В поисках Родины

     Родина – какое необъятное слово! В глубинах детства осталась песня "Край родной" - "То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой…".

     В школе нам объясняли про "закрома Родины" - было не понятно. Где это? Если Родина – это наш Урал, то и Урал большой – Полярный и Приполярный, Северный и Западный, Средний и Южный. Где именно?

     После 1917 года мир перевернулся, оборвались многие поколения, их связи. Многим ли известны истории прадедов, прапрадедов? Откуда на Урал пришли мои предки? Если б знать…

     Я родился в Свердловске, так его уже нет на карте. А притягательна для меня почему-то река Чусовая. Однажды я нашёл на ней Родину!

     Не эфемерную, а вполне конкретную, с координатами на карте. В 1912 году С.М. Прокудин-Горский, поднимаясь вверх по Чусовой от Шайтанской пристани, сделал снимок деревни с названием… Родина.

     Первые избы срубили в XVII веке на правом берегу близ устья речки Доронихи.  Когда-то там жили люди, рожали детей. Они вставали спозаранку доить коров и любовались, когда первые лучи солнца красили боец Максимов, стоящий напротив.

     Всё лето работали. В логах у речки Пестерихи к осени набирали полные пестеря грибов (пестерь – короб из лыка, бересты). Пережив зиму, выходили по весне на берег всей деревней праздновать Ледоход…
     Пусто там теперь.

     Не идут за ледоходом барки, вылетающие на гребне караванного вала из-под горы Сташковой.
     Не машет девушка красным платочком своему суженому, заглядевшись с Танькиного камня на железные караваны.

     *** ПУТЬ НА РОДИНУ ***

     Мы отправились на Родину в первые майские дни. Тракт к Уткинскому заводу от станции Сабик пересёк речушку Утку Северную. Рядом с современным мостом сохранился старинный мост и настил из лиственницы.
     Проехав на велосипедах с десяток километров, мы прибыли к станции Уткинский Завод. Перед станцией речка Полодыриха вливается в реку Распаиху, ещё один приток Утки.
     Распаиха сверкала гладью воды, повсюду встречались первоцветы, некоторых мы даже не знали! Радовали глаз соцветия волчьего лыка, чем-то напоминающие сирень.

     Поднявшись далее на хребет к Шалинскому тракту, мы любовались вершиной горы Сабик, темнеющей вдали. Грачи по привычке слетались к полям и разочарованно бродили по ним. Поля-то были не паханы.

     Наш путь лежал в обход Староуткинска на север, через речки Ямную и Пестериху, к Старой Шайтанке (село Чусовое).
     У развилки к селу Чусовому мы свернули с шоссе в лес, на восток. Последние шесть вёрст пути были по лесу, который зеленел первой травой и молодой хвоей.  Воздух был вкусным, чудным, с ароматом весны.
     Лесная дорога привела нас к просеке. От просеки по Меженному Логу мы спустились к небольшому камню Таволжанскому. Таволгой раньше называли сухостойный лес, в котором деревья засыхают в обводнённых низинах.   
     Наконец, мы выехали к Чусовой.

     Река Теснин несла бурые талые воды по Таволжанскому плёсу. Под вековыми елями раздавались бодрые песни туристов-водников. Преодолев ручей, мы вышли к "фунтовому съезду", явно просматривался старый брод к деревне. Поляна вдоль берега была усеяна огромными белоснежными охапками цветущей ветреницы. Какая красота!

     Вдалеке каменная стена бойца Максимова выдвинулась из лесу и врезалась в реку. Порхали первые бабочки, они садились мне на рукава и покачивали крылышками. Удивительно, но непуганые пташки стайкой порхали прямо перед моим лицом и что-то радостно щебетали мне. Что-то говорили и говорили…
     Они радовались весне, а я  - им.

     За рекой под голубым небом виднелся луг бывшей деревни, который окаймляли берёзы и сосны. В душе был праздник. Мы пришли на Родину!

     *** БОЕЦ МАКСИМОВ – ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ ***

     Чтобы рассмотреть окрестности, мы взобрались на камень Максимов. Для барок это был серьёзный боец. Отвесные плиты известняков обрываются хищным зубом, нависающим над стремниной. В профиль камень похож на голову богатыря в шеломе.

     На его вершинах сохранился девственный дремучий лес. Скалы и стволы деревьев были всюду покрыты древними мхами. По стенам скал сочилась вода, изумрудный мох искрился в лучах солнца.
     Уступы бойца были украшены лишайниками, которые на синеватом камне выглядели атоллами в Атлантике. Среди них к свету тянулись губки тёмно-зелёной кладонии, редкого гриба. Расцветали растения степи, сохранившиеся эндемики. Весенний ветер клонил бело-жёлтые головы цветков уральского прострела.

     С высоты к югу открывалась панорама устья речки Пестерихи и Родинского перебора, заросшего островами. Вешняя вода скрыла их по самые макушки кустов. Далеко, до склонов горы Сташковой, простиралась на противоположном берегу луговина деревни. Немаленькая она была.
     В ней к 1899 году насчитывалось шесть десятков дворов, проживало полторы сотни человек. Когда появилась деревня Родина и чем жила?

     *** ПОВОРОТНЫЕ ЗНАКИ ***

     Иван Грозный в 1568 году за поддержку опричнины дал Якову Строганову Жалованную грамоту на всю Чусовую, от устья до верховьев. После смерти Якова в 1577 году в наследство брату Семёну достался левый берег Чусовой и нижняя часть Сылвы. Сын Максим стал хозяином правого берега. По названию от Усолья, главного имения Строгановых на Каме, правый берег звали Усолошной стороной.
     Ещё этот берег Чусовой называли "максимовским", "сибирским".

     Строгановы давно от местных вогуличей знали о путях в Сибирь. У переправ на Чусовой к дорогам через Каменный пояс ставили острожки. Первым поворотным пунктом на пути "за Камень" в 1574-1579 году стал острожек в устье реки Утки Межевой, которую тогда ещё могли звать "каменкой".
     Не это ли была причина, по которой Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке "Бойцы" назвал Утку Межевую рекой Каменкой, а пристань Усть-Утку переименовал в пристань Каменку?

     Поход дружины Ермака, снаряжённой Строгановыми, привёл к устройству Государевой дороги в Сибирь по реке Серебрянке (1583-1597 гг.). Затем была открыта сухопутная Бабиновская дорога. В Верхотурье поставили таможню, и ввоз товаров из Сибири разрешали только через неё.
     Нельзя было провозить товары "заповедныя", запрещённые к продаже. Подати воеводы взимали грабительски, на своё усмотрение.
     Шёл XVII век. Строгановы решили возить соль и пушнину от "инородцев" контрабандой. Пригодились "левые" дороги в Сибирь. От Кунгура к Чусовой близ устья реки Утки вели "тайные тракты".

     После переправ на "усолошную сторону" они шли через Уральский хребет к Верх-Тагильской, Арамашевской слободам и дальше к реке Туре, минуя верхотурскую таможню.

     Названия камней и речек у переправ означали поворот на "сибирскую", "максимовскую" сторону. Такие переправы с деревнями были устроены на реке Чусовой в Уткинской слободе. Одна была близ устья Сибирки, другая здесь - у камня Максимова.

     *** ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ РОДИНОЙ ***

     Первопоселенцем в деревне Родиной был крестьянин Родион (церковное имя - Иродион). Имя тогда в переписях указывалось проще – Родя, Родька.
     Название деревни оказалось не от слова "отчизна". "Край родной, навек любимый" здесь ни при чём. Всё же крестьяне мыслили категориями попроще.
     Кто основал деревню? Родя! Так деревню и назвали.

     Строгановы переселяли сюда людей из Сылвенского острожка. Среди них были уроженцы Сарапульского городка под Казанью – "сарапульцы".
     Но одно дело переселиться, другое – выжить на Чусовой. Весна поздняя, зазимки ранние – много хлеба не вырастишь. Тяжело быть пахотным и оброчным крестьянином, платить оброк не под силу. Вогулы, вот, хлеб не сеяли, облагались пушной податью, ясаком.

     Чусовские манси пожаловались царю на вторжение людей Максима Строганова. После чего верхотурским воеводам грамотой 1622 года было предписано оградить ясачных людей от притеснений. При межевании обозначали пределы владений плательщиков ясака.
     Неслучайно ниже камня Максимова к Чусовой подходит Меженный Лог.

     Тут и родилась в чей-то светлой крестьянской голове мысль – а не стать ли "ясашным"? Так появились во второй половине XVII века в Верхотурском уезде "русские ясачные люди".
     Крестьяне брали на себя повинности с ясачных угодий, оставленных аборигенами (манси).
     Власти селили новоявленных "ясачных" на "диких" полях, установили для них тройной ясак! Но это не остановило желающих быть свободнее.

     К началу XVIII века в четырёх слободах проживало несколько сотен "ясашных русских". В 1721 году в переписи Невьянских железных заводов и приписных слобод по Курьинской волости упоминаются "ясашныя крестьяня, которыя отданы камисару Никите Демидову по указу ко строению стругов:

1. Во дворе Семен Иванов сын Гилёв, сказал себе от роду семидесят лет.
2. Во дворе Тимофей сорока трех, Филип тритцати лет Ивановы дети Волынкины.
3. Во дворе Мелентей пятидесят пяти, Ларион сорока пяти, Иван тритцати пяти лет Родионовы дети Волеговы.
4. Во дворе Тимофей пятидесят пяти, Герасим сорока лет Осиповы дети Бажуковы".

     Деревня Родина была "ясачной". Фамилия Волеговых, "Родионовых детей", прижилась на Чусовой и видна на уцелевшем могильном памятнике на месте бывшей деревни.

     Жители Родиной строили барки, работали в демидовском заводе в Старой Шайтанке. По левому берегу Чусовой из логов речки Пестерихи возили огнеупорную глину для доменных печей. Там же, у камня Пестерькова, в XVIII веке находился рудник, в котором родинцы добывали железную руду для завода. Некоторые на удачу мыли золотишко на прииске у речки Доронихи.

     Деревня, пережив невзгоды, революции и войны, исчезла в 1960-х годах.   
     Однако её выходцы оставили след в освоении Урала.

     *** МИШКА, РОДИОНОВ СЫН ***

     В переписи вотчины Строгановых по Сылвенскому острожку от 1647 года упоминается "Мишка Родионов сын Сарапулец". Думаю, что сарапульские поселенцы деревни Родиной, в том числе Мишка, сын Родиона (Роди), двинулись через некоторое время с Чусовой на "белые земли".
     Они пошли в Сибирь, в Мурзинскую слободу.
     Предположение вот откуда.

     В 2004 году Ю.В. Коновалов представил труд "Первые русские поселения на реке Уктус", посвящённый первым деревням в черте современного Екатеринбурга. В нём он привёл тексты тобольской указной памяти и переписи Арамильской слободы.

     В переписи 1681–1683 годов сказано, что её основателем был тот самый Мишка Родионов сын Сарапулец!
     "Родом он Казанского уезду Сарапульского городка … жил за великими государи во крестьянех с отцом своим. И пашню с тяглом здал. В Сибирь пришел тому дватцать пять лет и жил в Мурзинской слободе и платил оброку по осми алтын по две деньги на год. И ездил он из Мурзинской слободы в Тоболеск и бил челом великим государям о заводе новой Арамильской слободы".

     Получается, в 1647 году ему было не больше двадцати лет. Поселившись в Мурзинской слободе, Мишка знал о Калмацкой дороге, которая шла на юг, через Исеть. Броды у деревни Липино (на Реже), через реки Бобровку и Пышму вели караваны сибиряков на соляные озёра в Калмацкие степи (Казахстан).

     Уроженец Сарапула, Мишка Родионов хорошо знал и Казанскую тропу, ведущую в Сибирь через Горный Щит. Сообразив о выгоде новой слободы к югу от Режа, он в 1661 году годах подал властям челобитную.

     Рассмотрения бумаг и тогда не отличались большой скоростью. Через пятнадцать лет его прошение было удовлетворено:

     "В прошлом во 184 (1676)-м году в мае месяце по указу великих государей и по тобольской указной памяти боярина и воевод Петра Василевича большого Шереметева с товарыщи … велено ему, слоботчику Мишке, ту новую слободу строить и во крестьяне призывать на льготные годы охочих людей на денежной оброк…

А в беломесные казаки прибирать и за денежное и хлебное жалованье земли давать по полутретьи десятины в поле… ".

     В 1681-1683 годах Лев Поскочин провёл перепись Тобольского уезда. В новой Арамильской слободе насчитывалось уже 126 дворов, в которых проживало 337 мужчин.
     В их числе было единственное тогда поселение на территории будущего Екатеринбурга, "деревня Иктусова на речке Иктусе".
     "Речкой Иктусом" тогда звали речки Уктус, Шиловку и Патрушиху, вместе взятые.

     Оказалось, что первое русское поселение на моей Родине - результат освоения Арамильской слободы, которую основал Мишка, Родионов сын!

©Михаил Латышев

Материалы, использованные при подготовке статьи

1. Материалы сайта Сухарева Ю.М. "Калмацкая дорога"
2. Ю.В. Коновалов " Первые русские поселения на реке Уктус " на сайте Оксаны Корневой
3. Путеводитель-лоция "Река Чусовая", 2010 год
4. Материалы сайта о реке Чусовой, http://rekachusovaya.ru


Рецензии