Немного истории...

В старину оно называлось Телешово и принадлежало Ивану Грозному. В 1571 году Грозный подарил Телешово боярину Собакину – отцу своей третьей жены Марфы Собакиной.16 в. находившемуся неподалеку богатому с. Телешове, которое в 1571 г. было подарено Иваном IV своему тестю В.С. Собакину.
Усадьба Спасское-Телешево (Россия, Московская область, Солнечногорский район, г. Солнечногорск)

От усадьбы Спасское-Телешево сохранились только фрагменты липового парка (нач. XIX в.) с прудами и церковь, но есть свидетельство о жилых постройках, утраченных почти полвека назад (деревянный барский дом в 1960-х гг., два флигеля в 1980-х гг.), поэтому очерк о Спасском публикуется в разделе «Дворянские усадьбы». Вотчина известна с пер. пол. XVII в. как владение С.А. Граевского, во вт. пол. XVII в. – капитана артиллерии И.Я. Блудова (в некотором роде предпринимателя, устроителя двух фабрик: суконной и полотняной), с 1807;г. – кн. Львовых. До сер. XIX столетия имение принадлежало цензору и литератору кн. В.В. Львову, затем его сыну кн. Г.В. Львову и до 1917;г. – наследникам.
Из воспоминаний кн. Г.Е. Львова об усадьбе и её обитателях: «Дядя Федор Алексеевич был страстным коннозаводчиком. Его лошади брали призы, которые стояли в особой витрине в гостиной. Знаменитый в Москве его гнедой рысак «Булат» был его любимцем. Он часто ездил на нем по Плющихе, как говорил его наездник, «для проминажу», производя это слово от «проминать».


Царь возвел своего тестя Василия Собакина в достоинство боярина и подарил ему село Ильинское – Телешово, куда вскоре Собакины и переселились и их род...
стория старинного села Ильинское связана с судьбой Ивана Грозного. Когда царь надумал жениться, он приказал собрать в г. Александрове несколько сот красавиц, чтобы выбрать себе невесту. Было собрано и представлено царю около двух тысяч девиц. Выбор Ивана Грозного пал на девятнадцатилетнюю дочь Новгородского купца Марфу Собакину. Царь возвел своего тестя Василия Собакина в достоинство боярина и подарил ему село Ильинское – Телешово, куда вскоре Собакины и переселились и их род унаследовал это село до 19 века. Усадьба Собакиных была недалеко от села Телешово у впадения реки Тюнех в реку Тезу. Следы бывшей барской усадьбы сохранились до наших дней – барский пруд и большая яма подвального помещения бывшего барского дома.

Из допросных речей, данных Шуйским земским старостой Иваном Оломпеевым в 1615 году., мы узнаем о набеге на окрестности г. Шуя Литовцев во главе с Александром Лисовским. Они рассказывают об убийствах жителей окрестных сел и деревень и разорениях, причиненных им нашествениками. Пострадал от литовцев и погост Телешово, бывший вотчиной Семена Собакина, того самого, который на свадьбе Ивана Грозного нес венчальные свечи, и он в числе прочих родственников царицы Марфы Васильевны погиб от руки Ионна.же сделал боярином и подарил ему село Ильинское-Телешово, куда вскоре Собакины переселились и где их потомки жили до последней четверти XIX столетия.В 1750-60 гг в Телешово призошло зверское убийство помещицы Натальи Порфирьевны Кашинцевой (урожденной Собакиной)...Часовня над могилой Н.Собакиной (Кашинцевой), убитой в Телешове. ... Колокольня церкви Илии Пророка - Ильинское-Телешово - Шуйский район - Ивановская область.
   


Мы всегда в окна смотрели, как он пролетал мимо нас на Девичье поле. Раз он прокатил на нем нас, и тогда я впервые узнал, что такое рысак и почему у него такой бег.
Рысаки не заступают задней ногой на след передней, а закидывают ее на поларшина вперед, а некоторые чуть не на целый аршин.
Семья тети Софьи Алексеевны состояла из шести дочерей. При ней жили три девицы — Саша, Анна и Елизавета, и еще жили в Москве три замужние дочери — Софья Оленина, Екатерина Гагарина и только что вернувшаяся из Англии Марья Волкова. Дядя Владимир умер за много лет до того, как семья переехала в Москву. Они много лет безвыездно жили в подмосковной, в селе Спасском, около станции Подсолнечной по Николаевской железной дороге. Оттуда и повышли замуж три старшие сестры.
Усадьба Спасское-Телешево
Дядя Владимир был передовой по своему времени человек. Он служил цензором и был удален со службы за пропуск в печать «Записок охотника» Тургенева, которые считались революционными. И сам он был литератором, новатором в специальной детской и народной литературе. Его перу принадлежат «Серый армяк» и «Сережа найденыш» — рассказы для детей, пользовавшиеся большой известностью, и «Дядя Наум», книжка для народного чтения.
Алексей Толстой, Жемчужниковы были родственниками тети Софьи Алексеевны и часто бывали в Спасском. Тургенев тоже бывал в доме, младшая дочь, Елизавета, с его одобрения напечатала в «Вестнике Европы» повесть «Малиновка». Граф Л.Н. Толстой ухаживал за третьей сестрой Александрой и сделал ей предложение. Вообще вся семья была приобщена к литературному миру и к культурной среде. Особенно любимой всеми была сестра Маша. Она вышла замуж за старика
С.С. Волкова, и говорили, что это была с ее стороны жертва для семьи, которая жила очень бедно, а браком этим она облегчала положение семьи. Волковы жили в Англии, где воспитывали своих двух дочерей Марусю и Соню. Из Англии они вернулись в Москву как раз в год нашего переезда в нее. Маруся и Соня были с нами одного возраста, но мы были — деревенщина, а они девицы высокого английского стиля. Они жили богато, мы бедно, они вращались, что называется в высшем обществе, мы нет. Мы сошлись с ними гораздо позднее, когда эти различия с возрастом потеряли значение.
Сестра Маша была замечательной доброты и очень ласкова до нас. Семья Сони Олениной была ближе к нам, она состояла из сына и двух дочерей, одних лет с нами. Впоследствии, когда я был в университете, я с ними был очень близок и подолгу жил у них. Семья княгини Гагариной Екатерины Владимировны стояла как-то отдельно ото всех, и мы с ними мало видались.
Усадьба Спасское-Телешево
Из трех сестер, девиц, которые жили при матери, самой лучшей мы считали Анну, которая рано скончалась трагической смертью. Она была очень религиозная, мечтала в Спасском устроить женский монастырь, много хлопотала об этом и изучала монашеские общежития. С этой ли целью, или просто на богомолье, поехала она в Тихонову Пустынь — один из новых монастырей, который славился своим устройством и порядком. Там она захворала, и монахи, вместо того чтобы обратиться к доктору, стали купать ее в святом колодце и закупали ее насмерть. Поднялось дело. Оленин поехал в Пустынь и установил, что ее купали насильно несколько раз, когда она только что заболела и потом уже в бессознательном состоянии. По-видимому, у нее был тиф. Обратились с жалобой в Синод. Победоносцев замял дело. Колодезь был доходной статьей монастыря. Богомольцы тысячами стекались в Пустынь, чтобы искупаться в нем. О целебной силе его и чудесных случаях исцеления от всяких болезней ходили бесчисленные рассказы «очевидцев» и раздавались в Пустыни книжки. Опорочить его — значило погубить монастырь. Сестра Анна и стала жертвой этого источника монастырского существования. Все были охвачены возмущением. Бессилие перед властью, покрывавшею вопиющее дело, было оскорбительно и унизительно, но средств борьбы и защиты не было, и дело заглохло. Курбатов — родственник семьи Львовых, недалекий, но воинственный старичок — дошел до того, что, собирая улики, производил химический анализ воды святого колодца и серьезно утверждал, что по анализу никакой святости в ней не оказалось.





В одном из окрестных помещичьих имений, на той стороне, где село Анненское, в 1815 г. была открыта древняя гробница, вросшая в землю. По мнению археологов, гробница признана принадлежащею царственному лицу.

В Румянцевском музее есть снимок с этого редкого надгробного памятника. Новгородские летописи утверждают, что Иоанн Грозный сослал одну из жен своих, взятую из дома Нагих, в пустыни Корельские на заключение; быть может, гробница принадлежала этой царице, скончавшейся в Вотской пятине. Думают также, что на месте погребены ее была построена церковь: признаком этому служила крыша, цело сохранившаяся в земле, на которой росли огромные деревья. ...заметку Н. Е. Бранденбурга, помещенную им в "Новом Времени", после нашего описании старой гробницы:

При объезде года 3-4 тому назад южно-ладожского побережья, нам довелось побывать в деревне Кирсино, лежащей верстах в 20 южнее села Анненского. Около нее, верстах в двух, находится любопытное урочище, носящее название Царицыной горы, или, иначе, - Каменной пустоши, и по близости деревни Староселье. Местное предание указывает на это урочище, как на место погребения третьей жены Ивана Грозного Марьи Собакиной, хотя, впрочем, известно, что гроб последней находится в Москве, в Вознесенском девичьем монастыре.
"Урочище представляет несомненные следы бывшей здесь когда-то культуры; здесь виден бывший пруд и колодезь; встречаются одичавшие яблони и много орешника; по дороге к пустоши лежит большой валун, на котором две глубоких борозды образуют крест, и, наконец, правильно расположенные груды заросшего травой мусора обозначают бывшие здесь стены какой-то постройки, в которой предание утверждает древний монастырь или церковь; говорят, что еще не так давно здесь существовали остатки стен и видны были даже места окон, но теперь уже ничего нет, все поросло быльем. У восточной стороны этой бывшей постройки указывают место могилы, на которой якобы лежала плита с надписью, свидетельствовавшей о погребенном здесь прахе Собакиной, плита огромных размеров, совершенно особого характера, о которой передают целую историю, именно, что лет 40 тому назад тогдашний владелец упоминаемой местности перевез эту плиту к себе в усадьбу, но, тревожимый затем будто бы совестью за снятие надгробного памятника, приказал перевезти последнюю обратно; дорогой плиту разбили и тогда была сделана новая, хотя с прежней, которую и положили на могилу. Сопровождавши меня местный крестьянин (из Кирсина) Федот Петров уверял, что еще года за 3 до моего посещения, он видел остатки обеих плит, видел, что на новой было изображено Всевидящее Око и читал под ним надпись о погребенном здесь теле Собакиной - из новгородских дворян"!

"Нам удалось найти нисколько обломков от обеих плит, валявшихся разбросанными около места указываемой могилы, но от древней плиты не нашлось ни одного куска с надписью; немногие найденные обломки имели, впрочем до 4 верш. в толщину и на 2-3-х уцелели древнего характера орнаменты; плита эта была высечена из белого пачкающегося известняка. Что касается другой, новой плиты (якобы копии с прежней), то из собранных нескольких кусков удалось составить кое-что и прочесть действительно слово: Собакин... но и только.

"Остается еще прибавить, что существует снимок с упомянутой древней плиты, снятый, к сожалению, лишь от руки и притом в давнее время; сделан он был местным священником, передавшим его П. И. Савваитову, но оказался столько неясен, что не поддается чтению.

"К имени Собакиной, упоминаемому на новой плите, можно присоединить догадку, что если во времена Петра Великого много земель по Неве было роздано разным лицам, то в числе владельцев явились, быть может, и Голицыны; а так как последние в 18 в. состояли в родстве с Собакиными, то возможно, что в этом и скрывается ключ к объяснению надписи на надгробной плите в упомянутом урочище. Впрочем, это не более как догадка.


Рецензии