Досталось на орехи

               

 Однажды   в  разговоре  с   Н.Г. Гариным-Михайловским  и  Ф.Ф.Вентцелем  Чехов  рассказал:
- Угораздила меня вчера нелегкая зайти по дороге домой к одним знакомым. На диване в гостиной сидит хозяйка, а рядом с нею — дама. Познакомили нас. Оказалась —писательница, поэтесса. Беру стул, присаживаюсь, затем по приглашению хозяйки направляюсь к столу, на котором стоят вазы с фруктами и орехами, накладываю на тарелочку орехи и только что собираюсь приступить к их уничтожению, как с дивана вихрем срывается сия поэтесса и с громким воплем: «Ан¬тон Павлович! Что вы делаете?! Орехи для вас — яд, у вас кровь горлом пойдет. Вам нельзя, нельзя!» — вырывает у меня из рук тарелку. Та падает, разбивается на мелкие куски, орехи рассыпаются, а вопли поэтессы становятся все громче. Теперь ее негодование обрушивается на хозяйку, которая, предложив мне орехи, явится, видите ли, причиной моей преждевременной смерти. В этот момент на шум выбегают из зад¬них комнат две собачки и громким лаем и неистовыми прыжками еще более увеличивают суматоху. У хозяйки становится виноватое, испуганное лицо, голос дрожит, из глаз готовы брызнуть слезы... Разумеется, я не выдержал и сбежал.
Гарин расхохотался. Чехов посмотрел на него и укоризненно покачал головой.
—Вам смешно, а вот послушайте-ка это и поймете тогда, что мне не до смеха. За полчаса до вашего прихода я получил такое вот творение... И он прочитал нам вслух:

Об одном прошу я, Чехов,
Ты отнюдь не ешь орехов,
Для тебя зерно ореха —
Яд,  здоровию помеха.
А твоя лишь в том утеха,
Чтоб от чеховского смеха
Всем всерьез, не для потехи,
Доставалось на орехи!

- Как видите, стихи неважные, но не они меня возмути-
ли, а приписка... И Чехов прочел дальше:
«Дорогой нам всем Антон Павлович! Пусть эта шутка каждый раз, как вы захотите манкировать своим здоровьем, напоминает вам, что этого делать нельзя. Я постараюсь как можно больше распространить ее среди друзей ваших и знакомых, чтобы и они, хотя бы и в шутливой форме, чаще предостерегали вас от небрежного отношения к болезни».  - А затем подпись: «Спасшая вас вчера от большой опасности...» - И он назвал фамилию поэтессы.
— Я так и думал, что это она, - заметил Гарин. - Стихи неважные, хотя вообще она пишет недурно. Впрочем, она мне известна как великая рекламистка, и, разумеется, ею руководит не забота о вашем здоровье, а просто желание связать как-либо свое имя с Чеховым.
- Да, но если она приведет свою угрозу в исполнение, ведь это просто житья не будет, - волнуясь, произнес Чехов. - И так меня изводят
знакомые и незнакомые. Нет человека, который не начал бы разговора со мной расспросами о моем здоровье! Право, я твердо решил: завожу визитные карточки - «А.П.Чехов. Писатель». А внизу курсивом - «Здоров, как бык». И вместо ответа буду молча протягивать ее каждому, справляющемуся о моем здоровье. Я сам врач, сам знаю, в каком оно состоянии. Я хочу забыть о нем, а мне немилосердно напоминают о нем
ежеминутно. И что меня сердит — это то, что я не умею оградить себя  от назойливости. Случалось вам ощущать в себе злобу тигра, готового
растерзать свою жертву и вместе с тем ясно сознающего, что ты комнатная собачка?.. Вот и в данном случае - я хочу хоть раз в жизни быть грубым, жестоким, унизить, оскорбить! Ведь вот вчера я
ясно заметил, что у этой особы зубы вставные; мог бы на¬писать ей: «Сударыня,
 в ответ на ваши трогательные заботы обо мне, в свою очередь, предупреждаю вас, что орехи вредны не только для больных
легких, но их твердая скорлупа не полезна также и для вставных зубов, даже вышедших из рук первоклассного дантиста...»
                Ф.Ф. Вентцель
                (Курортные  новости,  2006, 11 февраля)


Рецензии
Добрый день, Геннадий.
Прекрасно написанная байка,как чудесно начинать день вот с таких рассказов.
Особенно мне понравилась чеховская фраза:"Случалось вам ощущать в себе злобу тигра, готового"
растерзать свою жертву и вместе с тем ясно сознающего, что ты комнатная собачка?"
А не известно, кто иэ поэтесс так прославилась в веках.
Очень интересная информация из ответа предыдущей рецензентке об увлечении Чехова Японией. Цветущая сакура у него в саду - как символ этой любви.
Спасибо Вам за Ваше творчество.

Лариса Бережная   08.09.2016 12:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.