Путь к Трёке

     Река Чусовая с древних времён соединяла Азию и Европу, пробивая Уральский хребет с востока на запад. К XVII веку она стала дорогой "за камень" не только для крестьян, бежавших от непомерных оброков, но и для старообрядцев.
     С Усолошной стороны они искали пути через Каменный Пояс, чтобы обрести пристанище в далёкой стране Беловодья. Одна из деревень на правом берегу Чусовой имеет загадочное название Трёка.

     *** ПУТЬ К ТРЁКЕ ***

     Деревня Трёка "оторвана" от цивилизации. К ней ходит автобус №108 от Первоуральска, но... не доезжает. Дорога от Нижнего Села через пять километров кончается у остановки на левом берегу Чусовой. К деревне на противоположном берегу ведёт пешеходный навесной мост.
     Поблизости есть брод. Плёс, идущий сюда от камней Корчаги, разливается, соединяясь с устьем речки Трёки. Он затопляет дно бывшего пруда и пристанской гавани.

     Трёка - "обитаемый остров" в урмане лесов Усолошной стороны! Деревню связывает с селениями левого берега только ниточка моста. На нём красивая вывеска "Деревня Трёка. Добро пожаловать".
     Этой зимой я увидел, что часть её со словами "люди добрые" исчезла…

     Деревня раскинула свои дома по берегам Чусовой и речки Трёки до устья речки Гиблой. В центре стоит красивый памятник сельчанам, погибшим за Родину в Великой Отечественной Войне. Улиц в деревне немного, летом на них можно ещё увидеть ростсельмашевские комбайны. Теперь на Чусовой пахотные поля в редкость.

     За мостом когда-то был небольшой магазинчик, он закрылся. Пустыми окнами смотрит на реку большой деревянный "многоквартирник".
     На северо-запад от деревни через поля ведёт старая дорога, вдоль которой остались опоры линии электропередач. Через два километра она приходит к броду через Чусовую у бойца Высокого.

     *** БОЕЦ ВЫСОКИЙ ***

     Боец Высокий у Трёки сложен живописными скальными отрогами, уходящими в лес. Один из них, обнаживший отвесные стены у реки, достигает высоты до тридцати метров. Он был запечатлен в 1912 году на цветном снимке С.М. Прокудина-Горского.

     На вершине бойца открываются замечательные виды на плёс и на поляну у берега. Летом окрестности камня Высокого превращаются в сплошные угодья земляники!
     Во времена железных караванов здесь останавливались барки, причаливаясь к столбам-"хваткам". С высоты виден съезд к реке и брод, дорога по левому берегу к какому-то селению отшельников с ухоженным полем.

     Это был путь, который вёл от деревни к заводу в устье Утки Демидовой (ныне Староуткинск) и дальше, к Шайтанскому заводу (село Чусовое).
     Однажды нам пришлось форсировать брод. На подходе к домам нас окружили огромные волкодавы. Хозяин с молодой женой едва удерживали их, чтобы мы успели уйти к Шалинскому тракту, и нам не удалось толком познакомиться с отшельниками.
    
     Рядом на левом берегу стоял макет чусовской барки в натуральную величину. На этом месте кто-то захотел построить турбазу. Кончилась затея обычно - весной 2010 года барку сожгли.

     От околицы Трёки идёт дорога на север, к деревне Курье. От устья речки Гиблой к северо-востоку уходит в леса третий путь - в сторону Уральского хребта, к Невьянску.
     Трёка оказалась на Старой Шайтанской дороге! Попробуем узнать о деревне из истории Урала.

     *** ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ТРЁКИ ***

     В устье реки Трёки на Чусовой до прихода русских было укреплённое поселение башкир. Потом оно превратилось в обычную деревню, в которой стали селиться и русские старообрядцы.
     Думаю, их дома стояли обособленно, ближе к камню Корчаги. Вершина его массива плоская, там стояла деревянная часовня во имя Рождества Богородицы.
 
     У староверов часовней называется молельный дом, "моленная". Поблизости было старинное кладбище. Скалы Корчаги напоминают развороченные пни, "карчи" (корчевать – выворачивать пни). Возможно, старообрядцы здесь "карчевали" лес, чтобы поселиться.

     Коренное население деревни обрусело, часть обратилась в православие. На Урале от крещения аборигенов (вогул и остяков, татар и башкир) в новую для них веру произошла фамилия Новокрещеновых.
     В Трёках сохранилась фамилия Татарченковых, возникшая по той же причине (татар и башкир русские путали).
     Рядом с местом часовни и кладбища бежит речка Гиблая, приток Трёки. Название у неё непростое, жуткое.

     После строительства пристани у деревни Курьи в 1727 году, а затем завода на Утке Демидовой в 1729 году, русского населения в деревне Трёке прибавилось. 
     В эпоху железных караванов и горных заводов Строгановы, Демидовы и Яковлевы принимали староверов на Чусовой без гонений. Они ценили  их как добросовестных работников, не мешая им верить в свою веру.
    
     В 1774 году здесь, у Трёки, сражались царские войска с отрядом пугачевского сподвижника Ивана Белобородова, занявшим ранее Уткинский завод. Победу вновь одержали пугачёвцы, которые двинулись дальше вверх, но всё же потом были разбиты.

     В 1776 году в устье реки Трёки устраивается плотина и пильная мельница, пруд с гаванью и верфь (плотбище). Барки под погрузку выводили на пристань у правого берега.
     Есть сведения, что пристань и судоверфь будто бы строились Саввой Яковлевым, и что для этого сюда переселили рабочих с Верх-Исетского завода.
     С моста котловина бывшего пруда просматривается хорошо.

     Жители деревни работали на плотбище, сплавляли плоты, нанимались в бурлаки, добывали золото на приисках по берегам Трёки.
     В 1891 году сильнейший пожар уничтожил в Трёке сорок четыре двора. Но деревня уцелела.

     В советское время основным занятием здесь стала заготовка леса. Вдоль речки Трёки на лесосеки проложили узкоколейки. Чтобы сплавлять из речки Трёки в Чусовую "молевой лес", плотину разрушили, а пруд спустили.
 
     Расцветом Трёки стали 1960-е годы, когда в деревне было полторы сотни дворов, работал леспромхоз, колхоз "Заветы Ильича" с уникальной фермой по разведению чёрно-бурых лис.
     Была почта, фельдшерский пункт, магазин, два моста.

     В 1974 году прекратился молевой сплав, и леспромхоз исчез. Люди стали разъезжаться. Добила хозяйство "приватизация" 1990-х.
     Ничего не осталось, кроме восьмидесяти дворов и дачных усадьб. Всё меньше остаётся старожилов в деревне с необычным названием.
     Что же оно означает?

     *** ЗАГАДКА ТРЁКИ ***

     В.И. Даль толковал слово "трёкать" как ухать, подымая или волоча дружно тяжести. "Эх, дубинушка, ух-нем!"
     Барки тянули с плотбища в гавань по руслу реки. При спишке барки со склизней люди пели, "трёкали" для дружных рывков при тяге. Возможно, деревня славилась хорошими бурлаками?

     С другой стороны, "трёкнуться" означало отречься от хмельного. Деревня-то жила по обычаям староверов. Смысл отречения был ещё шире - её жители "трёклись" от никонианских реформ, соблюдая старые обряды.

     А, может быть, это название говорит нам о Троице?
     Издавна слово "трёка" (в вятских говорах "трёхма") означало три краты (три раза), тройственно.
     Трёкой называлась трёхдневная работа крестьян на помещика (барщина).

     По старому обряду крещение производилось только трёхкратным погружением в воду, "обливанцев" не признавали.
     "Трёка" означала для верующих "трие", т.е. трое. "Трие суть свидетельствующий на небеси" (Иоанн).

     Посмотрите, сколько на Чусовой было основано храмов в честь Святой Троицы! Поскольку пристань в Трёке появилась только в 1776 году, "бурлацкая" версия отпадает.
     Что происходило на Руси ещё сто лет назад и как Трёка связана с Троицей?

     *** ОГНЕННАЯ ВЕРА ***

     Реформы патриарха Никона в 1650-х годах раскололи православную Русь, и преследуемые властью сторонники старой веры пробирались к Реке Теснин, шли в Сибирь.
     Старцы-подвижники нередко селились просто в скитах, затем на этих местах строились деревни, как деревня Волынкина на реке Утке (сейчас Волыны).
     Поселения староверов XVII века дошли до левого берега Чусовой – деревни Уткинская Слобода, Нижняя Деревня (сейчас Нижнее Село), Курья и другие. Им было от чего бежать.

     Гонения на старообрядцев во второй половине XVII века по жестокости свидетельствуют о геноциде. По словам священноиерея Геннадия Чунина, "повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, четвертовали; тюрьмы, монастыри, и подземелья были переполнены страдальцами за святую веру. Духовенство и гражданская власть беспощадно истребляли своих же братьев – русских людей. Никого не щадили - ни женщин, ни даже детей".

     Староверы стали устраивать самосожжения, не дожидаясь расправы. Назывались они "гарью", "огненными купелями". В 1672 году две тысячи семьсот старообрядцев Палеостровского монастыря совершили одну из первых массовых "гарей".

     В 1676 году Верхотурскому и Тобольскому воеводам поступил государев указ о розыске старообрядцев и приведению их к тройному причастию. Тех, кто "противится и сопротивляется", предписывалось "жечь и пепел развеивать, чтоб костей не осталось".
     И через десять дней после получения указа в Верхотурье и Тобольске были сожжены первые группы староверов.

     В то время в Уткинской Слободе на Чусовой проповедники Фёдор Иноземцев, Авраамий Венгерский и Иванище Кондинский организовали старообрядческую "пустынь".
     В 1682 году к Слободе двинулись войска, чтобы заставить староверов "целовать крест" новым царям Ивану и Петру (ставшему Петром I).
     Пустынь отправила гонца в Пустозёрск к протопопу Аввакуму. Аввакум благословил "гарь", и "раскольники" подожгли Уткинскую Слободу. В "огненной купели" сгорело сто четыре человека.
     Не исключаю, что старообрядцы тогда же устроили "гарь" и в Трёке, погибнув в огне.

     В том же 1682 году протопопа Аввакума вместе с иноком Епифанием, священником Лазарем и диаконом Федором заживо сожгли в срубе.

     Можно понять название речки Гиблой в Трёке, но невозможно оправдать, и даже перечислить все пытки и убийства русских людей.
     Историки утверждают, что Екатерине II принадлежат такие слова в письме "О Старообрядчестве", написанном 15 сентября 1763 года:

"Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени…
Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой…
Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней…"

     "Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа", - дала позже свою оценку императрица.
(Прим. авт.: речь о царе Алексее Михайловиче)

     Староверы шли в Сибирь. В слободе Верх-Тагильской, в окрестностях реки Нейвы появились их первые поселения. На речке Светлой в шести верстах от села Быньги возник Благовещенский скит из выходцев с берегов Балахны и Керженца.

     Староверов часто называют кержаками по названию реки Керженец. В слободе старообрядцы писали "белолицые" иконы по древним традициям православной иконописи. Самая ранняя из них относится к 1734 году.
     Желающие могут ознакомиться с иконами старообрядцев в музее Невьянской иконы в Екатеринбурге.

     *** МЕСТО ВСТРЕЧИ ***

     Тайные тракты с Чусовой в Сибирь вели к разным переправам у камня Максимова, у деревни Курьи, у речки Сибирки.  На правом берегу эти пути сходились… к деревне Трёке!

     В ней староверы обычно собирались перед тем, как отправиться на берега Тагила и Нейвы, к Весёлым Горам - на поклон могилам святых старцев.
     Трёка была местом их общения, где можно было познакомиться, обсудить дела общин, "трёкать" без опаски.

     Полагаю, что тогда кержаки впервые после зимы собирались в деревне накануне Троицы, "Трёки". Наступающая через семь недель после Пасхи, Троица у православных всегда была днём поминовения.

     Уральский журналист В.Н. Афанасьев (Санин) в очерке "На Весёлых горах" пишет, что паломничества староверов к святым местам начинались "каждой весной, едва распустится пестрая уральская флора и просохнут бесчисленные горные дорожки и тропинки".

     Продолжались они до исхода осени. Кержаки пробирались скрытно, шли от деревни к Тагилу через бывшую деревню Воробьи. По пути, в двенадцати верстах от устья Трёки стояло два женских старообрядческих скита. Они были в Узедях, узком междуречье между реками Дарья и Трёка. Их разрушили в 1816 году.

     P.S.
     Когда власти добрались и до скитов в Трёке, местные староверы ушли к озеру Шарташ и в берёзовские деревни Становая и Сарапулка, которые были расположены поблизости от озера. Ныне бывшее село староверов Шарташ входит в черту города Екатеринбурга.

     ©Михаил Латышев

     Материалы, использованные при подготовке статьи
1. В. Н. Афанасьев. Очерк "На Весёлых горах", 1910 год
2. Безгодов А. "Святые могилы уральских староверов-часовенных"
3. Иерей Геннадий Чунин, настоятель Покровского старообрядческого храма г. Санкт-Петербурга. "Старый и новый обряд в русском православии", 28.10.2008 г., http:// starover.religare.ru
4. А.В. Иванов. Книга "Message: Чусовая", 2007 год
5. Путеводитель-лоция "Река Чусовая", 2010 год
6. Материалы сайта о реке Чусовой, http://rekachusovaya.ru


Рецензии