Рыба султана Ибрагима

   Молодой месяц едва освещает морской берег, по которому бежит человек. Два всадника преследуют его, стараясь отсечь от кромки прибоя. Это янычары. Белые колпаки с лоскутами материи развиваются за их спинами и хорошо различаются в бледном лунном свете. Беглец из последних сил пытается броситься в море, но цепкие руки подхватывают его с двух сторон. По инерции он еще продолжает бежать, напрасно молотя воздух между горячими крупами лошадей, пока они не останавливаются.
Янычары бросают несчастного на песок лицом вниз и он, не смея поднять голову, смиренно ждет своей участи. Теперь видно, что  трясущийся от страха человек – простой рыбак. Суму с двумя десятками красных рыбешек он успел зашвырнуть далеко в море.

- Как ты посмел, несчастный, ловить любимую рыбу нашего повелителя? Или ты не знаешь, что ждет тебя за нарушение султанского указа?
Рыбак пытается перевернуться на спину, но обутая в красный сапог нога, прижимает его голову к песку.

- Почему ты молчишь, шелудивый пес, или у тебя от страха отсох язык?

- Не убивайте меня, господин! Я бедный рыбак и все, что я сделал – это выловил несколько жалких рыбешек, чтобы прокормить свою семью.

- Молчи, сын ослицы и шакала! Как твой лживый язык повернулся назвать рыбу султана Ибрагима жалкой рыбешкой?!

   Янычары неспешной рысью возвращаются в направлении казарм, оставив на песке  обезглавленное тело рыбака.

   Все это могло происходить в Османской Империи во времена правления султана Ибрагима I (1615-1648)

О-о, это был еще тот сластолюбец. И нет ничего удивительного, что именно в его правление вышел специальный указ: рубить голову каждому, кто посмеет ловить барабунию. Лакомства из этой маленькой рыбки предназначались исключительно для стола Великого Падишаха.

   Её достоинства ценились с древних времен. Когда ни султана Ибрагима, ни Османской Империи не существовало и в помине, об этой рыбке писали и Сенека, и Цицерон, и Плиний... Но и в далекие древние времена барабунию подавали к столу только богатых патрициев.
Вот, что писал Сенека об этой рыбке: «Нет прекрасней зрелища, чем барабуния, умирающая в агонии. В борьбе со смертью она преображает пурпурный окрас, переходящий в общую бледность...»

   Поэтому, в Древнем Риме перед тем, как приготовить блюдо, повара выносили барабунию в специальных глиняных сосудах, чтобы ее агонией могли полюбоваться гости.

   Особо крупных особей барабунии называли муллами и ценились они на вес серебра, равный весу рыбы. Возможно, муллами их звали за длинные висячие усы, с помощью которых эта донная рыбка ищет себе корм. Разгребая этими усиками илистое дно, барабуния отыскивает червячков, мелких ракообразных и моллюсков.
 
   Вообще, названий у этой рыбки так много, что можно запутаться. На черноморских побережьях Крыма ее знают, как барабулька, особей покрупнее называют султанка. Фаворит Екатерины, Потемкин, прислал однажды своей императрице свежую султанку и государыня была весьма довольна.
 
   Стоит ли удивляться этому названию рыбки, если Крым долгое время находился под владычеством Османской империи. Память о султане Ибрагиме и его любви к барабунии сохранилась на все времена. Кстати, великими деяниями этот безумный монарх не отличился, а для истории остались  лишь рассказы о  его необузданной  страсти  к  своим наложницам, коих у него было огромное множество. В его гарем поставляли рабынь со всего света, а его сексуальные потребности не угасали и он требовал для себя новых развлечений. Идеалом женской красоты для него были полнотелые женщины и вес многих красавиц его гарема превышал 120 килограмм. Однажды, он возжелал самую толстую красавицу  и воля повелителя была мигом исполнена. Во дворец доставили толстячку весом 230 килограмм. Она  получила прозвище «Сахарок» и на какое-то время вытеснила остальных фавориток гарема. Что тут скажешь? Растленный сумасброд. К тому же, по уверениям современников, психически нездоровый тип. Одна невинная шутка во время очередной оргии закончилась гибелью трехсот наложниц. По приказу безумного падишаха их попросту утопили в Босфоре.

   Однако, какое нам дело до всяких сумасшедших монархов и зажравшихся патрициев? Разве об этом я собирался вам рассказать?

   Название барабулька и барабуния заимствованы из турецкого «barbunya» и итальянского «barbone» (большая борода). В Израиле, Греции, Болгарии, Египте, Турции и на Кипре ее называют барабуния. В Ливане и Сирии сохранилось название  «султан Ибрагим». Правда, в Израиле тоже можно услышать иногда «даг султан Ибрагим» («даг» на ивр. – рыба). В Испании их называют «рыбы со скал», в Англии – «рыбы-козы». Чем не коза? И борода есть, и пасутся стаями на дне, разгребая усиками ил и песок.

   Ловить барабунию очень просто. Снасть  для ее ловли готовится в считанные минуты.  Если вы собрались рыбачить с лодки, то все, что вам понадобится – это короткий спиннинг с катушкой, 50 метров лески или нити, 2-3 поводка, можно, даже четыре, крючки (номер  5 или 6) и грузило. Итак, снасть для ловли барабунии готова, осталось нарезать мелкие кусочки кальмара или креветок и можно закидывать. Если из всего перечисленного у вас нет спиннинга с катушкой, не беда – можно обойтись и без этого, и ловить «с пальца», как пацаны в южных украинских городах ловят бычков. Так даже интересней и ты чувствуешь малейшую поклевку и сходу можешь подсечь. Только при ловле барабунии и это не потребуется. Голодные рыбки бросаются на наживку и заглатывают ее с такой жадностью, что потом долго возишься, доставая крючок. Особую радость доставляет, когда все крючки заняты барабунией. Вытаскиваешь такую гирлянду с тремя-четырьмя красивыми рыбешками и твоей радости нет предела. С легким запахом свежего огурца эти замечательные рыбки порадуют вас не только меняющейся расцветкой, но и необычайно нежным вкусом.

   Вот и я сегодня целенаправленно вышел в море, чтобы поймать  барабунию. Мой рыбацкий каяк рассекает воду перпендикулярно берегу. Я смотрю на экран сканера и слежу, как увеличивается глубина. Мне не нужно искать рифы или скалы,  как при ловле крупных хищников. Сегодня я ловлю барабунию, значит, стоит просто отойти подальше от берега на глубину 30-35 метров и стать на якорь. Если течение не очень сильное, то можно ловить в дрейфе. Вас потихоньку сносит на новое место, где барабунии больше или меньше, как повезет.

   Ну, вот, глубина достаточная, сонар показывает ровное илистое дно. Барабунию я не вижу, она слишком мала для сонара, но я точно знаю, что она есть. Нанизываю кусочки кальмара и бросаю за борт снасть. В то самое мгновенье, когда грузило ударяется об дно, я чувствую серию нетерпеливых рывков. Подсечка и я быстро вращаю катушку, гибкий спиннинг прогнулся и его кончик почти касается воды. ..Три двухсотграммовые красавицы сверкают розово-красной чешуей. Это барабуния!
И мне за это ничего не будет, по крайней мере, голову точно не отрубят.


Рецензии
Добрый вечер, Владимир.

Как же Вам повезло, что живёте не во времена султана Ибрагима. Иначе не сносить бы Вам головы. ))

Очень интересно,легко и красочно написан рассказ. Читатель будто видит и человека, бегущего по моркому берега, слышит шум прибоя. И конечно, прекрасная барабуния привлекает взгляды.

Спасибо большое и всего Вам самого доброго!


Вера Крец   08.09.2025 01:37     Заявить о нарушении
Добрый вечер! Увы, но из-за аномальной жары давно не выходил в море. Правда, последние два-три дня жара начала спадать, даже обещают лёгкие дожди.
С благодарностью и пожеланием разных удач и всего самого доброго.

Владимир Пастернак   08.09.2025 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.