Колыма это судьба

Нет, что ни говорите, а судьба, наверное, всё же есть. Иначе, почему у некоторых людей жизнь, при всех её поворотах и как бы случайных вывертах, строится вкруг какого-то одного направления, события, и всё в конце концов возвращается, как говорится, на круги своя.
У нас на Колыме живет много людей, уроженцев других областей России, для кого наш северный край стал самым родным и близким, кому Колыма стала судьбой…
Так, живет в Ягодном, в числе прочих ветеранов Севера, одна такая наша землячка, в чьей жизни Колыма тоже стала главным жизненным пристанищем, просто – родиной…
Александра Михайловна Акулина родом с Поволжья, из села Никулино Базарно-Сызганского района Ульяновской области, это примерно в полутораста километрах от Ульяновска. Родилась она в обычной крестьянской семье, Михаила Сидоровича и Екатерины Семёновны Воронцовых, 22 ноября 1936 года. Всего в их семье было шестеро детей, три брата и три сестры, маленькая Саша была пятым ребенком.
- Семья наша была дружная, - вспоминает сейчас своё детство А.М. Акулина, - старшие помогали родителям, опекали младших. После меня, через три года, родилась сестренка Валя, все радовались ей. Ну а потом, как известно, началась война. Папу мобилизовали, но направили не на фронт, а на военное производство, авиазавод. А старшего нашего брата, Николая, тоже мобилизовали, он попал на фронт, был танкистом. В декабре 1943 года Николай погиб в бою под Житомиром… И старшая сестра Вера - тоже фронтовичка, была медсестрой, вместе со своей частью дошла до Берлина.
- Ну а я в 1944 году только пошла в 1-й класс школы, - продолжает вспоминать Александра Михайловна. - В 1954-м окончила 10 классов и поступила учиться в педучилище в поселке Карсун.  Правда, педагогом мне не суждено было стать, почти перед самым выпуском через два года я оставила учебу и ушла из училища. Решила изменить свою судьбу, устроилась в местный совхоз учеником бухгалтера. В том же году и замуж вышла, за Виктора Никитовича Акулина. Он был моим ровесником и у нас, конечно, было много общего. Жили, как говорится, в любви и согласии, строили дом, семейный уютный быт. В 1959-м родилась наша дочь, которую мы назвали Надеждой…
В этом месте воспоминаний Александры Михайловны в кухню квартиры, где корреспонденту «Северной правды» давала интервью героиня повествования, заглянула улыбающаяся миловидная женщина и сказала: «Надежда – это я».
В 1959-м же, как следовало из дальнейшего рассказа хозяйки, в судьбе их семьи начались важные перемены. Супруга призвали на службу в Советскую Армию, у него закончилась отсрочка по учебе. Отслужил «срочную», остался сверхсрочно. В общем, только через три с половиной года, весной 1963 года, вернулся, как говорили тогда, «на «гражданку». И тут один знакомый, земляк, приехавший в отпуск с Колымы, рассказал о далеком северном крае, и… повлекла, поманила, позвала за собой молодых супругов Акулиных северная романтика. В общем, сначала Виктор уехал осенью 1965 года на Колыму, устроился в стройцех прииска «Штурмовой» столяром, а через считанные месяцы, как раз перед Новым, 1966 годом, к нему и жена с дочкой перебрались.
Сначала А.М. Акулина на прииске отучилась на курсах, в сезон трудилась рабочей на промприборе, потом, по окончании промсезона, немного с маркшейдерами – рейку носила, мотористом насосной станции была. А как-то по просьбе мужа какой-то плакат ему на работе помогла сделать, что-то там по технике безопасности написала (были у неё способности к рисованию и черчению), да так написала, что начальство приисковое на тот плакат внимание обратило. Тут как раз на прииске вакансия в местном клубе была, место художника пустовало, вот и предложили Александре Михайловне там работать. Не только, конечно, чтобы афиши для клуба рисовать, но вообще всё, что нужно прииску в плане наглядной агитации. И стала с 1967 года А.М. Акулина работать в штурмовском клубе художником. Двадцать один год проработала, до самой пенсии…
…Не поймешь, как идет человеческая жизнь: то тянется медленно-медленно, день годом кажется, то летят эти годы, как птицы быстрокрылые, не успеешь глазом моргнуть, а они уж во-о-н где, далеко-далеко…
Александра Михайловна говорит сейчас, что она тогда, живя и работая на Штурмовом, годы те и не считала. Жили насыщено, радостно. Работа, дом… Домик, кстати, у них свой был. Купили сначала хибарку старенькую, потом её сами перестроили, получился аккуратный двухкомнатный домик, неподалеку от приискового стадиона стоял… Помимо работы, забот по дому, увлечений у А.М. Акулиной было много. Из чисто женских – вязать любила. Летом, само собой, - грибы, ягоды. Рыбалкой страстно увлекалась (и до сих пор у неё внутри всё трепещет, признается Александра Михайловна, когда о лесе думает, о ручьях, где хариус ходит…). А еще – художественная самодеятельность, участие в которой было очень важной и нужной составляющей её жизни. Пела и в хоре, и в женском вокальном ансамбле, и сольные номера исполняла. Еще – в санитарной дружине состояла (было тогда на приисках постоянное дело такое – санитарные дружины добровольные. Соревнования проводились и в районе, и на уровне области). В общем, скуке места рядом с Александрой Михайловной не было…
Но всё же время берет своё, и в 1988 году решили Акулины перебираться на «материк», хватит, мол, мерзнуть на Севере, пора на юг. Уехали в город Черкассы (туда приисковые друзья-украинцы сагитировали), где купили половину дома. Жить бы да жить… Но… что-то неуютно стало им, вспоминает А.М. Акулина, тогда в тех местах, стали некоторые русские семьи уезжать, и наши колымчане в 1991 году тоже засобирались в путь-дорогу…
Выбрали новым местом жительства для себя городок Сретенск, в Читинской области (это уже к новой родне поближе, к сватам, родителям мужа их дочери Надежды) Тоже дом себе там купили, стали жить.
Ну а в Забайкалье климат-то посуровее, чем в Украине, свой дом, хозяйство, огород сил требуют немалых. И как бы ни хотелось Акулиным пожить тихой, неспешной «пенсионерской» жизнью, это плохо удавалось. С возрастом здоровья не прибавлялось, а дом и хозяйство отнимали все почти силы пожилой пары. Ну представьте себе – водопровода нет, вода привозная… Отопление в доме печное, зимой надо самое меньшее два раза в сутки хорошо протопить. Баньку тоже топить надо, воду туда наносить. В общем, хлопот – краю не видать! Так прошло два десятка лет…
Время шло, и каждый год дочь Акулиных Надежда с мужем Валерием звала родителей назад, на Колыму. Дескать, мы, ваши дети и внуки, на Колыме живем, возвращайтесь и вы, вместе будет легче и веселей. И те уж и согласие свое дали на переезд, уже и квартиру им однокомнатную в Ягодном дети купили… И тут – беда. Весной 2012 года, в апреле, Александра Михайловна перенесла инсульт, что здорово подкосил её здоровье, а осенью того же года случилось горе – скончался её супруг, Виктор Никитович.  Оставаться одна Александра Михайловна, конечно, не могла, и её дочь с мужем приехала в Сретенск, чтобы забрать мать с собой. Так А.М. Акулина в декабре 2012 года снова поселилась на Колыме…
Жизнь идет по своим, иногда непонятным, на первый взгляд, законам. И всё же можно приметить, что беды и невзгоды смягчаются радостями и удачами, добротой и поддержкой людей друг друга. Александра Михайловна Акулина сейчас в Ягодном не одна, рядом с ней родные, близкие люди. Живет в Ягодном дочь Надежда, они с мужем Валерием Деревцовым работают в ЯЦРБ. Внук и внучка Александры Михайловны, Олег и Оля, уже взрослые, семейные люди, живут в Магадане. Олег - геолог, трудится вахтовым методом на известном месторождении «Купол». Оля (она, кстати, тоже присутствовала при разговоре бабушки с корреспондентом газеты, приехала в гости в Ягодное к своим) - психолог, работает в Магаданском военкомате. И даже правнучка есть у А.М. Акулиной! Это маленькая дочка внука Олега Анечка. В общем, не пресекается этот род колымчан, тянется к солнцу и ветвится его молодая поросль, среди других побегов, таких же крепких, сильных… Так же и должно быть, правда?


Рецензии
Хотелось бы мне прогуляться по Ягодному, посетить любимую речку Ат-Урях, но уж больно далеко.
С уважением, Анатолий.

Анатолий Шишкин   18.04.2016 05:35     Заявить о нарушении
Рад вашему вниманию, Анатолий! :-)
Да, иногда хочется... Мне вот хочется влезть на гору, где когда-то бывал, да сил уже нет. Остается только снизу на вершины любоваться... :-)

Анатолий Петин   19.04.2016 13:46   Заявить о нарушении
А мне вершины гор иногда снятся. Будто я там чего-то не увидел или забыл и не поднялся. Тут где живу гор нет и чего-то не хватает. Хотя чего я не видел на вершине любой горы? Там всё одинаково. Проплешина среди растительности и вид во все стороны, далеко, далеко. Вот этого, заглянуть за горизонт еще раз, наверное и не хватает.

Анатолий Шишкин   19.04.2016 14:22   Заявить о нарушении
Вот именно! :-)
С уважением,

Анатолий Петин   20.04.2016 15:31   Заявить о нарушении