Кашкинские дожди

     На реке Чусовой ниже Харёнок есть интересное место. Там, близ устья речки Кашки, с середины XVIII века стояла деревня. На речке сохранились остатки старинной плотины. Чусовая здесь необыкновенно красива! Зажатая между склонами горы Старухи и хребтом бойца Дождевого, она бежит стремительно вниз по Кашкинскому перебору. 
     Река Теснин в этом месте сужается до сорока метров, а уклон русла составляет 270 см на 426 метров перебора. Однажды в июле мы проделали путь сюда от деревни Колпаковки.

     Наслаждаясь вкусной кашкинской водой, мы вышли к Кашкинскому перебору – посмотреть на боец Дождевой. По прогнозу ожидалась гроза, но ничто её не предвещало. Напротив, вечернее солнце ласкало долину священной Чуоси. Нас интересовала "могила Шамана", отмеченная в бойце Дождевом на карте-лоции.

     *** КАШКИНСКИЙ ПЕРЕБОР И БОЕЦ ДОЖДЕВОЙ ***

     Боец Дождевой возвышался напротив устья Кашки, как средневековый замок с бойницами, башнями. Нам оставалось преодолеть грозный Кашкинский перебор.

     Д.Н. Мамин-Сибиряк так описывал его в очерке "Бойцы":
     "Напротив селения правый берег Чусовой поднимается крутым каменистым гребнем, течение суживается, образуя очень опасный Кашкинский перебор. Здесь вода шумит с страшной силой, и барки летят мимо пристани, как птицы. Падение реки здесь настолько сильно, что заметно простым глазом: река катится прямо под гору. Таких мест в гористой части Чусовой немало, и река в них играет с особенной яростью".

     Неслучайно боец рядом с этим перебором назвали Дождевым. В записях краеведа А.Топоркова в 1892 году отмечается: "В летнее время в Чусовой воды очень мало; если нет дождей, то сплав дополнительных караванов, даже в полубарках, бывает невозможен".
     Скала у Кашкинского перебора могла быть мерой - можно ли после дождей пускать барки?

     Неожиданно из проплывающего мимо катамарана выпрыгнула в воду собачка, которую донимали слепни. Река подхватила собачонку и швырнула вперёд на сотню метров (ей удалось спастись).
     На переборе мы держались друг за друга. Вода подсекала ноги, волокла с силой вниз.  На дне попадались камни-таши. Но мы не отступились. Нас ждала таинственная пещера.

     *** МОГИЛА ШАМАНА ***

     Над нами возвышались отвесные склоны правого берега, заваленные буреломом. Даже если не знать о пещере Шамана, Вы ощутите, что место тут непростое. На скалах виднелись гроты. Над одним из них возвышался настоящий каменный трон - Трон Вождя.
     Трудно поверить, будто так его вытесала природа. Трон представляет собой скульптуру сидящего человека, видны черты лица Вождя, обращённого к реке. Подходящее место и для созерцания мира со скалы, и для обращения к племени.

     Мы шли в пещеру впервые. Пройдя по берегу, мы увидели наверху расщелину, рядом с которой стояли "заверованные деревья". Это был знак. У манси "заверованные деревья" охранялись древним законом, на них при жертвоприношении развешивались красивые лоскутки материи.
     Поднявшись к ним, мы обнаружили вертикальную трещину, которая при расширении образовала пещеру. С высоты открывалась панорама Кашкинского перебора и высоких холмов, опускающихся к устью Кашки.
     Пещера Шамана оказалась небольшой, "вертикальной", с гротом у входа. Почему её так назвали?

     В 1988 году археолог Ю.Б. Сериков обнаружил в этом гроте два неолитических погребения. Вот что об этом пишет Анна Серикова:
     "У входа было обнаружено захоронение женщины. Оно находилось в вытянутом положении на спине, было обильно посыпано охрой ... В могилу были положены два отщепа, скребок и фрагмент керамики… Одежда женщины была богато расшита ... Всего её костюм украшали 73 просверленных клыка выдры, 2 просверленных зуба северного оленя, зуб медведя и 2 резца лося. Возраст женщины… 35-40 лет. Но еще более удивительная находка таилась в глубине грота. Это было погребение мужчины 40-45 лет".
     "Мужчина лежал на спине в скорченном положении… Вероятнее всего, на погребенном была шапка с меховой оторочкой с нашитым на нее клыком лисицы. Пояс был украшен 10 резцами бобра. На штанинах  нашиты костяные подвески: с внешней стороны – 9 фигурок уточек, выполненных из таранных костей бобра, с внутренней – 6 каплевидных костяных подвесок. На поясе находился костяной гарпун, на груди – каменный шлифованный нож. На левом боку была сумка с 15 отщепами и заготовками орудий. А также колчан, в котором сохранились костяные наконечники стрел".
     "Тело погребенного россыпью покрывали 11 каменных наконечников стрел… Было найдено 7 фрагментов керамики от 2 сосудов … По-видимому, они были нашиты на уровне коленей… Мужчина был убит выстрелом в спину. Каменный наконечник стрелы, оборвавшей его жизнь, найден между шейными позвонками".

     По мнению профессора Серикова, в гроте бойца Дождевого был захоронен шаман со своей помощницей. Радиоуглеродный анализ показал возраст этих захоронений - около шести тысяч лет!

     *** КАШКИНСКИЕ ДОЖДИ ***

     Посещение священной могилы вряд ли понравится богам, которым поклонялся Шаман, и мы поспешили назад. Внезапно небо нахмурилось. Кашкинский перебор зарычал, поднялся и хлестал пеной. На броде дно пыталось уйти из-под ног.

     На берегу мы успели поставить палатку и съездить в ближайший лес за дровами. (Велосипед отлично буксирует связку стволов сухостоя).
     Начался дождь. Ветер завыл ужасающе. На потемневшую Чуоси шла невероятная по силе гроза! Воздух сотрясали раскаты грома. Десятки ослепительных ветвистых молний били в камень Дождевой.

     Несколько сосен на его вершине задымились от ударов молний, на них появилось пламя. Склоны бойца и расщелина с могилой Шамана оказались объяты каким-то неземным сиянием. Оттуда шло свечение! Молнии били и в нашу поляну, пытаясь разорваться на белые шары.

     Было и страшно, и интересно, я такого не видел никогда. Над рекой кружило несколько огромных чёрных клубов туч, стреляющих молниями и завивающихся в смерчи. В их сердцевинах то и дело появлялись белые облачка-ангелочки. Хотелось сфотографировать их, но я опасался удара молний.

     Дождь перерос в ливень, ливень – в потоп. С горы к Чусовой понеслась лавина воды. Мы распластались по дну палатки, которая норовила съехать прямо в Чусовую. Под днищем клокотали потоки… 

     Я надолго запомнил, что такое боец Дождевой. А каково было бы людям в каменном веке?
     Почему пещера в Дождевом стала пристанищем шамана?

     *** ВЫБОР ПЕЩЕРЫ ДЛЯ ОБРЯДОВ И КАМЛАНИЙ ***

     В каменном веке племена, кроме охоты и рыболовства, уже приручали домашних животных и занимались земледелием, керамикой. Границы родовой территории отмечали "писанцами" – наскальными рисунками на камнях. В последней стадии каменного века наступил тёплый и влажный атлантический период. Животный и растительный мир на Урале был наиболее богат. Примерно в такое время и жил наш Шаман.

     Есть известная версия, что шаман вместе с сородичами пошёл на охоту, попал в засаду и был убит стрелой. Соплеменники решили захоронить его в ближайшей скале. Помощницу, понятное дело, умертвили и положили рядом.
     Версия противоречивая.

     Шаман не всегда участвует в промыслах. Его смерть – не рядовое событие, наспех хоронить не станут, и место будет выбрано не случайно.
     Богатое погребение говорит о том, что обряд тщательно готовился. Да и шаман ли это был? Иногда верховный вождь племени одновременно мог быть и шаманом.
     Богатое одеяние говорит, что погребённый в гроте Дождевого занимал высокое положение. Полагаю, что шаман был похоронен там, где проводил обряды.

     Пещера – непростой выбор для этого. Есть пещера Шамана на Байкале, на мысе Бурхан острова Ольхон. И на Алтае, в урочище Че-Чкыш, находится пещера алтайских шаманов с тем же названием.
     Она знаменита тем, что ночью во время грозы в ней можно увидеть таинственное свечение, блуждающее в темноте.

     Именно этот знак, появление свечения во время грозы, подсказал чусовскому шаману, где выбрать место для обращения к духам.
     Шаман обращался к духам за ответом на вопросы, поддерживая связь Человека и Природы, равновесие и уклад в жизни племени, заклиная людей от болезней и напастей.

     По шаманским представлениям, изначально на Земле был один Великий Дух. От него родилось пять Матерей природы — Огня, Воздуха, Воды, Земли, Пространства. Они наполняют незримой сущностью весь мир. От пяти Матерей природы родились малые духи - духи реки, леса, озера, гор…

     В пользу камня Дождевого говорит и замечательная акустика скалы. Это важно для проведения обрядов, камлания. Во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам, поднимается  в верхний мир (небо), спускается в нижний мир (под землю).
     Ещё важнее было то, что пещера Шамана на Чусовой является большой трещиной в скале. Такая и нужна для связи с нижним миром.

     Об этом говорят исследования И.М. Суслова, который в 1926-27 годах сплавлялся на лодке-илимке по реке Чуне, по землям эвенков.  Он встречался с шаманом Пилей:
     "Пиля большой шаман. Подтверждает это и шаманский лекоптын возле чума, он имеет шонар с орлиным гнездом, где сидит душа орла и две шкурки с гагар, души которых всегда готовы к услугам шамана".
    
     Поскольку вода течет всегда вниз, то в представлении эвенков реки служат связью между мирами, между верхним ("дулю") и нижним ("хэргу").
     "Чем ближе к истоку реки, тем, следовательно, выше. Чем ближе к устью реки, тем, следовательно, ниже. Поэтому все реки в конечном итоге направляются сначала на "хэргу" и, наконец, на самую нижнюю землю "хаман хэргу", - записал Суслов.
    
     Трещины в скалах для эвенкийских шаманов были путями сообщения с самой нижней землёй - "хаман хэргу". Вот почему трещина в камне Дождевом могла стать местом шаманских обрядов.

     *** СМЕРТЬ ШАМАНА С ПОМОЩНИЦЕЙ ***

     Судя по тщательным приготовлениям и убранству, смерть шамана и его помощницы была ритуальной. Помощница была умерщвлена вслед за шаманом и похоронена у входа, чтобы не дать душе убитого покинуть грот.

     Главное – понять, почему был убит шаман. От стрел врага он бы погиб в последнюю очередь. Полагаю, что племя могло пойти на ритуальный выстрел из лука в шею.

     Джеймс Джордж Фрэзер, выдающийся учёный-религиовед, в труде "Золотая ветвь", вышедшем в 1890 году, обобщил огромный фактический материал о верованиях, фольклоре и обычаям многих народов. В том числе он исследовал традиции разных племён касательно ритуальных убийств вождей и щаманов.
     Дж. Дж. Фрэзер описал причины таких действий в главе "Предание смерти божественного властителя".

     Первой причина могла быть старость и близость смерти. Закон мог запрещать шаману умирать своей смертью, иначе связанные с ним миры обратятся в прах. "Разбросанные по телу шамана стрелы должны были помочь его душе быстрее добраться до мира предков", – пишет Анна Серикова.
     Культ лука и стрелы был особенным у древних людей, он имел значение силы. Душа старого шамана по оперению стрелы переходила в другой мир, и он уже не влачил бы в нём дряхлое существование, а обрёл бы прежнюю силу.

     Второй причиной могли быть эпидемии, мор, голод. Для спасения племени первобытные люди могли принести в жертву своего "человекобога", наоборот, в расцвете сил. Считалось, что тогда дух шамана передастся могучему преемнику и оградит племя от опасностей.

     Возраст шамана, погребённого в гроте Дождевого, говорит о первой причине. По тем временам, мужчина в возрасте сорок пять лет – глубокий старик.

     ©Михаил Латышев

     Материалы, использованные при подготовке статьи
1. А.В. Иванов. "Message: Чусовая", 2007
2. Путеводитель-лоция "Река Чусовая", 2010 год
3. Материалы сайта о реке Чусовой, http://rekachusovaya.ru
4. Дж.Дж. Фрэзер. "Золотая ветвь" ("The Golden Bough"), 1890 г.
5. А. Серикова. "Древние погребения в пещерах реки Чусовой", журнал "Билеты есть" №4, 2007
6. Клиценко Ю.В. "И.М.Суслов и шаманы: к истории полевых исследований религии эвенков в 1926-1927 гг.", сайт Сибирская Заимка, http://zaimka.ru/klitsenko-shamanism/


Рецензии