозрительно не понравились друг другу с первого взгляда...Может, я бы и не пробовала их на вкус,а так, полюбовалась бы издали, но ...украинское -"хоч не з"їм, то хоч понадкусюю", живет во мне с детства. Жаль...устрицам я тоже не понравилась, ночью они решили, что им пора домой, в море-океан, и покинули мое тело молниеносно, мне даже показалось, что у них выросли крылышки за пару часов пребывания в моем организме.

Я*:-)

Наталия Воропай   17.04.2016 18:16     Заявить о нарушении
Спасибо! Он написан уже давно, но я всё-таки решил его напечатать в прозе.ру, потому что, готовясь к очередной экскурсии, нашёл в инете массу "любительских", то есть неверных рекомендаций и отзывов... Даже, боюсь сказать, у Похлёбкина!... только чшш, это между нами...)))
По поводу Вашего первого свидания с ними. Похоже на моё! Ждите! Значит, Ваше время ещё не пришло. Главное, не теряйте надежды. Здесь, как в любви!..)))

Владимир Ноговский   17.04.2016 18:25   Заявить о нарушении
))))))))Как в любви? ))))))Дак...я верю в любовь с первого взгляда))))))))Неееееет! Больше никаких знакомств с морепродуктами!!!! САЛО))))- НАШЕ ВСЁ!!!

Я;-)

Наталия Воропай   17.04.2016 18:28   Заявить о нарушении
"Не властны мы в самих себе
И в молодые наши леты
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе..."))))

Владимир Ноговский   17.04.2016 20:59   Заявить о нарушении
Ой, Вы тоже стишки-пирожки сочиняете?))))
ко мне приходят санитары
как раз когда душевный слом
и сзади больно вяжут крылья
узлом
© Тумми

Наталия Воропай   17.04.2016 21:01   Заявить о нарушении
Вот Вы всё открещиваетесь от своего поэтического дара, а посмотрите, как хорошо получается!..)))

Владимир Ноговский   17.04.2016 22:39   Заявить о нарушении