Особенные люди
Надя, размахивая пустым ведром, идет по широкому коридору. Половицы под ней натружено скрипят, ведь они ежедневно выдерживают так много торопливо бегущих детских ног!
Надя проходит мимо актового зала и заглядывает туда. Когда идет урок пения, дети садятся вон на те кресла, а Валерий Павлович берет свой аккордеон и начинает играть. Никто не любит этот урок пения, потому что на нем нужно было петь неинтересные песни: про войну или про Родину. А Надя видела по глазам Валерия Павловича, что он сильно обижался на ребят за их невнимание и стеклянную, ничем не прикрытую скуку на лицах. И какого же было удивление Валерия Павловича, когда однажды, на его дежурный вопрос: «Кто хочет встать и спеть песню «Подмосковные вечера?» какая-то неведомая сила заставила Надю робко поднять руку. Он радостно заторопился и пригласил Надю выйти вперед.
«Не слышны в саду даже шо-ро-хи», - затянула Надя дрожащим от волнения голосом. «Ну и пусть они смеются. Мне все равно», - сердито думала она, глядя на насмешливые лица одноклассников…
Надя закрывает дверь в актовый зал и вдруг встречается глазами с учителем рисования, с маленьким, толстеньким, лысеющим Борисом Петровичем, который торопливо спускался вниз, натягивая на себя коричневый плащ. По мнению Нади, у него были самые добрые и лучистые на свете глаза. Она и не припомнит, когда он на кого-нибудь повышал голос, или делал замечание, или спорил с кем-то. Он со всеми соглашался, даже когда его выселяли из класса другие учителя и он потом пол-урока бродил с детьми по коридору, чтобы найти свободный кабинет, умел внимательно выслушать, терпеливо объяснял, никогда не сердился, поэтому дети, даже самые тихие и послушные, на его уроках буквально стояли на голове, громко галдели, стараясь перекричать друг друга и могли запросто устроить шумные игры в догонялки прямо в классе. Правильно ли он поступал? Кто знает, но одно Надя знала точно – исключительно все дети из поколения в поколение любили его всем сердцем, и он отвечал им тем же, и когда однажды ошалевшая от веселья Юлька вслух назвала его давней кличкой «Борпет», он не сказал ни слова, и даже сделал вид, что ничего не слышал…
Да, конечно, были и такие учителя, с которыми дети спорили, и даже конфликтовали, а иногда неосторожные слова учителя могли очень больно ранить неокрепшую детскую душу. Надя никогда не забудет один случай, когда одна учительница, в оживленном разговоре с детьми на уроке, вдруг спросила Надину одноклассницу, что она, наверное, совсем забыла свою маму, которая умерла? Девочка молча встала и вышла из класса. В воздухе повисло тяжелое молчание, и учительница, дабы оправдаться перед детьми, поучительно сказала: «Нет, она видимо, ее не забыла»...
Были и такие учителя, над которыми дети подтрунивали: из-за пряди волос, выбившийся из парика, из-за огромных в пол-лица круглых очков, из-за смешной мешковатой юбки, а были и такие, которыми искренне восхищались.
Ничто, ничто, не могло утаиться от внимательных детских глаз. Даже на контрольной по математике, склоняясь над школьными тетрадками, девочки косились на новую кофточку учительницы и улавливали нежный шлейф ее духов, когда она проходила мимо рядов парт. Они отчаянно стремились быть похожими на нее, соперничали между собой за ее внимание, возводили в идеал, который не имел права на малейшую ошибку, неосторожный взгляд или несправедливое слово. И многие учителя с честью выдерживали это серьезное испытание, хотя, наверное, и не догадывались, НАСКОЛЬКО они были объектом пристального внимания учеников.
А один раз учительница русского языка, затронув самую животрепещущую тему, вдруг с улыбкой сказала: «Вот вы думаете, что только вы знаете, что такое любовь? А я тоже ее знала, когда стояла в подъезде со своим любимым человеком, и голова кружилась от счастья, и земля уходила из-под ног…».
Ну и дела! И это говорит наша учительница? Не может быть! Она ведь, наверное, как родилась – так и стала сразу учительницей русского языка и литературы в нашей школе, а подъезде – это кто-то другой стоял, совсем не она!
…Учителя были одними из первых, кто был с детьми и в радости, и в беде, и Надя это ощутила на самой себе.
Однажды на уроке, размышляя над трудным упражнением, Надя вдруг услышала, что ее зовет учительница. Подняв голову, и встретившись с ней глазами, Надя вдруг поняла, что случилось что-то страшное и непоправимое. Маргарита Михайловна тихим голосом сказала Наде, чтобы она встала, собрала свои вещи и вышла в коридор, там ее ждет мама. За доли секунды Надя собрала портфель, уже понимая, что произошло. Выйдя за дверь, она посмотрела на маму и спросила: «Бабуля умерла, да?» Мама молча кивнула. Пока она шла за Надей, она так и не смогла найти нужных слов, чтобы объяснить ей, что ее бабули больше нет, а Надя вдруг сама все поняла…
Надя остро чувствовала эту мощную, энергетическую, почти осязаемую связь детей с этими особенными людьми – учителями, которые вроде бы и не родственники, и не давние соседи, но абсолютно точно – родные люди, и со временем она поняла всю ценность этой духовной близости, быть может, самую значимую на свете.
Поддавшись благодарному порыву, Надя даже сочинила какой-то несуразный стишок, который начинался словами: «Зачем иду на нулевой? Я – не отличник, не герой…» и потом ее любимая учительница читала его вслух перед всем классом и красной от смущения Надей. Но, честное слово, этот порыв был совершенно искренним.
Свидетельство о публикации №216041901091