4. Как мы с бабушкой картошку выращивали

     Этим летом бабушка загорелась идеей вырастить картошку. Каждые выходные мы проводили в садах. На небольшой грядке, возле тропинки по которой проходили соседи, мы посадили картошку. Ботва росла очень медленно, не смотря на то, что мы неустанно её поливали.
 – Это не дело. - заключила бабушка месяц спустя, глядя, на малюсенькие картофельные кустики. – Так мы ничего с тобой, Рита, не вырастим, нужны удобрения. А какое самое лучшее удобрение в природе, знаешь? – поинтересовалась она, отлично зная, что я и понятия об этом не имею.
 – Не знаешь, правильно. Лучшее удобрение – это лошадиный или коровий навоз. Где же нам это добро достать?!
 
 Ни лошадей, ни коров на нашей городской улице не водилось, но моя целеустремлённая бабушка умудрилась выменять у какого-то пастуха пол килограмма лошадиного навоза.
 – Пришлось отдать ему старую дедову шапку, – делилась она со мной законами рынка, – Зато смотри, сколько удобрения он мне пожаловал! – восклицала она, показывая содержимое походной кошёлки.
 – Но мы всё сразу не возьмём, возьмём два спичечных коробка – этого «за глаза» хватит. Землю надо удобрять, тут просто так картошку не вырастить. - обучала бабушка меня огородным премудростям по пути в сады. – Сейчас удобрим нашу грядку и вырастим отличную картошку. Что-то солнце сегодня сильно припекает, смотри чтобы не напекло голову. - поправила она мимоходом панамку на моей голове.

 – Это что, вот у нас на Урале, какая там была картошка! – мечтательно проговорила она, вспоминая своё детство. – Что ты! Такой картошки, как в России, тут ни в жизнь не вырастить. Правда там кроме картошки больше ничего и не растёт, даже помидоры. Помню, как мы с мамочкой помидоры выращивали, там же лета нет толком, один месяц всего тепло, а в конце августа опять холод. Тьфу!
 – Бабушка, что совсем совсем помидоры не росли? Как это? – искренне удивилась я, ведь у нас чего-чего, а помидоры целыми полями растут, знай собирай.
 – Они-то растут, но не успевают дозреть. Мы их зелёными в конце лета собирали и в валенках на окошке додерживали, чтобы они хоть немного порозовели. А невкусные  – ваай!

 – Так, а картошка, что? – продолжила я расспросы.
 – Картошка? – Боже мой! Картошка растёт там прекрасная, с одного куста мы с отцом по два ведра собирали. Представляешь?! Полный подвал картошки набьём и всю зиму живём. А зимы там суровые, что ты! Тут в Молдавии по сравнению с Уралом вообще нет зимы, так немножко снежок выпадет и ладно. А в России страшное дело к зиме не приготовится. Можно погибнуть…
Бабушка часто рассказывала мне про Россию: суровый северный климат, трескучие морозы и жёсткий нрав местного населения.

Так за беседой мы незаметно миновали мост и подошли к саду. У входа зачерпнули ведром воды из родника и направились к своему участку. Картофельные кусты почти не выросли за неделю нашего отсутствия.
 – Ну ничего, – воодушевлённо принялась за прополку грядки бабушка, – Сейчас мы её удобрим и она у нас такая шикарная вырастет, смотри и запоминай!
 Она чинно достала из сумки спичечный коробок с навозом и опрокинув содержимое его в ржавое ведро, с водой для полива, стала палкой размешивать удобрение.
 – Бабушка, а может добавим ещё удобрения, чтобы картошка ещё быстрее росла? –  мне не терпелось поскорей её вырастить и посмотреть наконец на наш урожай.

 – Нет, одного коробка на ведро достаточно. Знаешь с каким трудом я его достала?! – возмутилась бабушка, и хохотнула, – Тоже мне добро. А ведь не достанешь.
Разболтав удобрение в ведре: я кружкой, а она ковшиком аккуратно, чтобы не пролить ни капли мимо куста, принялись поливать картофельные кусты. Сухая южная земля как измождённый жаждой путник, мгновенно впитывала живительную влагу. Полив всю грядку мы сбегали ещё за ведром воды и полили оставшуюся картошку также с удобрением.
 Ну когда она уже созреет? – сетовала я, – Два месяца ждём, скоро лето закончится, мне не терпится посмотреть сколько у нас добра выросло!
 – Всё, иди отдыхай, соберём урожай в сентябре, покушаешь молодую картошечку с лучком и сметаной, а пока рано ещё. Вот в России мы бы уже урожай собирали, там земля сырая, картошка растёт как на дрожжах! – А у нас что? – Вон смотри виноград вроде поспел иди проверь. – указала она на часть огорода заросшую кустами виноградника. Я радостно пошла есть белый виноград, который и правда почти поспел.
 – Вот это еда! – думала я, поглощая его прямо с куста. - Сочный, сладкий и не надо мучиться поливать, сам растёт, только бери да ешь сколько душе угодно! Интересно всё-таки узнать: неужели в России и правда картошка намного лучше чем наша, бабушка врать не может. Всё что она мне говорила с детства так повелось, было для меня истиной в последней инстанции.

 – Картошка конечно хорошо, – выслушивала я бабушкин экскурс в товароведение. – Но её мы и на рынке купим если что. Зато в России нет такого количества фруктов, как здесь. - радовалась она, объедая сливы со своего любимого дерева.
 – Что ты, там на виноград набросилась?! Он ещё зелёный, иди слив поешь, смотри какая прелесть, а я пойду алычу проверю. Так мы с ней до обеда и прособирали щедрые дары молдавской природы. А чуть позже, сидя под большим старым орешником читали сказки народов мира из принесенной с собой книжки. Хотя с моей бабушкой книжки были не нужны, она почти наизусть, как думала я, знала все интересные детские книжки и с удовольствием рассказывала мне разные истории про Тома Сойера и прочих классических детских героев. Рассказывала она правда, со своими ремарками и поправками, а некоторые места цитировала дословно в лицах и подробностях.

 – А Бекки Тэтчер, – продолжала она пересказ книги, - Была такая красивая и воспитанная девочка! – Ну куда, куда ты столько немытой черешни ешь? – Будешь потом какать! - возмущённо переводила бабушка своё повествование на меня.
 – Бабушка! – обиженно огрызалась я, - Тут же люди ходят. Чего ты так кричишь! Ничего со мной не случиться, сейчас вытру полотенцем черешню.
 – Правильно, давай сполоснём из бидона водичкой и вытирай хорошенечко!
 – А что было дальше с Томом и Бэкки? – старалась я перевести тему в мирное русло, чтобы прохожие огородники не услышали бабушкины восклицания на тему моего стула.
 – Ой, уморила ты меня совсем! Я лягу немножко отдохну, смотри какая жарища сегодня стоит, не меньше сорока градусов на солнце. Чувствую давление поднялось, жалобно причитала бабушка. – Иди «пасись» в огороде, только на чужие участки не заходи, я отдохну пока.

                ( Сбор урожая: http://www.proza.ru/2016/04/19/1575 )


Рецензии
Мы тоже в детстве с бабушкой сажали картошку. Но без всякого удобрения.
Не было у нас ни навоза, ни коровяка!
А книга Марк Твена « Том Соейр» моя любимая с детства книга.📕
Хорошо Вам рассказала Ваша бабушка о Томе и Бекки!
Зеленая.
О моей бабушке - http://proza.ru/2023/10/16/876
С уважением /

Федоров Александр Георгиевич   20.01.2024 18:05     Заявить о нарушении
Александр, спасибо вам большое за тёплый отклик! Прочитала рассказ о вашей бабушке с большим удовольствием!

Маргарита Репаловская   06.04.2024 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.