Вокруг одни шпионы

Художественное пространство исторического романа позволяет этому жанру с легкостью вмещать в себя самую разнообразную жанровую палитру беллетристики – от эпоса до мелодрамы, от военной прозы до детектива, от боевика до травелога.
Отличным подтверждением этого тезиса стали несколько новых книг в коллекции «Всемирная история в романах» («Вече» М. 2016 г.).
Третья книга из цикла «Веспасиан» - «Фальшивый бог Рима» начинается с весьма оригинальной авторской версии распятия Иисуса Христа на Голгофе. Автор «Веспасиана» английский исторический романист Роберт Фабри напрочь разрушает библейское каноническое прочтение, создавая свой апокриф зарождения христианства. Но если тема Иешуа и Пилата едва ли не главная в романе Булгакова, то для Фабри она всего лишь проходной эпизод, равно как и упоминание об Иисусе у римского историка Тацита, которое некоторые скептики считают позднейшей вставкой, автору не принадлежащей.
Как и две предыдущие книги цикла - «Фальшивый бог Рима»  - великолепный коктейль из всех перечисленных выше жанров. Живописуя оргии Калигулы, Роберто Фабри активно эксплуатирует реминисценции скандального фильма Тинто Брасса, полагая что некоторая порция эротики на грани порнографии его историческому повествованию не повредит. Тем более что безумный Калигула был еще тем извращенцем. Римский историк Светоний врать не станет.
После столь пряного эротического чтения, роман Терезы Бреслин  «Шпионка для королевы шотландцев» едва ли не образец целомудрия, хотя жизнь Марии Стюарт этим качеством не отличалась. О шотландской королеве, закончившей свою жизнь на плахе, написано множество книг, причем их авторы придерживаются разных точек зрения. Роман Терезы Бреслин, несмотря на интригующее название, совсем не о шпионстве. Это почти классическая женская мелодрама на фоне исторических событий второй половины XVI столетия. Да и главная героиня здесь не столько Мария Стюарт, сколько дама ее свиты леди Жинетта, от лица которой автор ведет свое повествование. Очень добротное чтение для женщин, которым не чужд интерес к любовным историям из мировой истории.
А вот некоторые элементы шпионства в романе бельгийского романиста Гектора Флейшмана «Шпионка для императора» все же присутствуют . Читая эту книгу не мог отделаться от невольных ассоциаций с романами Александра Дюма.
Уж очень героиня этой книги Эльвира Фокон похожа на злодейку Миледи, только вместо Ришелье  у Флейшмана Наполеон Бонапарт. Впрочем и у Дюма есть несколько романов, посвященных событиям французской революции, якобинскому террору, директории и потом империи.
Гектор Флейшман с великим Дюма тягаться не может. Да и с другими великими французами Гюго и Бальзаком, которые тоже обращались к роялистскому мятежу в Вандее, ему не сравняться. Не тот калибр. Но историко-полицейский роман у него получился вполне приличный.  Хотя некоторые современные литераторы – тот же Фабри -  по остроте сюжета далеко превосходят бельгийского литератора начала прошлого века.
И еще об одной исторической мелодраме второй половины позапрошлого столетия. «Осада Монтобана» Жюля Ковена – роман из эпохи религиозных войн в Европе, когда католики резали протестантов, а те отвечали им адекватно. При Людовике XIII и его всесильном министре кардинале Ришелье борьба с гугенотам (протестантами) достигла апогея. В «Мушкетерах» Дюма, как все мы помним, описана знаменитая осада Ла-Рошели.
Монтобан  также считался одним из крепостных оплотов гугенотов. После падения Ла-Рошели эта крепость была сдана жителями практически без боя. А несколькими годами ранее Людовик проиграл осаду Монтобана. И вот на этом историческом фоне, где реальные исторические персонажи соседствуют с романтическими героями, разворачивается красивая любовная история обильно сдобренная всякими приключениями. Вполне в стилистике Дюма и Эжена Сю. Иначе кто бы стал издавать Жюля Ковена?
А вот исторический роман Юзефа Игнацы Крашефского «Граф Брюль», входящий в «Саксонскую трилогию», ближе по жанру к романизированной биографии.
Граф Генрих фон Брюль – реальная историческая личность – был первым министром  короля польского и курфюрста саксонского Августа III. Известен своей неуемной расточительностью, которая привела к тому, что  при начале Семилетней войны страна могла выставить только 17 000 солдат. Да и те , вследствие лишений и неумелости начальствующих лиц быстренько сдались неприятелю. Король и его министр бежали в Варшаву, где и оставались до самого заключения Губертсбургского мира. Вскоре по возвращении из Польши в Дрезден король умер, а вслед за ним в октябре 1763 года преставился и  Брюль.
Роман «Граф Брюль» - один из необъятного творческого наследия Крашевского. Всего он написал более двухсот романов, возможно переплюнув великого Дюма. Правда, количество не всегда определяет качество, но историческая беллетристика Крашевского наряду с романами Сенкевича была весьма популярна в России в конце девятнадцатого века. Потом о нем как то забыли, возможно потому что после революции Польша стала независимой и крайне враждебной к России. Да и сегодня ее руководство Москву не жалует. При том, что боится. Впрочем страхи эти напоминают химеры из польской истории. И «Граф Брюль» - неплохое тому напоминание.


Рецензии