счастье йоговское

      Потолок спортивного зала эхом отражал голос человека в белых свободных одеждах. Невысокого роста, полноватый с длинными дредами волос, уложенными на голове наподобие чалмы. Он забавно произносил английские слова смягчая твёрдые звуки. Тембр разительно контрастировал  со внешностью Гуруджи. Казалось голос принадлежит человеку значительно моложе, чем выглядел Мастер. Темноволосая, приятная женщина переводила на русский. Впрочем некоторые вопросы:" Понятно?","Хорошо?" и их комбинацию " Хорошо понятно?" Учитель задавал, с интонациями Равшана и Джамшуда, вполне правильно в контексте и понятно по произношению, чем очень веселил собравшихся. Около шести десятков человек, мужчин и женщин, в возрасте от восемнадцати до шестидесяти, полукругом расположились возле ног Гуруджи*. Завсегдатаи, сидевшие вблизи Мастера, держались непринужденно и легко, новички напряженно внимали в отдалении.

Первый день сатсанга* пришелся на 9 мая - день рождения Будды...

    - Моя работа заключается в том, что я ставлю людей в неловкие положения, - индус широко улыбался. -  Что по факту так и есть. Любая асана непривычное, неудобное для тела-сознания положение, то есть "дозированный" стресс и чем сложнее асана, тем сильнее реакция тела на раздражитель. Далее при помощи разных техник дыхания и расслабления групп мышц, испытывающих напряжение, практикующий "делает" неудобное положение удобным, после чего форма усложняется.

        Так создается привычка любое неудобное положение " делать" удобным, которая автоматом переносится в повседневную жизнь в социуме. Что дает эмоциональную и физическую стрессоустойчивость.

       -Талант быть наставником, - Гуруджи делал паузы , чтобы переводчица успевала , - определяется умением объяснять сложные вещи простым языком, в зависимости от уровня осознанности ученика. Учитель тот , кто может объяснить одно и то же разными способами.
       Бывает выходит человек с бумажкой или книжкой и начинает заглядывая в нее учить!?
      В зале раздался смех. Дав возможность людям выразить эмоции, Мастер продолжил:

     - Получается, если потерял бумажку или отняли, то все, йога кончилась? Учу только тому, что умею делать сам. Учу не зависеть от группы, от какой-либо особенной школы, от преподавателя. Учу самостоятельной практике!
Понятно?

    Закончив мысль Наставник внимательно окинул взглядом зал, перенося фокус из глубины к сидевшим вблизи и резюмировал:
- Радэ Радэ, - давая понять, что можно двигаться дальше.

Поднялось несколько рук. Прежде всего Мастер уделял внимание новым людям. Запинаясь от волнения нескладная девушка в очках тихим голосом задала вопрос из заднего ряда.

    - Громче! Смелее!- предложила переводчица.
   - Какую роль в работе Сознания играет внимание?

   - Спасибо за вопрос! - поблагодарил Гуруджи.

     - Внимание продукт деятельности центральной и периферической нервных систем. Внимание изначально привязано к "схеме тела", то есть распределено неравномерно, большей частью локализовано в кистях рук и на лице.

       Можно сказать, что часть внимания движется за руками для сбора и перенаправления "тонких ощущений" генерируемых в ходе практики, увеличивающих плотности потоков нервных импульсов, двигающихся по замкнутым контурам внутри тела/системы. То есть, накопили"впечатления тела "от асан, руками задали/показали импульсам направление, система "впитала" и стала способной выдерживать сигнал большей мощности/перегрузку по какому-то из каналов восприятия. Этот процесс управляется вниманием. 
   
       Уместен образ вывернутой наизнанку одежды для иллюстрации работы внимания при переключениях. Снаружи "зацепили" поток,
вовнутрь перенесли ,"встроили". Изнутри "поймали"импульс наружу вынесли,"развернули" в видимый результат. 

     Резюмируя:     Промежуточные,тактические цели занятий: достижение однородности внимания по всем каналам восприятия, для "детальной" проработки системы и объемной сонастройки с Миром. Наработка непрерывности/потоковости при переходе с внешнего фокуса на внутренний и в обратном порядке для реализации-достижении "текучести" тела-сознания.

Хорошо понятно?

Радэ Радэ!

Гуруджи переходил от серьезного тона к ироничному и в обратном порядке мгновенно. Чем несколько обескураживал.
Юноша, свисавший складками живота через брючный ремень, решившись наконец, озвучил сокровенное:
   - Как научиться не сравнивать?


      - Часто встречающаяся рекомендация "...не сравнивайте свой уровень практики с тем что делают другие" требует уточнения.
        Сравнивание -базовый шаблон восприятия, при помощи которого человеческое существо выделяет и идентифицирует себя. 
          Таким образом, речь идет о выделении/ опознавании в работе своего сознания этого шаблона и эмоциональной реакции на его(шаблона) действие. В идеале мы стремимся снизить реакцию и вывести ее в нейтраль. Это при направленности работы шаблона вовне. В случае направленности вовнутрь, на себя, тот же шаблон способствует развитию.   
   
           Сравнивай себя с самим собой вчерашним. Создавай разницу потенциалов. Вода течет сверху вниз. Ток течет от плюса к минусу. Контраст между напряжением и покоем есть движение Силы.

Радэ Радэ!

        Для каждого из спрашивающих Наставник чуть-чуть видоизменял стиль и манеру изложения материала. Присутствующие в зале инструктора по йоге из разных городов получали наглядный практический урок работы с аудиторией.

    Женщина , на вид одних лет с Мастером, выждав момент подняла руку. Оценив тактичность Груджи кивнул.
   - На какие тонкие моменты следует обратить внимание, с целью увеличения эффективности практики?

         Каждый раз, когда Гуруджи начинал говорить, возникало ощущение теплых волн, на которых в такт сказанному качались поплавки сознания каждого из присутствующих в зале.

    -  Обратите внимание на работу мимики лица, особенно участие групп мышц вокруг глаз и рта, эмоционально окрашивающих любое комплексное действие человеческого существа. Образуя, пробуждая или усиливая новые или уже существующие самскары/ привычки действий и/или реакций на действия. Включение которых (самскар) искажает точность исполнения техник йоги и в принципе влияет на качество рабочих действий, независимо от исполняемой профессии.

        Таким образом, внимание на расслабление или тонус указанных групп мышц, во время входа, удержания и выхода из асаны, существенно влияет на эффективность исполнения в целом.
     Также! - остановив жестом поднявшиеся было руки, Гуруджи продолжал. - В близких отношениях люди "считывают" настройки восприятия друг друга. Так же особенности суставных, сухожильных, мышечных ограничений.
        Следовательно, для качественной практики важно, чтобы занимались оба, иначе получается один тренируется за двоих, и это существенно замедляет развитие.

Радэ Радэ!

     - Этим вопросом мы завершим сегодняшнюю беседу,- Мастер прислушался к своему внутреннему пространству, и подвел итог:
      - Человек стремится к положительным эмоциям и чувствам испытанным однажды. У каждого свой способ, либо комбинация способов. Стремясь повторить, продлить, укорениться в этих состояниях. Обозначая этот микс словом  - Счастье.
      Однако природа условных рефлексов и человеческой физиологии таковы, что вслед за выделением в кровь одних гормонов, как компенсация следует выделение гормонов антиподов и восприятие возвращается на "круги своя".
    
        Практикуя техники йоги мы убираем зависимость от "внешних" способов получения позитивных состояний и выходим в состояние "нейтрали", ощущение удовлетворения в связи с отсутствием негативных оценок и реакций, а так же максимальной полноты восприятия многообразия Мира, что и есть Счастье йоговское!

Радэ Радэ!

   Закончив говорить, Гуруджи, лучезарно улыбаясь, принялся раздавать прасад*, начиная с первых рядов. Аудитория самопроизвольно разделилась на группки. Гомон и гул наполнили зал. Кто-то делал записи в блокноте, по горячим следам. Кто-то проверял записи диктофона. Кто-то обменивался мобильными номерами.   
 
         Полученный импульс на глазах дробился,сохраняя в каждом участнике полноценный заряд. Так же как и четыре тысячи лет назад...

Сатсанг* - встреча с Учителем;
Гуруджи* - уважаемый Учитель;
Прасад* - пища, символ божественной благодати, чаще фрукты.


Рецензии