Замкнутый ребенок
Когда спрашиваешь почему их это беспокоит, родители говорят: «у него не будет друзей», «иногда такое чувство что я общаюсь со стенкой», «не получилось с первого раза она даже уже и не хочет пробовать дальше», «если он потеряется, то постесняется даже попросить о помощи» и т.д. То есть название у проблемы одно, а сложности и родительские страхи разные.
Так что такое замкнутость: черта характера или психологическая проблема?
И то, и другое.
Если это врожденное качество ребенка, то что психологи называют еще «интровертность», то исправлять это не нужно. Корректировать – «да», ломать – «нет»!
Дети-интроверты просто сосредоточены внутри себя, они озабоченны собственными мыслями, чувствами и ощущениями. Из них вырастают великие ученые и талантливые творцы.
Интровертность может проявляться нежеланием что-либо менять, встречаться с непонятными для него людьми, заводить новых друзей, идти в незнакомые места.
Что делать?
1. Особенность воспитания таких детей заключается в том, чтобы все новое и неизведанное вводит в жизнь ребенка постепенно, ко всему готовить его заранее, много объяснять и ничего не навязывать.
Если вы знаете, что вам придется посетить незнакомое для ребенка место, то начните рассказывать ему об этом дня за два-три. Найдите плюсы посещения сего заведения или маленькую радость, которую готовы доставить ребенку после посещения.
2. Поймите, что с вашим ребенком все в порядке, но он Особенная Личность, не подлежащая сравнению ни с кем. Ваша тревога за его «ненормальное поведение» передастся ребенку, и к природной интровертности добавится приобретенный невроз.
Откажитесь от ярлыков «ребенок должен…», «ему по возрасту положено…», «другие дети уже…»
3. Сделайте все задачи, стоящие перед ребенком достижимыми. Делайте все в его темпе. Не критикуйте и не ругайтесь – интроверты почти всегда очень чувствительны и ранимы, а стыд и вина еще никого не сделали увереннее в себе.
4. Задумайтесь может быть вы или ваша вторая половинка тоже интроверт? Может быть у вас у самих очень узкий круг общения и вы предпочитаете уединение с книгой веселой компании? Может быть достаточно будет демонстрировать ребенку свое уверенное и контактное поведение?
5. Интровертов можно раскачать игрой. Предложите притворится мальчиком/девочкой, которая легко знакомиться и заводит друзей. Пусть сначала это будут мягкие игрушки ребенка, «которые живут в сказочном лесу». Несколько раз поиграв в эту игру мы привьем ребенку уверенность в своих силах и интерес в других людях.
6. Хорошо помогают ребенку-интроверты знание своих положительных, сильных сторон.
Знаете, что-то типа «а зато ты….»
7. Плохо такие дети переносят насмешки. Даже когда смеются не над ними, им все равно кажется, что ирония направлена в их сторону. Хорошо помогает метод «доведения до абсурда». Например, жила-была девочка, которая не смогла рассказать стишок на утреннике, и тогда все стали над ней смеяться: сначала в зале, потом смех вышел на улицу и вот уже весь город смеялся над ней. А потом стали слетаться вертолеты, в которых сидели люди с камерами – они непременно хотели снять девочку, которая не смогла рассказать стишок на утреннике и показать ее по всем телеканалом страны!» Можно продолжать про Землю и Галактику до тех пор, пока ребенок не начнет смеяться сам. Такая ирония помогает детям расслабляться, справляться с тревогой и учит легко принимать свои ошибки.
8. Празднуйте победы ребенка, хвалите его, давайте самостоятельность. Все получится!
НО
Если замкнутость носит наносной, не врожденный характер, то хорошо бы обратиться к детскому психологу и методы здесь могут разниться с теми, которыми можно корректировать интроверта.
Да и симптомы в этом случае другие:
- ребенок почти всегда говорит шепотом
- у него поверхностное дыхание
- ребенок часто жалуется на боли в животе
- отсутствуют спонтанность и открытость действий
- ребенок часто говорит «не знаю», «не могу», «боюсь»
- хочет завести лягушку, змею, насекомых. (неожиданно)
- жесты скупы или почти отсутствуют, например, руки за спиной или все время в карманах.
Такое поведение не безпричинно. Окружающие ребенка что-то сделали такое, что загнало Личность в рамки правильности, понимание своего одиночества, сдержанность естественных чувств: злости, раздраженности или наоборот усилило стыд, вину, страх до гипертрофированного состояния.
Что делать?
1. Больше слушать, меньше читать нотаций. Сподвигайте ребенка на общение с вами вопросами о его жизни, о его успехах, о его мыслях и чувствах.
2. Полепите с ним, порисуйте. Можете просто . Можете с темой: страх и защитник от него, вина и стыд (с последующим сожжением рисунка).
3. Можете попеть или потанцевать – самовыражение через творчество позволяет выплеснуть тревогу и расслабиться.
4. Устройте бой подушками: встаньте на колени, чтобы быть с ребенком одного роста, возьмите маленькие подушечки и повоюйте. Так снимается зажатая агрессия. А потом можно просто побороться-побаловаться.
5. Не считайте, что замкнутость «страшная проблема». Даже если вы не проговариваете это вслух, то ребенок все равно считывает эту информацию с вас и начинает считать себя ненормальным. Нет правильного и неправильного поведения – есть ваш ребенок – Уникальный, Единственный и Неповторимый и с ним все в порядке, вы вместе с ним справитесь с любой ситуацией!
6. Демонстрируйте ребенку, что обо всем можно договориться. Можно признаваться в ошибках и исправлять их. Открыто говорите о своих чувствах. Если ребенок говорит о своем поведении как о проблеме, не говорите, что «все ерунда», скажите «как ты думаешь как мы с тобой можем справится с ней?»
7. Чаще говорите и показывайте свою безпричинную Любовь к ребенку. Придумайте какое-нибудь ласковое безобидное прозвище, которым будете называть ребенка только в кругу самых близких или наедине.
8. Уделяйте ребенку отдельное время, в которое вам никто не будет мешать «секретничать». Например, перед сном.
И главное, не сдавайтесь! Будьте терпимы и нежны! Уважайте своего ребенка!
Мила Семёнова
Свидетельство о публикации №216041801278