Что губит Россию сегодня?

Что губит Россию сегодня?

Что губит Россию сегодня? При всех стараниях Кремля и правительства достичь хоть каких-то плюсов в общенародной жизни?

Отвечаю: отсутствие баланса. Губит отсутствие баланса (а, может, балансов). Каких именно? Что имею в виду?

Отвечаю: Россия, по-видимому, такая страна, которую большие деньги… только портят. Страна, в которой большие деньги нельзя никому доверять.

Она выходила на высокие рубежи лишь в условиях полного отсутствия денег у народа и правительства (как в 20-40-е годы), или при большой прижимистости хозяйственников-рулевых, как в последующие годы, вплоть до конца 80-х.

Тогда в стране что-то делалось, копошилось, механизм работал, а в иные периоды даже со скоростями динамо-машины.

Как только у какой-то части населения появились большие деньги (украденные у народа после 91-го года, или наработанные отдельными способными буржуа и банкирами, новыми владельцами вчерашних народных недр, и т.п.) – погода в нашем общем доме моментально испортилась: пошла качка, раскачка, утрата всякого балансированья и сбалансированности в целом…

Наша большая страна тут же превратилась в большую хромающую утку, которую немедленно захотелось подстреливать со всех сторон абсолютно всем кровожадным (как и долларожадным) охотникам всех закордонных мастей. Они очень прытко тут же нацелились и прицелились в Россию, продолжая это вот уже четверть века, вполне неплохо – местами – в том числе обосновавшись и внутри России.

Раздирая в клочья и на куски имеющиеся у страны богатства, тогда как баланса внутри неё как не было – так и нет. Баланса, в первую очередь, финансового, во вторую – промышленного, в третью – производительного сельскохозяйственного (в четвёртую, возможно, демографического, далее – социального, ну и т.п.)

В чём же причина такого дисбаланса? А она очень проста и лежит на поверхности: это бесплановость ведения экономики в огромнейшей стране.

Да, было время, и я, дурочка, начитавшись всяких басурманов-экономистов конца 80-х годов, впрягалась в эти дурацкие рассуждения о вреде Госплана в стране Советов (читаю ныне это в залежавшихся собственных черновичках статей); тоже роптала о свободном воздушном пространстве для людей дела…

(Собственно, впервые почерпнув эти идеи у коллеги Анат. Аграновского ещё в студенческие годы, т.е. – в первой половине 70-х).

Но я-то помню, что мои мысли не были столь глубоки в те годы (и 70-е, и в 80-е), чтобы я осмеливалась вообще отрицать планирование в народном хозяйстве. Естественно, нет. Мне, скорее, виделась какая-то догматика в застоявшихся старых формах управления, и единственное, что я могла подразумевать под необходимостью перемен, – это выход из старых устоявшихся форм, развитие и поиск новых путей движения вперёд.

К счастью, я и подобные мне люди не были Горбачёвыми-разрушителями по сути, и не были сторонниками мер разрушения вместо мер созидания. Понимали необходимость реформ, но продуманных и последовательных, а не революционных, на какие позднее встали и недоучка Горбачёв, и авантюрист Ельцин со своей командой просто оголтелых американистов-гайдаровцев.

Но в данной статье я не хочу более оглядываться назад (впадать в анализы и т.п.), ибо ныне задача каждого мыслящего и пишущего – это смотреть и двигаться вперёд, да обдумывать то, что мешает это делать, искать сам путь преодоления препятствий.

И вот главным таким препятствием к нормальному развитию страны вижу именно этот дисбаланс сил в стране: дисбаланс средств, дисбаланс, возможно, мнений и подходов (как дисбаланс воспитания ли, морали, целей и задач людей, менталитетов или сословных иерархий?).

В такой большой стране кто-то, конечно, должен озабочиваться подобными вопросами и проблемами, кто-то должен их видеть и предвидеть, анализировать и прогнозировать, изучать и исследовать. С тем, чтобы предлагать обществу способы их решения.

Пока что подобного подхода мы не видим. Хотя в стране есть Академия Наук, институт социологии при ней, и т.д.

В целом же разбалансированность таких больших сил не удержать никакими пунктирными векторами из Кремля или дома правительства. И всё по той же причине: большие деньги портят людей. Искушают, соблазняют. Перерождают и превращают в хапуг, откровенных воров-стяжателей, и т.д, и т.д.

Обо всём этом нам говорят те же самые последние десятилетия: к власти рвутся именно такие люди. Они же разворовывают казну на местах, они же притесняют ближних, выводят средства за границу. То есть всячески подчёркивают, что они не любят свою страну, Родину, не верят в нёе, не желают вкладывать в неё ни средств, ни сил, ни труда: не уважают соотечественников. А законы наши, что очень странно, слишком часто попустительствуют подобному.

В том числе – и законы хозяйственной практики. Я уже дважды писала об этом: что-то весьма недоработано в том, как выдаются государственные деньги на самые разные проекты. Почему-то заявители исполнения этих проектов получают миллиардные суммы как предоплату, уже с первых дней начала реализации проектов.

А почему не изменить правила «игры»? Почему не выплачивать средства частями, поэтапно – за выполненные работы? Почему заключаются договоры с нищими исполнителями, которые не вкладывают собственные средства даже в первые, подготовительные работы? Конечно, нынешняя практика - заведомо проигрышный вариант для правительства и министерства финансов! Но именно так у нас и ведутся дела! Именно такова практика взаимодействия минфина и «инвесторов» почему-то. Именно – инвесторов в кавычках, иначе и не скажешь.

И в этом – главный источник финансового разбалансирования в стране. Поскольку деньги федерального бюджета разворовываются в миллиардах, а потом их не хватает на школы, больницы, культуру, студенчество, спорт, и так далее. Не хватает на обустройство сёл, на помощь многодетным семьям, на помощь тяжелобольным. На обновление рыболовной флотилии, на обустройство малых городов России…

Не хватает на русские надежды! На Надежду русских в целом, как нации. Не хватает на оптимизм и видение своего будущего. На Перспективы нации! И всё это крадут у нации – казнокрады и бестолковые финансисты из Москвы!

Так кто, всё-таки, должен озабочиваться всем этим? Депутаты? Академики? Круглый министерский стол? Счётная палата и прочие надзорно-контрольные органы?

Или мы, случайные журналисты-энтузиасты, порой пишущие даже вне печатных изданий?

Ну, ей Богу, нет и нет никакого порядка в России! И то, что Путин даёт положительную оценку работе правительства – абсолютно пустой аргумент, к сожалению, во мнении народа! Потому что народ даёт совершенно иную оценку этому правительству!

И пишу я это - совсем не призывая разгонять этих министров, а призывая к иному: работать-то поэффективнее, работать-то с отдачей плюсовой, а не наоборот, причём, во всех поголовно сферах (за исключением, может быть, лишь вооружённых сил, где порядка поболее сегодня?), и работать-то поответственнее.

Очень уж снисходителен ко всем наш Президент. Очень уж поощрителен, а общий результат – всё нулевой и нулевой…

Стране нужен баланс. А, может быть, и балансы вкупе: в тех сферах, которые названы выше. Если не придём к этому – не придём ни к чему.

А если учесть ещё, что все мы стареем, в том числе и правители наши, и вместе с тем теряем и свои внутренние балансы (физиологические, связанные с нашим возрастом и здоровьем), то становится понятнее, что медлить больше нельзя. Нет у нас более времени на оглядки по сторонам и снисхождения для слабоумно-недоразвитых министров и губернаторов.

Не знаю, как другие, а я совершенно отчётливо чувствую этот ветер почти космического ускорения, который дует в наши спины. Разве нет?

Возможно, конечно, это ветер новых научных открытий, дующий с других, вполне земных, континентов, где эта самая наука и развивается на те самые миллиарды долларов, что разного рода российские казнокрады и уводят туда из-под самого носа наших горе-правителей?
17.04.2016.
В.Лефтерова


Рецензии
Плановая экономика при сильном государстве, опирающемся на мощный госсектор. У нас же стратегия государства - разгосударствление, приватизация важнейших предприятий. Непосредственно управлять развитием экономики российское государство не может, оно может лишь формулировать свои приоритеты для частных собственников (у которых свои "приоритеты") и как-то косвенно влиять через бюджет и налоги, что оно и делает - не столько для развития страны, сколько в интересах крупнейших частных собственников.

Виктор Ушаков   17.04.2016 12:23     Заявить о нарушении
То, что Вы обрисовали, соответствует реальности, но даёт одни минусы для страны в целом. Я же пытаюсь призвать к тому, что поменяло бы минусы на плюсы.

Валентина Лефтерова   17.04.2016 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.