Лит. соревнование 033. О Жизни

   Сегодня первая пара рассказов в разделе «Жизнь». Схлестнулись мэтры пера, причём, каждый в своей весовой категории. Один мастер описывать действие и эмоции героев, другой любитель пофилософствовать и поразмышлять. Очень интересный поединок!
   
   "Вероника" Александра Сороковика и «Инв. №54» Олега Фурсина.



    Лана Гайсина.

   
     При первом прочтении «Вероничка» совершенно не понравилась: написано как-то второпях с большим количеством ошибок и стилистических неточностей, пошловатенький конец и вовсе испортил впечатление. Но при втором прочтении прониклась, поверила в искреннюю мальчишескую любовь, а вот это и вовсе, если не покорило, то примирило с текстом:
   
   «Многое теперь забылось, растворилось в череде лет, но навсегда осталась фотография на лестнице оперного театра, и слова старенького фотографа: «Ах, какая пара! Боже мой, какая пара!». И «Песняры» со своей рвущей душу «Вероникой». И горький, миндальный запах непоправимой потери. И странная картинка, которую я в ту ночь принял за продолжение сна: её лицо надо мной, луна по-прежнему светит в окне, только матовые огоньки вспыхивают не в снятых заколках, а во влаге уголков её глаз, и странные, так и не сказанные слова: «Не в том беда, что тебе ещё нет семнадцати, а в том, что мне уже девятнадцать…»
   Неплохой рассказ, надо его вычитать, поработать над стилистикой. Точнее и художественнее описать металлических грифонов и бронзовых львов - это своего рода находка. Больше романтического флёра в отношениях влюблённых…А вот «кушать глазами я бы убрала»… и, конечно, конец нужно изменить, не само содержание, оно в общем-то нормальное для мужских «посиделок», а подать изящнее. Ну и слово «ржут» вначале текста не очень уместно…
   
   Вот те ошибки, которые я заметила в тексте:
   
   «Разумеется, её адрес и телефон имелись в моей записной книжке, и я уже собрался идти к выходу, как вдруг увидел быстро идущую в мою сторону девушку, словно озарённую послеполуденным солнцем, заблудившемся в её волосах»
   
   заблудившИмся
   
   "Постепенно все вышли из вагона – кто-то шёл к выходу самостоятельно, кого-то встречали»
   
   Слово «самостоятельно» не совсем подходящее здесь слово. Не об инвалидах же речь идёт…
   
   «- Артём, - немного ошарашено подтвердил »
   
   ошрашеНно
   
   «- Да, семнадцать – это серьёзно! - фыркнула Вероника, - Мне вообще девятнадцать, так я, по-твоему, уже старуха?»
   
   Странная логика!
   
   «Как оказалось, дяди Жорино судно неожиданно делало заход в Новороссийский порт на три дня, он дал радиограмму, и тётя Аня помчалась к нему»
   
   …судно Сделало заход…
   
   «- Вот тебе всё для жизни, ты ведь на сборах, тётя говорит, часто бывал, там няньку не держат, значит, сам справишься, а я пошла, у меня своих дел полно!»
   
   тётя говориЛА
   
   «Тёмные волосы подстрижены в каре, по тогдашней моде»
   
   ПОД каре
   
   «А потом мы молча шли по вечерним улицам, не размыкая рук, не желая разменивать золотое молчание на мелочь пустых разговоров»
   
   Здесь штамп на штампе: «золотое молчание» и «пустые разговоры»
   
   «Снова шли по улицам, и фонари вновь делали её лицо таинственным, но уже не загадочным, а совсем близким и родным, и камушки в их свете горели ровно и мягко»
   
   Таинственно…но не загадочно… Это как?!
   
   «Я открыл дверь, мы тихо прошли в комнату, даже не думая включать электричество – всё было залито лунным светом из незавешенного окна, он словно струится по её волосам, снова зажигая огоньки, но уже не яркие, а томные, матовые»
   
   Не подходящий эпитет – «томные»
   
   «Ещё не веря себе, я сделал несколько шагов, и вот она уже так близко, что видны одни её огромные глаза»
   
   Может лучше: «не веря происходящему…»
   
   «Её письма становились всё реже и короче, словно остывали, из них уходило тепло. И вскоре они совсем погасли…»
   
   
   Не совсем красиво оформленое предложения по смыслу.
   
   Понравились эти отрывки:
   
   «- Подожди, Вера, ну нельзя же так… - я хотел добавить, что не знаю, где пляж, и вообще, негоже так поступать с гостями, но она перебила меня и очень резко, даже как-то болезненно вскинулась:
   
   - Вероника! Я – Вероника, ясно? Или Ника. Но только не Вера!»
   
   «А время вдруг словно сжалось, ролик завертелся с невероятной скоростью, и все дальнейшие события вспомнились одной короткой, яркой вспышкой…»
   
   «Чистые, искренние чувства глубоко и безнадёжно влюблённого мужчины, даже очень молодого и наивного, всегда найдут отклик в сердце женщины…»
   
   
   
   Что касается «Инв.№ 54», как много чувств и эмоций возникает при прочтении Вашего эссе, Олег!
    Полутона- получувства рождают порой такой отклик в душе, как ни один закрученный сюжет не сможет. Молитвенно звучит язык, повествующий о бренности бытия, об «инвентаризации» людской жизни и смерти. По силе эмоционального воздействия этот небольшой текст можно сравнить с картинами художников-импрессио­нистов.­
   И дело тут не в «стараниях» автора, а в его мировоззрении и умении так преподнести свои чувства и ощущения, что они целиком захватывают и читателя.
   
    Несколько замечаний по тексту:
   
   «Присел на скамью(,) и сидел долго»
   
   «Я встал(,)и прошел в часть церкви, что не видел до сих пор, налево от входа»
   
   В этих предложениях запятые не нужны. Несколько путано звучит второе предложение.
   
   «Только тот европейский горизонт, что представлялся тебе седьмым небом, мне — московским помеченным снегом нынче»
   
   Тут глагол, заменённый на тире, я бы всё-таки оставила. Что-то вроде: «…мне московским помеченным снегом видится нынче»
   
   «Привилегий на некое «мировое слово» для всех нет, и его не будет»
   
   Местоимение «его» мне кажется лишним.
   
   
   Ваш рассказ не оставил мне выбора и я отдаю голос «Инв.№54».



   Олег Фурсин.


   Здравствуйте, коллеги! благодарю всех и каждого за участие в обсуждении моей работы. Огромное спасибо Александру Сороковику. Стоять против него в паре, да еще в рассказе моем на церковную тему! Честное слово, выбирать было особенно не из чего, я и впрямь не пишу короткие вещи, тем более под грифом " О жизни", пару-тройку раз пробило, и вот один из этих моментов вынес на ваш суд, не найдя другого "приличного", хотя бы с номинальным наличием сюжета к тому же. Если не пишу романы, то философствую, излагаю мысли без создания сюжетной линии и героев. А тут - Александр, человек и верующий, и воцерковленный, и глубоко мной уважаемый как писатель - реалист, мне даже стыдно на этой ниве против него встать, и страшно - не задеть, не обидеть, ну надо же было жребию так выпасть...Я к своему атеистическому роману написал предисловие с просьбой не читать тем, кто религиозен, как православным христианам, так и иудаистам, не потому, что заискиваю перед людьми, или, напротив, "пиарю" себя, пропагандируя на самом деле свою работу таким образом. А потому, что испытываю к людям верующим глубокое уважение, смешанное с завистью даже какой-то. В них есть стержень, и нешуточный, который они получили от веры, и который мне, атеисту, пришлось создавать самому и пестовать потом...
    Отдельное спасибо Николаю Георгиевичу, он действительно правил нашу работу, он и раньше нам иногда помогал, да разве только нам?
    Мне нужно время, чтобы ответить всем, и вернуть Александру долг, написать ему о том впечатлении, которое произвела его работа. Я это обязательно сделаю, но мне нужно время...
   А пока - спасибо!


   Олег Фурсин - Лане Гайсиной.


   Лана, спасибо. От Вас от первой узнал, что это - "мое эссе", погордился даже слегка. Вы отписались мне почти сразу, как рассказик вышел на страницы сайта, и тогда, и сейчас порадовали глубинным восприятием того, что и впрямь было бессюжетным потоком сознания, мне мало свойственным. Я ведь все больше о других, опосредованно о себе, через них только, моих исторических героев. Писать просто о жизни мне в диковинку, тем более о собственной. Я прекрасно понимаю тех, кому не хватило сюжета, интриги: подумаешь, перечень ассоциаций и чувств, охвативших автора в выпавший ему трудный день жизни, есть о чем говорить! И тем не менее Вы говорите, что вместе со мною испытали гамму сходных чувств, прониклись эмоциями, Вы ощутили вот эту самую молитвенность (ох, думается мне, что это и была неумелая попытка атеиста помолиться: пронеси эту чашу мимо меня, Господи, если Ты есть!). Но когда так, значит, я своего добился. Я жил в тот день некими чувствами, я передал их Вам ( словами! ). Чего еще желать человеку, величающему себя писателем? Я сегодня прямо-таки доволен жизнью, Лана...


Рецензии