Живая фабрика

КАК-ТО пришлось мне пожить на Восточном Памире, на самой границе с Китаем. Я приехал в высокогорный поселок Мургаб, что поднялся над уровнем моря на 4,5  километра. Был июль месяц, светило солнце, на вечной мерзлоте болотной тундры зазеленела жесткая растительность. Я залюбовался солнцем, голубым бездонным небом, остроконечными пиками высочайших в мире вершин.
Вдруг вокруг потемнело, подул холодный ветер, повалил снег, началась метель. Такова здесь природа. Я сильно промерз, добираясь до старенькой глинобитной гостиницы. Поглядев на меня, единственный ее обитатель — сторож — принес толстый чекмень из валяной шерсти, в котором сразу стало тепло. Потом он растопил печку-буржуйку и сварил чай. «Пей, — сказал он мне, — протягивая вместительную чашку, — а то заболеешь». Я выпил что-то горячее, жирное и острое, словно хороший бульон, и быстро уснул.
Потом еще много раз пил я такой чай, одевался теплым чекменем, с благодарностью вспоминая людей, которые в этих суровых условиях разводят замечательно полезных животных — яков, высокогорных быков и коров.
Яки — настоящая живая «фабрика» всякого добра, полезного для человека. Их вес достигает 700  кг. Местные жители используют яков и как вьючных животных, способных переносить по бездорожью большие тяжести. Мне пришлось наблюдать редкое зрелище, когда як, на вид не-уклюжий, перенес на себе семью местного крестьянина: отца, мать и сына. Причем шел он через глубокую горную расселину, по сплетенному из ивовых веток мосту. Обычно над такими опасными тропами на скалах высечены предупреждения: «Путник, берегись, ты здесь как слеза на реснице».
Молоко яков очень жирное и калорийное. Из него горцы делают сметану, масло, другие молочные продукты. Его же добавляют в черный чай, с ложкой черного перца. Чашка такого чая-бульона буквально спасает от холода и голода, лечит простудные заболевания. Зимой, когда трещат 50-градусные морозы, порой здесь это единственное лекарство.
Шерсть яков, очень толстая и грубая, дает при обработке прекрасный  материал для теплой крепкой одежды. Из нее валяют кошмы, выделывают специальную обувь, носки толстой вязки, свитера и т. д. Подшерсток — отличное средство для изготовления шиньонов женских причесок. Мясо — незаменимая добавка к деликатесным колбасам твердого копчения. Все это до недавнего времени закупала через систему потребкооперации Западная Германия, ряд Скандинавских стран.
Яки — животные очень неприхотливые, не требующие особого ухода, как их прирученные родичи. Они свободно пасутся на просторах высокогорья — летом на альпийских лугах, зимой, добывая корм из-под толстого снежного покрова. И пастух им не нужен. Когда приходит время, матки сами возвращаются на колхозные фермы, где и производят потомство. Ячата быстро крепнут и скоро уже следуют за взрослыми на свои далекие пастбища. Як не боится хищников. Волки, снежные барсы его не трогают. Он надежно защищен большими острыми рогами и густой шерстью, которую хищнику не прокусить.
Любопытно, что огромные яки с явным удовольствием переносят  процедуру стрижки. Летом, в июле-августе, им жарко и они с готовностью подставляют свои жаркие шубы под электроножницы, Стричь яков нелегко. В их густой шерсти много песка, глины, мелких камешков. Откуда они берутся?
...Однажды мне пришлось ехать по Большому Памирскому тракту ночью. Кругом расстилалась болотистая степь, окаймленная скалистыми горами. Приглядевшись, я увидел в боковое стекло десятки горящих глаз, словно бегущих за машиной. «Волки»,  — мелькнуло в голове. Сказал  об этом водителю. «Нет, — успокоил он. — Это яки отдыхают в болоте, спасаясь от жары».
Утром я сам в этом убедился. От летнего тепла и назойливых насекомых яки погружаются в оттаявшую холодную почву болота, оставляя на поверхности только морду. Требуется немало сил, чтобы потом оттуда выбраться. Свою могучую тушу як вытаскивает из болота с шумом пушечного выстрела, Вот и налипает на его шерсть все, что хранит вечная мерзлота.
 Як добродушен. Он никогда не тронет человека. Я угостил как-то маленького ячонка кусочком хлеба и он потом, завидев меня, подходил и совался мне в руку теплыми шершавыми губами

ГЛЕБ ДЕЙНИЧЕНКО.


Рецензии