Калейдоскоп-103 - Крымчей?

                Калейдоскоп старых и новых шуток, разговоров на кухне,
                вымысла и    реальных событий. Можно читать с любого места

Крым в марте – это море, горы, сосны и цветущие вишни. В Ялте и Севастополе – ещё пальмы, и только в Ялте ещё запах кошачьей мочи. Крым – республика кошек, они там собираются стаями от 3 до 15 штук. Даша в Партените встретила кошку, кричащую как чайка.
- Это что, у нас чайки умеют имитировать кошачье мяуканье, чего не сделаешь за кусок хлеба, - рассказали крымчане. Крым нам понравился, он оказался похож на Турцию, Грецию и  Хорватию, и в тоже время самобытен и похож только на себя. Мы попали на похолодание – в среднем +8, в Москве в ту неделю температура опускалась до -8.
- Опять без урожая останемся, сейчас поздний абрикос цветёт, утром ходил в футболке, сейчас снег полетел, - сокрушался водитель автобуса. Мы с Игорем в тот день добирались из Феодосии через Коктебель в Судак. Единственный автобус ушёл из Коктебеля утром, мы поехали в объезд через Грушовку, в которой простояли 50 минут на остановке. Полетели снежинки. Я натянула куртку на ветровку, достала из рюкзака шапку, сапоги, перчатки. Ветер на пригорке напоминал аэродинамическую трубу. Продержалась минут 20, потом достала лосины и натянула прямо на остановке. Остановки в Крыму состоят из крыши, лавки и нескольких металлических труб, ни одной стенки, чтобы не жарко было. Не спрячешься. Автобусы старые, с герметично закрытыми окнами, ездят с большой скоростью. Накануне мы зажарились – добирались из Симферополя до Феодосии, часть дороги узкая в две полосы.
- Когда построят мост, дорога не справится, будет большая пробка, - заметил Игорь.
– Путин на днях приезжал, очень ругался, обещал наказать виновных - рассказывали Даше местные жители. – На дорогу несколько раз деньги выделяли, строить так и не начали, а денег нет. – Почему? –Так кругом свои да наши, всем делиться надо. – Вы пригласите москвичей, они вам построят. – Так они же своих же привезут!  - Но ведь построят?- Нехотя с сожалением: - Построят…
Кроме похолодания мы попали на неделю веерного отключения электричества. Идёшь днём по городу – если кругом гудят генераторы – опять отключили. А вечером в центре выборочные световые пятна счастливых владельцев генераторов. Чуть дальше темнота, в Севастополе с трудом нашли остановку по навигатору. Понятно, что где-то рядом, но в незнакомом городе не понимаешь, где находишься и куда двигаться. В Судаке 2 часа, пока был свет, гуляли по городу, сидели в пиццерии. Вечером пили чай в темноте. В кулере осталась тёплая вода, чай из пакетика заварился. Пластиковым ножом намазали мягкий сыр, фиолетовую луковицу кусали как яблоко. В апартаментах в Ялте ели пельмени при свечах, в темноте сожгли на газу пластмассовую ручку на хозяйской кастрюле. Не романтика, но жить можно.
Время измеряется не количеством прожитых дней, не событиями за эти дни, а их переживанием и восприятием. Сложно измерить неделю в Крыму. Несколько городов Феодосия-Коктебель-Судак-Ялта-Партенит-Севастополь и Симферополь проездом 3 раза. Отели, автобусы, магазины,  рынки, общепит. Набережные, музеи и даже театр. На людей у нас времени и сил не хватило, в отличие от Даши. Они с детьми провели неделю в Партените в приличном отеле. У каждого города своё лицо. В каждом месте свои нюансы.
- Это не Россия, не Украина, это что-то особенное. Не 90-е годы и не современность, это другая реальность, - отметила Даша.
- Женщины носят пёстрые трикотажные лосины, красят волосы в несколько контрастных цветов. С утра делают яркий макияж. На улицах на каждом углу полно развалов и стихийных рынков, торгуют продуктами или дешёвыми товарами. Выбор маленький. В продуктовых магазинах половину помещения могут занимать полки со спиртным. Цены в магазинах как в Москве и выше, на рынках дешевле. Люди в массе одеты дёшево. Отовсюду звучит попса плохого звучания. В Севастополе толпа пенсионного возраста танцевала на набережной под 30 лет Светке Соколовой. Этой Светке уже где-то под 60,  если не под 70, но из песни слова не выкинешь. Люди в Крыму добрые, отзывчивые.
- Но они говорят, что ещё не поняли присоединения и чего-то ждут. Думают, что Россия завалит их деньгами просто так. Каждый год поднимают в сезон цены, а потом не опускают их даже для своих. Новая недвижимость может стоить больше 100 тысяч рублей за метр, всё скупают, много квартир берут беженцы с Донбасса.  Местные говорят, что если бы не присоединили Крым, татары могли бы устроить резню. В отеле среди персонала одни приезжие – Белоруссия, Западная Украина, официант Женя приехал из Пермского края – всю жизнь мечтал жить на море.
Каждый город в Крыму особенный, ни один не похож на другой. У каждого места своё лицо. Феодосия основана больше двух с половиной тысяч лет назад, некоторые историки предполагают, что она древнее Рима. Греки, Византия, хазары, Золотая Орда, генуэзцы владели Феодосией в разное время. По набережной идёт железная дорога как в Бердянске. Кривые улочки, старые малоэтажные дома, большая промзона – у нас было мало времени, меньше суток, чтобы понять Феодосию. Недавно открытый музей сестёр Цветаевых – они жили там несколько месяцев после смерти отца. Кресло, в котором сидела Марина. Ручка от калитки, которой касались их руки. Фотография Викентия Вересаева – они были знакомы. Караимы – с ними боролся мой предок. Памятная доска на розовом доме  – здесь был Королёв. Безмолвный Коктебель – тишина и умиротворение. Дом Волошина, который не разбомбили. Символы рун на вышитой рубашке бюста. Окаменевший осколок старинного корабля. Фотография Королёва – они были знакомы. Так странно, когда известные люди из разных измерений оказываются знакомы! Пафосная Ялта, чудесная набережная. Хотя однажды в поисках Белой Дачи Чехова мы забрели в такие трущобы! Тут же возникла сомнительная личность и гнусавым голосом обратилась к нам. На чеховской даче был выходной, а рядом находилась широкая дорога в центр, которую мы сначала пропустили.
Кроме плоского фиолетового лука мы сделали открытие – арбузная редька. Купили в магазине светло-зелёную редьку, разрезали – она внутри алая, вкус похож на редиску, только слаще. Редиска навыворот!
Самый особенный город – Севастополь. На маршрутке мы ехали, постоянно сворачивая и меняя направление. Только обойдя его пешком, смогли понять логику Севастополя – город расположен на холмах, разделённых водоразделами и заливами. Кратчайшее расстояние между двумя точками  - кривая, ломанная или зигзаг. Посмотрела карту – рядом с автовокзалом и жд вокзалом есть какой-то парк. Выходим от автовокзала и видим почти отвесную стену высотой с километр, а парк сверху – Малахов курган, однако. Чтобы попасть в парк, надо идти в горку километра два вдоль залива. Сразу вспомнила Ленку.
- Была я в гостях у тёти Таси, и мы перед отъездом заболтались. Спохватились – до поезда полчаса осталось, троллейбус в объезд идёт, не успеем. И мы побежали бегом с горы. Тётушке под 80, она при параде и как всегда на каблуках, графская кровь сказывается, я за ней угнаться не могу. С горы спустились, потом пришлось бежать по путям и лезть под вагоном. Успели.
Неожиданно попали на последнюю экскурсию на диараме. Надо же, французы напали на Россию в 1812 году, потерпели поражение, и в 1854 полезли снова в англо-турецкой компании. Теоретически могли быть люди, участвовавшие в обеих битвах, или тогда столько не жили? А когда Россия сражалась за Крым, никакой Украины не было!
Шли вдоль Южной бухты. Порт, корабли, подъёмные краны, подводные лодки.  И вдруг в душе что-то щёлкнуло – Корабли! Я же повела детство в Архангельске, портовом городе. Подводные лодки я видела в Северодвинске, а в архангельский порт заходили океанские пароходы. Вспомнила – когда в порт приходило новое судно, жители города шли на него смотреть. Шесть лет жизни в Бердянске, неделя во Владивостоке, вояжи на яхте по Азовскому и Эгейскому морю, паром по Балтике – в моей жизни моря присутствовали не только в качестве пляжного отдыха.
Крым всем понравился. Соня насобирала морские камушки. Марку разрешили подойти к настоящей пожарной машине. Артём отдохнул. Даша встретилось в Алуште с квартирной хозяйкой, которая знала её с детства, и останавливались у неё с Артёмом в медовый месяц. Мы с Игорем объехали несколько городов, много прошли пешком. Я убила в пеших прогулках сапоги - генуэзская крепость, ливадийский парк, массандровский дворец на горе, Херсонес и 9-часовая пешая прогулка по Севастополю. Но жить там или возвращаться в ближайшее время не хотелось бы. У моего отца в Севастополе жил дядя и его родственники, но связь давно потерялась. Жаль. Вскоре после возвращения позвонила тётя Лида из Питера – к ней приходила внучка дяди из Севастополя, моя троюродная сестра, она давно живёт в Питере. Чудеса случаются!

Королёв 10-17 апреля 2016.


Рецензии