Анна Каренина ХХI века

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
        Уже давно, с 1994 года после смерти мамы и выхода на пенсию я живу одна.  После 70 лет, когда стала замечать потерю оперативной памяти, увлеклась стихоплётством и писательством, что помогло восстановить память и не подцепить болезнь Альцгеймера.
        В настоящее время, уже к 80-ти годам, я с помощью своего Компьютера написала уже 15 книжечек воспоминаний и стихов и подарила их моим друзьям и родственникам. В прошлом году потеряла старшего брата, троих близких друзей.     А этот год начался с потери товарища, с которым когда-то учились на одном курсе  и часто общались при встречах «одноклассников»...
        Обязательств у меня давно нет, помочь внукам и правнукам могу только покупкой продуктов, да пирожками собственного приготовления. Читать мне трудно из-за потери зрения, вот и приходится целыми днями пялиться в телевизор, смотреть любимые передачи с Игорем Прокопенко, да круглосуточный канал Россия-24. Постановочные шоу, поп-артисты, поющие под фонограммы, меня раздражают потому, что не терплю вранья и обмана.
        В прошлом году Н.Сванидзе начал показывать свой фильм про ХХ век, основанный на архивных документах, который меня сначала покорил и захватил потому, что моя мама родилась в 1901 году и прожила в здравом уме и твёрдой память практически весь ХХ век.После Революции мама работала секретарём-машинисткой в Политотделе г. Ашхабад у друга и соратника Льва Троцкого. Но как только в фильме начались объяснения современных «великих» артистов, писателей и «философов» кто там был плохой, а кто хороший, защита кровавого царя Николая, я перестала смотреть продолжение. А на днях в передаче Н.Михалкова «Бесагон» услышала о претензиях к Никите Сергеевичу со стороны Н.Сванидзе и обвинении в  неискренности. Никто из современного поколения не имеет права судить полководцев, главу Государства и события истории во времена в которых он не жил, а архивные документы могут быть и подставные или поддельные.
 
       Через портал Проза.ру я познакомилась с творчеством Писателя, Историка и Публициста , члена союза писателей «Воинское содружество» Юрия Ивановича Шварёва и была поражена полным совпадением воспоминаний о прожитой жизни между его отцом и тестем и моими родителями, которые жили в одно время, хотя и происходили из разных слоёв тогдашнего общества.
 
РАССКАЗЫ О ПРОЖИТОМ
Юрий Шварёв
 
  Предлагаю любителям мемуарных изданий воспоминания моего тестя Михаила Федоровича Теребихина 1891 года рождения и моего отца Ивана Андреевича Шварева 1900 года рождения. Оба они — простые, безвестные, как и миллионы их сверстников, представители поколения, которое прошло через опустошительную Гражданскую войну, через трудные годы социалистического строительства и еще не считалось постаревшим к началу Великой Отечественной войны.
  Отец сам исписал много тетрадок, чтобы рассказать о прошлом своим детям и внукам. Мне оставалось только подправить грамматику и в некоторых местах стиль его записей.
  Воспоминания тестя написаны по его рассказам, рассуждениям, пожеланиям. Увлеклись задуманной работой и просиживали с ним целые вечера. Он говорил, отвечал на вопросы, давал пояснения, а я, что успевал, записывал. Его память подкреплялась военным билетом, наградными и другими документами, старыми фотокарточками. В 1989 году Военное издательство Министерства обороны СССР готовило рассказы Михаила Федоровича к публикации, запросило для иллюстраций фотографии, но потом дело застопорилось, а в феврале 1992 г. рукопись и фотографии мне вернули «в связи с упразднением военно-мемуарной редакции». Обстановка в стране изменилась — воспоминания советских стариков стали в Москве не нужны.
  Тесть не дожил до своего 100-летнего юбилея три с половиной года, похоронен в Воронеже в 1987 году. Отец прожил 78 лет, скончался в Архангельске в 1978 году.
Пусть эта книжка будет скромным памятником двум рядовым строителям и защитникам первого в мире Советского социалистического государства.

  (Все мои произведения читатели могут использовать по своему усмотрению бесплатно).
                Юрий Шварёв.

      Моя мама родилась в 1901 году в дворянской семье, а отец в 1895 и был сыном польского шляхтича военного топографа Российской Империи.
      На портале Проза.ру я опубликовала историю жизни моих родителей по рассказам мамы, которая дожила до 1992 года и видела  царя Николая,  а потом была учителем в советской школе и помогала мужу в экспедициях по изучению и сбору дикорастущих растений от Института Академика Николая Вавилова. Я мечтала, что мама доживёт до 100 лет и поражалась, что она осталась в своём уме и твёрдой памяти и постоянно вспоминала эпизоды своей трудной жизни  и смену строя и руководителей страны. Один из молодых читателей моих "Семейных хроник" написал в рецензии, что прощает мою маму за неверие в Бога и Октябрьский «переворот» потому, что ей было только 16 лет!

      После ХХI съезда КПСС и разоблачения Никитой Хрущёвым культа личности И.В.Сталина, мы – дети «врагов народа»,  почувствовали свободу и  некоторую гордость…
      Вспоминаю, как  тётя Оля – младшая сестра мамы и жена М.Г.Попова – профессора и друга Николая Вавилова писала, что молодым не понять, ЧТО сделал для всех нас Никита Хрущёв. Брат решил, что ему надо восстановить справедливость и получить квартиру в Ленинграде, откуда его с родителями выслали в 24 часа в 1935 году. Но наша мудрая мама сказала, что от добра добра не ищут и надо быть благодарным за бесплатное образование и здравоохранение, а также ещё не известно ЧТО будет дальше…
      Осуждение Вождя советского народа обернулось бедой и для самого Никиты Хрущёва – друга и соратника Иосифа Сталина и развалом СССР…
 
      В 1985 году на экраны вышел фильм «Покаяние», потрясший всех искусствоведов, да и весь народ СССР. В новогоднем номере «Советской культуры» от 31 декабря 1984г сообщалось, что Тенгиз Абуладзе завершил съёмки фильма о трёх поколениях грузинской семьи…
      В разделе журнала «Наука и жизнь» - «Разборы и размышления – кинематограф 80-х, дневник» были опубликованы размышления журналиста и искусствоведа Н.Зоркая «Дорогой, которая ведёт к Храму» в качестве продолжения разговора о фильме «Покаяние». Я решила привести отдельные выдержки из статьи потому, что Н.Зоркая написала, что не надо искать в героях фильма Л.Берию, И. Сталина и А. Гитлера. Образ Варлама Аваридзе  является собирательным, а фамилия – от грузинского «аравин», что означает «никто»:

     ……«У мастера Тенгиза Абуладзе издавна, с его режиссёрского дебюта – фильма «Лурджа Магданы» (1955, совместно с Р. Чхеидзе), был свой путь, с которого он никогда не сворачивал. Путь вёл художника к его кинотрилогии. Три картины, разные по стилистике и выразительным средствам, по материалу и способам его трактовки, объединены сквозными темами и общей нравственной концепцией: речь идёт об извечной борьбе Добра со Злом, об агрессивности Зла, о противостоянии и конечной победе Истины, Красоты и Любви.
……….. Итак трилогия окончена. Куда же теперь стремиться сам он – Мастер? – Что же, - смеётся Абуладзе, у нас в вами вечность:
«Говорят отец для сына – словно мост для пешехода. Слава тем, кому судьбина – жить для счастия народа! Для того, чтобы на свете наступил конец потёмкам….. Как свеча пылайте дети, освещая путь потомкам…»
      Это строки из поэмы Ильи Чавчавадзе «Дмитрий Самопожертвователь» в переводе Н.Заболотского. Илью Чавчавадзе называют «Отцом нации». По его произведениям я собираюсь снимать следующую картину.»

      В 1987 году у меня была командировка в Москву и тёща моего племянника, жены всемирно известного учёного - профессора физика, коренная москвичка повела меня на выставку современных художников. К этому времени в Москве уже велись дискуссии в кругах творческой интеллигенции о выносе тела Ленина из Мавзолея и сносе памятника на Октябрьской площади, а Революцию все творческие люди давно окрестили «переворотом». Моя спутница обратила внимание на картину молодого художника с явным одобрением сюжета. На картине было изображено озеро в форме территории СССР залитое густой кровавой краской из которой торчали черные фигуры Ленина с характерно поднятой рукой. Я не удержалась от упрёка умной, культурной и образованной женщине семья которой не знала репрессий:
 - После Революции народ начал сносить памятники ненавистным царям, но Ленин и Сталин во время опомнились и сохранили культурное наследие прежних эпох, а дворцы превратили в музеи….

     Лев Толстой назвал своё эпическое произведение «Война и Мир» - это настоящее прозрение великого писателя. Можно было бы назвать Добро и Зло или Любовь и Ненависть… Извечна борьба на Земле Добра и Зла и в природе, в семье между мужем и женой, в обществе и в душе КАЖДОГО человека. При жизни великого Льва Толстого не ценили ни Церковь, ни семья, а великого Александра Пушкина Царь отправил в ссылку, а его друзей – декабристов на виселицу…

     Я не любила Советскую власть, вернее власть КПСС, но не потому, что при ней мне было плохо жить или я получала одинаковую зарплату по сравнению с теми, кто работал с более  низкой производительностью труда. Отсутствие «свободы слова», на которую ссылались некоторые Поэты и Писатели, убежавшие за рубеж, для меня тоже не существовало. На всех профсоюзных собраниях и технических совещаниях я  свободно высказывала свои предложения, не всегда отвечающие требованиям КПСС. В конце семидесятых коллектив, зная мою непримиримость к несправедливости,  избрал меня председателем местного комитета профсоюзной организации. Я была неудобным председателем профкома для администрации и секретаря парткома, т.к не подчинялась партийной дисциплине. Однажды о помощи меня попросила секретарь комсомольской организации нашего коллектива. Она пришла ко мне со слезами на глазах, бледная и испуганная и рассказала, что её вызвал на беседу секретарь райкома ВЛКСМ и сказал, чтобы я – председатель профсоюзной организации организовала собрание коллектива по осуждению её поведения в туристической поездке за рубежом. Я очень удивилась и спросила девушку, что же она там совершила? Оказалось, что подруга девушки, с которой она вместе поехала на отдых заметила, что секретарь комсомольской организации носит нательный крестик под одеждой и донесла на неё в райком! Я не удержалась от небольшой «лекции» и спросила, почему она такая трусливая и неграмотная и чего могла испугаться, когда в СССР свобода совести и в уставе ВЛКСМ нет пункта, что человек должен быть неверующим.
      Я не любила Советскую власть и КПСС за то, что она подменила собой Религию и отменила свободу мыслить или думать и развивать свои собственные мозги. Мои родители не обвиняли ни Ленина, ни Сталина и можно считать были революционерами и неверующими в Бога людьми. Отца моего предал друг и товарищ, который позавидовал его успехам и должности старшего научного сотрудника в ВИР (Всесоюзный институт растениеводства), то же самое сделал Трофим Лысенко с Николаем Вавиловым и Никита Хрущёв с Иосифом Сталиным.
      Пока в обществе или коллективе нет разделения по национальностям, кастам, расам, и уровню оплаты труда не может быть ни зависти, ни жадности и мы любим друг друга бесплатно. Я начинала работу в  экспедиции, вместе с другими молодыми специалистами, своими друзьями, окончившими тот же факультет, что и я в 1961 году. В экспедиции было шесть изыскательских партий, которые возглавлялись молодыми специалистами дружившими семьями. В посёлке экспедиции царил Коммунизм и настоящая дружба и любовь, пока не освободилось место Начальника или Директора экспедиции. Ещё нагляднее и ярче проявляется превращение друзей во врагов в коллективах творческих людей, в театрах, научных лабораториях, где доходит даже до настоящих преступлений.
       Развенчав Вождей Революции Хрущёв выпустил на волю зависть и жадность в душах бывших равноправных советских людей. Я почувствовала дискомфорт, когда в СМИ, в дискуссиях современных «творческих» людей начали осуждать мои любимые кинофильмы И.Пырьева «Сказанье о земле сибирской» и «Кубанские казаки» про Любовь и Дружбу и нашу прекрасную советскую жизнь, где все мы были равны и не голодали, а пели и плясали. Современные критики двадцатых годов прошлого века бросают камни в огород Великого писателя Максима Горького, считая «неверным» роман «Мать». В энциклопедическом Кино - словаре, изданном в 1965г в разделе «Исторический фильм»  прочитала на стр. 617:
 …. «В 40-е и начале 50-х гг. появились исторические фильмы, где сказывалось влияние культа личности Сталина. Искажение некоторых событий далёкой истории в обстановке культа личности  нашло выражение даже в таких значительных произведениях, как фильм «Иван Грозный» (1945г. Реж. Эйзенштейн), где  образ Ивана Грозного в значительной мере идеализирован.»
       В печати стали даже обвинять замечательного писателя и баснописца Сергея Михалкова, что его стихотворение «Светлана» 1935 г. посвящено дочери Иосифа Виссарионовича для подхалимажа.  И вот теперь  Н.Сванидзе обвиняет сына писателя Никиту Сергеевича за фразу «Коней на переправе не меняют» на выборах Бориса Ельцина.

       Любые творческие люди – писатели, художники, кинематографисты не имеют права судить историю и давать оценку историческим личностям эпохи, в которую они не жили. Они могут только честно описывать события, отображать действительность и характеры людей СВОЕГО времени. Любому разумному человеку, даже самому великому писателю надо задуматься смог бы он рулить политикой и страной и не стал бы диктатором, забравшись на вершину…

       Таланты во все времена служили Власти, Царям, Ханам, Богам и прославляли их. Не стоит считать себя Великим и мудрым,  не прожив СВОЮ жизнь и не осознав, что ВСЕ люди на Земле одинаковые и здесь нет хороших и плохих…  На днях услышала на передаче «Парламентский час» обсуждение в Госдуме законопроекта об авторских правах режиссёров, помимо от композиторов, писателей, поэтов и художников. А сегодня (19.03. 2016г.) прочитала на стр. Стихи.ру, что поэтесса средней руки запрещает читателям использовать и присваивать себе её творчество! Что же вы все жадные такие? Неужели счастье - это только деньги и благополучная жизнь, а не полёт души, вдохновение, любовь к ближнему? Тут же услышала о страшной трагедии – крушении самолёта в Ростове на Дону и комментариях о причинах гибели людей… Возможно ради экономической целесообразности командир судна предпочёл закрыть глаза на свою ответственность и  рискнул жизнью пассажиров и своей собственной ради прибыли компании…
 
      Вероятно у читателя возникнет вопрос: А причём тут Анна Каренина – роман
Л. Толстого о Любви и подумает, что бабушка сдвинулась по фазе…
Но я не могу избавиться от писательского зуда, и привычки всё сравнивать, анализировать и делать выводы. Прочитала в «Теленеделе» интервью с актрисой Боярской, которая сыграла в новом фильме Карена Шахназарова Анну Каренину и поделилась с корреспондентом, что ей жалко не Анну, а Каренина и вспомнила своё отношение к роману в юном возрасте, когда мне было жалко и Каренина и Вронского. Вот и решила описать жизнь своей подруги – близнеца, родившейся 3 июня 1938 года, как и я. Мы с ней  вместе учились и дружили и до сей поры встречаемся, но судьбы у нас очень разные, хотя характеры схожие. Я решила назвать героиню Анной. Если кто-то прочитает мою повесть, после длинного предисловия, то поймёт почему.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
         
       Я решила написать эту, практически документальную повесть о жизни своей хорошей подруги, с которой познакомилась в 1956 году и общаюсь, до сей поры. Мы с ней очень похожи, в Вузе нас даже путали, родились 3 июня 1938 года от интеллигентных и образованных родителей, получили одинаковое образование. Но к концу  жизни я чувствую себя счастливой и довольна прожитой жизнью, а моя подруга жалеет себя и считает  несчастной. Такое различие между нами связано с разной жизнью в детстве и юности. Я родилась в ссылке больным и слабым ребёнком с врождённым пороком сердца. У отца уже в то время была стенокардия, у мамы – расширение аорты. Родители понимали и знали, что счастье и здоровье человека находится в его собственных руках. В годы Войны нам – троим детям приходилось работать по дому, ухаживать за двумя старыми и больными бабушками, пропалывать грядки в огороде и пасти барана. Родители сумели развить в своих детях чувство ответственности за порученное дело. Если бы не моя мама, то я бы не прожила свою счастливую и интересную жизнь. Когда я окончила Вуз, то имела возможность остаться на работе в Алма-Ате, но мама сказала, что я обязана отработать с честью по своей специальности за полученные знания при бесплатном образовании и дальше сама строить свою жизнь, иначе потом будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы…

        Выражаю искреннюю признательность и благодарность всем, кто дочитал мои «размышлизмы» до конца. Надеюсь, что молодые родители, особенно мамы, которые берут на себя ответственность родить ребёнка, задумаются о его дальнейшей жизни и научат не просить, не мечтать о хорошей жизни и любви, а самому уметь, любить и дарить.

      PS :  Я, как и моя вторая ближайшая подруга Зауре, прожили свою жизнь отдавая свои силы, знания и любовь своим родным, друзьям, стране, без личного женского счастья, мужа и детей, и в настоящее время чувствуем себя счастливыми и довольными, а наши подруги  -  Анечка и Светлана оказались несчастными… На иллюстрации в центре фотографии 1986 года на встрече нашего курса лесфака Каз.СХИ в центре – Анечка, радом с ней справа - Светлана


       В  предисловии к моей повести я привела высказывания разных людей, писателей, журналистов. артистов  и кинорежиссеров. А недавно по Интернету посмотрела Прямой эфир с Н.С. Михалковым в передаче Бесогон TV под заголовком: "Никита Михалков начал борьбу с глобальной ложью".
Хотела было ввязаться в обсуждение, но у меня не получилось.
К сожалению информационную ложь победить невозможно потому, что Человек разумный в первую очередь любит обманывать самого себя. Ещё А.С.Пушкин писал – «Я сам обманываться рад!»

        По заведённой традиции почти все свои прозаические «творения» я или начинаю или заканчиваю стихотворением:

ИНФОРМАЦИОННАЯ  ЛОЖЬ

Увы, увы! МЫ ради Славы,
Богатства, Власти часто лжём
Не только люди и Державы!
Манипулируя при том…

А люди вам наивно верят
Кинематограф, Журналист…
Да вашу ложь по миру сеют…
Ты не боишься врать – АРТИСТ ?!

Ходили ль ВЫ – американцы
По спутнику Земли – Луне?
Иль ВСЕМ солгали вы – поганцы?
ЗАЧЕМ?!
Чтоб победить в Войне!


Рецензии
Это точно, Маргарита! А уж как врут сейчас, я вообще впадаю в полное изумление! Доня Трамп кричит: - Не верьте! Русские врут! Все наши крылатые ракеты достигли своих целей! Это США полностью победили ИГИЛ! Р.Р.

Роман Рассветов   20.04.2018 20:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.