Кн. 1 Том 1 Детство Ираиды Часть 9 Дневник бабуси

КНИГА  1  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  НАШИХ  ЖИЗНЕЙ

ТОМ 1  ДЕТСТВО ИРАИДЫ

ЧАСТЬ 9  ДНЕВНИК БАБУСИ.  1945 год.



                1 9 4 5   год

В январе 1945-го года была освобождена Польша. Советские войска двинулись на Берлин.

23-го января войска 1-го Украинского (командующий И.С.Конев), вышли к реке Одер. 29-го января вступили на территорию Германии войска 1-го Белорусского фронта (командующий Г.К. Жуков).

2-ой Белорусский фронт (командующий К.К. Рокоссовский) вышел на Балтийское побережье, и с боями занял Силезию.

3-ий Белорусский фронт (командующий И.Д. Черняховский, а после его гибели – А.М. Василевский) окружили мощную немецкую группировку в районе Кенигсберга, столицы Восточной Пруссии.

Под прикрытием армий А.М. Василевского и И.С. Конева. 16-го апреля 1945-го года Г.К. Жуков перебрасывает двухмиллионную группировку для прямого штурма Берлина. Тяжелые бои развернулись на Зееловских высотах, на подступах к Берлину. Они были взяты.

20-го апреля советские войска вышли на восточные окраины Берлина. На следующий день в Берлин с юга ворвались армии 1-го Украинского фронта.

25-го апреля на реке Эльба произошла дружеская встреча советских передовых частей с американскими.. Но к этому времени Берлин уже был блокирован советскими войсками.

И, наконец, 30 апреля двое солдат 150-ой стрелковой дивизии М.А. Егоров и М.В. Кантария, водрузили Красное ЗНАМЯ ПОБЕДЫ над поверженным Рейхстагом.
Одновременно, в феврале с боями была взята столица Венгрии Будапешт, в апреле – Кенигсберг и столица Австрии – Вена., в мае – столица Чехословакии Прага.

В ночь на 9-ое мая 1945-го года представители германского командования подписали АКТ О БЕЗОГОВОРОЧНОЙ КАПИТУЛЯЦИИ. Этот день навсегда вошел в историю нашего народа, как великий ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

Ещё в ноябре 1943-го года состоялась первая встреча лидеров «большой тройки»: И.В. Сталина, президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Великобретании У. Черчилля.

В мае 1944-го года Сталин принял решение о роспуске Коминтерна.

На конференции «большой тройки» в Ялте, в феврале 1945-го г. и Потсдаме – в июле и августе 1945 г. рассматривались вопросы послевоенного устройства мира. Для Польши были определены новые восточные и западные границы.

СССР были передана Восточная Пруссия с её главным городом – Кенигсбергом (с 1946 г. – Калининград).

Германия и Берлин были разделены на зоны оккупации: американскую, английскую, французскую и советскую.

На ялтинской конференции было решено создать специальное международное учреждение – Организацию объединённых наций.

5 апреля 1945 года Советское правительство на Ялтинской встрече денансировало пакт о нейтралитете с Японией, а 8 августа объявило ей войну.

За короткий срок после начала боевых действий советские войска совершили марш-бросок через Хинганский хребет, считавшийся непроходимым для техники, и вышли в тыл противника. Танковые и пехотные части поддерживали корабли Тихоокеанского флота и Амурской флотилии.

19 августа командование Квантунской армии заявило о готовности сложить оружие.
2 сентября 1945 года Япония полностью капитулировала.

 К Советскому Союзу отошли южная часть Сахалина и острова Курильской гряды (ранее принадлежавшие  России).

Это было завершающее событие второй мировой войны.

Конечно, самым памятным событием 1945 года было – окончание войны. Как ни странно, мы это узнали не по объявлению по радио, а на улице от мальчишек. Они мне сказали, что окончилась война, и где-то раздают бесплатно мороженое. Звали меня с собой, но я почему-то им не поверила и с ними не побежала…

И только на следующий день по радио прозвучало сообщение о полной капитуляции немецких войск и нашей ПОБЕДЕ в ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ…

 Для нашей семьи этот год прошёл более или менее спокойно - по моим понятиям.
 
Мама  устроилась работать в столовую. Столовая была ведомственная. Порядки  были строгие,  но своим работникам разрешали покупать обеды и  брать  их домой. Эта работа была возложена на Борю. Ему вручался бидончик, в который наливался столовский суп и – маленькая кастрюлька для вторых блюд. Всё это нужно было аккуратно донести до дома – не расплескав и не перевернув сумку с обедом. Иногда он артачился, но  после уговоров всё-таки ходил.

Для бабуси эти столовские обеды давали возможность отдохнуть от одно из каждодневных забот – не придумывать – из чего и чего готовить дома на обед. К сожалению, это период длился не очень долго…

Но тогда - в маминой работе был ещё один плюс.
    У организации, к которой относилась столовая, было своё подсобное  хозяйство. В дневнике бабуси упоминается об этом подсобном хозяйстве. Она называет его – Попельти. Но на самом деле в Киевской области никакого местечка с таким названием я не знаю. Или бабуся что-то перепутала, или неправильно записала. Но в принципе это – не так важно. Главное, что иногда работники столовой по очереди ездили туда на  работу  или  за продуктами для столовой.
А однажды маму послали туда на подсобные работы и она взяла нас с Борькой с собой. Это  тоже было своего рода - "на подкормку"...

 Эти её, пусть даже короткие командировки, заменяли нам поездки на несуществующую дачу. Во-первых, мы там немножко подкармливались настоящими деревенскими продуктами. А во-вторых, поскольку мама целый день уходила на работу, мы были представлены сами себе. И куда только мы ни забирались – в том числе и на злополучный сеновал, в котором Борька, провалившись с чердака, где хранилось сено, в дыру между балками – летел вниз и чуть не разбился насмерть… Отделался только сотрясением мозга…

Мы самостоятельно бегали купаться. Я уже не помню – была ли там речка, или это был пруд. Только я затащила Борьку на глубину, где мне было по шейку. Он стал тонуть, я испугалась, а он чуть не утонул…
 
    Часто болел  Боричка  и, как не странно, и я. Почему-то в основном,  простуживали лёгкие.  Возили нас в санаторий - в Боярки. Но, к сожалению, Борька подхватил там туберкулезную палочку,  т.к. вместо оздоровительной группы его поместили в группу детей с открытыми лёгочными процессами.  Хорошо, что были приняты все меры, главным образом -  с питанием (хотя это было больше,  чем невозможно) и постепенно  его  вытащили из этой страшной ситуации.

    Учиться я стала плохо.  Мне было просто неохота.  Видимо, у меня в  характере было заложено - делать спустя рукава то, что не нравиться.  Но, если что-то начинает получаться, наплывает энтузиазм и все получается само собой...  А потом опять.  Итак, всё время - вверх,  вниз,  вверх, вниз.

В это лето под давлением бабуси, отец достал мне путёвку в пионерский лагерь. Мне уже было – 10 лет. Я считала себя – взрослой девицей. И, уже мечтала о том, чтобы кто-то в меня влюбился.

Интересно – как я изображала из себя – мечтательницу… Пионерский лагерь находился в лесу, и на прогулки все отряды выводились в лес и на большой поляне организовывались общие игры или спортивные соревнования.
А я уходила от всех одна – в лес. В основном лес был сосновый, и травы в нем почти  не было. Вся земля была покрыта рыжим ковром из  слоя высохших и выцветших сосновых иголок. И только с северной стороны у подножья деревьев рос мох.   Я садилась на мягкий мох под какое-нибудь дерево и замирала – мечтая… Я представляла себя сказочной принцессой, а мальчика, который в меня влюбится – принцем из сказки про Золушку. Я начинала придумывать продолжение сюжета  этой волшебной истории. Но у меня дальше начала ничего  не получалось.

Когда мне надоедало это уединение, я бежала на поляну и присоединялась к общим играм. Видимо ещё не пришла пора для первой влюбленности…

Помню, как перед Пасхой - дома идет уборка, вкусно пахнет куличами,  а я стою перед входной дверью и долго не решаюсь позвонить. Нас отпустили на каникулы и выдали табеля. А у меня в табеле - две или три двойки.  Помню,  что я перекрестилась и сказала - "Боженька, если ты есть,  сделай так, чтобы они не очень ругались"... и  позвонила. Конечно,  бабуся расстроилась.  Но страшный момент показа  табеля уже прошёл,  я облегчённо вздохнула и поняла,  что можно жить  дальше в радостном предвкушении святого праздника.

    Музыкой я не то,  чтобы не любила заниматься.  Я приняла учёбу  в  музыкальной школе,  как  что-то  необходимое,  как и учёбу в обычной  школе. Слух у меня был только внутренний - это когда про себя  мелодию поёшь правильно, а вслух, как корова ревёшь.

 Кроме того, все возмущались, что я старалась с первого раза запомнить  этюд  или  пьесу  наизусть, а потом барабанить её по памяти. И никто не догадался, что  я уже тогда была близорукой.  Мне трудно было играть по нотам, которые стояли на пюпитре.  Я просто плохо видела.  Как говорят,  ларчик  просто открывался. А когда меня стали заставлять сидеть за роялем по  три -  четыре часа в день,  я просто машинально барабанила гаммы или  выученные пьески.  А бабуся и не догадывалась,  что я  в  это  время  просто мечтала о чём угодно, но только не о музыке...

Осенью 1945 года я начала учиться в 5-м классе. Обязательным был урок украинского языка. Разговорная речь мне давалась легко. А вот по грамматике у меня были сплошные двойки. Получала я двойки и по математике.

 По остальным предметам мне хватало тех знаний, которые вложила в меня бабуся ещё в раннем детстве. Поэтому мне достаточно было  прослушать учителя, чтобы потом не заниматься домашними заданиями.

Ну не хотелось мне учиться. Просто – надоело…

В результате я в пятом классе осталась на второй год.

Видимо права была моя первая учительница в Казани – Елена Николаевна Бабинская. Она предсказывала, что со временем у меня пропадет интерес к учебе. Так оно и вышло. Теперь я сравнялась по возрасту с остальными школьниками. Когда-то меня приняли в школу сразу во второй класс, минуя первый, а теперь, оставшись на второй год в пятом классе, я сравнялась со всеми…

Мои родители, конечно решили, что виноваты в моем отставании и преподаватели тоже. Поэтому в следующем году меня перевели в другую школу.

Но это будет в следующем году. А пока нам пора вернуться к бабусиному дневнику.

               
                БАБУСИН  ДНЕВНИК

                1945 год

    1 января в столовой у Нины устраивали ёлку. Дети чувствовали себя  счастливыми и поэтому принимали участие в танцах и играх. Воля играл  на аккордеоне.  Но что сталось с Борей?...  Он как пришёл,  так и не  раздевался. Он прижался к печке, в угол и не вышел не сдаваясь ни на  какие разговоры.  Мне жаль его: он это делал от застенчивости. Стихи  готовился рассказать ("Вот так защитник"),  не рассказал.  Мила тоже  не  рассказала  свою  "  старушку на горе".  Потом я с ними разучила  "Цыплёнок Пик"... Обидно!.

    У Иды целая история с учительницей. За все полугодие вызывала Иду  не более 3-х, 4-х раз. Сколько я не говорила матери, чтобы она пошла  и объяснилась с учительницей,  ничего не выходило.  Было уже поздно.  Когда начались переговоры, учительница уже  восстановила против  Иды  учениц. Она водила жаловаться к матери ябедниц.  Завуч сказала,  что  учительница так ведёт себя преднамеренно, т.к. не хочет заниматься в  этом классе и чтобы её скорей перевели.  Замечательный ответ! Сказала, что если эта дура не уйдёт (какие слова!),  то Иду  переведут  в  другой класс.

    Боря мечтает о столярных инструментах. Воля, участвуя в конкурсе  самодеятельности, за свой вальс получил премию - 300 рублей.  На эти  деньги купил молоток,  ножовку,  рубанок, топорик. Вот будет радость  для Бори,  когда заглянет в башмачок, ведь, только 4 дня осталось до  Рождества.

 Милка распевает - "На позицию  девушка  провожала  бойца"  или - "Константин берёт гитару и "диким" голосом поёт..." Сейчас Ида  с Борей ушли за обедом, а Мила взяла букварь и "читает" - "Тёпку".

    29.01. 45.  Вот уже прошли и праздники. У детей была чудесная ёлка, которая зажигалась только раз - некому заниматься с детьми. Башмачок вышел чудесный:  Ида получила красные туфельки,  Мила - куклу,  Боря - инструменты.  К столу Рождественскому были булочки, пирожки с  рисом, колбаса, сало, масло, кофе, консервы рыбные, конфеты. Мешочек  с гостинцами был тоже замечательным:  печенье,  конфеты,  мандарины,  яблоки, орехи, финики.

 На первый день Иду брали на ёлку. Тоже - гостинцы. Боря только в сочельник встал после бронхита.  Ида перешла  в  другой класс. У неё чудесная опытная теперь учительница, но догонять  приходится много.  Неаккуратна и  медлительна  по прежнему.  Это  мой   "бич". Из-за этой последней черты мало читает.  Немецкий язык сходит  на нет.  Не может посещать балетный кружок. Ах, как жаль! В ней есть  пластичность и природная грация.

    Ко дню её рождения отец подарил ей чулки, а я ей сшила белый плюшевый капор. Материал остался от Волиного пальто, когда ему было года четыре.

    Боря возится с пилой,  топором, но не знает, как приняться за дело. Читает  уже  недурно,  а  как-то  вдруг  начал  хорошо   читать.  Заниматься письмом и арифметикой пока не начинала - нет ни минутки у  меня свободной. Со двора продолжает приносить...

    11.02.45. День прибавился на час.  В семь часов вечера темнеет, а  в восемь утра - светает.  Морозы стали легче. Живём в одной комнате,  но я  сплю с Борей в холодной спальне и уже синею.  У детей грипп не  переводится. Ходят с такими носами,  что платков не наготовишься, вытирают носы "угольными " руками,  т.к.  у нас страшная копоть...  Не  сладко! Ах, как ждем весны, когда немного будет легче жить.

    В столовой замерзает вода, а в пролитых лужицах - каток.

    22.02.45. Боря набирает в карманы штанишек семечки и  потом  тщательно оберегает  их от Иды.  Подхожу к его кроватке. Он спит,  а под  головой на подушке брючки. Полная противоположность Иде.

    Ида спрашивает:  - "Кто поедет с мамой в Москву?" - "Я!" - кричит  Мила. " А кто с папой в Крым?" - "Я!" - кричит Боря.  - "Эх,  ты!  В  Крым? Даже Мила хочет в Москву!" - говорит Ида.  - "Да, она с мамой!  Она всё во сне кричит,  что боится воров,  а папа даже в темноте  не  боится дверь отворять!" - отвечает Боря.

    Снова морозы.  Несколько дней была весенняя слякоть: замучились -  ни у кого нет подходящей обуви.


    02.03.45. Я - именинница.  Вчера целый день готовилась к празднику. Я испекла халву (медовую лапшу),  испекла пирог с фруктовой массой, пончики и булочки.  Воля утром вернулся из командировки.  К утреннему завтраку - кофе,  масло, сыр, соленая навага. Настоящий пир!  К обеду - щи, клёцки богемские и кисель. Дети в восторге! Милушке из  старья сшила  платьице и штанишки (наконец,  без дыр!).  Конечно всё  это из жалких остатков старья.  Платье немного длинное, и она сказала: - "Буду как старушка!" Иде - из отжившего старого зонта - фартучек. Боря разочарован - "Только я без нового".

    Третий день на улице льёт:  резкий переход от морозов. В комнатах  у нас,  наконец, тепло. Если бы у нас была обувь для такой расмокропогодицы - было бы замечательно успокоительно.

    Ида уже хорошо танцует,  даже вальс  танцевала  с  одним  хорошим  вальсе ром,  а где и как выучилась не знаю:  удивительно способная. С  Борей выучила польку (учат в музыкальной школе), а с Милочкой - другую: польку на раз.

    Успехи Иды в школе снизились,  как обидно!  Виновата смена школы.  Её перевели  с  нового  года  в 4-ый Г из 4-го А,  а ту учительницу,  из-за которой пришлось перевести Иду в Г,  убрали  совсем.  И  такой  "педагог" калечила целые полгода до 50-ти детей!

    Мила " читает" - сплошная импровизация. Поёт: - "...и " пад" этим  дубом партизан лежит.  и т.д., а "под" ним старушка слёзы пролила"...  Очень способная:  иногда подсказывает Боре и очень удачно. Боря стал  как-то вдруг читать бойко, даже для меня неожиданно. Буквально "глотает" книги.  Как черепахи, двигаемся с письмом, но уже понял, в чём  дело. Со сложением - слабо, но начал решать столбиком.

    18.03.45. Тепло (+5 градусов) сменилось настоящими морозами, но с  14-го марта началась весенняя капель.  Кругом - лужи. Все приходят с  промокшими насквозь ногами.  Сегодня - метель.  Снова снег.  Но  как  будто уже подтаивает снова.

    Дети ушли на балет "Капеллия".

Боря списывает страницы подряд. Мы  с Борей покончили с алфавитным шрифтом.  Пишет хорошо и с удовлетворением. Но с задачками пришлось остановиться:  понимает трудно.  Подожду. Прочёл "каштанку" совершенно свободно.  Интересуется птицами,  зверями. Главным образом, задает вопросы:  - "Кто кого ест?" и - "Кто  кого сильнее?" Иногда ставит меня в тупик. Выкручиваюсь. Очень любит  слушать чтение и рассказы.  Сам читает выразительно, и  понимает  то,  что читает.

 Обуви нет, и поэтому сидит дома, как птица в клетке, завидуя ребятам, которые целые дни на воздухе.

    Ида снизилась по музыке.  Учительница вызывала родителей. Видимо,  беда вся в том,  что проиграв раза два вещь, дальше играет наизусть,  а не  заглядывая  в ноты.  А отсюда не выдерживаются все эти legato,  piano и другие оттенки. Мне уже трудно следить за ней, а Воле некогда, т.к. самому надо готовиться к тренировкам своего джаза.

    02.04.45. С 25-го марта - весна.  16 градусов тепла. Все одеты по  весеннему. Можно уже не топить. На улице все сухо.

    На фронте колоссальные успехи.  Скоро - Берлин! Говорят, что к маю  кончиться война. Наверное, мы сума сойдём от радости!

    Мила ночью всё сосёт дуду.  Отец взял её на руки и говорит: - "Ты  моя куколка. Вот тут у тебя кнопочка. Как нажму, так ты скажешь, когда я у тебя спрошу - "Я не буду больше сосать!""...  -  "Ну  будешь,  сосать, куколка?" - "У куколки машинка испортилась: она не может говорить". Ну и смышлёная!  Села "писать" Ланочке письмо: - "Милая Ланочка! Пишу тебе письмо.  Мы приедем к тебе.  Как у бабуси нога? Всё  болит? "Рвач" лечит её?...  Бабуся,  поставь здесь  точку.  А  адрес  как?" Пишет букву - "А".

    Ида принесла табель.  Я так расстроилась, что приняла даже капли.  Три четверки, три тройки, двойка по украинскому языку и арифметике и  ещё две пятерки...  Куда девалась моя отличница? А ей, видимо, всё равно.
    Боря удивительно "туго" всё усваивает.  Но,  если что-то один раз  понял, то это прочно и тогда,  радуясь, работает не считаясь со временем.

    08.04.45. Утром поднялась снежная метель.  Моментально все потемнело, закружило.  Крыши  покрылись снежным покровом.  Минут через 10  всё таяло.  Через час - весна и все сухо. Вышел на днях первый пароход по Днепру. Что-то на нашей Волге?

    29.04.45. Не писала целый месяц. Весна в конце марта стояла с неделю, а  потом...  холода,  выпал снег.  Снова печки и трубы.  И вот  только с 26-го марта - настоящая весна: бросили топить, открыли первую раму и в комнату ворвался шум.  Сбросили пальто. Ребятишки целый  день на дворе. 6-го мая - Пасха. Готовимся к празднику, а весь мир к  1-му Мая,  как ко дню Победы. Видимо, будет взят Берлин. Мне, кажется, не выдержать такой радости!  Но как жаль,  что Рузвельт не дожил  немного до этого дня.

    Ида готовится к экзамену.  По арифметике пригласили студентку. По  другим занимаюсь я. Но как трудно мне стало заниматься!

    Достаю последние тряпки из сундука и что-то такое сооружаю, чтобы  они прилично выглядели к празднику.

    08.05.45. Пасха.  Вот и встретили праздник! Напекли всего. Куличи  вышли грибообразные,  но замечательно вкусные. Пасха - хороша. Яички  - красные и зелёные.  Дети наряжены во всё светлое,  но... погода!!!  Только три дня была весна и снова холода, ветры, дожди.
    Дочка как  раз накануне первого дня пошла к доктору с приехавшим  к нам дедом.  Она больна уже давно.  Но мать все никак не могла собраться сходить с ней в поликлинику.  И вот... воспалительный процесс  правого лёгкого. Пока ничего страшного, говорят, нет. Меня так поразил диагноз, я даже плакала: мне кажется уже всё потерянным. Уложила  её в постель. Лечение только одним сульфадомизином, а его нигде нет.

 На первый  день  Пасхи Воля ходил и у всех,  у кого можно собирал по  парошочку, т.к.  аптеки были все закрыты и заказать было нельзя. Вот  уже два дня, как температура спала. Но аппетита у неё нет. Что будет  у неё с экзаменами? Неужели придётся остаться на второй год?

    Накануне Пасхи  приехал дед.  У них все там дёшево и ничего решительно не привёз ребятам:  срочно,  якобы,  собрался.  Яйца там - 15  рублей, у нас - 45,  мясо - 40,  у нас - 150,  масло - 60, а у нас -  160. Вот это люди! Любовь к внукам очевидна!

    Народ определенно ждет объявления окончания войны.

    Дети были на дворе,  прибежали, как сумасшедшие: - "Кончилась война! Все  мальчишки говорят и даже Верка...  Одна детка плачет от радости!" Пришёл как раз Воля: - "Все собираются на митинг. Война кончилась. По радио будет передана речь..." И...  ничего, ничего... Кто  только пускает такие утки?... Вчера вечером пустили такую же.

   09. 05. 45. В ночь c 8 на 9 мая 1945 года по радио сообщили о военной капитуляции фашистской Германии. 9 мая объявили Днем всенародного торжества – Праздником Победы. Дети прибежали с улицы и рассказывают, что без всякого предупреждения началась «демонстрация». Люди все идут на митинг в честь ПОБЕДЫ.

Не верится, что это долгожданное событие, наконец, произошло. Наверное, народ – ликует. А я села на стул, руки у меня опустились и я разревелась. Сколько мы всего натерпелись за эти долгие военные годы, сколько пережили. Да и не только мы – все –все!!! Сколько людей погибло, умерло в лагеоях, да и в тылу – от голода… Я плакала и вспоминала погибшего племянника Юрочку Мейстрик, своего брата Колю, невинно оболганного,  и умершего в лагерях только на основании чьего-то доноса, что он, якобы – немец. А то, что он чех – никто и разбираться не стал – 7 лет лагерей. А выдержал он только год…

И мне всех-всех жалко. Всех – кто не вернулся домой, всех, кого война разбросала по чужим городам и селам, далеким от родных мест. И моих любимых внучат жалко. Что с ними будет, когда меня не станет? А мои силы иссякают с каждым днем.
Плакала я и мои слёзы – слёзы радости казались мне горькими…

И что нас всех ждет впереди? Воля опять задумал переезжать из Киева. Мы только-только обжились, стали привыкать к новым для нас условиям жизни на Украине. А он уже навострил лыжи в направлении Москвы.

Милый мой сыночек. Такой большой, и такой неугомонный…

    22.05.45. С  Идой нельзя было попасть на рентген:  закрыт кабинет  до 1-го июня.  И мы в неведении. Температуры нет. От экзаменов освобождена. Переведена в 5-ый класс.  Вчера выдержала экзамен по теории  музыки на 4. Готовилась минут пять. Удивительное спокойствие и равнодушие. Лень,  беспечность,  медлительность,  неаккуратность.  Если не  прогрессирует, то только потому,  что дальше идти некуда.  И,  притом,  обман всюду,  причем  пылкая фантазия дополняет характеристику моей,  когда-то безупречной во всех отношениях, внучки.

    С Борей у Иды - ссоры. Иногда он просто в отчаянии кричит: - "Вот  врёт! Вот врёт! Остается только и мне так врать!"- настолько беззастенчиво она  наговаривает  на него...  Вдруг у неё пришла фантазия - " копить" деньги.  В одну неделю набрали рублей 100  (характерно  кое  для кого!).  Считает на дню по несколько раз. Не приучит ли это её к  осознанию ценности денег?  Готова идти на всё: пусть копит, хотя для  неё иметь  в руках деньги - может оказаться губительным.  Постараюсь  поддерживать контроль.

    С 18 Мая по 21 Мая Милушка заболела гриппом. в тяжёлой форме. Лечили сульфадомизином и горчичниками. Такая была невозможная  капризница, в особенности, когда ставили горчичники, что могла всех вывести из терпения. Воля в командировке и всегда кто-нибудь заболевает в  его отсутствие, точно он увозит с собой чье-нибудь здоровье.

    Как это не глупо,  но я верю вот во что: писала брату письмо, где  упоминала о  цветущем  виде  Иды и Милы,  а сама думала,  как бы "не  сглазить!" И почти на другой  день,  как-то  молниеносно  заболевает  Ида, а потом Мила.  И такой случай не первый.  Хоть это и предрассудок, но больше экспериментов делать не буду.

    В субботу  брала Борю в церковь ко всенощной.  Служил митрополит.  На него всё это произвело сильное впечатление.  Стоял и наблюдал  за  всем очень  внимательно.  На Пасхальной неделе приезжал Патриарх.  К  сожалению, Ида была больна, а мне так хотелось бы её взять.

    Я вся полна теперь заботой,  как бы создать летом что-нибудь типа  дачного... Равнодушие родителей...  Отсутствие средств у меня... Всё  это не предвещает ничего хорошего.

    Недавно Боря разбил у меня чудесную вазу.  Сейчас же  начал  плакать... А для меня эта ваза была очень ценной по памяти о ...

    Ребята переписываются с Мишей и Ланой Фирсовыми. Как бы  хотелось  бы, чтобы  они когда-нибудь встретились и зажили по родственному: ни  у моих, ни у тех нет родственников ( настоящих).

    Мама тяжело больна,  слабеет с каждым днем.  Я,  несмотря на свою  занятость не забываю об этом ни на одну минуту... Какая боль!... Будут  ли  думать  так  обо мне мои дорогие внучата,  как я до сих пор  вспоминаю о своей "бабе", как мы называли свою бабушку.

    12.07.45. Сегодня день Петра и Павла.  Годовщина  смерти  дедушки  Васи. Когда-то я (в 39 г.) выезжала из Элисты в Казань. Да, всё прошло... 3-го июля Ида выехала в санаторий Боярки. Перке  дали  положительный результат. Рентген тоже дал далеко неутешительный результат.  Но утешает то,  что она только в оздоровительной  группе.  Мечтаю  о  том, чтобы  поехать  к  Фане в Башанту навестить, главным образом, мою  больную страдающую маму и взять с собой Борю. Если это не выйдет, то  Борю отправим в ....  (не поняла - куда?),  просто "на хлеба", благо  есть возможность..

 Приедет Ида (если ей не  выхлопочут  продолжение  путёвки), отправим и её туда же.

 А с Милой...  ни на площадку, ни в  детский сад, видимо, не устраивает родителей. Ребёнок останется. Самой ехать с ними, у меня уже нету средств.

    У ребят совсем нет аппетита.  Берем обед из столовой. Едят охотно  только то, что готовиться дома, хотя из столовой приносят что-нибудь  вкусное (какао, кефир и т.д.)

    Боря и  Мила продолжают капризничать из-за всяких пустяков: могут  кричать целыми часами.  Например, сегодня Боря "выступил". Поставила  его в угол,  а мать напорола.  Он в угрозу говорит: - "А я за обедом  не пойду".  Причина каприза - не намазали хлеб салом,  т.к. измазали  всё Миле,  а ему я предложила вымазать оставшееся сало по бокам банки. Мать ушла на службу,  а я, не обращая внимания на него, пошла на  базар. Мила  заперла  за  мной дверь.  Купила молока и тутовника - 2  стакана по 3 руб.  Прихожу - капризы все закончены.  Спрашиваю  :  - "Будешь ещё так делать? Пойдёшь за обедом?" Ответ: - "Нет... Пойду".     Ида выдержала по музыке на пять.

    Под троицу - 24 июня Нина уехала на подсобное хозяйство, взяв Иду  и Борю.  Застала гроза, ливень, холод. Хотя Боря сидел в кабинке, но  простудился. Снова бронхит. Вылежал почти неделю.

    Дальше на пол страницы идёт текст на немецком языке.  Можно  было  бы переписать полностью,  но я иногда с трудом разбираю слова, написанные по-русски,  так что немецкий почерк разобрать трудновато.  По  тексту очевидно,  что речь идет о ссорах между родителями. -" Счастье,  что Ида не всё слышит, находясь в школе", а сама бабуся очень переживает и делает всё возможное, чтобы младшие не нервничали и были спокойны. Schwer! Zu schwer!... Плохо! Очень плохо!...

    Мила как-то говорит: - "Меня животик "перетягивает".

    15.08.45. в 2 часа ночи передали о  капитуляции  Японии.  Неужели  закончился мировой кошмар?  Боря очень интересовался,  как это может  быть, что  совсем не будет войны?

    Дети вернулись из Попельти. Сильно загорели, т.к. последнее время  - настоящее лето,  с температурой до 30 градусов.  Но не  пополнели.  Как будто с удовольствием вернулись домой и не желают никуда ехать.

    Я была в церкви, когда они приехали. Спрятались, а потом выскочили откуда-то, напугали меня так, что я долго не могла придти в себя,  а потом бросились целовать меня.  Рассказывали, что Боря при купании  чуть не утонул:  Ида, заведя его глубоко в реку, бросила его одного,  он испугался и захлебнулся.  А прошлый раз, когда он ездил с матерью  на подсобное  хозяйство,  он  залез  на сеновал,  провалился в дыру,  упал, но так счастливо,  минуя головой находившийся тут же  какой-то  кол. Испуг был страшный. Боль тоже. Начало тошнить. Первая мысль была о менингите. Ах, чего, чего только не переживёшь с этими ребятишками! Борю и Иду ребятишки со двора встретили криками:  - "Ура!"

    Боря мечтает о самокате. Ждет. Усиленно просит мать, которая обещала его  заказать.  Жаль  мальчишку.  К  чему  обещать,  раз нельзя  исполнить? Мила, взяв обеими ручками края платьица грациозно "танцует", как изящная куколка.

    22.08.45. Иде сегодня врачи сказали, что процесс в бронхах закончился благополучно  и она совершенно здорова.  Я была так рада,  что расплакалась, как маленькая.

    Мила говорит:  - "У меня в яичке нет желтка". Боря: - "У всех яйцев есть желтки". Мила: - "Ну, я буду тогда есть в мятку".

    У Бори - самокат,  о котором он мечтал всю зиму. Теперь наслаждается. Засадила ребят за повторение.  Чрезвычайно удовлетворена:  Ида  всё помнит (главное) из пройденного.  А Боря "пойдет" по арифметике.  С весны я приходила в ужас,  думая,  что он и с восьми лет не сможет  пойти в первый класс. Не трогала его всё лето. Со страхом приступила  к работе. И вижу, что не будет отличником по математике, но из средних будет. То же было с ним и по чтению, и по списыванию. Писать разучился за лето.  Вне моего внимания осталось заучивание наизусть  и  рассказ. За учение по музыке придется платить 900 рублей,  ноты – не  меньше 300 рублей. Отец ломает голову - откуда...?

    09.09.45. Оба ходят в школу.  Ида в 5-ый класс,  а Боря в первый.  Оба ходят охотно.  Ида, возвращаясь, делится впечатлениями, а Боря -  нет. Языки у Иды - немецкий,  украинский и русский.  Для того, чтобы  начать учить немецкий с азбуки,  мне теперь кажется,  что не  стоило  работать над  ребёнком с трёх лет возраста.  Как-то вся работа пошла  насмарку...

 От самодурки - учительницы по музыке Иду перевели к другой, Шапиро. Последняя определенно еврейка (первая - тоже), не будет  ли снова травля,  как делала первая - Калишевская? Ведь, она травила  её целые  полчаса, грозя  всё время исключением,  ставя тройки,  даже  двойки, изменяя каждый день постановку рук и пальцев. И в то же время, как сказал директор,  она,  видимо,  готовила её в третий класс.
  Поставив на экзамене пятерку она удивилась перед комиссией,  что Ида  сыграла так хорошо. Какова невинность! И как всё это гадко, скверно!  Чем ребёнок виноват,  что он русский? И, вообще, допустимы ли у нас в  стране такие  факты? 

Приехала  из Москвы тётя Тамара (родная сестра  Нины) со своей маленькой полугодовалой дочкой Надей. Уходя на базар,  Тамара говорит Боре: - "Ты только её не трогай, Боря, а то, если она  упадет, я умру!" - "Ну,  вы ещё сродите!"... Смех всех. Боря: - "Ну,  а если она упадёт носом, то Вы тоже умрёте?"

    Воля держит на руках Надюшку.  Ида говорит:  - "Папа,  неприлично  держать на руках голую женщину!"... Всеобщее смущение. Я: - "Ну, что  это ты сморозила? Это не женщина, а ребёнок". Ида: - "Ну всё равно -  будущая женщина!" Откуда только берется?

    21.09.45. У Иды был первый урок по музыке.  Новая учительница задала такую уйму всяких номеров, что Ида не в состоянии была выучить.  Обязательно играть по 4 часа в день?!  Похоже на то, что учительницы  сговорились и  как бы новая не стала придерживаться системы преподавания Калишевской,  травя её,  Иду, непосильными заданиями. По-моему  могут сделать положение и безвыходным? Завтра Воля идет объясняться.  Я очень тяжело переживаю всю эту историю.

    Боря идёт  первым.  Учительница постоянно хвалит его.  Выдала ему  пенал, как премию. Еще один мальчик получил пенал только за отличное  поведение. Меня крайне радуют его успехи.  Значит, я была права, что  в прошлом году взяла себя в руки и убедила себя, что лучше пожертвовать годом,  чем  заставлять  ребёнка работать через силу и всё-таки  имея его из последних.

    Милушку остригли по необходимости, и так стала удивительно похожа  на Борю.  Ида всё так же медлительна, не ускоряет своих темпов в работе и от этого мне так трудно с ней,  что я иногда прихожу в отчаяние. Нельзя ни на одну минутку выпускать её из поля зрения! Всё время быть   настороже,   всё   время   нервы  натянуты,  всё  внимание  устремлено, чтобы только она справилась и пошла в класс с выученными  уроками. Уже три двойки:  по русскому письменному,  украинскому и по  арифметике. Что-то будет дальше?  Как права была  Елена  Николаевна,  предсказывая, что  в дальнейшем она может бросить учиться:  надоест.  Очень она несерьёзна.

    23.09.45. У  Бори  - бронхит:  разгорячённый выпил холодной воды.  Вчерашняя ночь - высокая температура,  озноб,  дурное самочувствие. Я  впала в отчаяние, главным образом из-за того, что он определенно жалуется на боль в лёгких.  Сегодня банки, сульфидин,  микстура,  в результате - температура 37,1.

    Из разговоров Бори со мной:  - "Бабуся,  а почему у тёти Сони нет  детей?" - "Она не выходила замуж". - "А почему?" - "Видимо, не желает"... Пауза... "Я вырасту большой и не женюсь. А меня никто не заставит насильно  жениться?"  - "Никто".  - "Ну зачем мне жениться?" У  Иды будет один ребенок, ну с меня и довольно..."

    Мечты о будущем: - "Бабуся, Витя Воробьев хочет поступить в суворовское училище. А я буду машинистом. Буду все возить, куда хочу, туда и  поеду!" -  "Ну,  уж лучше быть капитаном и ездить по Волге,  Днепру.  Машины часто ломаются".  - "Ну,  что ж!  Я её починю. А пароходы тонут..." - "А капитаны имеют погоны?" - "Конечно". - "Ну, тогда я буду капитаном.  Тр-р-р-р-р!  И убью немца! А ты, бабуся, будешь тогда  старенькой и  вот такой (показывает на 1/2 метра) маленькой.  Ты будешь тогда носить коротенькие штанишки?" – «Нет,  юбочку», смеясь, отвечает Воля.

    По моему предложению Боря рассказывает Миле собственную  импровизацию, не лишённую фантазий.  Сюжет:  девочка Мила бежит в сад, рвёт  яблоки. Падает с дерева.  Больна.  Её лечат. Встает с постели. Бежит  на речку купаться. Вдруг она "утопилась". Ребята её спасают. Она садится на машину. Родители гоняться за ней, но ловят на машине другую  девочку. Мила  очутилась  где-то в саду.  Ею почему-то заинтересовались. Являются родители и отводят домой.  - "Боря,  расскажи ещё!" -  просит заинтересованная Мила,  крайне довольная, что у героини рассказа её собственное имя. Ида обладает, по-моему меньшей фантазией. У  неё рассказ,  скорее - композиция прочитанного,  но весьма  интересная. Но фантазёрка ужасная,  в смысле придумывания всяких  жизненных  небылиц: трудно отличить - ложь это или фантазия?  Например, рассказывает Нина, как Воля, одевая сапог, сначала посмотрел, нет ли в нём  мыши. - "А вот Фаня стала одевать туфлю,  чувствует,  что там что-то  мягкое, да как закричит:  мышь, мышь!" - "Ах ты моя фантазёрка", говорю я - "Это ты сейчас придумала!" - "Нет,  правда,  правда,  правда!" - кричит зарумянившаяся Ида.  Вот поди и  верь  ей,  когда  она  рассказывает разные  случаи  про подруг и в особенности,  про учителей...

    30.09.45. 27  сентября Борю повели на рентген.  Результат плачевный. Бронхиальный процесс корня правого лёгкого.  Это было настолько  неожиданно, что поразило, как громом. У меня всякая работа вываливается из рук.  Иногда впадаю прямо в  отчаяние.  Врачи  не  обратили  во время внимания на красные болезненные бугорки на голенях ног, хотя Боря сам начал жаловаться на боль.  Это, оказывается, характерный  признак. Как будто ключ к занесению инфекции в дом дала врач санатория "Боярки".  Видимо, прошлогодний приём детей в санаторий в группы  разного состояния здоровья (оздоровительный,  закрепительный и открытого процесса) был произведён неправильно и дал неутешительные результаты. Вот какие:  здоровые дети вернулись домой заражёнными.  До  чего это горько! Неужели нельзя было это предвидеть?

    Боря капризен до невозможности: кричит часа по полтора, под конец  забывая, о чём он собственно,  кричал.  Любит слушать  увлекательные  рассказы отца.  Отец  советует  быть ему капитаном:  - "Будет у тебя  собственная каюта,  красивая,  убранная. А сынишка твой, вот как ты,  будет бегать  по палубе..." - " А кто мне его родит??!" - спрашивает  Боря. Причём в слове - родит, он ударение делает на букву - О.
    Мила говорит:  - "Бабуся, я сегодня "именинница?" - "Да" - "И вечером буду?" - "Да".  - "А завтра?"...  - "Бабуся, я сейчас плюнула.  Сколько у меня слюнов во рту?..."

    Дети вчера с вечера приготовили ей подарок:  положили в салфеточку: пончик (Ида принесла свой завтрак из школы), груши, яблоки, конфеты,  орехи, печенье. Завязали красным бантом. Ида "собирала" подарок с тем расчетом,  чтобы на следующий день досталось всем поровну.  Утром Милочка всё "разделила".  А Боря, заподозрив Иду в "скрытии" у  него каких-то бумажечек,  снова кричал до хрипоты.  Никто и ничем не  могли  его  успокоить,  Ведёт себя невозможно.  Вскакивает с постели  (37,1). Не желает есть.

    14.10.45. Покров. Вот уже три недели Боря лежит в постели. Температура не  опускается  даже по утрам.  Лечат два доктора.  Привозили  специалиста - доцента. Привозили на машине популярного специалиста -  лёгочника. Все склонны думать,  что этот процесс в лёгких - туберкулёзного характера. Да, видимо так и есть.

    Как много пережито за это время, не хочется и писать об этом. Надежда сменялась отчаянием и обратно...  Но вот вчера он  первый  раз  попросил есть,  до сих пор всё делалось насильно.  Я говорю ему:  -  "Как ты напугал, меня Боря!"

    В следующий раз он пишет мне записку: - "Бабуся, хочу есть" - наверное, чтобы меня не испугать.

    Лечение такое:  все врачи отменили сульфидин.  Только кальций.  А  Лазаркевич  (знаменитость) велел давать 4 дня по 2,5 грамма хины три  раза в день, желтки с маслом для аппетита, кальций, анисовую микстуру и яичную скорлупу.  А главное - питание,  питание... И вот на что  только мы не пускались для того,  чтобы заставить его есть.  Сначала  мне удавалось заговаривать ему зубы. Но скоро он сообразил эту штучку. Раз, пока он ел, я ему рассказала "страшный сон" и заинтересовала его настолько,  что он съел два ломтика мяса. Воля взял отпуск на  восемь дней и ухаживал сам за ним. Иногда Милушка с "надеждой" смотрела на вкусные вещи, не дадут ли и ей. Воля говорит ей: - "Боря болен,  вот я и даю ему яблочки,  маслице..." - "А если я заболею,  ты  мне дашь?" - "Ну,  нет!  Лучше ты не болей, я и так тебе дам." - "Ну  давай тогда!" А в это время Боря жалуется:  - "Все глотать, глотать,  целый  день глотать...!" Сегодня температура утренняя и дневная первый раз - 36,6.

    28.10.45. Вот уже два дня,  как Боря встал с постели, и выходит во  двор.  20 октября выпал снег.  Морозы. Топили печи. Надели шубы. Так  пришлось много перестрадать во время его болезни! Эх, если бы ребята понимали, как тяжело достаются их болезни. Что только не передумано!  И сейчас он, точно хрустальный стаканчик, который при малейшем толчке может разбиться...  Послезавтра покажут его врачу -  лёгочнику  в  тубдиспансере,  который  должен взять его на учёт.  Неужели позволят  ему учиться? Он аккуратен, исполнителен, внимателен, но арифметика не  будет пока ему даваться: он соображает туго.

    Ида... Ну что о ней сказать?  Всё та же. Учится всё хуже и хуже.  Ничто не помогает: всё с неё скатывается, как с гуся вода. Я думала,  что ей трудно будет учиться.  Ничуть. Я поставила свой диагноз: ни к  чему нет серьёзного отношения. В этом всё зло. Виновата и среда: санаторные, школьные и дворовые подружки.  У них, видно, все помыслы о  мальчишках. Наша подражает.  Она мне как-то говорит:  - "Я люблю писать рассказы и кинокартины,  в которых говориться про любовь". Проверяя её работу по русскому языку (задание - придумать фразы), я натыкаюсь на такую: - " бассейны, возле которых растут цветы, пахнущие  любовью". Веду с ней разговор,  спрашиваю её, а она уже не слушает и  говорит о чём-то другом. И так во всём.

    11.11.45. Завтра должны вести Борю на рентген.  Что-то покажет? В  школу не ходит. Занимаюсь с ним сама. Арифметика даётся туго. Он самолюбив. Видимо,  стыдится сознаться в непонимании.  А я боюсь,  что  объяснить всяческими способами я не успеваю. Время, говорят, залечивает всякие раны, так и с ним. Пройдёт известный промежуток времени,  вдруг что-то  у него в мозгах проясниться и он сразу всё поймет.  Но  не всегда можно ждать...

    Сыро, льёт дождь. Глухая осень. Туго с обувью. Если добьемся кому-нибудь ботинок, то хватает недели на две: поголовный брак.

    Сшила Борюшке две рубашонки из старых Волиных - радовалась за него, что есть что надеть.  Иде и Миле тоже что-то  сшила  из  старого  тряпья. Выстирала, повесила в кухню. Все украли. Я прямо плакала. 14  штук одежды украли. Смену белья хорошего Волиного.

    У Иды в табеле две двойки - по арифметике и русскому.  Она совершенно равнодушна.  С музыкой - тоже пятёрок уже давно  нет.  Главный  недостаток: чуть  не с первого урока заучивает наизусть и чем дальше  в лес,  тем больше дров (ошибок).  Заигрывает так,  что потом трудно  исправить, но  упорно  продолжает  не смотреть в ноты и упрямо вести  "свою линию".

    Как-то я ей рассказала про одну девочку,  похожую в своем отношении к музыке на Иду и говорю:  - "Отец  одной  девочки  любил  дочку  свою, как  я тебя"...  - "А ты разве меня любишь?" - говорит Ида.  Я  ничего не сказала.  Спустя немного времени...  Она страшно мучилась,  не имея ничего,  во что бы можно было завернуть книги. Я ей сшила из  клеёнки и прочной подкладки сумку,  которую можно надеть на спину  и  на руки.  - "Ах,  бабуся, как мне стало теперь удобно носить! И руки  не мёрзнут!" - говорит Ида.  - "Ну что это доказывает, что я тебя не  люблю?" - потупилась. Ничего не сказала и не поблагодарила.
    У неё нет тёплого одеяла.  Её одевали тремя байковыми, из которых  одно не греющее, тяжёлое, шерстяное. Однажды ей подстелили шерстяное  в самый низ. За ночь ей досталось. Опять мне пришлось искать выхода:  На Борино тёплое одеяло подшила чистый пододеяльник и застелила сама  ей постель.  - "Ах, бабуся, как мне хорошо сегодня было спать!" - "А  кто это сделал?  - Бабуся.  Значит я тебя не люблю?" - Ответ все тот  же...

    18.11.45. Мороз.  Окна запушило.  Боря был на рентгене. Улучшение  есть, но... и т.д. Упорное лечение воздухом и питанием. Учиться запретили. До  чего это для меня тяжело!  Найду ли я выход,  чтобы дать  ему возможность поступить во второй класс?  Читает он не дурно  и  с  любовью. Пишет четко и внимательно. Но успею ли я за каникулы пройти  с ним арифметику,  если ему позволят заниматься? Он очень туго соображает.

 Мила,  слушая  взрослых,  "решает" задачки,  сочиняет сама и  "читая" книжки,  выдумывает разные рассказы. Никто её не слушает, не  интересуется: ребёнок развлекается сам. Пишет буквы: - О, А, Р, считает до десяти, но цифр знает чрезвычайно много. Случайно я ей подсказала стишки.  Она их сейчас же выучила наизусть. А дальше выучить,  так у меня времени, как всегда не хватило.

    Боря жалуется:  - " все мальчики поют песни, а я никаких не знаю.  Просил  маму записать со слов тёти Руфы,  она говорит - завтра.  А я  так люблю петь"... Жалко ребятишек.

    Ида сегодня пошла на проверку к профессору музыки - мужу преподавательницы).  Четверых девочек она направила к нему. Я с вечера предупредила, чтобы у неё всё было готово. Стала одеваться: платье смято,  колено чулка продрано (уж который день не находятся то  иголки,  то ниточки), пуговиц на пальто нет... Я разревелась белугой, Ида тоже.  Так ли нас полуграмотные бабушка и мать провожали на  учебу?  А  нас было семеро. Уж и жалко мне её всегда бывает! Волосы она бросила  расчёсывать (у нас гребешка давно уж нет:  жалкие  огрызки  только),  всё у нас спутано. Случайно взялась мать ей расчёсывать. Она кричит:  - "Больно!  Больно!" - как в некой народной песне...  Все эти  сцены  камнем ложатся мне на грудь,  но что я сделаю, когда работаю за десятерых, а сил и здоровья уже нет...

    Возле школы собираются хулиганы. Бросили камнем в шедшую восьмиклассницу и убили. Вчера за Идой гнались парни. Она уверяет, что у них  была финка.  Она едва добежала до столовой  матери,  вся  в  слезах,  ужасно больно ушибла колено. Было ли всё так или у "страха глаза велики?" Во всяком случае хорошего мало.

    02.12.45. Иду учительница по музыке выдвинула играть на концерте.  Учится у профессора.  Ида уже два раза была у  него  для  проверки.  Должен был быть концерт,  но не состоялся.  Получила по музыке пять.  Первая пятерка за всё полугодие.  Боюсь даже  помыслить,  что  может  быть дурь спадет с Иды, как ржавчина и она станет снова милым ребёнком.

Характерный случай для Иды.  Встала рано,  но уже полчаса, как   сидит за ботинком.  - "Бабуся,  зачем ты сделала стельку в мой ботинок? Нога не влезает." - "Ничего я не делала".  - "И язычок  пришила  зачем?" - "Не пришивала"... Пауза... - "А всё-таки ты, наверное пришила..." (Ноет,  ноет...) - "Ну просто для того,  чтобы сделать тебе  неприятное. Ты же говоришь,  что я не люблю тебя."... Замолчала, надела. Вышла играть к роялю.  Встал Боря. Надел ботинки. Ищет второй:  нет. Ищут все:  нигде. Рассвело (мы без света). Боря находит ботинок  ... на ноге у Иды.

    16.12.45. Позавчера  у  Иды был концерт,  на котором выступала  и  она -  играла хорошо. Учительница похвалила. Поставили ей пять.  Как  будто это на неё  даже подействовало.  Не даст ли хоть это сдвиг в её  работе? Математика,  русский язык и украинский - все на той же  стадии. Тетради и книги находятся в "классическом" беспорядке. С тетрадями неладно было с начала года.  Следить за всем я,  конечно,  не в  состоянии: сказала матери,  чтобы контроль за тетрадями она взяла на  себя. Нина тут же строго,  строго распорядилась Иде,  чтобы  тетради  были приведены в порядок (думаю, что слышали даже соседи). Ида ответила, как и всегда - "сейчас!",  что означало... Ну, в общем, видя, что  это дело  не продвигается,  я сделала "подтверждение" матери,  а она  сейчас же "строжайше" передала Иде... и т.д.

    У Иды сумка "все разбухала"...  Тогда я проделала такую же воспитательную работу с отцом. Результат и методы воспитания были те же...

    Прошло, пожалуй,  месяца  два,  да нет,  наверное и все полгода,  когда я поняла, что, как и всегда и во всем мне придется взяться самой. Сумка была её уже неподъёмная.  Ида хотела было улизнуть с сумкой в другую комнату,  но я заставила её всё сделать при себе.  Боже мой! Чего  там  только  не было!  Весь в чернилах замазанный платок,  корки хлеба, куски мела, тряпки, бумажки и почти все старые тетради.  Тетради все вывернули,  подшили, завернули, надписали. Из сумки выбросили всё, вычистили. - "Вот, бабуся, как легко стало!" Описала всё  так подробно, т.к. это, пожалуй, один из самых ярких эпизодов воспитания моей внучки.

    Мила большая " ябедница".  - "Бабуся, Ида не играет по нотам!"...  - "Бабуся, Боря не повесил пальто!"... - "Бабуся, мама резала хлеб и  не убрала его потом!"... - "Бабуся, папа не убрал сапоги на место"...     Боря на такие жалобы очень красиво "поёт":  - "Ой,  Милка,  как я  тебе сейчас дам!" - Милка ему отвечает:  - " Всё будет сказано! Всё!  Всё!" ... Боря умолкает.

    30.12.45. Вчера  Ида вернулась из музыкальной школы с лукавой рожицей. Вижу,  что-то произошло хорошее. - "Ну,  что - как?" - спрашиваю. - "Пло-о-хо!" - стараясь сделать "грустное" лицо,  отвечает Ида.  - "Нет, нет! Видно четыре?" - "Ах, нет, пять!" Я стала её целовать.     -"А у  меня  их угадай сколько?  Покажи на пальцах!" Я показала -  2, не угадала, показала - 3, не угадала, показала 4 - верно. Я обрадовалась до слёз этому сдвигу. Пришла мать. Дочка бросилась к ней со  своей радостью.  А мать,  занятая мыслью о своем угле, едва, видимо,  догадалась, о чём говорит дочь. -  "Бабуся,  посмотри,  какую жирную  пятёрку поставила мне учительница!" - "Ну, за это папа привезёт тебе жирную утку." - "Нет, на утку я не согласна: пусть жирного гуся!"
    Вчера всех водили на рентген.  У Иды всё прошло.  У Бори никакого  улучшения. У Милы увеличены снова железы. У меня вся душа изболелась  за них... Записали в санаторий Борю и Милу на февраль и март. Неужели и это не поможет? Боря и слышать не хочет, что там надо будет играть с Милкой.



Рецензии