Максима размышление о химии в медицине

1. Меня часто просят не назначать таблетки, так как они, якобы, являются «химией». Конечно, когда это необходимо, стараюсь выполнить волю пациента, объясняя при этом, что и он сам [пациент] является «сплошной химией» – 30% коллоидным раствором. Представление же о том, что травы это не «химия» и что они безвредны – заблуждение [так во многих странах запрещены травы, содержащие аристохолевую кислоту, платифиллин – крестовник, дубровник и др].

2. Медицина, по большому счету, является описательным экспериментом. И чем большими знаниями и опытом обладает экспериментатор, тем лучше исход этого эксперимента.

3. Представим (конечно, с определенной долей юмора), например, как зарождалась и развивалась фитотерапия (наука о травах).

Питекантроп (или неандерталец или другой представитель первобытного общества) выбежал из пещеры, съел травку и умер. Следуя за ним и видя происходящее, маленький, хромой «в очках»… замечает, что данная трава (с такими-то листьями и т.п.) является ядом и ее принимать нельзя.

Следующий первобытный человек съедает другую траву и у него вдруг появляется эрекция. Тот же маленький, хромой … в тех же очках «записывает», что такая-то трава способствует мужской силе. И так на протяжении тысячелетий накапливались данные по траволечению (как впрочем, и по астрологии).

Травы собирали, сушили, заваривали и принимали внутрь каплями, ложками, кружками и т.д. Но с годами время становилось все более ценным. И знаменитый римский врач, и фармацевт Клавдий Гален (131-201 гг. н.э.) создал новые т.н. «галеновые» (по выражению Парацельса) препараты, поместив экстракты трав в пузырьки.

Прием лекарств стал более удобным и экономичным. Но потребовалась более точная дозировка лекарственных средств и «образно говоря» травы «поместили» в таблетки [так, например, дозирование в миллиграммах сердечных гликозидов, которые содержатся в ландыше и напрестянке и являются лечебными ядами, каплями просто невозможно].

Стала развиваться химическая промышленность. Урбанизация привела к новым заболеваниям, на которые уже травы не действовали или необходимо были «годы» приема трав, чтобы они начали хоть как-то помогать.

Синтез лекарственных средств и молекулярная биология позволила сравнительно быстро создавать принципиально новые лекарства, воздействующие на уровне клетки и даже рецептора.

Это привело к бурному прогрессу в медицине, но не к успокоенности врача, так как успехи в диагностике и медицинской фармацевтике не всегда приводили к кардинальным успехам в лечении. Понадобился возврат к народной медицине, но уже на новом этапе развития.

Так появляются биологические активные добавки к пище [Кстати, сам того не зная, первую такую добавку создал именно Авиценна, который растер высушенные козьи фекалии в порошок, и назначил его для приема внутрь]. Эффект добавок официальная медицина еще не доказала, но «народ» уже счастлив, так как они [якобы] всем помогают.

4. И сегодня врач действительно стоит перед сложным выбором: что назначить больному – т.н. «химию», или травы, или добавки к пище, или все сразу.

И надо отметить, что только мудрый мыслящий врач сможет правильно выбрать золотую середину, найдя патофизиологическое объяснение применению возможностей и официального и альтернативного лечения.


Рецензии