C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Новеллы и рассказы. Живой крест

Небольшой провинциальный городок жил своей размеренной тихой жизнью. Жители очень любили и гордились своим городом.
У них была лучшая в округе кирха. Они варили самое  лучшее пиво. Их дети учились в старинном колледже, когда-то основанном иезуитами.
У них была самая изысканная ратуша, и бургомистр часто устраивал там приемы, чтобы простые граждане могли полюбоваться ее внутренним убранством. 
Среди достопримечательностей, которыми гордились горожане, была и небольшая мастерская под названием «Три Ганса». Оказывается давным давно здесь была мастерская, которая делала любую работу, нужную горожанам. В ней работали три брата с одинаковыми именами.
К моменту нашего рассказа остался всего один, младший. Но он тоже был уже достаточно стар, и некоторые работы, очень мелкие, старался не брать, глаза уставали.
Ему помогал мальчик, лет 13-14. Люди говорили, что это его родственник, которого мастер усыновил. Мальчишка очень нравился людям. Был весьма обходительным, смекалистым, и чувствовалось, что по-настоящему осваивает ремесло.
По традиции его тоже назвали Ганс. А поскольку он еще был маленьким, то его называли Гансиком.
 Они починяли любые музыкальные шкатулки, часы, в том числе и очень старые, но не отказывали беднякам починить чайник, или иную хозяйственную утварь.
Жители гордились бы и ими, но мешало одно обстоятельство. Лет 40 тому назад на городок напали разбойники. Награбили, что могли, а в довершение сняли и унесли с ратуши старинные, в стиле барокко часы.
В башне ратуши зияла большая дыра, которая просто травмировала горожан. Очень часто среди них можно было услышать, что если бы кто нибудь вернул башне былую красоту, тому, наверное, и памятник можно бы поставить.
 Однажды Гансик был в кирхе, и услышал в разговоре двух пожилых людей фразу, что это было еще во времена «живого креста».
Он стал расспрашивать своего наставника, что означает эта фраза?
Тот ему рассказал. Когда было ограбление города, на помощь ему спешили правительственные войска. Бандиты поняли, что надо уходить. Чтобы не потерять друг друга, им надо было назначить единое место сбора. Таким они назвали у «живого креста».
Что они сделали? Из живых горожан на возвышенном месте соорудили подобие креста, у которого и должны были  собираться бандиты. Говорят, что несколько горожан выжили, но времени уже прошло много, живых свидетелей уже нет, и никто с полной достоверностью не может сказать был ли «живой крест», и если да, то где именно?
Гансик загорелся желанием «раскопать» эту историю Он начал расспрашивать всех пожилых горожан, приходившим к ним в мастерскую, что они знают об истории ограбления города?
Однажды один образованный человек посоветовал ему покопаться в архиве города. Возможно, там что-то найдет. С разрешения мастера Гансик ежедневно стал отлучаться на пару часов, для работы в архиве. Когда там узнали, что Гансик мечтает о восстановлении башни ратуши, и копается в бумагах, чтобы отыскать какие-либо следы, старая хранительница архива стала всячески ему помогать.
В конце концов, они нашли записи одного из выживших членов «Живого креста», который описал, из кого был составлен крест, и какова их судьба. Там же не очень четко было написано, как будто бандиты не успевали вывезти награбленное, и решили его закопать. Среди бумаг, брошенных, или потерянных бандитами, был клочок, сильно напоминавший координаты какого-то места  "З 20к.+ Ю 10к. Д."
С этого дня Гансик и все его доброжелатели стали пытаться расшифровать код.
Несмотря на все старания, дело это вперед не продвигалось. Единственное, что удалось, это достаточно точно определить место, где был сооружен живой крест. Фактически ни у кого не было сомнений, что это место служило для бандитов точкой отсчета всех параметров, обозначенных захватчиками.
Однажды Гансик, вместе со своей наставницей в очередной раз, стоя на том месте, где был, когда то этот печальный крест, стали выяснять у старожилов, а что здесь вокруг было раньше? Выяснилось, что везде были довольно фундаментальные сооружения. Свободная была только одна сторона. Стоя так, что их лица были обращены к фасадной части бывшего «Живого креста», исследователи обратили внимание, что свободной тогда оставалась только одна сторона. По сторонам света эта сторона была сориентирована на запад. Глядя на записку, они решили, что именно запад имел в виду писавший. Отсюда напрашивался вывод, что «Ю» должно обозначать Юг.
Очень долго не могли найти подхода к букве «К». Если  бандиты были бы моряками, то «К» могло бы обозначать «Кабельтовых»
Однажды, уже повзрослевший Гансик, стоя у места бывшего креста, задумался. А что, если бандиты своим особым цинизмом, желая, как можно сильнее унизить горожан, именно крест взяли за единицу измерения?
Зная, что по горизонтали в кресте было два человека, он посчитал, что в среднем это 3.5. метра. 3.5х20=70м. Он отмерил шагами примерно 70 метров. Внимательно осмотревшись он увидел рядом небольшой железобетонный мостик через небольшую канаву. Мостик был старый, уже изрядно вросший в землю. Было очевидно, что никто его с места трогать не будет. А значит, он вполне годился в качестве ориентира в системе координат. Продолжая свои логические выкладки, Гансик предположил, что сейчас надо отмерить 10х3.5, т.е. 35м на юг, и посмотреть, что получится. Когда он выполнил эту процедуру, он уткнулся в какой-то сарай. Стал расспрашивать жителей, а что здесь было раньше? Никто не мог ответить. Пришел хозяин. Он, оказывается, был в курсе дела.  Раньше здесь был большой дуб. Однажды в него ударила молния.  Он засох. Его спилили. На его месте разрешили временную постройку в виде  сарая.
Хозяин пригласил Гансика вовнутрь, и показал пенек, от срубленного дерева.
Вернувшись в архив, Гансик доложил своей покровительнице итоги своих исследований. Они долго обсуждали, и вдруг у них мелькнула мысль, что если все остальные допущения правильны, остается нерасшифрованной только буква «Д»  А если предположить, что «Д» означает дуб, тогда можно предположить, что городские сокровища хранятся под крышей сарая.
Работница архива уговорила Гансика пойти к бургомистру и все ему рассказать. Без его решения они ничего сделать не смогут.
Бургомистр очень заинтересовался их информацией, и тут же пошел на место, чтобы осмотреть его.
Через пару дней на этом месте начались раскопки. Боясь, что простые землекопы могут при работе что-то испортить , за раскопки взялись ученые мужи города. 
Короче говоря, не сразу, вначале они копали не в ту сторону, они все же нашли  те ценности, которые считались потерянными для города.
На общем собрании Ратуши, работнице Архива и Гансику, у которого даже паспорта еще не было, присвоили  звание «Почетных граждан» города.
Все найденные предметы раздали  соответствующим мастерам города, чтобы они их починили, очистили от ржавчины и привели в первоначальный вид.
Городские большие часы с башни ратуши, отдали в мастерскую «Три Ганса». Старый мастер доверил эту работу Гансику. Тот был просто счастлив, что ему доверена такая миссия. Работа была очень кропотливая и продвигалась медленно.
Бедный мальчик! Он не представлял, с какими трудностями это будет связано.  Вместе со своим старшим они в мастерской соорудили большой стол. На нем полностью разобрали часы. Каждую деталь Гансик внимательно осматривал. Чистил ее, снимал ржавчину, если надо было изготовлял вместо нее новую. К этому времени мастерство его уже значительно возросло, что позволяло ему, в основном, все делать самостоятельно , не отвлекая старшего Ганса от других работ.
Таким образом, он перебрал и поправил, или заменил почти все детали.
Наконец дело дошло до главной ведущей шестерни. Она была изготовлена, из какого-то неизвестного им металла, и имела большую трещину. Шестерни, как правило, изготавливали с помощью специальных приспособлений , позволявшим нарезать именно столько зубьев сколько нужно, и сохранять точное расстояние между ними. 
В городе, о котором мы ведем речь, никогда таких больших часов не изготавливали, и такого металла и приспособлений  не было.
Поскольку часы были изготовлены в Дрездене, Бургомистр послал Гансика туда, чтобы найти нужное  решение по шестерне.
В Дрездене  уже таких часов не делали, но у них сохранилось кое какое старое оборудование, которое помогло почти полностью решить проблемы Гансика. Не было станка, который закруглял зубцы шестерни. Старые мастера объяснили Гансику, как это сделать вручную.
Будучи сравнительно долго в Дрезденской мастерской, Гансик увидел там девушку, дочь хозяина мастерской.
Он был абсолютно убежден, что таких красивых девушек он еще не видел ни разу.  Она была не только хороша собой, но и очень внимательна и тактична со всеми, кого встречала.
Нет нужды подчеркивать, что Гансик влюбился в нее сразу и бесповоротно. Однажды она долго задержалась в мастерской.   Гансик по-немногу рисовал. Он незаметно  для нее нарисовал карандашный набросок девушки, который впоследствии очень поразил ее.
 Девушка заметила, что гость неравнодушен к ней, но Гансик не решался с нею поговорить. Он понимал, что еще твердо не стоит на ногах, и ее отец вряд ли согласится отдать дочь за подмастерья.
Перед отъездом, он все же признался девушке в любви и пообещал, что скоро она еще услышит о нем. И тогда у него будут более достойные позиции.
Приехав, домой, Гансик продолжал работать над часами.
Довести до ума большую шестерню было очень трудно. Немало старых мастеров, приходили в мастерскую  и, как могли, советами, старались помочь Гансику. Однажды старший Ганс увидел, что вечерами Гансик над чем то работает, что не связано с часами.
Присмотревшись, он увидел несколько портретов одной и той же прекрасной девушки. Сначала на простой бумаге карандашем, затем на холсте, потом на металле. И в заключение, набранную мозаикой. Оказывается на старых часах, которые отбивали вре6мя каждые 15 минут, в этот  момент выскакивала кукушка. Она была чугунная и некрасивая. Так вот Гансик долго мучился, чтобы вместо кукушки выскакивал созданный им портрет красавицы. Наконец, часы были собраны, и при участии Гансика и некоторых старых мастеров, водружены на старое место. Все были буквально потрясены, когда увидели, что вместо кукушки время фиксирует красавица, лик который переливался, и в зависимости от освещенности каждый раз выглядит по иному. Пока велись работы, они были зашторены материей, и прохожим не были видны. По окончании работ на башню поднялся бургомистр. Он был счастлив, что именно в его правление ратуша приобретает свой исторический вид. Девушка вместо кукушки ему очень понравилась, он понял, что здесь что-то не так. Отозвав в сторону Гансика, которого он успел полюбить, как сына, он заставил его обо всем рассказать. Но  Гансик был очень расстроенным, потому, что понимал, что хозяин солидного производства не отдаст свою дочь за простого подмастерья. Бургомистр задумался, потом похлопал Гансика по плечу, и сказал : «Не вешай нос парень! Мы что нибудь придумаем!. Открытие  обновленной ратуши назначили через две недели. Пригласили иногородних гостей.  Среди них хозяина мастерской из  Дрездена. Снимать покрывало с башни поручили двум почетным гражданам города. Старой леди из Архива и Гансику. Предварительно бургомистр поведал собравшимся о заслугах этих лиц.
После официальной церемонии был банкет. Бургомистр пригласил неа него и Гансика. Специально подняв за него бокал, он очень лестно отозвался о нем и провозгласил, что в ознаменование его заслуг перед городом отцы города решили подарить ему для организации самостоятельного производства, неиспользуемое ныне помещение бывшей тюрьмы. Это было большое и крепкое здание, где можно было не только ремонтную мастерскую, но и кузнечный цех устроить. Все громко кричали Ура.
А бургомистр обратился к гостю из Дрездена: "Я никогда не выступал в роли свата. Делаю это впервые, Прошу руки Вашей дочери для сына нашего города Гансика".
Отец, видя, какими милостями и почетом окружен Гансик, не решился отказать. В этот момент открылась дверь и супруга бургомистра ввела в зал невесту.
Как и каким образом все это было сделано, остается тайной тех, кто в этом участвовал. 
Банкет перешел в свадьбу.
Все очень радовались, в особенности за Гансика, скромного, но талантливого  мастерового, который буквально своими руками построил свою судьбу.
Пожелаем им счастья!!!


Рецензии
Михаил! Текст интригует, повествование завораживает.
Концовка благостная: «Все очень радовались… за Гансика - мастерового, который своими руками построил свою судьбу».
Понравилось. Остается пожелать творческих удач.

Эдуард Скворцов   18.04.2016 22:17     Заявить о нарушении
Уважаемый Здуард!
Очень польщен Вашим отзывом.
Примите мои добрые пожелания
С уважением

Михаил Шаргородский   19.04.2016 10:00   Заявить о нарушении