Горные лыжи по-саянски Откровение седьмое

Написано в соавторстве с Татьяной Хлебцевич. Фото Владимира Балашова
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2016/04/11/216

***

7. ОТКРОВЕНИЕ СЕДЬМОЕ (ИСТОРИЧЕСКИ-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ)

Знаешь, а ведь тот горнолыжный рай, который мы неожиданно получили в 86-м году, можно было запросто пустить псу под хвост. Обычная для общества развитого социализма история: строили - веселились, построили - прослезились.

Кому был нужен этот рай, если спортивные соревнования - всего лишь эпизод, а городской народ в массе своей понятия не имел о горных лыжах?
На чем катать этот народ, если бы он все-таки захотел попробовать? Ведь с инвентарем глухо - ни напрокат взять, ни купить. Во всем городе был от силы десяток фанатов, имевших хоть какие-нибудь лыжонки и ботинки!

Стоит ли внимания и уважения город, в котором лыжный инвентарь имеют десять человек? И стоит ли тратить время на поездку в подобное захолустье? Прости, но на твоем лице нам почудились подобные вопросы...

Ах, не почудились? Ну что же! Придется опять отвлечься от темы горных лыж и сказать хоть несколько слов о том, что за город скоро откроется из-за степных увалов. И каким образом в древней хакасской степи появился этот молодой и прекрасный город. И почему двадцать пять лет назад в нем было туго со спортивным инвентарем...

Когда-то примерно в этих местах на правом берегу Енисея был основан форпост расширяющейся Московии - Саянский острог. Стратегическая задача острога заключалась в контроле над путями проникновения сюда воинственных соседей из Тувы и Монголии, весьма досаждавших и новым подданным метрополии, и переселенцам из западных районов.

Ты, друг наш, не задумывался о "логистике" средневековых ордынских нашествий? А ведь Чингизхан с Батыем, как правило, через непроходимые леса и горы не ломились. Ждали зимы и по льду рек спокойненько добирались, куда в голову взбредало. И на русскую зиму, судя по всему, степняки чихали. В тех же Туве или Монголии зимой за минус пятьдесят заворачивает.
Так что под Рязань или Киев орда, можно сказать, ходила погреться.

Теперь ясно, чем занимался казачий гарнизон острога? Эта "богатырская застава" следила, чтобы беспокойные соседи не проскочили по льду Енисея на равнины. А в свободные от службы часы богатыри обживали благодатные места: распахивали целину, ловили рыбу, колотили кедровую шишку...

К двадцатому веку острог военное значение, естественно, утратил, а недалеко от него образовалось небольшое цивильное поселение, даже удостоившееся чести быть означенным на карте Российской империи. Может оттуда и его название: "деревня Означено"? Хотя на самом деле - глушь глушью.

Жизнь в этих местах круто поменялась с началом строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Правда сам створ подальше, в глубине ущелья. До него сначала вообще не было ни дорог, ни тропинок. Изыскатели туда добирались только по воде или по льду. А изыскания, между прочим, здесь велись как минимум с 1908 года, задолго до революции и оглашения плана ГОЭЛРО. И практически не прерывались. Сохранились гидрометрические таблицы, в которых записаны среднесуточные расходы воды за каждый день минувшего столетия!
Представляешь, как работали наши деды? Шли войны и революции, менялись власти и вожди - а гидрометристы в таежном захолустье делали свое дело для потомков! День за днем!
И лишь за 1925 год - прочерк. Видно, что-то совсем уж чрезвычайное случилось...

А с 1963 года здесь начали разворачивать стройку века. Потянули дороги, линии электропередач. И деревушка, название которой приняло современную форму «Означенное», как-то незаметно стала приобретать черты небольшого рабочего поселка.
Но так бы и оставаться ей в этом скромном звании, если бы вслед за изыскателями и строителями ГЭС сюда не пришли строители огромного алюминиевого завода.
Вот от этого момента и берет свое начало нынешний город в Саянских горах. Он так и называется:
САЯНОГОРСК!

Итак, в середине 80-х годов в Саяногорске было сконцентрировано четыре промышленных монстра: Саяно-Шушенская ГЭС, Саянский алюминиевый завод и строившие их Управление строительства "Красноярскгэсстрой" и трест "Саяналюминтяжстрой". Все пятнадцать лет, предшествовавших описываемым событиям, основными опекунами Шурки - Сан Кстиныча были гидростроители. Но вот брать на свои плечи обузу в виде горнолыжного комплекса на Гладенькой не рискнули ни строители, ни эксплуатационщики еще не вступившей в строй ГЭС.
Трудно их в этом упрекать - уж больно сомнителен был статус новорожденного объекта и расплывчато его будущее.

А Гладенькую взял под крылышко алюминиевый завод, хотя понятия о горных лыжах тогда не имел ни один из его работников! Поэтому мы, горнолыжники, искренне считаем одним из крестных отцов Горы не только Сан Кстиныча и Юрия Васильевича, но и Василия Венедиктовича Стригу - первого директора завода.


***

Преемнику Василия Венедиктовича было уже полегче. Горноспортивная база к тому времени числилась в заводской инфраструктуре в качестве "цеха здоровья", а среди заводчан появились первые чайники. Между прочим, в их ряды без колебаний влился и новый директор.
Пожалуй, это были самые светлые времена в истории Гладенькой. Завод щедро спонсировал свой цех здоровья, а администрация оного, не принуждаемая к коммерции, благосклонно относилась к нашему брату-чайнику. Заработать сезонный абонемент на канатку можно было без больших проблем. Главное - не лениться и не жалеть рук в любых работах во благо Горы, будь то расчистка трассы от кустарников, ремонт гостиницы или подъемников. Что могло быть выгоднее для беспортошной чайницкой братии, влюбленной в лыжи и не гнушавшейся тяжелого физического труда?

Увы, с приходом следующего, третьего по счету руководителя Саянского алюминиевого завода, идиллия кончилась.  Жар-Птицу, которая волей предшественников попала им в руки, новые алюминиевые менеджеры поначалу упустили. Если не сказать понятнее  – пнули под зад коленом.
Вот когда началась разруха. И в головах, и на склоне...

А потом Жар-Птицу все-таки ухватили за хвост. Так что Гора теперь опять отсвечивает блеском крылатого металла. От инвестиций, которые в нее ввалили алюминщики, глаза на лоб лезли у всех. Появились и кресельные дороги вместо допотопных буксировочных, и отряд «Ратраков», и снежные пушки.
И многое другое, что даже не снилось ни Сан Кстинычу, ни Юрию Васильевичу.  Например, цивильные, уютные и опрятные туалеты...

http://www.proza.ru/2016/04/27/172


Рецензии