Златая гвардия царицы
Учитесь видеть и понимать свою Жизнь – как ежедневный праздник! – доносится из глубины веков и по сей день. И в древности, и в наши дни с разных концов света передаётся это «незатейливое» воззвание. А на самом деле – откровение мудрецов, постигших (лежащую на поверхности, но трудно постигаемую людьми, вечно занятыми своими «главными» делами), очевидную и вместе с тем, кажущуюся несколько странной (если не закрывать глаза на реалии) формулу человеческого Бытия. Странной? Вы считаете, что это какое-то странное приглашение-предложение? Тогда – УЧИТЕСЬ! Чему? – ЖИЗНИ! –возможно, и вы начнёте чувствовать суть этой словесной формулы.
(Не подумайте, пожалуйста, что сама я рею высоко над бестолковым большинством и вещаю (от себя лично) с высоты птичьего полета. Увы, как бы мне не хотелось, чтобы было иначе (я же стараюсь!... ох…) моё место там, среди более или менее бестолковых, не выше. Но, в тоже время, будет кокетливой самоклеветой, если скажу, что не испытала не единого мгновения, в которые как раз всё вышесказанное мне становилось более, чем понятным – ясным. Вот только… продлить эти осознанные мгновения, почему-то, никак не удается. Впрочем, спасибо, что они, хотя бы, меня посещают… Говоря языком современной человеческой повседневности: «Есть, к чему стремиться»:-)).
Ну, а для тех, кому обязательно нужен повод для радости, но отыскать его, без смущения, пока не удаётся, – есть такая примитивная штука, как «календарь»: листаешь и выбираешь, что тебе, к примеру, сегодня Праздновать (вместе с Жизнью, мда…).
В Англии, например, 19 апреля Празднуют «День примулы». Кто не знает, это такие низкорослые, разных расцветок и сортов (стараниями селекционеров) нежнейшие цветы, одни из весенних первоцветов, украшающие землю, после монохромной, совсем неподходящей для цветения и буйства красок, зимы.
Существует множество легенд и преданий об их происхождении. Причём, одни из них подмечают характерные черты реального растения и его, данные природой различные полезные (для человека) свойства. Например, примула давно используется в народной медицине. А недавно её свойствами заинтересовались … вулканологи (!): оказалось, есть связь между цветением растения в данной (вулканической) местности и будущим извержением… Другие – приписывают ей волшебные свойства, что делает хрупкого представителя весенней флоры частью сказочного мира.
Так в Англии считали, что примулы являются домом или укрытием для сказочных фей, эльфов и гномов, особенно во время непогоды. Тому же, кому посчастливится услышать доносящееся из цветков благодарное пение сказочных существ, –несказанно повезёт: волшебное пение не только дарует ему радость, но привнесёт в жизнь благополучие и долголетие.
А, к примеру, согласно древнескандинавским сагам, примулы – это «ключи» богини плодородия Фрейи, которыми та открывает весну. Ожерельем прекрасной богини служит радуга, которую сковали ей гномы. Ожерелье длинное и там, где оно коснется земли, с него опадают «золотые ключи», тут же превращающиеся в нежный первоцвет.
Фрейлине Царицы эльфов посвящали стихи и знаменитые английские поэты:
«Царице эльфов я служу,
В кружки волшебные вяжу
Траву полян, где первоцвет
Желтеет, в золото одет, –
Златая гвардия царицы.
И этот праздничный наряд
Рубины - пятнышки крапят,
И в пятнах аромат гнездится.
Росы собрать и каждому цветку
Привесить жемчуговую серьгу
Мне велено...» *
Такой замечательный Праздник. Можете, пометить в своём календаре.
... 19 апреля православные верующие отмечают Память иконы Божией Матери «Сладкое Лобзание». Поскольку икона была чудесным образом спасена на Афоне, в Греции, то она имеет ещё одно название, в переводе на греческий – «Гликофилуса». Сама же чудотворная икона и ныне пребывает в соборе афонского монастыря «Филофей» на левом клиросе.
Вот один из вариантов того, как об этом событии повествует «житийная» литература.
«Во времена царствования византийского императора-иконоборца Феофила (829 – 842) благочестивая жительница Константинополя Виктория, супруга одного из приближенных императора по имени Симеон, спасая икону от уничтожения, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше бросить её в море. Так образ прибыл на Святую Гору, о чём чудесным образом был предупреждён игумен Филофея. На месте, где была найдена икона, истекла святая вода.
С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы»… **
По молитвам, у иконы Богородицы свершилось множество чудес и в наше время… Но чаще всего пред иконой «Сладкое лобзание» (или «Гликофилуса») молятся о защите православных икон, об укреплении в православной вере, при бедах и невзгодах, при телесных и душевных недугах.
Величание
===================
<< Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим>>.
Пресвятая Богородица, моли Бога за нас!
…19 апреля 1848 года в Санкт-Петербурге родился будущий русский филолог, фольклорист, этнограф и археолог, директор Лазаревского института восточных языков Всеволод Фёдорович Миллер, сын известного поэта и переводчика Фёдора Богдановича Миллера. При жизни отца вышло шеститомное собрание его стихотворных переводов и оригинальных произведений (М., 1872 – 1881гг); на тексты Ф.Б. Миллера писали романсы В. Соколов, А. Даргомыжский, К. Сидорович и др. композиторы. Несмотря на то, что писал он и патриотические стихи и прозу, в 1859 году Фёдор Богданович Миллер основал и до своей смерти был издателем и редактором одного из первых в России иллюстрированного еженедельника –юмористического журнала «Развлечение», где писал под псевдонимами (журнал выходил до 1905 года). Сотрудничал он и с детскими изданиями. Однако, по иронии судьбы, в истории русской литературы поэт, переводчик, издатель и редактор Ф.Б. Миллер остался, прежде всего, благодаря детскому стихотворению «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять…»****, вошедшему в... фольклор.
Всеволодом Фёдоровичем Миллером была проделана немалая работа в области языка…
Одной из главных стала его работа, в которой он доказал восточное происхождение русских былин и их первоначальное бытование в аристократической среде… (Ну, как тут не вспомнить об историко-литературном исследовании, сделанном в начале 1930-х годов А.А. Ахматовой, относительно анализа «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина…).
Много лет В. Ф. Миллер отдал преподавательской деятельности. Преподавал он и историю русского языка, и древнерусскую литературу, читал курс по истории Востока, а также преподавал санскрит (в 1874 году – для более углублённого изучения санскрита и древней истории Востока – он даже был направлен университетом на учёбу ... в Германию (!).
Любопытен тот факт, что его отец являлся переводчиком и древнерусских текстов, в частности, известен его перевод – «Плач Ярославны» (из «Слово о полку Игореве»). А через некоторое время уже его сын – Всеволод Федорович издал целую книгу «Взгляд на Слово о Полку Игореве»… Не явно, но пути отца и сына, как видно из их личных биографий, довольно часто, причудливым образом переплетаются: отец был редактором журнала и сын, позднее, стал редактировать журнал, но по этнографии…
…Вместе с академиком Н.С.Тихонравовым В. Ф. Миллер приступил к изданию былин, разбросанных по различным журналам и в 1894 году напечатал сборник «Русские былины старой и новой записи». А в 1897 году им были объединены все печатавшиеся в то время статьи по былинам в книге: «Очерки русской народной словесности. Былины. I-XVI» (М. 1897)…
Но последние годы жизни, будучи профессором университета, он отказался от высоких административных постов и прочей деятельности, чтобы заниматься трудами по этнографии, где успел сделать для русской культуры очень много.
…В этот же день, только через девять лет (в 1857 году) в Казани, в семье священника родился мальчик, тоже впоследствии русский ученый-филолог – Василий Алексеевич Богородицкий.
Василий Алексеевич занимался общим и сравнительным языкознанием, фонетикой, грамматикой, экспериментальной фонетикой, диалектологией, славистикой, тюркологией, индоевропеистикой; был одним из основателей казанской лингвистической школы (!).
В 1884 году основал первую в мире (!) лабораторию экспериментальной фонетики. Помимо исследований в области экспериментальной фонетики русского и татарского языков, Богородицкий одним из первых в мире(!)начал заниматься тюркскими языками. Кроме того, ему принадлежат популярные в первой половине XX века и многократно переиздававшиеся учебники: «Общий курс русской грамматики» (1904); «Лекции по общему языковедению» (1907) и др., содержащие, наряду с пересказом традиционных младограмматических концепций, отдельные оригинальные положения, касающиеся природы языковых изменений (!), анализа структуры слова (!), работы по выяснению психической стороны процессов языка (!) и др.
Основными работами Василия Алексеевича Богородицкого являются: «Очерки по языковедению и русскому языку»; «Общий курс русской грамматики»; «Диалектологические заметки».
… Ну, а кому выбор из предлагаемых Празднований: «День примулы»; «Памяти иконы Божьей матери «Сладкое лобзание»; Двух дней рождения выдающихся филологов, сделавших очень много для развития русской и мировой культуры, в целом (т.е. и для нашего личного развития, вообще-то), не кажется, по каким-то причинам, привлекательным, то… можно подыскать себе Праздник в котомке «Народного календаря примет и фольклора на Руси». Ну, что там нам выпадает на 19 апреля? Ага: Евтихий.
* <Коли на Евтихия день тихий – ранние яровые урожайны>.
* <Но если в этот день сильный ветер, то крестьяне на Руси горевали: «Евтихий ветром бьёт-колос собьёт>.
Горевать мы, конечно, и более современные поводы найдём, так что… Стало быть, Празднуется одна из главных природных стихий – Ветер! Прекрасно. Можно в честь Праздника на балконе расставить в цветочные ящички (пока что пустые, без рассады) «ветряные вертушки» или подвесить ленточку с «флажками» из кусочков ткани, по типу флажков на теплоходах. Пускать с балкона или из окошка мыльные пузыри (очень рекомендую). Запускать «воздушных змеев» (раньше самим бы мастерить пришлось, а теперь, в любом детском универмаге – готовый: плати – и – «пускай деньги на ветер»!) или просто любоваться тем, как ветер облака по небу раздувает. Пока не стемнеет. Диво-дивное!.. Ну, не знаю, сами, что-нибудь, «ветряное» придумайте.
Ветру нравится, когда с ним в такие игры играют. И радуются, при этом. ;): )
*) Вильям Шекспир «Сон в летнюю ночь»
**) «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» в пересказе Старца Паисия Святогорца в книге «Отцы-святогорцы и святогорские истории», автор Е. Поселянин.
***) Более подробно об иконе «Гликофилуса» можно пчитать на сайте: Иконы Афона: http://agionoros.ru/docs/1403.html
****) Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник прибегает,
Из ружья в него стреляет...
Пиф-паф! ой, ой, ой!
Умирает зайчик мой!
(Ф.Б. Миллер «Подписи к картинкам. Для детей первого возраста», 1851)
При написании статьи, использовались открытые источники.
Свидетельство о публикации №216041901890