Трудные слова
Проблема, когда человек не научен выражать словами чувства, а приучен скрывать их. Неумение благодарить, радоваться встрече, выразить симпатию и приязнь иногда приводит к потере самого дорогого в жизни.
Как трудно бывает проговорить нужные слова. Всего два или три слова, а рот немеет, мозг, точно скованный параличом, тщетно старается отыскать что-то тёплое, похожее на радость. Пауза затягивается, и нить связи рвётся. Но есть люди, сердца которых готовы в нужный момент найти эти слова. Они согреют и помогут выжить.
ЧАСТЬ 1.
-Эмма Валерьевна, один мужчина хотел познакомиться с вами!
-Правда? Немой, или заикается? Почему вы озвучиваете его, а не он сам?
-Мы - близкие друзья. Он хочет серьёзных отношений.
-Тем более! Неуверенный в себе? Трус? – Предположения, одно за другим, замелькали в голове. – Мужчина, которому в 21 веке нужна переводчица - сводня!
Женщина презрительно фыркнула.
-Избави, Бог, от того, кто ищет няньку и грелку на ночь!
-Отличный человек, видный мужчина. Я ручаюсь за него. - Продолжала приятельница. -Честный, порядочный. Он знает вас, часто видит.
-Спасибо, Нина Васильевна. Я не хочу «серьёзных отношений»,- про себя добавила- с мужчиной, который неуклюже прячется за женщину, точно малыш, закрывший глаза ладошками. Мог бы попросить устроить «внезапную» встречу! Какая сложность? Закрытое предприятие, одна территория, одни столовые, одна библиотека. - Она улыбнулась.
-Владимир из главного конструкторского каждый день приносил картинки, наклеенные на картон. Вся стена за мной украсилась цветами и грибами. Он тоже, молча, хотел что-то кроме картинок. Но мне хватало его натюрмортов.
И вдруг вспомнила студенческие годы. Была влюблена. От воспоминаний стало жарко.
-Проклятые трудные слова! – Даже через много лет вспыхнула, поёжилась от неловкости. На предпоследнем курсе влюбилась в друга, с которым все годы были в «подружках».
-Господи, он же был копией Марио Ланце! Улыбчивый, смешливый. На голове волна к волне тёмных блестящих тщательно уложенных кудрей. Открытый, бесхитростный, искринки в карих глазах. Лишь не пел и всё время говорил о себе, что делал, что чувствовал. Пока он болтал, я сгорала от муки. Я из последних сил сдерживала рвущееся из сердца признание. Хмурясь, молча уходила. И ни одна душа не догадывалась, как я страдала! Не знала даже близкая подруга.
Меня терзала двойная мука: страх признания и неумение найти нужные слова.
Ничего умнее и утончённее не могла придумать, как, встретив в полутёмном коридоре факультета, с разбега ляпнуть:
-Димша, я люблю тебя! – Но внутренний контролёр заставлял глушить порыв и девичий зуд. В тайне сознавала, что не любовь торопила, признаться. Хотелось поскорее снять узду влюблённости и снова стать свободной.
Видел Бог, слова моего признания висели на кончике языка. Я представляла, как друг вытаращит глаза, зальётся смехом и подавится словами. Он всё время что-то рассказывал.
Мне не дано было пересилить страх неловкости. Оставаясь одна, я без устали повторяла «Признание» Пушкина. Встретив парня в коридоре факультета, только моргала и мычала, как немая.
Велик гений Пушкина! 200 лет назад, а чувства те- же! Изысканный слог признания с юмором, нужные слова и точная картинка состояния бедного влюблённого! Особенно, последнее четверостишье:
«Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!»
Каждое слово было для меня – изумительной подсказкой, кроме «ангела», в наше время они перевелись…Я узнала, что и как надо сказать любимому…Увы, знание не добавило смелости. Я не призналась. Он уехал. Мы не виделись и не переписывались. Странно? Бывает.
-Одно дело – страх неопытной девушки перед признанием, другое дело – топтание мужчины далеко за 40 и боязнь заговорить с женщиной «о погоде»! Я отказалась от знакомства с робким мужиком без сожаления, не задавая вопросов: кто, сколько лет, причина суперробости? Узнала лишь, что работает на заводе, но не уточнила в каком отделе или цехе. Я знала почти всех начальников не только по фамилиям. Встречалась по работе в течение дня не один раз. Если бы кто –то из них имел «серьёзные намерения», не смог бы прятаться в течение многих лет.
-Мужик- Штирлиц? -Эмма хихикнула. Неожиданно вспомнила, и загадочная улыбка прогнала задумчивость.
-Был один. Загадочный мужчина- принц…Имени не знаю. Моего возраста или чуть старше. Среднего роста, светловолосый, худощавый. Черты правильные, сказала бы красивые, неброские, но запомнившиеся надолго. Большие ясные глаза серо-голубые, с искрой радости встречи.
Встреча всегда неожиданная, быстро мелькнувшая, широкий шаг, без заминки и остановки хотя бы на миг. Ослепительная, ошеломляющая, белозубая улыбка во весь рот, и прямая спина, в спортивной куртке, удалявшаяся в правую или левую сторону.
Всегда лишь улыбка. Однажды услышала голос. Мужчина прошёл мимо нашего гаража, как обычно, не останавливаясь.
-Добрый вечер! -Мягкий баритональный тенор, точно разбудил меня. Я резко повернулась и чуть не упала, зацепившись рукавом за открытую дверцу жигуля. Свет белых зубов в магнетической улыбке ударил пожаром в груди! Мужчина, улыбаясь, уходил, не замедлив шаг ни на секунду. И так в течение нескольких лет: улыбка издалека, чаще всего без приветствия и шаг без замедления между кооперативными гаражами.
Последний раз встретились в городе, на улице Восточной. Я возвращалась с Шарташского рынка по тротуару левой стороны улицы. Двигалась медленно, глядя под ноги, будто сомнамбула. В голове бродили обрывки разных мыслей. На следующий день уезжала из города. Возможно насовсем. Будущее- непонятное, прошлое - без сожаления оставленный ненужный груз.
Не поняла почему, подняла глаза и бессознательно взглянула влево. По протоптанной наискось части газона, примерно метрах в десяти, быстрым упругим шагом шёл мужчина. Улыбка, знакомая, можно сказать приятная сердцу, оживила, точно допинг. Рука непроизвольно взметнулась, и я поприветствовала мужчину, радостно улыбаясь. Его улыбка стала шире.
Мне вдруг захотелось подойти, чтобы проститься. Мы шли в противоположные стороны, не останавливаясь, не ускоряя, не сдерживая шаги. Если б кто-то из нас задержался хотя бы на миг, наши траектории пересеклись бы. Кто знает, может и судьбы тоже? Мои ноги продолжали движение вперёд, не меняя привычный маршрут к дому.
Мужчина, улыбаясь, шёл, сохраняя направление, не ускоряя и не замедляя движение. Несколько секунд мы смотрели друг на друга, не отводя взглядов, как загипнотизированные. Я двигалась в приятном сне. Что-то внутри трепетало и подавало слабый сигнал, прося остановиться, выразить удовольствие от встречи, не только улыбкой, хотя бы парой слов… Так продолжалось несколько секунд.
Наконец, не выдержала, отвела взгляд. Шла, опустив глаза, ничего не видя, кроме размеренно шагавших ног в кроссовках. В них безопасно и удобно за покупками на рынке. Вдруг ухо уловило за спиной торопливые шаги. Может кто-то из приятелей?
Так не хотелось никого видеть. Разговоры и встречи со знакомыми ничем не привлекали, не обещали радость общения. Любопытство в глазах, колкие вопросы и даже непонятная зависть вызывали в душе печаль. Не то настроение, и надоело. Отношение подруг неузнаваемо изменилось. Так и слышала укор в предательстве Родине… Кто-то окликнул:
-Эмма, остановитесь, на минутку. – Незнакомый голос прозвучал с волшебной успокаивающей нотой. Я невольно замедлила шаг, опомнившись, тут же снова прибавила.
-Незнакомец? Знает имя? Не хватало под занавес глупых приключений!
Ускорила шаги, почти бежала,стараясь, как можно больше оторваться от чужака. Мужская ладонь ухватила за локоть, прижимавший под мышкой сумку с деньгами и документами. Не оглядываясь, выдернула руку и резко повернулась, занося кулак для удара.
-Эмма, пожалейте! Извините, что напугал. Вы завтра улетаете, а я снова, как немой, молчу и жду от вас первого шага.
-Откуда знаете моё имя? Я не знаю вашего. Нас не знакомили. - Почему-то расхотелось улыбаться и любезничать. «Умерла, так умерла»,- повторяла я в подобных случаях.
-Хотите кофе?
В этот момент я ничего не хотела, а кофе тем более. Поезд ещё не совсем ушёл, но последний гудок прозвучал. И мне не хотелось перестраиваться, позволяя расцветать надеждам, как оживает на пару дней от стакана воды засушенный хозяйкой домашний цветок.
-Подарите мне несколько минут. Пожалуйста. Приглашаю в кафе.
-Лучше за столик на улице,- проворчала, словно старая жена надоевшему мужу. –Подумать только, как быстро меняется настроение! Несколько минут назад радостно махала рукой и улыбалась во всю ширину рта, не зная имени и фамилии мужика. Ничего не зная, кроме места работы. И почему-то рассердилась, когда он вдруг захотел познакомиться… Заговорил, когда судьба рвала последние связи, и я окончательно смирилась с грядущими переменами.
-Ха, «смельчаку» не хватило десятка лет! Мне это надо? Брось, не дури. Интересно узнать причину поведения мужчины. Без обиды и злости. Он ничего не обещал, не заигрывал, даже здоровался издалека. Только улыбка, ни слова, ни кивка головы...
ЧАСТЬ 2.
Мы сидели одни среди прохожих и дорожной пыли. Мчавшиеся по дороге машины в метре от нашего столика рычали, набирая скорость, и газовали выхлопами плохого бензина. Мужчина улыбался и молчал, рассматривал меня. Я хмурилась, уставившись в чашку едва теплого кофе. Пирожное твёрдое от старости, не откусывалось, с трудом сплющивалось и не давало закрыть рот.
-Представьтесь, сделайте шаг. - Не выдержав долгой паузы, фыркнула я.
-Вадим Сукачев. Жена умерла молодой, 20 лет назад. Детей не было и нет.
-Почему не женились снова?
-Занялся карьерой. Работа поглощала всё время и все силы. Надеюсь, вам это знакомо.
Переваривая скудные слова, я смогла лишь хмыкнуть. Мужчина спокойно продолжал.
-Горько терять любимого человека. Казалось, что в жизни не будет ничего радостного и дорогого, кроме работы и заданий правительства. Но, как-то увидев вас, понял, что жизнь не остановилась, и я как мужчина жив и хочу жить. Несчастью отдал полжизни. Пора очнуться. Не поверите, я стал улыбаться, видя вас. Раньше я никому не улыбался.
-Простите, сколько помню, вы всегда улыбались. Не слышала голоса, не знала имени. Вы здоровались едва слышно в гараже, но всегда с улыбкой.
-Не хотел, чтобы, ваш муж принял моё приветствие на свой счёт. - Его слова ужалили сильнее крапивы. Точно меня толкнули в заросли колючего крыжовника. Сердце сжалось от боли, тело вспыхнуло от жара. Дыхание перехватило.
-Почему?
-Чисто мужское. - Он снова улыбнулся.
-Непривычно слышать. В кругу друзей все любили и уважали его. Мужчины - за весёлый нрав и верность мужской дружбе, их жёны- за харизму и готовность в любое время шепнуть на ушко о любви. Сложен был, как атлет, уверен, как гусар, обаятелен и красив, как Аполлон! У женщин от удовольствия туманились глаза.
-Значит, вам нравятся красивые мужчины…
-Почему это вас волнует?
-По тому, какого мужчину любит женщина, можно сказать о…
-Не смущайтесь, договаривайте: «Что она из себя представляет?»
-Не совсем так. Вернее, … Я не хотел ошибиться…
-Точнее: Сканер не даёт рекомендаций. И вы не могли сделать правильный вывод?
-Вы – безжалостная женщина! Ваши слова - приговор моей тупости! Признаюсь, сканирование не повлияло, вы до сих пор нравитесь мне. Мой внутренний навигатор всегда подсказывает, где вы, близко или далеко. И я иду туда, чтобы издали взглянуть на вас.
-Ха, отлично маскировались.
-Видел, что вы ни с кем не заводите дружбу, а могли бы попросить помочь хотя бы в ремонте машины…
-Не было нужды. Машиной занимался муж.
-Я так и понял. Не хотел остаться в отвергнутых дураках. Сделал шаг, когда его не стало…Соболезную, мы все там будем…
-Какой шаг? Когда? - Злость продолжала бурлить, словно кипящая вода в котелке над потухающем огнём костра.
-Нина Васильевна говорила с вами по моей просьбе…- Он заглянул мне в глаза.
-Вашей? Я не поняла и очень рассердилась!
-Но я действительно хотел серьёзных отношений!
-Что это значило? Мужчины и женщины понимают холодное и горькое по-разному! Смешно и нелепо прятаться за юбку подружки!
-Вы правы. Согласен: Выглядело глупо.
Мне показалось, что разговор, будто рентген, высветил в душе взрослого мужчины изъян: неготовность к жизни с женщиной. Мелькнула фраза Андерсена: «Король –то голый!» Я невольно ехидно усмехнулась.
-Вы правы. Я боялся отказа и не был готов к вашему согласию… Сейчас очень жалею.
-Не кажется вам, что есть причина, почему наши дороги шли рядом, не пересекаясь?
-Я чувствую, что потерял счастливый шанс. Вы не можете отложить отъезд?
-Нет. Меня ждут. Возможно, приеду через год. Если есть скайп, сможем увидеться и поговорить.
-Отлично. Спасибо за предложение.
- Я не возлагала надежд на будущее. Накоплений - никаких. Заработка хватало лишь на жизнь. А когда перестройка дала возможность заработать больше, поняли: чтобы делать деньги, нужен талант, большие деньги - большой талант! Ни муж, ни я им не обладали. После смерти мужа, ряды друзей весьма поредели. Однажды представив, что моё одинокое «хладное тело» находят по запаху, решила уехать. Не знала, что найду, хорошо знала, что оставлю.
Хотелось молиться, чтобы узнать, что сулит судьба. Какой конец ждёт меня и где? Но я ещё не верила в Бога. Не молилась, полагалась на себя и опыт. Интуиция спала мёртвым сном, а «весь опыт, -как говорил Жванецкий, - остался сзади».
Несколько месяцев встречались с Вадимом в скайпе, рассказывали каждый своё. Он, уйдя с завода, отдыхал. Внезапные перемены в стране, точно раздели многих догола, спутав привычный ход мыслей, изменив ценности, насильно оскопив.
Я готовилась к поездке на Родину. Думала, что почувствую, увидев, услышав голос приветствия друга живьём? Год мог многое изменить.
Вадим долго не выходил на связь. Решила позвонить. С радостью увидела приветливое лицо и необыкновенно обворожительную улыбку мужчины, ставшего другом. Отметила: рад видеть меня. Лишь в голосе прозвучала едва заметная нотка растерянности.
-Показалось? Придираюсь? – Внезапное сомнение сжало душу.
В этот момент раздался женский капризный голосок.
-Вадик, кто это? - на экране появилось лицо молодой женщины, знавшей цену своей красоты. Вадим выключил видео камеру. Лица исчезли, голос женщины не умолкал.
-Это- она? Из…? -Прозвучал брезгливый тон, будто девушка увидела под босыми ногами таракана.
-Юля, Эмма россиянка, из нашего города.
-Всё равно предательница. Сбежала, продалась за сытую красивую жизнь!
Вадим убрал звук. Мне осталось фантазировать. Представила, как друг мягко просит женщину отойти и перестать говорить глупости. Та капризничает, ласкается кошечкой, почти мурлычет. Он сдаётся. На далёком конце продолжалось безмолвие. Я выключила скайп и стояла, раздумывая.
-Странно устроен взрослый мужчина! В детстве говорили: «И хочется, и колется, и мама не велит…» «Жесть» и смелость отдал карьере. Семье досталась манная каша. -Было горько и немного смешно.
-Всё- таки не зря наши пути не пересеклись…
Я решила изменить позывные и пароль. Задержала палец над Enter, задумалась:
-Стоит ли торопиться? Решение, принятое впопыхах, часто ошибочно. -Прошла секунда, другая, решимость убывала.
Рука дёрнулась, указательный палец, готовый упасть на букву Е…, взлетел вверх, точно обожжённый горячей плитой, и сжался в кулак. Всплыло лицо с ослепительной улыбкой и зовом искрящихся глаз, до сих пор непонятых мною до конца. Улыбался, звал, боясь произнести трудные, не только для него, простые слова. Я понимала его. Мне знаком страх, быть вежливо отвергнутой… Некоторые разговоры греют душу, превращаясь в туман возможного, но неясного и далёкого. Сознание, что недооценили, предпочли другую, разъедало душу и снижало самооценку. Лишь надёжный и верный мужчина защищал от мелочности жизни и вносил разнообразие в мир, ограниченный женщинами. Неуверенный мужчина превращал жизнь в муку.
Скайп умолк. Появилась строчка: «Эмма, умоляю, ответь! В.С.»
Растерянность переросла в злость. Сдержав раздражение, выключила компьютер. Остаток дня провела на цветочных клумбах. Всю жажду мести отдала сорнякам, безжалостно лишая жизни. Компьютер включила после ужина. На далёком Урале была ночь. В знаке скайпа подпрыгивал кружочек с единицей. В контакте Вадима выскочила строка:
-Эмма, дорогая, звонил и сейчас звоню, сказать: стараюсь получить визу! Что скажешь?
Я вздохнула и нажала: Удалить контакт!
-Вдруг поторопилась? Мужчина «старается» …Надо бы дать шанс? Бесполезно. Маятник движется туда- сюда, если изменит ход- сломается и перестанет быть маятником.
----
Приёмная комната американского посольства не вмещала желающих получить визу. Вадим с интересом рассматривал посетителей. Очередь продвигалась очень медленно. Собеседование проводил представитель консула. Кто получал разрешение на визы, выходил хоть и красный, но с радостной улыбкой и сиянием глаз. Кто появлялся растерянный, сердитый, вспотевший, но бледный, вызывал сочувствие. Некоторые пытались спросить, в чём причина отказа? Женщины в слезах сбивчиво что-то говорили, мужчины молча отмахивались и быстро исчезали из помещения.
Вадим спокойно наблюдал. Он очень хотел выйти с улыбкой победителя, но где-то глубоко в душе звучал сигнал сомнения. Вызвали последним. Кроме него и секретаря никого не осталось. Терпение сползло в самый низ шкалы. Вышел быстро с угрюмым лицом. Его видела лишь женщина, оформлявшая документы. Мгновенно поняв приговор, она мило улыбнулась, не проронив ни слова.
В голове Вадима всё ещё звучал бархатный голос представителя консульства.
-Уважаемый Вадим Николаевич, к сожалению, вам отказано в получении визы.
-Причина? - автоматически спросил Вадим. Ответ огорчил, хотя, надеясь, готовился к отказу. Сейчас хотел уточнить причину.
-Вы входите в дополнительный список лиц, лишённых права въезда в США.
-Обоснование?
-Я не уполномочен сообщать. Можете ознакомиться в документах МИД РФ.
-Благодарю.
Эмма была в пути уже 22 часа. До родного аэропорта остался час. Самолёт должен приземлиться в два часа ночи. Встретить обещал племянник. Она уговорила не приезжать. Багажа мало, ноги ходят, глаза видят, наймёт такси и отлично доедет до их квартиры. Но она всё равно чувствовала неловкость: хоть на такси, но сна лишит всю семью.
За ограждением - беспокойная толпа встречающих. К ним плывут разрозненные группы прибывших, прошедшие паспортную проверку. Все с чемоданами на колёсиках, в импортной одежде, с лёгким налётом раскованности. Кто спешит, машет свободной рукой, не сдерживая радости. Их встречают, их приезду рады. За ними, не торопясь, идут те, кого не встречают. Бросая иногда отрешённый взгляд на толпу незнакомых, они шаг за шагом приближаются к дому, где никто не ждёт их.
Среди них медленно продвигалась женщина средних лет, в брючном костюме бежевого цвета. Непонятно почему её охватило такое сильное чувство одиночества, что сердце пропустило удар. Она ущипнула себя за ухо. Боль чуть отрезвила. Женщина глубоко вдохнула и машинально взглянула на правый край ограждения. Туман в сознании медленно рассеивался. Мужчина с обворожительной улыбкой махал рукой. Кому? Рядом никто не улыбался и не махал в ответ. Вдруг услышала:
-Эмма! Эмма!
Остатки тумана исчезли. Племянник! Рядом с ним тот, с кем распрощалась несколько дней назад. Остановилась. Кто-то, сзади идущий, толкнул в спину. Смеясь, пробежала пару шагов, не останавливаясь, побежала дальше. Всё вокруг изменилось. Вмиг забыта очередь в дамский туалет с одной кабинкой и без туалетной бумаги, ехидные вопросы в паспортном контроле. Люстры под потолком зала вспыхнули ярким светом; послышался смех; луна, безмолвно глядевшая через стекло фасада, неожиданно игриво подмигнула. Подбежав к мужчинам, женщина прошептала:
-Гарик? Вадим? Откуда? – На большее не хватило слов…
-Гамаюны своих не бросают! – Чарующий распев гласных племянника успокоил и согрел. Я – не одна. Меня помнят!
10. 01. 16 г - 26.03.16г.
Рэм Коль.
Свидетельство о публикации №216041900023