На выставке Ф. С. Рокотова. Мысли. 26

http://www.proza.ru/2016/04/18/1586

И вот я снова стою у портрета графини Д.И.Уваровой 1770 г..
В этот раз смотрю на него глазами художника. Сам портрет вызывает двоякое чувство. С одной стороны, художник пытается передать красоту женского лица. С другой стороны, чувствуется, что он из кожи лезет, пытаясь написать нос графини, но что-то не ладится у него с этим носом. Смотрю на портрет и не могу избавиться от мысли, что нос для него самое мучительное место в портрете. Не может он его правильно посадить на лице при таком повороте головы. Хотя с носами у него проблемы на всех портретах, на которых успел остановиться мой взгляд за время обзора выставки. Рука разных ремесленников чувствуется в прописке носов на портретах.
 Абсолютно аналогичное ощущение испытываю при просмотре портрета неизвестной в розовом платье. Она очень ассоциируется с графиней.Есть нечто необъяснимо связующее между ними. Словно, это один человек.Оба портрета по-особому выхватываются взглядом, притягивая его единой энергией. Будто пытается обратить мое внимание на то, что это одна и та же натура.
В какой-то момент перед мысленным взором появляется образ мученика написания этих женских носиков.
Почему-то молодой парнишка в темно-коричневом пиджаке-кафтанчике тех времен с прямыми большими карманами внизу, напомнивший мне "слабого" второкурсника с трудом лепит заученный поворот носа, т.к. в другом повороте он не научен писать женские носы. Замучился паренек. Странным образом видятся карандашные линии, сто раз проведенные сверху вниз по форме носа на портрете, которые все равно не дают ему желательного результата. Попутно вспомнились слова "опять двойка". Совсем удрученный, оставшийся  в темном помещении наедине с учителем в своем закутке, он кое-как домазывает этот злополучный нос. Учитель - работодатель, видя его мучения наконец принимает работу.
Что касается щечек, то тут действительно резонно возникает вопрос:
- Не больна ли дама? Не demodex ли у графини, вызвавший такое заболевание, как демодекоз?
Посмотрев другие портреты этого художника, прихожу к выводу, что дама здорова, а вот у художника всего-навсего не хватило умений правильно написать затененную щечку.
Почему я так решила?
А потому что у этого художника однотипно выполнены щеки практически на всех портретах - с розовинкой.
Над портретами графини и неизвестной в розовом платье работает один и тот же начинающий состав ремесленников.
Не умение подобрать цвет рефлекса и вообще цвет в тени приводит к таким несуразностям, когда зритель невольно задается спустя  двести лет после смерти художника вопросом:
- А не болела ли графиня?
Исследуя творчество Ф.С.Рокотова, все больше и больше склоняюсь к мысли, что портреты писались не Рокотовым, а его учениками. Об этом свидетельствует манера письма всех портретов. На них все фрагменты лица писались разными молодыми людьми зачастую неумехами. Причем, люди писавшие определенную часть лица в какой-то момент покидали мастерскую. На их место приходили другие молодые ученики и обучались ремеслу написания этих частей. Поэтому говорить об авторстве портретов Рокотова из его мастерской  я бы не стала.
И, если в академии тех времен обучали студентов неумению рисовать, а ремесленничеству, то грош-цена такой академии, где выпускники были абсолютными пустышками.
- Выходим! Выходим! - Раздался за спиной требовательный голос сотрудницы музея. - Музей закрывается. Мы и так задержались из-за экскурсии.
Обернувшись увидела опустевший зал. Возле одной из картин стояла небольшая группка почитателей искусства, слушавшая экскурсовода.
Сотрудница музея неумолимо выставляла всех за дверь. На ходу, записываю название картины, запомнившийся мне при первом посещении своим вымученным носиком  Портрет неизвестной в розовом платье.Покидая зал, посмотрела время. Было 17.55.

Портрет Ф.Рокотов графини Д.И.Уваровой 1770 г.


Рецензии