Вогулинские горы

     Русские люди называли "чудью" предков коми, аборигенов финно-угорских племён за диковинные обряды и шаманские верования, а за знание природы рек и лесов, силы трав их считали колдунами.

     В XII веке на Чусовую пришли манси ("младшие братья"). Коми называли их "чужаками", вогулами. 
     Древний народ манси разделился на две группы - фратрии. Аборигены-уральцы основали фратрию Пор. Их предком считался Медведь.
     Угры-пришельцы основали фратрию Мось. Предком фратрии Мось считалась богиня Калтась, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи.
     До сих пор у манси браки заключаются между людьми из разных фратрий. Этот обычай предотвращал вымирание народа. Манси соблюдали запрет на охоту "зверей предков".

     Под давлением растущей горноуральской цивилизации  племена манси ушли с Чусовой на север. Сейчас в Свердловской области манси живут в районе Ивделя. По данным переписи 2010 года, там их оставалось около двухсот человек (всего в России оставалось 12 269 человек).

     Однажды в июле мы отправились на Чусовую к местам бывших вогульских селений. От моста через реку мы добрались до деревни Ёквы. Деревня расположена в устье реки Ёквы на Чусовой. В советские времена здесь была база лесозаготовок. Деревня не умерла. Среди старых домов дачники возводят новые хоромы.

     Когда–то Ёква была вогульской деревней. У манси "эква" означает женщину, мать, старуху. Это слово звучит в именах богини земли Калтась-эквы (она же Сорни-эква, Золотая Баба), богини солнца Хотал-эквы, богини огня Най-эквы и других.

     Впрочем, "Ёква" может быть обрусевшим гидронимом Ёг-ва (Йог-ва), означающим реку, течение реки. По данным И.Я. Кривощекова, О.В. Смирнова, он созвучен с хантыйским йыгей (йыг – "река") или марийским йогы ("течение").
     Интересно, что Мамин-Сибиряк деревню называл Иоквой.

     Добравшись к вечеру до деревни, мы испытывали жажду. Четыре десятка вёрст под июльским солнцем дали о себе знать. Нас выручил мальчик, который убежал в дом, стоящий рядом, и позвал отца с матерью. Они были похожи на манси, совсем обрусевших.

     Зачем они приехали в Ёкву, догадаться легко. Это древнее селение близ горы, на которой в старину священнодействовали вогульские шаманы. Гора так и зовётся – Вогулинская. Она обрывается скалистыми отрогами к левому берегу Чусовой.

     Поблизости от устья реки Ёквы была удобная стоянка на перекате. Ночью я не мог заснуть, будто кто-то шептался у палатки. Река переговаривалась с камнями, порой в разговор вмешивался всплеск рыбы. По Реке Теснин бродила тень Волшебного Тайменя. Ален, так его звали, уходил в глубокие омуты под стенами бойца Аленьего (Оленьего).

     Мы пошли туда, куда давно никто не ходил. К священным вершинам Вогулинской Горы поднимались осторожно, стараясь не шуметь и не гневить вогульских богов. Чёрные коршуны парили в синем небе, выглядывая добычу. Наше внимание привлекли каменные статуи, высеченные природой на склонах.

     Одна из них напоминала большую зайчиху. Мать всей земли, Калтась-Эква, во все времена года сохраняет своё берёзовое одеяние. Летом она предстаёт в образе белого лебедя, а зимой является в белоснежной заячьей шубке.

     Позже мы прошлись по всем вершинам Оленьего камня. С высоты семидесяти метров был виден боец Дыроватый. Перейдя брод, мы отправились к нему по цветущему левому берегу, посетив интересные пещеры. Повсюду попадались стволы, погрызенные бобрами.

     Дыроватый нависал над нами огромной каменной подковой, закрывая небо. Было ощущение, что мы находимся в каменном колодце.

     Боец Дыроватый подходит к дуге Чусовой ниже Буркайских скал. Каменная стена длиной около полукилометра вырастает из леса и достигает высоты восьмидесяти метров.
     Дыроватый является геологическим памятником природы. В северном конце камня Дыроватого находится пещера Скалолазов, её мы обнаружили сразу. Большое отверстие (вход) виднеется на высоте двадцати метров. К пещере Скалолазов подниматься не стали – мы ж не скалолазы!

     Археолог С. Островский рассматривает эту пещеру как "региональное святилище, в частности, как место паломничества и проведения культовых празднеств различными группами уральского населения".
     Он пишет: "Пещера камня Дыроватый — одно из древнейших жертвенных мест на Урале, использовавшееся с эпохи мезолита (а возможно, и верхнего палеолита) …, где основным культовым действием, вероятно, была стрельба в отверстие пещеры. В целом из святилища получено более 21 тыс. находок.
     Пещера камня Дыроватый с большой долей вероятности может быть отнесена к межплеменным местам почитания".

     Археологи нашли в пещере около десяти тысяч наконечников стрел из кости, кремня, меди, бронзы и железа (всех веков!).

     Древние люди, проходя мимо бойца на лодке, пускали стрелу в пещеру. При удачном попадании и охота была удачной!

©Михаил Латышев


Рецензии