О витальных ценностях юных Вертеров

              О  ВИТАЛЬНЫХ   ЦЕННОСТЯХ   МЫСЛЯЩИХ   ВЕРТЕРОВ
               О жизненных ценностях учащейся  молодёжи
               
               
                Дар напрасный, дар случайный,               
                Жизнь, зачем ты нам дана?
            
               

                А.С.Пушкин

 Когда в крови   «Sturm und  Drang»         
 

      Эпоха Просвещения  в лице гениального 23-летнего Иоганна Фольфганга Гёте породила  новый тип разочарованного романтика  юного Вертера, а вместе с ним и  «синдром Вертера» – то особое психическое состояние,  при котором,  по словам    выдающегося психолога  прошлого века  Владимира Небылицына, «мальчику жизни не жалко». 
     К  молодому автору романа и к его главному герою, юному Вертеру,  приложимы слова Вейнингера о  так называемой  «личности становящейся» в условиях неравной  битвы духа с материей, когда «человек медленно и постепенно, в течение всей жизни приобретает её…»
      Основное идеологическое содержание романа  «Страдания  юного  Вертера» – это  бунт юного мыслящего  существа  против  косности  бытия.  Центральную проблему произведения образует всестороннее развитие человеческой личности, когда    в ней в избытке и даже переизбытке неистово  бушуют  «буря и натиск», («Sturm und  Drang»).         
      Изначальное очарование плотью и последующее  разочарование в ней,  и это «веяние нездешней радости» внутри себя,   и эта «буря и натиск» в крови, падение горнего духа  в материю, и горестное  расставание с иллюзиями.    Не с этого ли  всё начинается?  И не это ли является причиной   бунта  юного существа с  жестокой реальностью бытия и не в этой ли неравной битве происходит выбор жизненных ценностей? И в то же время, когда все соблазны преодолены и все испытания пройдены, не наступает ли момент истины? А с ним и переоценка жизненных ценностей?
Да. мир несовершенен, да он – юдоль плача и страданий, но не свалка  же для падали!  И не мусорный полигон в Кучино. И не  «Бутовский полигон» и не  полигон-дача НКВД «Коммунарка», с его  траншеями-могилами   для  расстрелянных и замученных  вольнодумцев и социально вредных  элементов.
      В годы Вертера воля самого  Гёте не лежала только к данному познанию предмета страсти.  Он пламенно  любил  реальный мир, но не за  то, что он «такой»,  манящий и плотский, а за то, что из него «такого», животного и тварного, «может выйти»  нечто особенное, позволяющее увидеть улучшенную действительность, а с ней заодно и   главные   жизненные ценности. 
      Без чёткого представления о жизненных ценностях современной молодёжи,  невозможно эффективно проводить   молодёжную политику в стране,  успешно вести военно-патриотическую пропаганду  в  свете жертвенного отчизнолюбия  и гражданственного героизма. Без знания  о витальных установках и  бытийных ценностях подрастающего поколения,  невозможно  бороться  с   международным терроризмом как внутри страны, так и за её пределами.
     Не зная главных струн взыскующей любви и понимания  юной души,   невозможно вести контрпропаганду с  исламскими   проповедниками-вербовщиками и разного рода  «ловцами человеков», романтически настроенных  и   преждевременно  разочарованных  культурой  повседневности юных максималистов, спешащих любой ценой переустроить жизнь на земле. 
       Выбор жизненных ценностей, как правило, начинается с их ревизии, оценкой, а заканчивается бунтом, часто трагическим и безнадёжным. Переоценка начинается  с конфликта  идеальной этики с исторически сложившей моралью общества, которая  де-факто является одним из препятствий для  нормального развития личности.  Этика в  духе  Канта и Фихте стремится к единой системе правил, лишенной всякого противоречия, и хочет объявить ее непреложным законом для общества, основным движущим принципом которого является само противоречие. Процесс становления личности наталкивается на грубую «философию жизни», с её неумолимой  диалектикой Гегеля, и отображает  полное противоречий взаимодействие между человеческой страстью и общественным развитием. Юный Вертер, действующий в этом обществе, неизбежно признает систему правил поведения,  но только  в общих чертах,  а  в конкретной жизни он непрерывно впадает в противоречие с этой системой. Подобный конфликт вовсе не является следствием антагонизма между низшими эгоистическими стремлениями человека и его высшими «этическими нормами», как думал Кант. Напротив, противоречия очень часто возникают в тех случаях, когда в дело замешаны лучшие и благороднейшие страсти человека.
      Для того, чтобы делать правильный  выбор  мало быть только  личностью, нужно быть ещё  личностью мыслящей и просвещённой. Ведь ещё на заре становления социальной психологии люди знали, что первоосновами личности являются   её абсолютная неповторяемость,  непостижимая оригинальность  и потенция абсолютного бытия в космической Мгновенной Вечности.
      Попытка смотреть на мир в статике, отрицание мирового процесса «восхождения» и непременного движения вперёд  «со всей этой метафизикой»  и физикой движения приводит к печальному итогу – воля не направленная  «вперёд», оказывается направленной «назад и вниз». А  всякое  стремление назад,  желание «обратности», очередной провал в  косную материю-плоть Вейнингер называл  «неэтичным, неэстетичным, исключающим высокий смысл жизни». 
    В романе Гёте показа борьба немецкого юношеского романтизма  с внешними и внутренними препятствиями, мешающими  гражданственному герою   достичь  на грубой почве  бытия личного восхождения к бессмертию.  Достичь   того  этического идеала, о котором было не раз упомянуто   Клопштоком, Гольдсмитом, Лессингом,  и получило позднее   свое высшее философское выражение в идеалистической этике Канта и Фихте.  Центральную проблему произведения образует всестороннее развитие человеческой личности. Конечно, молодой Гете не мог обнаружить экономической основы этих связей. Тем более приходится удивляться той поэтической гениальности, с которой обрисовано у него противоречивое положение человеческой личности в буржуазном обществе. И начало социально-политической психологии надо искать именно здесь, в  этом  историческом  времени-пространстве.
      Гете в своем романе  не только показывает, какие непосредственные препятствия общество ставит развитию личности.  Он видит также, что буржуазное общество, которое выдвигает с такой остротой проблему развития личности, само непрерывно ставит препятствия ее подлинному развитию. Законы и учреждения, которые служат развитию личности в узко социальном  смысле слова (обеспечивают, например, свободу торговли), в то же самое время беспощадно душат действительные ростки индивидуальности. Капиталистическое разделение труда, которое служит материальным базисом для развитой личности, покоряет себе человека, калечит его личность, подчиняя ее односторонней специализации.
      Красота, этика и эстетика, о которой  в начале ХХ века говорил  Отто  Вейнигер (1880-1903) в своей книге «Пол и характер»,  это не только результат гениальности молодого Гете. Они, эти три высших категории жизненных  ценностей   является следствием более глубоких социально-нравственных  причин. (1)
      Личность, по Вейнингеру,  есть абсолютная,  жизненная  ценность, ибо она самостоятельный и неповторимый  центр живых сил и потенция бесконечного  совершенствования. Но  окружающая среда  может быть настолько косной и  ядовитой, что личность, не желая бесконечно долго страдать,  не желает  больше жить  личностью. Борьба души и  духа с томлением плоти и «самости» определяют выбор  пути любви. Эгизм личности и сила плоти, которые нельзя победить холодным  разумом одинаково разочаровывает и убивает морально как  зрелого мужчину, так  и безвольного юношу. Все эти  пути любви – животный  и человеческий, ангельский и сатанинский – ведут к смерти и далают жизнь даром «напрасным и случайным» (А.С.Пушкин)
       И пусть  герой произведения Гете погибает вследствие универсального конфликта с буржуазным обществом,  но он, тем не менее, сам является продуктом раннего героического периода буржуазного развития. Подобно первым, романтически настроенным  деятелям  французской революции, которые  шли на смерть, исполненные героических иллюзий своего времени,  юный Вертер расстается с жизнью, не желая расстаться с героическими иллюзиями буржуазного  гуманизма. Взыскую и жажду  человечности, но не нахожу её! Расставаться с иллюзиями всегда больно, и не всякий может эту боль пережить и преодолеть.  Молодой Гете "преодолел" Вертера не в том вульгарном смысле, который  вкладывает буржуазная история литературы, не так, как  смирившийся с действительностью буржуа преодолевает свои «увлечения молодости и соблазны». Когда через пятьдесят лет после появления "Вертера" Гете должен был написать к нему новое предисловие, он создал первое стихотворение «Трилогии страстей», полное меланхолического отношения к герою его молодости:
               
       Zum Bleiben ich, zum Scheiden du, erkoren,
       Giеngsit du voran — und hast nicht viel verloren.

      Каждая эпоха и всякий правящий режим диктует молодым поколениям свои жизненные ценности, среди которых  неизменными и относительно  вечными  остаются ценности  традиционные.   Это    семейные ценности,  взаимная супружеская   и родительская  любовь, отцелюбие  и чадолюбие, любовь к себе и другому человеку необходимое условие  человечности и сострадания.  Именно родительская  любовь  формировала в ребёнке  основные,  жизненные ценности. В юности на правильном  выборе жизненных ценностей  сказывается также и  современное состояние  науки и культуры, точнее уровень социокультурной, общественной среды. Здесь многое зависит от воспитания человека человеком и воспитание человека обществом и великие,  положительные идеи, содержащие в себе духовные прозрения и страстную веру в свои первичные и самодавлеющие ценности. Здесь необходимо сознание зависимости всякой власти  от духовного и культурного уровня общества и, следовательно, ответственности  общества за власть.  Многое ещё зависит от общественного сознания, высокого интеллекта, коллективной силы воли   и мужественного  чувства ответственности за жизнь. Сегодня  в народе  наряду с патриотизмом должен жить  консервативный и национально объединяющий  дух, должны господствовать  совесть и здравый смысл. (2) 
      Чтобы  не жить в качестве биодов среди ложных витальных  ценностей,   необходимо возрождение гуманистической педагогики, с обновлённой системой  воспитания по заповедям великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци.  Нужна хорошо забытая  в угаре дикого российского  рынка  школа  развивающего обучения,  с её  развитой сетью  физико-математических школ-интернатов для одарённых детей  в духе  великого математика  ХХ века Андрея Николаевича Колмогорова. (3)  «Сегодня в высшей степени необходима вариативность образования. Учитель  не может быть сегодня источником «правильных» знаний. Он должен быть навигатором и мотиватором детей в море познания. Тогда школьное образование будет отвечать вызовам современности» – говорит  выдающийся наш психолог и педагог Александр  Асмолов (4) Уровень образования и культуры, багаж научных знаний зачастую помогают молодому человеку  найти  верные жизненные ориентиры и определиться с выбором  необходимых  ценностей. Дело в том, что наука может быть  как  проводником  прогресса, так и его тормозом и даже врагом культуры. Наука – это неотъемлемая, составная часть культуры, как и этика и эстетика, часть  одного, общего и целого в области созидания и познания жизни. Наука, поставленная на службу насилия человека над человеком,  в конечном итоге приводит цивилизацию к распаду и разложению, одичанию нравов и   массовому невежеству.  А  массовая  культура, вытеснив  высокую культуру  Возрождения, полностью вымывает из  молодых людей всё  доброе, созидательное и человечное. Чтобы не допустить в ближайшем  будущем полного расчеловечивания  наших граждан, необходимо защищать всеми силами, на общественном и государственном уровне,  наши  традиционные жизненные ценности – брак и семью. Сегодня все общественные и государственные  институты  должны работать на сохранение и процветание семьи и законы должны защищать её в первую очередь. Наша культура, наше искусство должны снова вернуться  к идеалу  семейных ценностей.  Без  сохранения  этих  главных в мире ценностей, у нас  скоро ничего не будет,  ни  семьи, ни людей, способных  изобрести  новую идеологию для нового гуманного общественного устройства    с щадящим механизмом  управления,  без тотального  насилия и тирании.  Современная цивилизации с её  идеологией глобализма делает всё возможное для того,   чтобы человек утратил способность любить другого – такова  философия жизни  главарей  Финансового  Интернационала, претендующих на мировое господство, самонадеянно и нагло  поставивших себя в центре жизни. При такой философии, когда  сверхбогатый  человек   делается  богом, никакой любви и  «вечных ценностей» быть не может. А чтобы эти  главные, непреложные ценности  оставались в мире, нужно не переставать думать о нравственном воспитании молодёжи. Уже сейчас большинство наших  молодых граждан превращаются в одиноких страшных существ, которые  теряют  разум  всякий раз, когда им  что-то не понравится. Чтобы не допустить нравственной гибели нации, власть тоже должна быть человечной и доброй по отношению к своим гражданам, её представители должны иметь доброе сердце. «Плох тот  государь, кто употребляет свою власть на беззакония и  беспредельное насилие. За жестокость и ложь, нерадение о  вере, за реформы, гнобящие всё русское, отнимет  Всевышний у русских их страну, как отнял Он недавно у греков-отступников их славный Царьград» –   писал опальный, пожизненно  посаженный  в  яму, но несломленный духом  протопоп Аввакум  царю Алексею Михайловичу из Пустозёрска. (5)
      Все федеральные законы должны проходить не только через  холодный ум президента, но и через добрые  сердца законодателей. Без  добрых,  честных,  принципиальных, ответственных и сострадательных политиков, нам никогда не  разрешить эффективно молодёжную политику. «Доброе сердце – это понятие духовное, и никаким  образованием, опытом, никакой  политической конъюктурой сделать человека добрым невозможно»  –  отметил недавно  патриарх всея Руси Кирилл (6) 
       Проблема выбора  молодым человеком жизненных ценностей  в начале своего   житейского пути всегда была судьбоносной как для  него самого, так и для  его семьи и ближайшего социального окружения. Эта проблема, как лакмусовая бумажка, определяет  моральное, нравственное и интеллектуальное состояние самого общества, уровень образования, науки и культуры в стране, от неё во многом даже зависит сегодня национальная и государственная безопасность  страны. От выбора жизненных ценностей зависит   будущее  самого Отечества, ибо они определяют феномен  жертвенного  патриотизма,  или его полную противоположность –   индивидуальный террор, суицидальный радикализм. Не зная этой проблемы,  не изучая её глубоко, невозможно будет изобрести новую идеологию будущего, которая могла бы объединить наших потомков  в  деле  обустройства  и  гуманизации нового мира. Сделав правильный, с точки  зрения национальных интересов страны, выбор жизненных ценностей, юные граждане страны в нескольких поколениях  не будут  нуждаться  в  системе  военно-патриотического  воспитания  вообще.  Как показала новейшая  история,  коммунистическая идеология с её системой  воспитания чувств советского, военного  патриотизма не оправдала себя в самый трагический  для советской империи момент, ибо была изначально системой  надуманной. 
        Выбор жизненных ценностей определяет  многое в жизни юноши. Он порождает множество социальных и межличностных  конфликтов в молодёжной среде и в самом обществе.    В том числе  и трагически неизбежный конфликт поколений, когда   юная поросль начинает  воспринимать  своих   «предков» (ещё живых отцов и дедов),  как  совершенно иной  вид и даже как  подвид, чуждый их романтическим устремлениям, бунту  «горячей и густой крови» и  смертельно опасной R -стратегии  (радикальной жизненной стратегии). Молодёжь всегда на дух не переносила  застойный консерватизм старших поколений, стагнацию общества, почему-то  называемую старшим поколением  стабильностью.  Молодёжь всегда требовала  от старших движения вперёд, («движухи»),  смены действий  и  социальных  декораций.  Бунтарский дух юных ниспровергателей  не терпит всего   дряхлого и замшелого  в этом мире. Юное сознание,  категорически не терпит  «долгоиграющих  диктатур  и правящих режимов, молодёжь решительно  не приемлет  К-стратегию (консервативную стабильность), а самолюбование  «властительных отцов», которые  неустанно пропагандируют свою исключительность и непогрешимость  вызывают  у молодых  кардинально решительные  оппозиционные настроения. С другой стороны, чтобы продлить свой активный век, старшее поколение должно как можно дольше «гасить»  огонь желаний молодых (как можно дольше ограничивать им доступ к деньгам и власти).
        Нигилизм и противостояние  враждебно-равнодушному  миру  молодых проявляется  почти во всех  сферах социокультурного бытия – в искусстве и культуре, в этике и эстетике.
Этическое противостояние и есть самое глубокое бытийное противостояние, которое может иметь только одно последовательное и человечески достойное продолжение — борьбу не на жизнь, а на смерть.
Таким образом, существует прямая связь между склонностью российского общественного сознания к моральной демагогии и свойственными ему настроениями озлобленности, вражды, ненависти. Разорвать эту связь, культивировать в обществе защитные механизмы против моральной демагогии — одна из самых насущных и исторически долговременных задач. Задача эта не новая.

      Выбор жизненных ценностей молодыми во многом зависит от состояния и  от уровня образования, науки и культуры, и,  конечно же, от  молодёжной политики государства. Прошло более четверти века, а Российская Федерация до сих пор  не имеет чёткой молодёжной политики и мощной системы  гражданственного воспитания. Молодёжь и сегодня в массе своей брошена властью на произвол судьбы в бурное криминальное море «дикого капитализма», кишащего  разного рода  «ловцами юных человеков». В первую очередь в  ловушку вербовщиков и пророков-сектантов попадает полуграмотная и невежественная молодёжь, изначально лишённая возможности получить высшее образование. Это так называемая невостребованная миром большая часть юной биомассы. Интеллектуальный вакуум в голове не способствует проявлению в юной душе гражданственных чувств и благих созидательных порывов, и зачастую заполняется всякой новомодной ересью и разрушительными идеями борьбы  во имя  туманного и весьма сомнительного блага.  Ядром её является так  называемый «современный универсальный, грамотный потребитель, живущий  ценностями западного цивилизованного мира» (Фурсенко). Но  грамотный универсальный потребитель в силу избранных им самим  «натуральных»  жизненных ценностей не может быть  жертвенным отчизнолюбом, ибо изначально он  лишён гражданского мужества и  доблести, революционные порывы и романтика борьбы ему глубоко чужды. Он вполне доволен установившимся порядком вещей ещё в начале 90-х годов прошлого века.  Он давно смирился с внешним управлением  его страной,  он  полностью согласен с утверждением Аркадия Дворковича об «исторической, донорской  миссии» России, которая должна платить дань  США  за  свою финансовую стабильность и за своё  дальнейшее сносное существование в эпоху глобализации.  За универсальными потребителями  идёт так называемая  «компьютерная» социальная группа молодёжи, стремительно прошедшая  дебилизации от  теле-зомбиящика  до  тотального  безумия  социальных сетей Интернета. Но среди этих двух компрадорско настроенных молодёжных групп, стали  проявляться индивиды, желающие  иметь «лица необщее выражение». Именно такие индивиды из-за острого  кризиса  идентичности и  тотальной экзистенциональной пустоты в душе уходят по доброй воле в террористические структуры.   
      Такого рода человек-гаджет, такой основательно расстроенный  биохимический компьютер,  весьма податлив на  вербовку тех, кто  предлагает ему  высшую степень безумия –  «божественный ветер» и героическую  смерть  во имя  Аллаха и  Высшей Справедливости.
      Известно, что без качественного образования,   невозможно дальнейшее развитие человеческого   интеллекта.  А  без последовательного, традиционного   воспитания молодых поколений   невозможно   существование  сплочённого,    гражданского общества.  В нашей стране, система образования  безуспешно реформируется уже в течение  тридцати лет, и уровень  этой образовательной системы оставляет желать лучшего. В «нулевые годы» всё в этой сфере  было пущено на самотёк и частично    отдано  в сферу  платных  образовательных услуг, где о системе  гражданственного воспитания в деидеологизированной стране нельзя было даже думать. Видные  учёные-педагоги  называют такую образовательную систему «бездетной педагогикой», ибо в центре её стоит  не ребёнок, а знания, умения, навыки, учебники. Однако этот  педагогический  флюс в пользу знаний и в ущерб воспитанию не принёс  ожидаемых результатов – уровень и качество образовательных услуг катастрофически снижается. Это признало уже и Правительство РФ в лице вице-премьера Аркадия Дворковича, когда речь зашла о  жизненных ценностях современной молодёжи: «У нас хорошая  начальная школа, но у нас теряется  качество образования в старшей и высшей школе, а это как раз тот период, когда формируются  навыки дальнейшей жизни и дальнейшей профессиональной  работы».  Сегодня старшая школа всех беспокоит не только деятелей просвещения и государственных  мужей, но  в первую очередь  родителей. Потому что перед каждой семьёй стоит вопрос, в какой вуз сможет  поступить ребёнок и не будет ли его выбор  непоправимо ошибочным? Сегодня  выбор жизненных ценностей начинается с выбора вуза. Увы. основная  часть российской молодёжи  вообще лишена  светлой перспективы и тем более    выбора  жизненных ценностей из-за  своего низкого  социального положения  и стартовых возможностей. Даже  мелкий и тем более средний бизнес  для многих  молодых  людей  стал невозможен, чтобы найти своё место  под солнцем, молодёжь идёт через производственно-технические колледжи профессиональные  училища в сферу услуг,   идёт  служить в армию на контрактной основе,  или на государственную службу в силовые структуры. Но даже и те молодые , кто с помощью родителей, любыми способами оттеснив конкурентов, заняли место  в престижном гуманитарном или техническом вузе не всегда  мирятся с выбранными ими жизненными ценностями и выбором профессии. У половины абитуриентов  престижных технических  вузов уровень  подготовки  явно недостаточен, а половина  абитуриентов  гуманитарных вузов  не знают правил русской грамматики и не обладают научной грамотностью и умением понимать текст. 
       В 2012 году резко  наметилось  наше отставание от других стран мира в области  уровня преподавания  в средних классах  математики  и естественно-научных дисциплин. В прошлом году  на Международной математической  олимпиаде школьников в Таиланде  российская сборная  не завоевала ни одной медали. Не попала  даже в двадцатку лучших.  Это одно из самых позорных и постыдных поражений нашей страны на  интеллектуальном и образовательном мировом поле. после которого  тускнеют все наши спортивные завоевания.  В чём причина наметившегося  нашего отставания  в области образовательных услуг?  Ответить на этот вопрос  не могут  даже специалисты  из НИКО (Национальных исследований качества  образования), ибо у них  нет данных, чтобы сравнить  нынешний уровень   качество образования  с предыдущими годами. А  какое  социологическое  исследование возможно без  честного и  беспристрасного сравнительного анализа? И может всё-таки прав  научный руководитель  Института образования  НИУ ВШЭ Исаак Фрумин, когда говорит, что виной всему внутренняя социальная политика государства: «Ключевые изменения в школе касаются не качества образования, а социальной структуры школы, в которой  идет подбор и отсев  детей  по уровню развития, что приводит к социокультурному расслоению детей». А раз так, то возникает вопрос. кого  готовят к жизни в средней школе и в вузе? Граждан и хозяев своей страны, или  управляющих среднего звена  при  плантаторах  будущей России? Или  надсмотрщиков   над рабами  славянского типа?  Но даже если  Россия к середине века  останется великой державой, то  её величие без  граждан с высоким интеллектом и богатым духовными миром, будет недолгим. Ведь сегодня в российской школе основное внимание уделяется механическому  усвоению знаний, в меньшей степени формированию интеллекта и компетенций  и совсем мало обучают применению знаний в  жизни.   А в результате современное поколение юных не способно  самостоятельно постигать философию жизни,  находить  нужную информацию, анализировать и критически мыслить, изучать и осваивать современные технологии. В госстандарте для старшей школы  отсутствует слово «технология»  и нет такого учебного предмета, как  dissembled  technology (методы и техника  производства товаров и услуг),  и такого, как         embodied   technology (устройство машин, оборудования, производственных систем и продукция с высокими  технико-экономическими параметрами).  В российском образовательном госстандарте нет многих слов из области нано-и-биотехнологий. Уже давно существуют глобальная сеть, серверы, облачные технологии, мобильная связь, навигационные системы, интегрированные  системы управления производством (ERP), а  российская школа живёт по старым технологиям, понятиям и символам. По-прежнему наша школа продолжает  обходиться  без  правовых аспектов, без Адама  Смита, Риккардо и Кейнса и даже Карла Маркса, без многих правовых  и экономических  понятий, слов и терминов, хотя в современном  развитом обществе  экономика и право едины и неразрывны как сиамские близнецы.   
      И хотя  современные дети  живут в  цифровом мире чуть-ли ни   с пелёнок, эта  наша технологическая недостаточность и полная катастрофа с изучением  технологий в школе –  ещё один наш национальный позор.  А вообще кризис идей при отсутствии оптимальной  модели управления людьми, их просвещением и интеллектуальныи развитием делает невозможным  и правильный  выбор вечных,    жизненных ценностей. И всему виной, как оказалось, никто иной,  как новый подвид социокультурного существа –  универсального  потребителя, конформиста и убеждённого коллаборациониста нового типа. И как здесь не вспомнить  программные слова,  печально известного нам, министра образования  Фурсенко: «Недостаток советской системы образования в том, что она готовила созидателей, а нам нужны сегодня универсальные потребители». И вот  племя  потребителей  возникло, а Родину защищать некому, и напрасны вопли  власть имущих о жертвенном патриотизме, о  высокой философии жизни и о высоком предназначении  человека.  И ещё бесплодней рассуждения о высших жизненных ценностях, об их правильном и/или неправильном выборе. Настала пора, когда сама жизнь как таковая является главной жизненной ценностью, да и то не всегда,  если конечно она  полностью не лишена смысла…
       
Ценности истинные и ложные

     Сегодня  высшим смыслом жизни человека объялено патриотическое служение Родине, глава государства, президент страны и главнокомандующий В.В. Путин  объявил   патриотизм  русской идеей, и,  соответственно,  высшей духовной ценностью каждого  гражданина России. Необходимо отметить, что власть обращается к патриотическим чувствам своих подданных  только тогда, когда остро чувствует грозящую ей опасность. К этому  не раз прибегали почти все правители России, но не всегда  всеобщая мобилизация  патриотических чувств  спасала их.
       Древняя Русь, Московская Русь и Российская империя до 1917 года не имели как таковой системы патриотического воспитания молодёжи. Мощная система военно-патриотического воспитания советской молодёжи – это  плод коммунистической идеологии и результат  тотальной  идеологической «промывки мозгов». Однако, патриотические чувства наших предков проявлялись не на словах, а на  деле,  в ратных подвигах в духе славянского самопожертвования.   Ведь в истории России было несколько случаев, когда  в самые трагические моменты оборонительной войны в  широких народных массах  возникал мощный всплеск патриотизма и народ приходил на помощь своим регулярным войскам «с живым участием и по сочувствию».
       
   Настоящее  отчизнолюбие основывалось  ещё в Древней Руси на трёх китах: на семье, на экологии (любви к природе, к её глубокому почитанию) и на  этносе, с его языком и культурой. Но в основе этой троицы продолжает лежать природный, естественный альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать собой для других своими личными  интересами и даже своей жизнью.  Это чувство противоположно эгоизму, и, тем более, сегодняшнему, болезненному  эгоцентризму.
      В живой природе альтруизм напрямую зависит от  уровня форм социального поведения. Жертвенный, генетически запрограммированный альтруизм  характерен для общественных насекомых – термитов, пчёл, муравьёв и ос. Строгая, кастовая, социальная структура,  высокий уровень организации поведения, наличие альтруизма обеспечивают очевидное процветание класса насекомых в целом.
      Естественный, жертвенный альтруизм генетически запрограммирован самой Природой и в человека, как в «общественное, коллективное животное». Именно из  природного альтруизма в процессе воспитания ребёнка и развивается  в нём  чувство отчизнолюбия,  гражданства.
      Здесь уместно говорить не  о воспитании  патриотических чувств, а скорее об их развитии.  Невозможно  в   течение нескольких лет обучения воспитать истинного патриота, который бы не нуждаясь ни в какой патриотической пропаганде, не задумываясь, отдал бы  во благо отчизны самое дорогое, что у него есть – жизнь. Развивать в ребёнке чувство патриотизма сегодня очень трудно, особенно в системе профессионально-технического образования, ибо в эту систему  вливается много  педагогически запущенных детей из  неблагополучных и малоимущих семей.
      С таким контингентом воспитанников, оказавшихся не по своей вине «социальными сиротами» и пасынками современного российского общества, весьма трудно вести беседы о любви к Родине, которая в их глазах, ещё  в начале  жизненного пути, выглядит  злой мачехой, а родная земля воспринимается как чужая. Здесь воспитателю грозит весьма неприятный  «сюрприз» – быть обвинённым воспитанниками в лицемерии, фарисействе, в «двойной морали», в спекуляции самым священным чувством – любви  к родной земле в личных, корыстных интересах.(7)
      Развитие чувств патриотизма лучше всего начинать с бесед о смысле жизни  человека, с выявления у каждого воспитанника его призвания, его  интересов, связанных с созидательной деятельностью, с его «главной мечты».  Наконец, с того, сможет ли он, воспитанник, «найти себя» в данном  учебном заведении, и  выразить себя в обществе после окончании учёбы как  специалист своего дела.
      Такую же осторожную позицию нужно занимать и при военно-патриотическом воспитании молодёжи. Здесь более уместны беседы не только о военных подвигах советских  солдат в Великой отечественной войне 1941-45гг., но и в других предыдущих войнах, которые, начиная с времён князя Олега и Святослава носили у наших предков-славян исключительно оборонительный, реже – оборонительно-наступательный характер, ибо древняя Русь всегда держалась на земледелии, ремёслах и торговле. То есть война никогда не была  у восточных славян средством неправедной наживы и корыстного насилия над другими  иноземными соседями.
       Если профессиональное образование желает помочь выжить человеку и миру, то ему предстоит научить молодые поколения правильному смыслу жизни. Неправильный, ложный смысл жизни дарит молодёжи нигилизм. Это – теория разрушения мир с предполагаемой целью его последующего  усовершенствования. Легче  и, скорее всего,  она формируется у недоучек, спешащих найти себе  новоявленного кумира  толпы. Воспитателю полезно помнить, что мощной разрушительной силой обладает также цинизм и самоуверенность в области мысли.

      Социально незрелый,  идейно нестойкий, но  честолюбивый   молодой человек – всегда легкая добыча  вербовщиков международного терроризма.   Ими сегодня являются,   как сами агенты   множества иностранных спецслужб,  так и проповедники-агитаторы   порождённых ими террористических организаций.  То, что  международный терроризм –  порождение  глобализма и спецслужб ведущих держав мира уже не требует доказательств и документальных подтверждений. Это давно доказано   самим  ходом  борьбы с международным  терроризмом  с помощью  объединённых сил стран-союзниц и партнёров, которые по известным причинам  либо ведут её вяло, или уклоняются вообще от неё. И хватит лукавить и лгать всему миру:  локальный и международный терроризм – это эффективный инструмент глобальных  финансовых элит за власть и мировое господство.
      В начале 1990-х годов в России были популярны  конкурсы  на лучшие технологические разработки и компьютерные программы,  устраиваемые  американскими фирмами, среди  одарённых российских учёных. При этом обещались неплохие денежные вознаграждения.  В результате таких конкурсов иностранные корпорации,  совершенно легально  и практически бесплатно получили в своё распоряжение несколько сотен перспективных разработок (а также и совершенно секретных по расценкам печально известного «фонда Сороса», где   грант в середине 90-х  годов составлял 500 долларов США).
      Поэтому сегодня молодой специалист, который отказывается покидать Родину ради больших денег за рубежом,  является настоящим гражданином России и    настоящим отчизнолюбом.
      Экономическая экспансия имеет самые разнообразные формы: внедрение различного иностранного оборудования вместо поддержания отечественного производителя; повальный завоз в страну  гербицидов, химических (ядерных) отходов; сбыт в нашу страну  опасной, и низкосортной продукции,  залежалых и вредных лекарств и  многое другое.
      Экономическая война может осуществляться и путём использования различных пропагандистских лозунгов вроде борьбы за свободу, демократию, экологию, права национальных меньшинств и прочее. Экономическая война тесно связана и с большой политикой, поскольку является ключом для лишения «неудобных» правительств  общественной поддержки.
      Однако и физическая и экономическая войны имеют один большой недостаток: рано или поздно они порождают организованное сопротивление.
      
       Прежде чем говорить о воспитании отчизнолюбия и у молодёжи, надо, чтобы носители высшей власти сами были патриотами. Равнодушие власти к своим  старательным, трудолюбивым  «пчёлкам» убивает в подрастающем поколении природные зачатки патриотизма и гражданственности и подрывает  основы государственности, ибо идеология  «золотого тельца», с принципом «деньги  любой ценой»  вплоть до преступления» провоцируют русскую молодёжь на  поступки и действия, которые  в прошлом  были просто немыслимы в   русском, традиционном  обществе. 
     При этом,  лучшая часть молодёжи (а это, в основном, невостребованные обществом, одарённые молодые люди) почти все свои  обиды и беды, к сожалению, проецируют на Родину, которая якобы ущемляет их интересы в пользу  «чёрных» инородцев.
      Это опасная тенденция, так как в лихую для Отечества пору, она порождает огромное  число коллаборационистов.
      В мировой истории есть немало фактов, когда властители-сатрапы своими, зачастую необоснованно масштабными, репрессивными действиями плодили в обществе огромное число «обиженных и униженных», и сооьветственно, терпели военное поражение от более слабого противника.
      Даже один предатель  может свести к нулю   все героические  усилия жителей самой неприступной, осаждённой  крепости.
      Так, например, за первые два года войны с немецко-фашистскими захватчиками (с июля 1941 по июнь 1943 гг.)  на службу к  оккупантам перешло около  1 млн. 400 тыс. советских граждан. (См. кн.: Советский легион на службе у Гитлера).
      Этой  огромной цифре и её возникновению мы должны  дать веские обоснования.  Национальная, этническая составляющая здесь не причём, ибо предательство не может быть чертой национального характера. Если сделать расклад этой цифре  коллаборационистов по национальному признаку, то станет ясным, что их численность имеет почти равную пропорцию по отношению к численности того, или иного народа (народности), участвовавшего  в войне.
         Говоря о воспитание властной элиты  нового типа,  необходимо знать  о сути земной власти, её ущербную и  морально устаревшую психологию.  Новые властные структуры, по-моему, должны быть исполнены  чувством  приобретённого (или  внушённого в процессе воспитания) жертвенного отчизнолюбия.  В отношении природы власти и природы отчизнолюбия необходимо уточнить ключевые понятия и символы.
      

       Монетаризм:   жизненные ценности современной молодёжи.

      Эпоха правления Ельцина стремительно заменила  идеологию реального  коммунизма  с  его «горбачёвской перестройкой» на оголтелый монетаризм с его  культом «золотого тельца» и  особым  восприятием молодыми людьми  денежных знаков, которое быстро заняло место инстинкта  самосохранения  цивилизованных  граждан.
        Анархо-синдикалистский лозунг ельцинистов: «Богатейте, кто, как может»  смыл у советских людей все моральные и нравственные преграды, которые ещё существовали в СССР  и те остатки  страха перед советским уголовным законодательством.
      Для торжества монетаризма на постсоветском пространстве нужна была безысходность.  Необходимо было задействовать крайнее отчаяние на  грани между борьбой за выживание и суицидом, нужна была унизительная  бедность и слёзы невинных, обездоленных и беспризорных детей, нужно было сделать всё такое, чтобы от американских денежных знаков стало зависеть множество таких дел, которые по существу от них никак не могли бы зависеть. И  ельцинизм сделал это чёрное, инфернальное дело  быстро, решительно и бесчеловечно. 
        Цель  российской монетарной системы с её правилами монетарных игр –  это, во-первых, заставить  основную массу  работоспособного населения страны жить на деньги и работать за деньги, за условные и произвольные денежные единицы,  и, во-вторых,  не давать трудящимся массам этих условных денежных единиц в ожидаемом ими количестве, как бы упорно и добросовестно они ни работали.
       Властные структуры РФ сделали  упор на стремительное обогащение через жульническое присвоение «общенародного состояния», накопленного ценой титанического, рабского труда четырех поколений советских граждан, бросив заботы о молодых и старших поколений на попечение судьбы.
      Мало этого экономисты-ельцинисты втянули Россию в западную монетарную систему,  в мировую финансовую, экономическую  и торговую систему, в результате чего откровенный символизм бумажных денег и государственная монополия на право изготовления этих и последующих подделок и фальшивок, обесценила почти все природные ресурсы нашей страны,  как ныне разрабатываемые, так  ещё  и не разработанные. Таким образом, наша страна,  как  производитель и поставщик тех же энергоресурсов стала зависимой от  западного потребителя. Таким образом, богат не тот, кто имеет много реального товара, а кто имеет  самую  большую массу условных денежных, символических единиц (у.е.).
     Одним из наиболее простых и убедительных свидетельств ирреальности монетаризма является тот простой факт, что общая стоимость ценных бумаг, циркулирующих в современном мире, в 50 раз превышает всю возможную стоимость совокупных материальных ценностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении человечества. Прогресс «рассогласования» торговой и финансовой деятельности всё стремительней нарастает, и сегодня разрыв достиг чудовищной диспропорции.
       По данным лауреата Нобелевской премии Мориса Аллоэ, в 1988 г. стоимость ежедневного оборота мировой торговли реальными товарами и сырьём составляла  12 млрд. долларов, а сумма всех финансовых сделок «обслуживающих» этот оборот, составил 420 млрд. долларов.
      Знали ли об этом ведущие экономисты  Ельцина? Конечно, знали, но умышленно втянули нашу страну в эти общемировые  монетарные  игрища. Отныне все молодые поколения россиян оказались в роли «богатых-бедняков», иметь  такие богатства и практически  начинать жить  в кредит.
         Ельцинизм породил  в молодёжной среде также и ложные «модели счастья». При этом никаких ссылок на условность  программ по моделированию  «настоящего счастья» не используется. Лицедейство и лицемерие на этом уровне сливаются уже без антрактов, за исключением «рекламных пауз» во время которых также навязчиво, а чаще агрессивно навязываются свои понятия о счастье.
     Счастье должно быть возможным. Хочешь стать миллионером? Будь им! Где-то рядом, ну, совсем близко должны быть  и богатства и должности, и красивые женщины.  Иначе  социальные манипуляции стали бы невозможны.  А кто же должен работать в поте лица своего и крепить благосостояние страны, кто должен строить, созидать, изобретать? Дураки, лохи, совки, неудачники. Кто должен защищать страну от интервентов, служить в армии?  Неудачники, провинциалы, не сумевшие «откосить» от службы, голь-моль перекатная, «тупая деревня»...   Для них, как и прежде, только два пути в ПТУ или  в армию.   Пойти в солдаты – или в так называемую частную военную компанию, если у вас есть хоть минимальный жизненный, или армейский опыт, – сегодня в самом деле единственный выход. Потому что в армии, во первых, кормят, и там-то есть хоть минимальные возможности для роста (то есть самый агрессивный, умеющий нагнуть, может взлететь  по карьерной лестнице довольно далеко).
      Ельцинизм породил в обществе социальный паразитизм, поддержал его и сделал новой жизненной ценностью. Режим Ельцина стимулировал самые низменные инстинкты человека: алчность, ревность, зависть. При Ельцине бизнесом стало всё, даже самое сакральное. В стране возникла работорговля,  «секс-индустрия», детская проституция, наркомафия и всё то, мерзкое и гадостное, что могла из худшего  породить западная цивилизация за последние три столетия. При Ельцине утратили ценность высшее образование  и профессиональный созидательный труд. 
      Если раньше в созидательный труд  вкладывалась профессиональная гордость мастера, то сегодня труд стал скучным, монотонным, в него закладывается только умышленно   заниженная стоимость.
      Такой труд вызывает психологические,    и даже психические проблемы.
      Мечта каждого юноши тогда в  лихие и бандитские  90-е  была   одна: – заняться  любым бизнесом или хотя бы стать владельцем торговой палатки.
        Основными ценностями молодых середины и конца 90-х были: деньги («бабло»), иномарка («мерс»), секс («тёлка») и  удовольствия («кайф, дурь, ханка, дискотека»).
       Новая власть  «кинула» молодежь вместе со старшими поколениями.  Монетизация льгот в 2005 году уже во времена правления Путина ещё раз доказала, что новая власть ещё хуже прежней, советской.
     В эти годы  в стране стал  иссякать интеллектуальный потенциал, произошла стремительная утечка мозгов, которая произошла в начале 30-х годов из фашистской Германии.
     Сегодня можно попросту сказать: никакая власть не может быть корректной по смыслу власти. Сегодня смысл власти в злоупотреблении властью.
       Монетаризм породил  в российском обществе сначала идеологическую пустоту, а вслед за ней пустоту онтологическую, которая породила неиссякаемый источник  соблазнов, смутных недоумений, тревожных предчувствий и оторопи перед новой реальностью с её «мирами грёз». При этом, порождаемые уходом молодого человека в заведомо неадекватные состояния, вроде алкоголизма или наркомании, перестали соперничать с возможностью оставаться, что называется, « в здравом уме и твёрдой памяти».

  Молодёжь –  правящая партия будущего   

      Сегодня,  в условиях глубокого духовного и экономического кризиса и  социального риска, роль духовного начала приобретает актуальное звучание в студенческой  молодежной среде. Оказавшись в ситуации неопределенности, молодой человек постоянно анализирует прошлое, прогнозирует будущее. В сложной ситуации выбора жизненного пути, обращаясь за помощью к близким (родителям, друзьям), происходит укрепление духовных связей, возрастает ценность таких понятий, как «семья», «дружба».
      Таким образом, можно предположить, что в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно становится привлекательным местом – островком тишины и покоя, любви и  прежней благодати,  а посему  ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности  –  необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают уже  не только спонтанный характер,  а вполне продуманный,  так как чаще всего молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи,  ибо вдвоём легче выживать. И даже шалаш на двоих, как и  послевоенная землянка их дедушек и бабушек есть самое  надёжное укрытие  от фрустрирующего воздействия общественных процессов.
       Выше   нами упоминалось, что ранее, в  середине 90-х  годов, студенты не задумывались над собственной системой ценностей, не подвергали ее рефлексивному анализу. В эпоху становления «дикого» российского рынка  главной ценностью были деньги, которые явились мерилом всех ценностей. Все прежние созидательные и творческие профессии были подавлены личным бизнесом и личным обогащением.   Такая внутренняя позиция способствовала  тому, что человек становился все более управляемым извне и поддающимся внешним манипуляциям.  В результате этого манипулирования мы получили «потерянное поколение», поколение грамотных потребителей.  Однако. начиная с эпохи «нулевых годов жизненные ориентиры молодёжи существенно меняется. У  большинства студентов начала XXI века , обучавшихся на  гуманитарных факультетах  от курса к курсу происходили  качественные  изменения в выборе ценностных ориентаций,  при которых  из всей иерархии  бытийных  ценностей (деньги и власть) на первом месте стояли   духовные ценности  и высший смысл жизни.   Сегодня юношеский алкоголизм, как и все возможные проявления «добровольного сумасшествия», и  «трезвость», как якобы адекватное восприятие внешнего мира, – это   состояния мировосприятий вполне равнозначных и самодостаточных.  Сегодня  молодой  россиянин «без вредных привычек» в своём бизнесе, в быту и в межличностных отношениях  допускает  себе такие поступки, проступки и преступления против личности, которые не мог допустить себе алкоголик со стажем в советском обществе. Несомненная причина этой полной взаимозаменяемости двух «реальностей» – это    скрываемая  условность «трезвости и адекватности».
        Избавиться от наркомании или алкоголизма   молодому человеку нелегко, прежде всего, потому, что современный  «трезвый мир» ничуть не реальнее мира грёз  и отчаянно патологических видений. Очевидно, что выходить человеку из так называемых патологических, по общему признанию, состояний на деле оказывается совершенно незачем, главное –   совершенно некуда.
          Так называемые «нормальные» состояния давно уже являются пребыванием  наших граждан в таком плотном  кругу  шатких условностей, что, добавляя к тому же какую-нибудь форму «добровольного сумасшествия», добавляя ещё  одну оригинальную форму отрицания страшной и враждебной реальности, мы уже не можем сделать своё мировоззрение ещё более абсурдным, или совершенно новым.
        Здесь перед молодыми возникает принципиальная трудность различения  «личного безумия» и «субъектной реальности».
        И бесполезно бить в колокола и тревожить уснувшее «общественное  мнение»  тем, как  несколько миллионов юношей и девушек, подростков и школьников  упорно пьянствуют, чем-то колются, нюхают что-то непотребное, и тем самым отказываются от предлагаемой им реальности путём приведения своих организмов в «неадекватное» состояние. И совершенно необязательно ссылаться на примеры всяческих «патологий» и «дурных привычек», потому что сегодня российские граждане имеют возможность набираться  довольно несусветной дряни и вполне как бы культурным образом без вреда для физического здоровья. Здесь имеется в виду  средства массовой информации, в первую очередь телевидение, которое является одним из   самых мощных видов современного психотропного оружия после химико-психофизических средств воздействия на организм  человека.
         Если судить вообще о судьбах молодёжных масс России, то будущее их незавидно. Более или менее о жизненных ценностях молодых можно судить только по студенческой  молодёжной среде, в недрах которой у молодых уже наметились некоторые социальные перспективы.
     Исследование, проведённые учёными социологического факультета МГУ им. М, В, Ломоносова среди студентов, показало, что наличие семьи и детей в глазах молодёжи не относится к признакам  жизненного успеха.
      При опросе, студенты затруднились определить само   понятие семьи. Здесь были самые  разные определения, о которых даже не хочется говорить, чтобы не нанести оскорбление всему русскому и славянским народам.
       Во главу  угла в своих жизненных  ориентирах студенческая молодёжь ставит карьерный успех и  материальное благополучие – 50%..  На втором месте – образование, которые студенты считают залогом их будущей жизни, интересной  высокооплачиваемой работы. (8)
      Семья и дети хотя и не вычеркнуты совсем как  слагаемое «успешности», но отодвинуты на дальнюю перспективу.
       Начинать семейную жизнь   51,2% опрошенной  урбанизированной молодёжи хотело бы,  когда «есть работа и постоянный доход», то есть не раньше 25  лет, или же когда «будет желание создать семью».
      Большая часть нашей студенческой молодёжи  отдаёт предпочтение к нерегистрируемому      браку, ибо это создаёт  комфорт сексуальной жизни, и ни к чему не обязывает. Очень мало кто  хотел бы повторить модель семейного поведения своих родителей, но  44,4 %  опрошенных студентов отвечали, что у родителей «можно кое-что позаимствовать», в  основном «родительскую любовь и любовь к старшим». При этом почти 60% студентов  хотели бы иметь двоих или троих детей, но не более, чтобы, по их словам, «не плодить нищету».
     Однако   на пути к этим мечтам есть препятствия, самым главным из которых является – отсутствие собственного жилья. Вообще-то оно есть, но   строится оно только не для молодых русских, а для тех инородцев, кто владеет огромными финансами и может в любом регионе России обустроить комфортную жизнь для себя и членов своей общины.
      В  этом вопросе, как считают студенты, им должно помогать государство, разработав  благоприятную для молодых семей политику: ввести механизмы займов и дотаций, льготные условия ипотеки и т.д. А иначе, зачем им такое равнодушное государство, такая власть, и вообще родная земля, на которой они чувствуют себя чужаками?  (58%)
      В целом участники опроса не имеют иждивенческих настроений и при реализации своих семейных планов рассчитывают на собственные силы (70%). И это утешает нас. Но только в отношении городской молодёжи. А как быть с молодёжью «иногородней», молодёжи российских городов и  весей,  которая ищет для себя способа  «выйти в люди» а не уйти в Русскую землю  в  качестве навоза.   («Наука и  жизнь». №1, 2009, с.9)
        Здесь конечно необходим государственный подход, а также и опыт Российской империи, и советский опыт по подготовке системы профессионального образования.    Сегодня, после кардинального  искоренения «сердюковщины» из недр Министерства обороны и после коренных реформ в Российской  армии,  к жизненным ценностям,  не нашедшей себя  в реалиях буржуазного обществ сельской молодёжи,  снова прибавилсь служба в армии, которая является своеобразным трамплином  для «выхода в люди». Сегодня служба в армии уже не трактуется молодыми как обязательный гражданский долг, а как  средство для возможной карьеры и способом выйти в начальники. Во власть..
Это обнаружилось не только в тучные годы, но и  в этом году. на самом дне экономического кризиса, и если верить сообщениям отечественных СМИ, в этом году призыв  в армию  прошёл без  наличия большого числа уклонистов. Местные и федеральные власти объясняют эти успехи хорошо поставленной системой военно-патриотического воспитания и, конечно же. комфортными условиями прохождения срочной службы и перспективами роста после её прохождения.  Однако, как и в начале «нулевых годов», так и сегодня   жить в другой, благополучной  и стабильной стране, из числа опрошенных студентов,     желает жить  62% девушек и 82% юношей. Из них, как ни странно,  соблюдают обычаи и традиции своего народа  58,9% девушек и 70% юношей-студентов. Сразу же возникает вопрос –  можно ли эту часть студенчества  назвать патриотами. Старшее поколение, считает, что нельзя,  а большая   часть юношей -52 процента считает,  что только  меньшинство россиян является патриотами. Более половины опрошенных в СМИ  юношей -  62%, считает.  что  молодёжь и сегодня нуждается  в подготовке к армейской  службе, ибо  «освоить за один год современную военную технику почти невозможно». Все вопросы, касающиеся патриотического воспитания и ответы на них говорят   нам о том, что  патриотическое воспитание молодёжи в нашей стране проходит по накатанным советским рельсам. И сегодня можно  сказать,  что  на  сегодняшний  день  у  молодёжи  дух  патриотизма  весьма  противоречив.  Молодые  люди  гордятся  историей  своей  страны,  соблюдают  обычаи  и  традиции  своего  народа  и,  что  немаловажно,  считают  необходимым  готовиться  к  армейской  службе  и  защищать  Отечество.  Более  90  %  опрошенных  понимают,  что  под  словом  Родина  подразумевается  не  просто  понравившееся  место  проживания,  а  место  рождения,  отчизна.  Но  жить  более  половины  опрошенных  хотели  бы  в  другой  стране.  Всё  это  говорит  о  том,  что  патриотические  ценности  молодёжи  находятся  в  стадии  формирования.(9)
      Итак,  можно  сделать  выводы,  что  нравственные  ценности  молодёжи  на  сегодняшний  день  следующие  —  девушки  и  юноши  ценят  счастливую  семейную  жизнь,  основанную  на  любви,  не  забывают  о  своих  друзьях;  всегда  готовы  помочь  и  поддержать  близких;  придают  большое  значение  таким  качествам  в  людях  как  доброта,  честность,  щедрость,  самостоятельность.  Но  к  проблемам  общества  и  его  будущему  значительная  часть  молодежи  безразлична.  Молодые, урбанизированные и просвещённые   люди  считают  аморальными  грубость,  употребление  наркотиков,  курение,  алкоголизм,  жестокое  обращение  с  животными  и  т.  д.  Патриотические  же  ценности  отличаются  противоречивостью,  хотя  большинство  студентов  любят  свою  родину  и  гордятся  её  историей.  Таким  образом,  современная  молодёжь  как  движущая  сила  общества  обладает  довольно  развитым  набором  ценностей.  Это  позволяет  оптимистично  смотреть  в  будущее.  Необходимо  лишь  преодолеть  равнодушие  молодежи  к  интересам  общества.
       Как видно из этого списка, семейным ценностям молодежь отводит большое место в жизни. Высокий рейтинг имеют у молодых материальные ценности – в том числе и как средство достижения семейного благополучия. Такая материально-финансовая ориентированность молодежи объяснима: родилось новое  молодое поколение в эпоху перемен, а детство его пришлось на тяжелые для всего постсоветского пространства годы. Детям 90-х пришлось насмотреться, как их родители приспосабливались, буквально выживали, стремясь заработать минимум средств, для минимального обеспечения своих  основных нужд. Врезавшиеся в память трудности тех лет заставляют нынешнюю молодежь желать стабильности и денег как средства достижения этой стабильности.
      Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план. (10)
        Система ценностей современной молодежи состоит из блоков.   Из  блока традиционных ценностей, таких, как  семья, здоровье, родственные, родовые и общественные связи.    И блока социально-общественных ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, власть,  независимость, самореализация и т.д.
        Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества. Трансформация системы жизненных ценностей современной молодежи в условиях риска и неопределенности, в эпоху социокультурного безумия и «политической шизофрении» прослеживается как на федеральном, так и на региональном уровне страны.  В переходные, кризисные периоды развития общества возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы. Процессы социализации, перестав быть традиционными, но так и не став по своей специфике инновационными, чаще всего носят непредсказуемый, стихийный и мало управляемый характер. Этим пользуются  разного рода  сектанты  и проповедники джихада.
    Сегодня в условиях социальных рисков (последствия мирового финансово-экономического кризиса, безработица, угроза возникновения террористических актов и др.) вырисовывается новый,  ценностно ориентированный человек, увеличивающий роль своей индивидуализации, выбирающий свои ценности и принимающий в соответствии с ними решения.   Изменения в современном российском обществе с неизбежностью привели к значительным сдвигам в системе ценностных ориентаций молодого поколения, мотивации выбора сферы профессиональной деятельности. Студенчество, являясь частью урбанизированной  молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта.  В этот жизненный период у молодых людей на первый план выходят проблемы, связанные с переосмыслением окружающего мира, ценностных представлений, мировоззрения в целом.   У молодых людей обостряется интерес к созданию своего образа в будущей профессии, и в то же время, будущее перед ними предстаёт зыбким и фантасмагорическим. Здесь нужен мощный механизм социализации молодёжи. Принципиальным затруднением для эффективности  институтов социализации молодёжи является отсутствие четко очерченного образа будущего и ближайших перспектив развития общества как целостного социального организма.  К этому  необходимо добавить, отмеченный ещё в конце ХХ века  нашими психологами  синдром накопленной общенациональной усталости  и дух  так называемой «выученной беспомощности». Усталость «идущих вместе». Об этом хорошо сказал Лао-цзы: «Мы отказываемся идти дальше, мы хотим отдыхать» (11) А вот понятие «выученной беспомощности» (и в том числе усвоенной  через насилие)    специалисты по социальной психологии  трактуют как  «нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации».  Это своего рода внушённый внутренний настрой  советского обывателя на непременное  поражение,  заведомо обречённый на провал социальный «сизифов труд»,  независимость результата от любых прилагаемых усилий («от меня ничего  в этом мире не зависит», «сколько ни старайся, а толку всё равно не будет»).  В последнее время этот термин часто и справедливо используют по отношению к политической ситуации в России. Россияне считают, что ни выборы, ни демонстрации не могут ничего изменить и все решения о судьбе страны принимаются совсем другими людьми, без учета их мнения, а поэтому лучше даже не пытаться что-то менять и перестать интересоваться политикой, наукой и даже культурой. С такой  философией жизни и   перманентного пребывания   граждан старшего поколения  в социальном параличе, у России нет,  и не может  быть успешного будущего. Такие «социально спящие граждане» не могут  быть образцами для подражания, и порождают недоверие молодёжи к существующим институтам социализации и к ценностной системе общества вообще. Такие аполитичные обыватели и  социальные паралитики способствуют росту влияния на молодёжь внутренних и внешних   десоциализирующих факторов в условиях снижения социальных гарантий. Ведь в таком  гражданско   расслабленном  и безвольном обществе всегда  наступают благоприятные условия для сторонних «ловцов человеков», которым есть что предложить и есть  всё то, чем можно соблазнить.
      Ряд социальных программ, проведённых  президентом  страны и правительством, в некоторой степени  способствовало реализации новых программ и стратегий, направленных на модернизацию и повышение жизненного уровня населения Центрального региона. Частично это  позволило оптимизировать надежды молодёжи на самореализацию. Но это были  меры половинчатые и даже спонтанные. Такую же незавершённость  молодёжной политики  государства мы наблюдаем  в Московском регионе,  несмотря  на успешную   трансформацию  социально-экономических и социокультурных процессов в нём происшедших в «тучные годы». Увы, половинчатость мер и незавершённость  социально-экономических  реформ характерна  для истории  российской экономики и права.  Эта социально-экономическая не-до-завершённость  характерна  для эпохи правления Петра I , Екатерины II, Александра II, генсеков Никиты Хрущёва и Михаила Горбачёва.
      Однако это не означает, что  всякие попытки  изобрести новое общественное устройство с щадящим и гуманным механизмом управления обречены на провал,  и молодым умам заниматься этой социальной утопией не имеет смысла.  Жить  настоящим,  думая непрестанно о грядущем, всегда имеет смысл. Сам характер новой идеологии подсказывает нам, что её творцами и приверженцами станут  не представители низших слоёв  населения, а люди со сравнительно  высоким уровнем образования, интеллекта, культуры и нравственности, то есть  самая  лучшая часть нынешней студенческой молодёжи.   
      По  утверждению нашего выдающегося  философа и социолога Александра Зиновьева,    творцом    новой идеологии должна стать  часть  интеллектуальной, творческой и деловой элиты  страны. Та часть молодых умов,  «склонная  к индивидуальной оппозиции   к существующему строю и образу жизни, замечающая и в какой-то  мере  понимающая социальную сущность господствующего направления эволюции человечества, обеспокоенная  гибельными последствиями этой эволюции». (12)    Пока у нашей молодёжи сохраняются высокие и  насущные жизненные ценности, изобретать  новую идеологию  всегда имеет смысл, ибо молодёжь – это  правящая партия будущего.
Литература:
1. Отто Вейнингер  (1880-1903), автор книг «Пол и характер» (1901), «О самом важном» (105)  покончил с собой в гостиничном номере, в котором  когда-то умер Бетховен,   выстрелив себе в сердце. Он долго мучился  и умер  только под утро. Возможной причиной  самоубийства  стала его  «метафизика любви», конфлик влюблённой души с физиологией любви,  аскезы воздержания  с  животной чувственностью, а также из-за  комплекса культурной неполноценности.  Под большим  влиянием  «метафизики пола и любви»  Отто Вейнингера  была  и Зинаида Николаевна Гиппиус(1869-1945).  Её вера в божественную природу любви,  её понимание сущности любви  как  ведания и видения  Бога, её  мысль  об антирелигиозном принципе единовластия,   о насилии человека над человеком  и    войне полов,   нашли свой  отклик в посмертной книге О.Вейнингера «О самом важном» (Спб.1905).
2. Бим-Бад Б.М.  Педагогическая антропология. М.: Издательство УРАО1998   Глава «Воспитание человека обществом».  С.475-477
3. Апостолов А.Г.  Математическое стиховедение // «Российский колокол», №№7-8, 2016, сс.91-128
4. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор  конструирования образовательного пространства личности.// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. /Под ред. Д.А.Леонтьева. – М, 1997 –с.239-248; Он же. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.,1990.
5. Жития протопопа Аввакума, им же  самим написанное.  М. Наука, 1960. с 378
6. «Ещё и ещё раз про любовь» Избранные места из выступления патриарха  Кирилла в Мосгордуме 29 марта 2016 года. – «РГ-Неделя», 31 марта 2016–Четверг,  №68, с.18.  –    w w w.   RG.RU)   
7.Обуховский К. Психология влечений человека. –М.,1971
8.Рюмшина Л.И. Психология манипулирования  людьми (ценностно-смысловой аспект)- Ростов  н/Д, 2003,  с. 25-26
 9.Кузнецова  В.Н.  Социология  молодежи:  учебник.  М.:  Гардарики,  2007.  с.181, 185.       Матюх Е.Т. Жизненные ценности современной молодёжи в условиях социального риска //. Современные условия науки и образования. М. 2012, № 4
10. Подвойская  Н.В.  Проблема  формирования  жизненных  сил  российской  молодежи  и  её  жизненного  пространства  в  начале  XXI  века.  М.  2008.  Сс. 150—158 
11. Бим-Бад Б.М. Категории современных наук о воспитании. Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж, 2010, с.100
12. А.А.Зиновьев. Идеология партии будущего. М. Издательсьво «Академическая наука»,2015, с.222


Рецензии