Псевдоклассические сонеты

Я знал тебя, я помню до сих пор
 О трех мгновеньях прошлого столетья:
Несвязный в промежутках разговор,
Слова любви и страсти междометья.

Непойманный, я был счастливый вор:
Крал и дарил и мог от счастья петь я
 О первой ночи, о второй, о третьей...
Была ты Сив, а я нарёкся Тор!

 "С кем не случалось? Разве это ново?
Так пели и нередко слово в слово."
Но мне и ныне воскрешать не лень
 Твой странный взгляд, безумный ли, нездешний,
И двух божеств танцующую тень,
И поцелуев сладкий вкус черешни.

4 октября 2004 г.

II

Она, клянусь, милейшая особа,
И у нее - достойнейшая стать,
Заворожит и чудака, и сноба,
И жлоба, поминающего мать.

Ах, двигается как она особо!
Кто может грациозно так ступать?!
О, я готов стеречь ее до гроба!
Дорогу к ней пусть позабудет тать!

Наездников раздетых напрягая,
Она в реке купается, нагая,
Потом взыграв, показывает тыл;

Волос трясет величественной гривой
 И иноходью томною, игривой
 Спешит в табун - и след ее простыл.

14 апреля 2005 г.

III

На днях я получил твое посланье
(Всего десятка два небрежных строк)
Издалека - "Valencia, Espana" -
И с искренним "Храни Вас, милый, Бог!"

Не знаю, что ответить в оправданье.
Давно моим ответам вышел срок.
Какой, скажи мне, откупиться данью,
Какой, поведай, заплатить оброк?

Раскаиваться бесполезно - поздно!
Мне каяться пришла теперь пора...
В Валенсии весна, в Москве морозно,

Три ночи там, а здесь - все пять утра.
Куранты бьют неумолимо-грозно,
Но нет "сегодня" - было лишь "вчера".

5 декабря 2005 г.

IV

*YeS

За гордый взгляд, за вороно крыло
Твоих волос, за волшебство движений,
За череду сближений, расхождений
Люблю тебя летам моим назло.

Я знаю, нет побед без поражений,
Что время для страстей давно прошло,
Что "всё течёт", точнее истекло,
Но мне претит ход этих рассуждений!

Ты в грёзах стала зримей и желанней.
Тобой любуясь, прикасаюсь к тайне,
Хочу сгореть в огне твоих очей,

Постичь, познать, безумьем одержимый,
Тебя, мой свет, дразнящий образ чей
Меня пленит, почти недостижимый.

август 2017 г.


Рецензии
Алексей, ваши псевдоклассические сонеты производят впечатление любительского подражания старинным поэтическим формам, что не лучшим образом сказывается на восприятии.
Начнём с названия. Сонеты традиционно (вам ли этого не знать?) подразумевают строгую структуру: определенное число строк, схема рифмовки и чёткость тематического деления. У вас же лишь формально соблюдается четырнадцатистрочная форма, но нет никакой последовательности в содержании. Возьмите первую строфу: странно видеть строки о краже и любви, перемешанные с псевдо-мифологическими образами. Ни ритмически, ни композиционно сонет не собран, целостность отсутствует.
Вторая строфа производит впечатление юношеского энтузиазма, приправленного неуклюжей эротикой. Женская особа предстаёт одновременно и королевой, и тёлкой из табуна, что делает образ плоским и примитивным. Подобные упражнения характерны для начинающих литераторов, ищущих необычные способы шокировать читателя.
Третий сонет страдает от декаданса, типичного для ранних этапов поэтического творчества. Начинающиеся с неопределенных сроков стихи звучат слабо и банально. Послание из Испании выглядит лишним дополнением, не связанным с предыдущими частями сборника.
Четвёртый сонет — неудачная попытка воскресить классическую тему платонической любви. Употребление устаревших оборотов типа «грёз», «желанней» и «постичь» создает ощущение подражания школьной тетради, где ученик осваивает основы стихотворчества.
Отсюда следует вывод: сонеты выдают непрофессионализм и недостаток вкуса.

Руслан Россо   13.05.2025 10:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.