Железнодорожная станция и римские императоры

Она сидела за столиком старого железнодорожного кафе. На старой деревянной платформе расположилось неприглядное здание с большими окнами, благодаря которым можно видеть все, что происходит внутри. Настоящий аквариум. При мне чаще столики пустовали, только хозяин сидел за стойкой, листая газету, раза три - четыре я видел внутри посетителей, заблудшие по ошибке туристы или грибники. Каждый день год за годом  поезд останавливается здесь всего на минуту, этого времени  хватает, чтобы постепенно рассмотреть  кусочки  этого забытого Богом места, Богом, которого нет. А постепенно кусочки складывались в один большой пазл с изображением безымянной станции. Краска с фасада частично слезла, кое-где висла клоками, вывеска с названием кафе - «Счастье путника» болтается на одном крепеже, то и гляди осчастливит заблудшего к своему несчастью прохожего переломом или сотрясением. Старая чугунная мусорка  перевернута, хотя она тут и не нужна, как я говорил, людей здесь бывает мало. Самая заметная деталь кафе – окна. Их словно каждый день мыли по несколько раз, настолько они были прозрачны и чисты.
Но сегодня мне случилось познакомиться с этим местом лицом к лицу, не через стекло поезда. Он, обычно доставлявший меня домой, пропускал какой-то другой, скоростной, дальше по путям. Машинист обещал, что простоим не больше часа. Сегодня пассажиров  было мало, свирепствовал грипп и привычные мне соседи по дороге решили не искушать судьбу и остались дома.  Решив размять ноги, я вышел на перрон. Тут же своими холодными руками меня обнял осенний ветер, пришлось поплотнее застегнуть куртку и натянуть шапку. Необычно холодная погода для начала октября. И тут мое внимание  привлекла она – девушка, сидевшая за столиком старого железнодорожного кафе. Дело в том, что будь она обычным, хоть и редким посетителем этого места я не обратил бы на нее особого внимания, но она сидела у столика на улице, несмотря на то, что дул пронзающий насквозь ветер.  Хорошо помню, что была одета в черное легкое пальто, полы которого нещадно трепал ветер, и серый берет, темные волосы волнами спадали на плечи, а среди них копошилось какое-то существо. Когда я присмотрелся, то увидел серого мышонка,  прятавшегося от ветра в волосах девушки.
Необычная посетительница заинтересовала меня.  Девушка читала какую-то потрепанную книгу из разряда тех, которые берут в дорогу, а потом влюбляются в них и перечитывают по сто раз, но  притом только в дороге. Иногда она пила чай из прозрачного стаканчика. Ветер трепал страницы книги, а девушка терпеливо их придерживала. Решив приглядеться к ней поближе, я сел за соседний столик. Тут же хлопнула входная дверь кафе – выбежал хозяин, кутаясь в засаленную телогрейку. На его лице читалось нескрываемое удивление от необычного наплыва посетителей, к тому же сидевших в такую погоду на улице.
-Здравствуйте, чего желаете?
-Черный кофе, пожалуйста, с двумя чайными ложечками сахара и что-нибудь поесть, только свежее и горячее – проговорил я, ветер пробирал до костей, несмотря на куртку. Хозяин кафе тут же удалился. Услышав мои слова, девушка обернулась, словно только осознала, что кроме неё есть еще кто-то. Мышь тут же перекочевала на левое плечо, рассматривая меня своими глазами - бусинками.
-Не застудишь своего…эм, питомца? – решил я начать разговор. Девушка растерянно осмотрелась, потом заметила любопытную мордочку мыши. Отложив книгу, она подхватила зверька под брюхо и, расстегнув у горла пальто, запустила зверька внутрь.
-Спасибо большое вам, опять Ромул вылез, не может, как его брат спокойно спать в кармане.
 – Ромул? Как римский император? – улыбнулся  я, рассматривая её робкую улыбку.
-Да, а брата Ремом зовут – девушка улыбнулась, поправляя выбившиеся из под берета пряди.
-Необычные имена для домашних любимцев – попытался я еще улыбнуться. Сидеть на холоде казалось уже не самой лучшей идеей. Как бы потом не слечь с воспалением легких.
-Да…Согласна, – девушка задумчиво взглянула на небо – как думаете, пойдет ли сегодня снег?
Вслед за ней я взглянул на небо, вечерело, но оно было чистым, без облаков, но по цвету напоминавшее грязный весенний снег.
-Нет, думаю, нет, синоптики обещают потепление к выходным – поежился я. Скорей бы это потепление!
-Мне кажется, что будет. Красивый и долгий. Сегодня начнется зима, и она уснет на лапах ели до самого марта – улыбнулась девушка.
-Может,  лучше зайдем внутрь? У тебя совсем тонкое пальто, окоченела, наверное –  разговор как-то мне начинал досаждать, и я поглядывал на часы. Машинист обещал позвать, но вдруг забудет.
-Да, давайте зайдем – она взяла книгу и стакан, следуя за мной внутрь. Хозяин удивился, смотря, как мы прошли за столик у обогревателя. Я сладостно улыбнулся, чувствуя как тепло пробирается под одежду. От обогревателя шел такой жар, что даже пришлось снять куртку.
-Извините, а скоро принесут мой кофе?
-Да-да, сейчас, уже несу – хозяин кафе скрылся в соседней комнате и спустя пару секунд, передо мной стоял горячий кофе в пластиковом стаканчике и пышущие жаром микроволновой печки пирожки. Девушка сняла пальто, вытащив из внутреннего кармана двух мышей. Те деловито устроились на ее плечах. Хозяин кафе вопросительно поднял бровь и ничего не сказав, уткнулся в изучение газеты.
-Могу я их угостить кусочком пирожка? – тепло и запах кофе делали меня благосклоннее,  и хотелось продолжить этот странный  разговор.
-Извините, им их нельзя, но я могу предложить специальные крекеры для грызунов, и тогда можете  покормить – улыбнулась она. Я с сомнением посмотрел на липкую поверхность стола.
-Стол тут не блещет чистотой, можно их ко мне на руки?
Девушка пересадила мышат ко мне на плечи, достав из кармана крекеры. Зверьки деловито устроились на плечах, обнюхивая мой пиджак. А она накрошила крекер в ладонь, протягивая мне. Запах её ладоней и мышиного лакомства напомнил мне о лете – запахе скошенной травы, колосьев и ржаного хлеба из печи. Мышата, почуяв запах лакомства, начали нетерпеливо переминаться лапками, я поднес к ним ладонь полную вкусных кусочков.  Они вежливо обнюхали ладонь и, взяв по небольшому ломтику стали есть. Меня переполнило давно забытое чувство - чувство детского восторга. Мышки, обхватив лапками кусочки, аккуратно откусывали и ели, смотря черными глазенками то на меня, то на девушку.
-Ромул и Рем, в честь основателей Рима – тихо повторил я с улыбкой. А они лишь дернули ушками, услышав свои клички.
-Самые умные из мышиных императоров, что я встречала – говорила она тихо, словно делилась какой-то тайной.
-Ты знала много мышиных…императоров? – понизил голос я еще больше. Темно-карие глаза девушки, цвета плавленого молочного шоколада, запах которого, кажется, витал в воздухе, притягивали взгляд.
-Вы мне не поверите, но да! – горячо шептала она. – Мне довелось даже знать императоров-мышей Тиберия или Цезаря, к примеру.
От тепла и шепота меня разморило, я устроился удобнее.
-Тиберия? Цезаря? Не может быть! – улыбнулся, подзадоривая девушку.
-Правда-правда. Вот Тиберий присутствовал при казни Иисуса Христа, видел, как святая кровь стекала в горячий песок Голгофы…
-Постой-постой, ты уверяешь, что знала мышь, которая была на распятии Христа? – слова девушки очень удивили меня, я привстал, забыв о мышах, те лишь крепче вцепились пиджак.
-Да – серьезно подтвердила девушка. Шутит она так или серьезно?
-Извини, но я считаю, что Бога нет – сел я в исходное положение, договаривая про себя, что и мышей таких не было, а слова девушки полнейший бред.
-Каждый волен думать, как хочет, – робко улыбнулась она, -  а мыши такие были. Они правили целыми подземными городам. Конечно,  пробовали равняться на людских императоров, но вскоре бросили эту затею, ведь люди так часто совершали глупые поступки, как например эти бессмысленные убийства? Мышь гораздо умнее человека!
-Да что ты говоришь?! Так почему они сейчас так бояться и одновременно зависят от нас, людей? – рассмеялся я, мыши недовольно завозились на плечах, пришлось их взять на ладони. Зверьки спокойно сидели, не пытаясь убежать.
-Все меняется. Деградировали и они, – грустно вздохнула девушка, протянув руку. Мыши словно по команде бросились к ней. Мгновение и они сидят на ее плече. – Люди уже давно забыли о понятии «чистое сердце», разучились быть добрыми, так и почти все мыши перестали быть умными. Хотите, расскажу историю про императора по имени Хироши? Очень хороший и умный был правитель.
-Что-то не припомню такого императора, имя какое-то китайское… - роясь в своих познаниях истории, произнес я. Хоть все это было абсурдно, но девушка меня заинтересовала.
-Хироши – японское имя, означающее щедрость, надежность. Да, аналога в человеческом мире у него не было. Мыши решили больше не носить имена действующих человеческих правителей.
-Что же, расскажите о нем – устроился я поудобнее совсем забыв про поезд. Мышата девушки не сводили с меня взгляда. Взгляда слишком умного для грызуна.
-Жил-был император Хироши. И прославился он своей добротой и справедливостью. Никогда его подданные не голодали.  Каждый день он начинал с того, что помогал им, вместе со всеми выходил работать в поле, вместе со всеми ел то, на что наработал, каждый вечер его окружали маленькие мышата, что бы послушать сказки. Даже старые мыши собирались вкруг и слушали добрые и умные сказания Хироши. Но случилось так, что в человеческом мире началась  война, бомбы сыпались как град с неба, еды не хватало, со всех провинций начали приходить мыши и просить укрытия.    
– Война – дело людей, но от нее не должны страдать мои подданные - призадумался император Хироши.  И велел он впустить беженцев в свой дворец жить, открыть хранилища с зерном и раздавать всем поровну. Но он понимал, что этого хватит ненадолго. Сильно печалила человеческая война мышиного императора, но что может сделать мышь? Не все люди могли понять его язык. Приходилось лишь держаться и помогать своим подданным. За каждого болело сердечко императора, всех он любил, за всех беспокоился. Однажды мышь по имени Горо пытались отобрать еду у старушки-мыши. Расплакалась она, и так старалась большую часть своей пищи раздать маленьким мышатам. Но Горо поймали и привели к императору. Тогда тот отдал ему свою порцию со словами  - Если ты голоден - возьми мою, но другие не должны страдать из-за твоих желаний.
Устыдился Горо и вернул украденную порцию, попросил прощения и отказался от предложения императора, обещав больше никогда не поднимать свои желания выше блага других.  Но война шла, еды становилось все меньше, тогда приказал Хироши прежде всего кормить детей, женщин и стариков. Удивились мыши - почему именно так?
-Дети - наше будущее, им нужны матери, которые воспитают из них честных и добрых мышей, а старики – это наша история, то, на что нужно обращать внимание, создавая будущее – ответил Хироши. Согласились тогда с ним подданные.
В один день утром люди скинули на Хиросиму атомную бомбу, много тогда их самих погибло…Из поданных Хироши выжило всего  четыре мыши, в этот момент они были далеко от места событий, искали пропитание для всех. От других они узнали, что никто не выжил. Человеческое желание, желание единиц взяло вверх, и пострадали миллионы – грустно закончила девушка.
Он спал, положив голову на руки, а ведь совсем недавно говорил, что стол грязный. Что же тебе снится, человек?
Я проснулся от того, что меня тормошил за плечо хозяин кафе. Мне снился странный сон, словно  мыши умнее людей, еще что-то про атомную бомбу и мудрого императора.
 – Мы закрываемся – прервал мои мысли хозяин. Я оглядел помещение, девушки нигде не было видно. Только на столе в моей шапке спали два мышонка.
-А? А где она? – судорожно поднимаясь, спросил я.
-Девушка ушла еще часа два назад – лениво подталкивал меня к выходу хозяин.
-Мой поезд, черт!
-Он уже уехал, придется ждать следующий, он через полчаса прибудет, билет можете купить у меня – улыбнулся хозяин.  Я согласился на это, после меня вместе с мышами вытолкнули на улицу. Ветер прекратился,  вместо него на землю падал ослепительно белый снег.
-Как она и говорила – тихо прошептал я, пряча мышей под куртку. Оставила мне подарочки с именами римских императоров, а сама пропала, а ведь даже не узнал ее имени.
-Может, вы те самые потомки умных мышей? – усмехнулся я, они не ответили, лишь поуютнее устроились в кармане пиджака.
Хозяин кафе закрыл дверь, протягивая стаканчик с горячим чаем.
-Вам тут еще долго стоять, это за счет заведения – улыбнулся он уходя.
Горячий чай приятно согревал его тело, около сердца возились хвостатые императоры, а на душе у этого человека впервые было так спокойно и чисто, словно и там выпал первый снег.
17.04.16


Рецензии