Осень на Чусовой. Гребешки ранним утром

     Иногда в конце сентября дожди на пару-тройку дней прекращаются, и удаётся "поймать" осеннее золото.
     Шёл шестой день велоэкспедиции. От бывшей деревни Волегово я выехал "к цивилизации" и очутился на улочках деревни Мартьяновой по правому берегу Чусовой.
     На другом конце шаткого мостика меня ждал магазин со всеми достижениями прогресса в XXI веке. Можно было ехать к станции Илим, или к Уткинскому Заводу и станции Сабик, да куда хочешь!
     Но расставаться так быстро с красавицей Чусовой не хотелось, и я завернул к своим любимым камням, на стоянку у Ямного.
     Вечером, после прогулки к бойцу Соколу, пришла идея встретить утро на Гребешках. Я там был зимой, и хотелось посмотреть, как они выглядят без снега и льда, виден ли силуэт Мадонны или просто почудилось в тот раз?

     *** НОЧНОЙ ПИЛИГРИМ ***

     По традиции прибрал стоянку и собрал мусор – за всеми, кто был до меня. Пусть Чусовая будет чистой! На тракт я выбрался быстро, от камня Ямного до него всего километр.
     Шалинский тракт то стелился змейкой с горы, то поднимался по косогорам. Солнце закатилось, и тракт опустел. Тьма опускалась на Чусовую.
     Дорога среди темнеющего леса была слабо освещена вечерней зарёй. Что-то притягательное было в ней.
     Хорошо, что велосипед был оснащён отражательными фонарями, а на рюкзаках в свете фар блестели специально нашитые полоски. Водители грузовиков старательно объезжали меня.
     Некоторые из них останавливались и предлагали "подбросить" меня и всё моё добро сразу до Екатеринбурга.
     Вот люди бывают! Но я упрямо отказывался и продолжал крутить педали в ночь.

     И Ночь пришла. Дорогу окутал густой и пушистый туман. Над его белым одеялом были видны только макушки елей. От них поднимался расплывчатый шарик Луны. Я едва не проехал в тумане мимо моста через Большую Сибирку. Машины по тракту ползли медленно, водители боялись столкнуться.

     Свернув на лесную дорогу, идущую через перелески с полянами, я приблизился к Чусовой. Я не видел реку, в густом тумане не особо помогал и фонарик.
     Но я чувствовал её, я слышал её дыхание. Сырой речной воздух, всплески воды и вздохи водяного – всё это не могло обмануть.

     Появилась стена деревьев, за которой угадывалась пропасть. Было полнолуние. Взошла огромная, невероятная Луна и залила окрестности волшебным сиянием.
     Пришлось ставить палатку там, где стоял, чтобы не стать жертвой "серебристой полянки". Есть такой чумовой эффект на вершине береговых скал.

     Ту первую "серебристую полянку" я запомнил хорошо. Двадцать с лишним лет назад мы с товарищем как-то раз поехали на реку Сергу и сошли с ночного поезда на разъезде Бажуково. На полпути к урочищу Дикий Запад решили остановиться и выйти к реке. Тогда тоже была золотая осень, и было полнолуние.

     Заиндевевшая  в заморозке трава под мертвенным светом серебрилась, всё вокруг было светлым-светло! Перед нами открылась большая поляна. Вдали на её окраине виднелась опушка леса. Мы поставили палатку и отложили прогулку по "серебристой полянке" на завтра.

     Утром, высунувшись из палатки, я с ужасом обнаружил, что ночью мы стояли в шаге от падения. Подо мной был отвесный обрыв, а полянка… - полянка зеленела на противоположном берегу!

     Полностью избежать эффекта не удалось. Я наспех привязал велосипед к какой-то сосне и стал готовить ночлег. Утром я обнаружил своего "коня" на краю крутого склона прислонённым у деревьев, под которыми… глубоко внизу виднелась змейка реки Чусовой.

     *** УТРО НА ГРЕБЕШКАХ ***

     Солнце – великая Звезда, пробуждающая Землю. С первыми лучами Чусовая преобразилась! Оставшиеся листья берёз заиграли золотом, золото было рассыпано под ногами. Преобразились даже древние мхи, их изумрудная и малахитовая зелень стала богаче. Ярче стали красно-жёлтые лишайники, усыпанные хвоей.
     Роса прогнула паутинки, украшая диковинную скань.
     Над рекой повисла дымка.

     Я ждал восхода и пил чай. Огромный пень служил мне и столиком, и сиденьем. Мог снова начаться дождь, медлить было нельзя. И я стал фотографировать, стараясь запечатлеть необыкновенный утренний свет на берегах Чуоси.

     Старое мохнатое бревно на срубе - и то заиграло невероятными оранжевыми зайчиками! Я спустился к берегу. По Чусовой медленно шла утренняя пена с верхних перекатов.
     Коряга, которая ночью шипела на меня змеёй, когда я кувыркнулся вместе с полными котелками, выглядела уже приветливой. Скалы были залиты солнцем.

     Река Теснин убегала вниз, от скал к островам с золотистыми охапками берёз. За ними виднелась смурная стена бойца Сибирского. Надо мной нависали громадные стены каменного города. "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля… "

     Под скалами было темно и сумрачно, там прятались остатки Ночи. Сосны и пихты на склонах играли всеми красками, небо голубело. Я добрался до Пёрышка – тонкого каменного гребня на склоне. Гребень оказался старой игуаной, которая выползла погреться на солнышко и отвернула голову, зажмурив глаза.

     С вершины Гребня хорошо просматривались южные Гребешки, богатырский щит и древний город с башнями. У "ворот города" я снова увидел силуэт простой девушки. Мадонна была на месте.
     Я помчался назад, чтобы подняться на вершины лесной крепости.

     Высоченные башни и столбы Гребешков – это что-то особенное! Даже на вершине обнаруживаешь ещё отдельную башенку. Вокруг взгляду открывался безбрежный праздничный чусовской лес.
     В нём тёмная еловая зелень была приукрашена позолотой лиственниц и берёз, багрянцем рдеющих листьев рябины. Лепота!

     *** МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ ***

     Не успел я закончить фотосессию, как на Гребешках стали появляться люди. Первым был старый дед на мотоцикле, который пожаловался мне на то, что гаишники своими штрафами вынудили его аж через полвека сдавать на права.

     Потом появились другие. Не ожидал, что это место настолько популярно. Люди выходили из машин и первый вопрос был: "А где тут Гребешки?"
     Случайно познакомился с одним известным уральским художником.
 
     Удивительные встречи! Мне было приятно провести пару "экскурсий" экспромтом и поделиться с незнакомыми людьми радостью увиденного в этом красивейшем месте на Чусовой.

     Вернул меня с небес на землю внезапный ливень. Он был солнечный, "грибной". Гребешки достойно увенчали экспедицию.
     Чистый и "умытый" дождём, мой железный конь помчал меня мимо Нижнего Села, Каменки и Слободы к станции Коуровка.

©Михаил Латышев


Рецензии