Об историчности Иисуса Христа

Мне кажется, при чтении Евангелий, наш ум и знания являются большой помехой. Когда мы подвергаем анализу священные тексты, или знакомимся с их интерпретацией в трудах светских ученых, мы упускаем в Евангелии самое главное, самое нужное для души. Но человеческое любопытство не знает границ, и мы никак не хотим ограничиться евангельскими текстами, а хотим узнать об Иисусе, как можно больше.

На мой взгляд, Иисус не является персонажем историческим. У него нет биографов – современников, оставивших нам достоверные данные о его жизни и внешности. Если бы Иисус был достаточно известной, исторической личностью, вокруг его имени не смогла бы возникнуть никакая религия.

Появление и напластование религиозных мифов возможно именно тогда, когда существует дефицит конкретной информации о какой-то необыкновенной личности, впечатлившей своих современников. Полагаю, поэтому, всякая конкретная информация о личной жизни Иисуса привела бы к разрушению христианской мифологии.

Исторические данные о жизни Иисуса можно насчитать по пальцам. Известно приблизительное время его рождения. Известно, что он родом из Назарета, известны имена его родителей, четырех братьев (Иаков, Иосия, Иуда и Симон), наличие, по крайней мере, двух сестер (имена мне неизвестны). Известно, что до определенного возраста Иисус помогал отцу, работая плотником, а затем стал странствующим проповедником. Его проповедь возмутила то ли правоверных иудеев, то ли римлян (есть разные версии) и Иисус был подвергнут казни через распятие на кресте. Все остальное это вымыслы, домыслы, придуманные истории. Во всяком случае, так принято считать у профессиональных историков, не доверять которым у меня нет оснований.

Сложнее обстоит дело с учением Иисуса, Нагорной проповедью и т.д. Предположу, что большинство высказываний Иисуса в Евангелии от Матфея являются его подлинными высказываниями. То же относится к Евангелию от Марка, которое в идейном отношении ничем не отличается от первого Евангелия. Евангелие от Матфея можно, на мой взгляд, назвать "эсхатологическим Евангелием". Возможно, оно представляет собой отклик на предсказание пророка Даниила о приходе Сына человеческого и суде над падшим миром. Иисус многократно, в Евангелии от Матфея, называет себя Сыном человеческим, пришедшим судить мир, что несомненно является центральной идеей этого произведения. В то же время, об искупительной жертве Христа в Евангелии от Матфея говориться чрезвычайно мало и вскользь.

Евангелие от Луки, на мой взгляд, можно назвать "Евангелием искупления". Сама идея искупления принадлежит апостолу Павлу, человеку образованному, хорошо знавшему древнюю иудейскую литературу. Христос, для Павла, это новый Адам, пришедший на смену ветхому Адаму, а последний это не конкретный земной человек, а некий "коллективный человек", "всечеловек", Адам Кадмон, по отношению к которому, конкретные земные люди лишь частички. Лука, как ученик апостола Павла, несомненно, хорошо знал его учение об искуплении и отразил его в своем Евангелии.

Евангелие от Иоанна, я бы назвал "Евангелием Святого Духа", также его можно назвать "Евангелием Троицы". В этом Евангелии также много говорится об искуплении, но его новизна и оригинальность, по отношению к другим Евангелиям, заключается в блестящей разработке идеи "Святого Духа", о котором в других Евангелиях упоминаний мало. Добавлю, что не будучи специалистом по Библии, я высказываю лишь свою личную точку зрения, которая может быть ошибочной.


Рецензии
Ваши рассуждения представляют интерес. Я также прочёл эти Евангелия и, кроме того книги- исследования очень авторитетных учёных, как теологов, так и атеистов. Хотя каждый из них пытался доказать на основе первоисточников и исследований настоящую правду, ссылаясь на своё непредубежденность, но у меня создалось впечатление, что они заранее предполагали найти доказательства именно своей правды. Но оба сошлись во мнении, что Иисус Христос является исторической личностью, создателем нового религиозного учения и что в основе посланий Апостолов лежат подлинные события тех далёких лет. Существенные отличия выводов заключаются, естественно в том, что теологи приводят доказательства божественного происхождения Христа и факта его воскрешения, в то время как их оппоненты приводят не менее серьёзные доказательства, отрицающие эти ортодоксальные утверждения. Они утверждают, что Иисус Христос являлся очень мудрым человеком, с сильной волей, хорошо изучившим текст Старого завета, обладавшим элементами внушения (гипноза) для воздействия на своих приверженцев и окружающих людей, который и выставил себя, как посланник Бога, в соответствии с текстом Старого завета. Я - атеист, но не противник христианской религии, и, как многие учёные, считаю, что есть какой-то Высший разум, однако, не верю в божественное происхождение Христа, его воскресение; не привлекает меня также назначение священников, как представителей Бога в общении с христианами. Извините за длинноту. Я опубликовал короткий репортаж под названием "Диспут бомбилы с настоятелем храма" Всего доброго, Александр Смирнов 83

Александр Смирнов 83   29.04.2016 17:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за внимание и комментарий. Не совсем понял, почему Вы называете себя атеистом, если верите в существование "Высшего разума", но это не важно. Конечно, у евангельского Иисуса Христа был исторический прототип, о котором достоверно известно то, о чем я говорил. Но мифологический Христос: "Богочеловек", "Сын Божий" тоже может быть реален. Исторические факты говорят о физической реальности, мифы говорят о метафизической реальности. Но вопрос это сложный и я не готов его обсуждать. Если "поумнею", напишу об этом.
С уважением.

Евгений Терещенко   29.04.2016 20:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.