Об Антонио Сальери

1750 - 1825

Музыка существовала задолго до того, как философ Пифагор придумал нотный стан и определил ноты в октавах - кратных частотных диапазонах, разделив октавы на двенадцать частей.

Антонио Сальери - ученик и последователь К.В. Глюка, А. Сальери внёс огромный вклад в развитие музыки. Но к большому сожалению, существуют такая жуткая и невероятная версия, что якобы, Сальери убил Моцарта. Сальери - величайший композитор, но вероятно, он был "не той национальности"? Откуда у Пушкина появилась информация о причастности Сальери к гибели Моцарта ? Может быть, эта версия произошла из публикации «Берлинской всеобщей музыкальной газете», а затем и в «Journal des Dеbats» (1824) музыкального критика Сигизмунда Нейкома, говорящая о причастности Сальери к гибели Моцарта.

Благодаря музыке Сальери, возникла не только современная классическая музыка, но и современная песенная музыка.  Миноры и мажоры в одном музыкальном произведении мы слышим у Франца Шуберта, одного из  учеников Сальери. Людвиг Бетховен, когда уже пользовался тетрадями, писал о себе при знакомстве - "Ученик Сальери".
 
Сальери выучил сотни выдающихся музыкантов, он преподавал бесплатно, учил и  пению. Он брал деньги только с богатых учеников, чтобы помочь бедным. Сальери не брал денег с Шуберта.  Его  ученицы - Катарина Кавальери (первая Констанца в «Похищении из сераля» Моцарта), Анна Мильдер-Хауптман (первая Леонора в «Фиделио» Бетховена), Анна Краус-Враницки, Катарина Вальбах-Канци, Фортуната Франкетти, Амалия Хенель.

Сальери переживал даже отъёзд своих учеников в другой город, и  клевета в его адрес нанесла ему непоправимый моральный урон. (Жизнь Сальери - 1750 - 1825).

Ученики Антонио Сальери - Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни, Луиджи Керубини, Ян  Гуммель, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Франц Ксавер Зюсмайр, Иозеф Вайгль, Петер фон Винтер , Вольфганг Амадей Моцарт, младший сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг Моцарт.

 Г. Г. Гагарин писал в 1834 году: «Я спросил Пушкина, почему он позволил себе заставить Сальери отравить Моцарта; он мне ответил, что Сальери освистал Моцарта, и что касается его, то он не видит никакой разницы между „освистать“ и „отравить“, но, что, впрочем, он опирался на авторитет одной немецкой газеты того времени, в которой Моцарта заставляют умереть от яда Сальери».

Отношение к этой сплетне выразил А. Д. Улыбышев в изданной им в 1843 году «Новой биографии Моцарта»: «Если уж так нужно верить слухам, которые ещё находят отголоски, то один из них отметился жутким действием — Сальери отравил Моцарта. К счастью для памяти итальянца, эта сказка лишена как оснований, так и правдоподобности, она так же абсурдна, как и ужасна».

Литературный критик В.Г. Белинский стоял на стороне Пушкина - «Для выражения своей идеи, — писал В. Г. Белинский, — Пушкин удачно выбрал эти два типа. Из Сальери, как мало известного лица, он мог сделать, что ему угодно…».

О. Мандельштам писал: «На место романтика, идеалиста, аристократического мечтателя о чистом символе, об отвлеченной эстетике слова, на место символизма, футуризма и имажинизма пришла живая поэзия слова-предмета, и её творец не идеалист-мечтатель Моцарт, а суровый и строгий ремесленник мастер Сальери, протягивающий руку мастеру вещей и материальных ценностей, строителю и производителю вещественного мира».

В действительности, обучение Сальери всегда было бесплатным, а гонорары, которые самые богатые ученики всё же порой вынуждали его взять, в тот же миг делились между самыми необеспеченными. Сальери выучил сотни выдающихся музыкантов, а к ученикам он был привязан так, что даже отъезд ученика в другой город он воспринимал болезненно. Сплетни, которыми окружили великого музыканта, привели его к умопомрачению в конце его жизни.

В дискуссиях о Сальери на сторону Пушкина встали пушкинисты, многие из которых совершенно не понимают в музыке, и не изучали историю музыки. Сама же мысль о том, что великий учитель, который выучил сотни выдающихся музыкантов,  отравил одного из своих учеников - является сама по себе - чудовищной.

"Благодаря" Пушкину, имя Антонио Сальери в России стало нарицательным для обозначения завистливой посредственности, способной на любое коварство, вплоть до убийства.


"Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.
Нет! никогда я зависти не знал,
О, никогда..."  ("Моцарт и Сальери") - А.С. Пушкин

Затмить завистью мозг величайшего композитора всех времён - Антонио Сальери,  Моцарт бы не смог. Но клевета могла довести великого музыканта до погибели.


.......
Биография и музыка Сальери -
http://free-classic.ru/
salieri.htm

Фрагменты из опер Сальери
http://classic-online.ru/
ru/
production/
61073


Рецензии