Дневник отца 1945 год

Дневник отца

Передо мной сейчас лежит старая затёртая книжица. Она, кажется, пережила многое, но всё-таки донесла до меня немного важной информации. На ней написано: «Авиационный мотор АМ-35А». И начало она своё берёт 1 августа 1945 года. А принадлежала она Степану Григорьевичу Доронину. А теперь моя – его дочери, которую он вряд ли воображал в свои восемнадцать лет. Папа родился 9 декабря 1927 года. У него хорошие способности к рисованию. И к графике. Видно по виньеткам и рисункам в книжице. А ещё у него очень красивый почерк, понятный. И с возрастом я всё больше замечаю, что всякие папины загогулинки и хвостики у буковок становятся моими, хотя я почти разучилась писать от руки – я постоянно печатаю, у меня не ручка, у меня клавиатура. И рисовать мне некогда…
Когда я показала этот дневник своему мужу Александру Титову, он удивился, что мой папа не попал под репрессии, да ещё будучи военным, ведь армия – это организм, который находится под пристальным вниманием государства. Мне кажется, он просто и не думал, что с ним это может случиться. Жаль, я совсем не знаю, как он относился к данному фрагменту русской истории. Да, и я не помню, чтобы кто-то в нашей семье пострадал от Сталина. Только вот деда раскулачили…
Я перехожу к дневниковым записям. Странно, август всегда играл значительную роль в моей жизни.

1 августа 45 г.

Вот первое число последнего м-ца, ничем неознаменованного лета, кроме как перебазировка из Магнитогорска в Ригу. Сегодня был во внутреннем наряде, дневальным по роте. В сутки пришлось спать всего два часа, т.к. я хозяин роты, огромной семьи в 170 чел., требующей за собой ухода. Записывать пришлось на окне после смены, под шелест ветвей душистых лип и движением хмурых ???, закрывающих лучи заката.

Прочитав этот кусочек, я задалась вопросом: а с чего бы это мой отец решил вести дневник? Вот зачем людям это нужно?
И второе впечатление: неужели об армии и армейской жизни можно так писать? Роту сравнивать с семьёй… Которая ещё и ухода за собой требует…
Я, разумеется, знаю, что у нас в семье была традиция служить отечеству, ещё при царях. Но это смутные сведения.
Моё отношение к армии крайне негативное. Хотя я понимаю, что таких служивых-идеалистов, как мой отец, надо ещё поискать.
Он имел в виду, видимо: «хмурых туч».

Сегодня, 14 мая 2016 года, при создании обложки 60-го тома журнала «МОСТ» мне потребовалось уточнить кое-что по ЛКАТКУ (где папа учился). Случайно попались воспоминания Генриха Генриховича Собанского (биолога и писателя), привожу отрывок: «…Война шла к концу. Но в августе 1944 г. мне пришла повестка из Чебаркульского райвоенкомата. Нас, четверых парней из Непряхино, привезли в Магнитогорск. В нескольких километрах от города, в посёлке «Вторая плотина», базировались Ленинградские краснознамённые авиационно-технические курсы усовершенствования Военно-воздушных сил Красной Армии – ЛКАТКУ ВВС КА им. К.Е.Ворошилова – старейшие в Красной Армии, основанные ещё в 1918 году».
Тут необходимо уточнить: мой папа, хоть и того же 1927 года рождения, как и Г.Г. Собанский, но попал в ЛКАТКУ не по призыву. По рассказам, он сам отправился в военкомат, не сориентировавшись в сложной ситуации (неудачно сложилось с обучением в ремесленном училище, а отец назад не принял – раз решил жить самостоятельной жизнью, то и живи). Однако эти сведения требуют проверки.
Из энциклопедии:
«КУРСЫ АВИАТЕХНИЧЕСКИЕ
Ленинградские Краснознамённые авиатехнические курсы усовершенствования ВВС Красной Армии (ЛКАТКУ) – эвакуированы в начале войны из Ленинграда и располагались в помещениях, приспособленных под казармы в районе 2-й плотины.
Курсы ежегодно готовили более 1000 авиатехников по обслуживанию самолётов ЯК-3, ИЛ-2, ПЕ-2 и др. Начальник курсов – генерал-майор Игнатов.
В мае 1945 курсы передислоцированы в Ригу, где состоялся выпуск курсантов военного призыва 1944. Казармы курсов занял лагерь для военнопленных».
Из воспоминаний Г.Г. Собанского: «На курсах обучались 3 батальона курсантов, в каждом 3 роты по 200 человек, и один батальон техников – офицеров. Офицеры размещались в старых бараках, курсанты в большущих – каждая на 400 человек, землянках. Зима 1944/45 гг., оказавшаяся на Урале очень холодной, наконец кончилась. Пришёл май 45 года, а с ним и великая победа. 8 мая нас предупредили, что завтра будет парад. И вот наступило утро 9 мая. Под звуки марша трёхтысячная колонна курсантов и офицеров двинулась по улицам Магнитогорска. Напомню, что сталь Магнитки была в танках, пушках, самолётах, в другой военной технике, оружии. Большой вклад в разгром врага внёс этот прославленный трудовой уральский город!
Улицы забиты буквально спрессованными людьми. Собрался весь город – от мала до велика. И столько молодёжи, особенно девушек, по лицам и виду которых мы, молодые курсанты, так соскучились в нашей захолустной Второй Плотине! Радость, неподдельное ликование, смех, улыбки, у людей постарше и слёзы. Такой радости, такого ликования, счастья на лицах сотен и тысяч людей ни раньше, ни позже за все  годы моей жизни не приходилось видеть!
Изредка в нашу колонну летят цветы и постоянно звучат громкие приветствия: «Слава сталинским соколам! Слава нашим боевым лётчикам!»
А какие мы соколы – мальчишки, курсанты…»
Читаем далее как раз о перебазировке в Ригу: «Праздник прошёл, мы продолжали учёбу. В мае началось перебазирование ЛКАТКУ в Ригу, столицу Латвии, тоже присоединённой в 1940 г.
В октябре 1945 г. я окончил ЛКАТКУ в звании сержанта, механика известного самолёта – истребителя «ЯК». Нам предоставили 10-дневный отпуск. На вокзале в Риге в ту пору творилось что-то совершенно невообразимое: море людей, практически одни военные, и всем надо срочно ехать. Каким-то чудом мы, несколько курсантов, пробились в тамбур одного из вагонов пассажирского поезда до Москвы. Из Москвы до Челябинска несколько суток добирался почти в таких же условиях, хотя стало всё-таки чуть свободнее».
П.П. Осокин – должность самолётного цикла ЛКАТКУ.

* Страницы жизни биолога-охотоведа Собанского Г.Г. / http://sobanskih.blogspot.ru/2014/12/blog-post.html.
** Канев В. Курсы авиатехнические / Энциклопедия Магнитогорска / http://magweb.ru/history/theme/706.html.

2 августа

Сегодня снова иду в наряд. Настроение хорошее, т.к. после 8 часов занятий в кл. около 1,5 часов занимался штыковым боем на чистом воздухе.

Вот интересно, никогда не думала, что отец знает правила штыкового боя и что тогда ещё этому учили! Я даже не представляю, как это выглядит. Но из этой записи мне становится ясно ещё и то, что папа с детства привык к сибирским просторам и чистому воздуху. Баба Федора (его мать, а моя бабушка, с которой я не была никогда знакома, она умерла задолго до моего рождения – в 1959 году) рассказывала моей маме, каким был Стёпушка в детстве. Он ходил с ней в лес, и когда уставал бежать своими маленькими ножками, ложился на спину, задирал ноги кверху и кричал: «Подожди! Я немножко отдохну». Просто ты знаешь своего отца совершенно взрослым человеком, и только с возрастом начинаешь понимать, что и он был ребёнком. И ещё я знаю, что в детстве и юности он очень любил спать, как и многие в эти периоды своей жизни. И ещё то, что были и голодные времена, и он, поев пустой картошечки, бежал в школу. Как он умудрялся ещё и учиться хорошо? Если бы я была голодна, я бы только об этом и думала бы…

5 августа

Снач (перечёркнуто). Сегодня сразу после подъёма пошли на завтрак, на физчас не пошли, т.к. должен был состояться парад 1-го и 2-го Л.А.Т.К.У. Принимал парад генерал-полковник, командующий прибалтийским округом. После парада начались занятия по расписанию.

7/VIII 45 г.

Сегодня было комсомольское собрание нашего кл. отделения. Разбирали меня, Астафьева и Дудырева. Разбирали нас как виновников насмешек над к-том Лучиным. К-н Лучин, который разливал за нашим столом первое и раскладывал второе, чем-то показал себя в смешном положении. Особенно острые насмешки принимал Лучин от тройки, выше упомянутой. Особое внимание обратили на три случая насмешек. Первый случай был 2 м-ца назад, когда у Лучина оказался в компоте перец. Кто это сделал, я не знаю, но старшина роты этому не верит и хочет во что бы то ни стало узнать, кто это сделал. Т.к. компот разливал на этот раз я, то этого он думает добиться от меня.
Второй случай. Было сделано мною несколько рисунков по адресу Лучина, которые очень его огорчили, но он молчал.
И третий случай. Разделив сахар, Астафьев налил в свободную кружку чаю и подал Лучину, который мешал, пробовал и в конце концов выпил ???, догадываясь по смеху, что ему дали кружку без сахара…

Далее не разобрать, чернила выцвели. Не разобрать и запись от 9 августа 1945 года. Очень жаль, хотелось бы узнать, последовало ли какое-то наказание тройки хулиганов. Ощущение, что папа писал в ироническом ключе об этом Лучине. Интересно, кто он? Откуда? И откуда и что из себя представляли Астафьев и Дудырев? Смешно, что Лучин догадывался по смеху о том, что чай без сахара. Просто какой-то гоголевский персонаж…
И я не понимаю, зачем разбирать такие смешные истории на собрании?
Кстати, я не пробовала никогда так шутить над кем бы то ни было. Я считаю это неприличным.

3.12.45

Какой большой пропуск, как долго я не писал. Интересно то, что война уже давно окончена, но мы являемся военным выпуском, поэтому времени у меня почти нет ни для писем, ни для записей.
Сейчас у меня подготовительная работа к гос-зачётам. Сдаю по семи предметам.
Жизнь в Риге дала нам и нашим курсам уже огромные изменения. Изменился совершенно внутренний и внешний порядок. Курсы участвуют также и в восстановлении порядка в городе, помогают подготовиться к выборам в Верховный совет СССР. 7 ноября был участник парада войск рижского гарнизона. Командовал парадом ген.полковник Хлебников, принимал – генерал армии Баграмян.
Сегодня добрую половину дня отдал редактирванию ротной стенгазеты. Вечером готовился к завтрашнему уроку по военной подготовке, для чего решил повторить военную присягу. Для лучшего запонимания текст её я решил переписать здесь.
9 декабря, день моего рождения, в 45 году встречаю второй раз в армейских условиях. Ещё не знаю, чем будет хорош или плох этот день.
Военная присяга
Я, гражданин Союза Советских социалистических республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы Красной Армии и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Рабоче-крестьянскому правительству.
Я всегда готов по приказу Рабоче-крестьянского правительства выступить на защиту своей Родины, Союза советских социалистических республик, и как воин Р.К.К.А. я клянусь защищать её мужественно, с достоинством и честью, не щадя своей крови и своей жизни для достижения полной победы над врагом. Если же по злому умыслу Я нарушу эту торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.

В Риге… Латыши, наверное, ещё тогда плевались, что там русские. Хотя не могу утверждать (но вот у Г.Г. Собанского есть немного информации об отношении латышей: «Латыши, мягко говоря, недолюбливали нашего брата – советских военнослужащих. Несколько раз покушались, в основном на офицеров – два или три человека погибли, были раненые среди курсантов»).
Книгу генерала Баграмяна про полководцев Великой Отечественной войны (Жуков, Василевский, Рокоссовский) я читала, она у меня хранится.
Мама рассказывала, что у папы в Риге была какая-то женщина (а у неё трое детей), что когда они уже жили вместе, от неё пришло письмо.
Кстати, до Риги папа был в Ленинграде. Как он сюда попал в 1944 году? Он мне не рассказывал.
Да, впечатлило меня особенно последнее предложение присяги. Я бы её сразу бы и нарушила, причём по злому умыслу, потому что такое вот подсовывать людям грешно! Тут ни слова нет о том, что необходимо сказать пару ласковых правительству и начальству армейскому, если они начинают тупить. Вместо этого призыв: я своей крови и жизни не буду щадить. Надо бы узнать, кто создал такой текст, столько нагнал пафосу.
И поэтому мне любопытно, как отец вопринимал эту присягу – всерьёз или же просто как слова. И слава Богу, что он не попал ни на одну из войн и у него не было необходимости не щадить живота своего.


30.12.45

Сегодня сдал последний зачёт по химии.
Результаты зачётов хорошие.
Сегодня же решил написать письма своим родным и знакомым. За время с 3 по 30 числа декабря не писал ни одного письма никому, т.к. всё время затратил на подготовку к экзамену.
Вчера узнал окончательно, что я утверждён на обучение здесь-же на курсах до получения специальности нач. отделения б.а.о и звания офицера.
Остался на обучение по собственному желанию. Насчёт того, что оставаться или нет, имеется много разных суждений. Я решил остаться, однако написал старшему брату Николаю, как он на это смотрит.


Рецензии
Никогда не вёл дневников именно потому, что кто-то может заглянуть "в душу" и её поцарапать, или осмеять твоё личное...
С другой стороны - это летопись, и каждый сюжет, который ты описал - это твоя жизнь! Для воспоминаний - кладезь!

Сергей Балвский   20.04.2016 17:45     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Вы знаете, дневники же можно вести по-разному, зависит от человека, сейчас вон каждый чуть ли не первый в сети ведёт. Вопрос - что там правда, а что вымысел. И если брать за основу истории, то как и что проверять. Люди иногда фальшивят, ведя дневник. Порой им хочется выдавать действительное за желаемое - и это не всегда из корыстных побуждений. Дневники ведут для того, чтобы сохранить историю, немногие, в основном - чтобы как-то психологически себя поддержать.
Но у нас в семье была откуда-то традиция всё стараться записать именно, чтобы передать потомкам. Как историк я считаю, что как раз и нужно записывать, но факты без прикрас, иначе мы не сохраним суть времени и вообще информацию полезную.
К сожалению, папы давно нет со мной, и я не могу у него ничего уточнить. Вот даже про случай с подшучиванием над товарищем, мне почему-то кажется, что там фамилии не настоящие у героев...

Диана Доронина   21.04.2016 15:13   Заявить о нарушении
Согласен. Но я за честные мемуары! По сути это те же дневники, но для читателя. Я в СиВи своем так и написал: " Очень быстро меняется официальное восприятие истории страны в которой мы родились, выросли и постарели. Не исключено, что в угоду сиюминутным потребностям, будет искажаться истинная история СССР, что собственно постепенно и происходит.Вот и окажется, что историю, когда-то придется собирать по крупицам, и основным материалом, где это сможет сохраниться без искажений, окажутся МЕМУАРЫ. Там история не искажена, люди просто описывают то время, быт и жизнь. В моих произведениях мемуары занимают достаточно большое место".

Сергей Балвский   21.04.2016 17:44   Заявить о нарушении