Камни Столбы и Демидовский Крест

     Гадание на картах иногда занятно. Вот у реки обозначены дороги – а их уже нет. И наоборот, дороги на местности есть, а на карте не показаны. На старых картах обнаружились дороги вдоль Чусовой, которыми пользовались ещё в прошлых веках. На современных картах они исчезли.

     Сеть дорог горноуральской цивилизации – такой же памятник и её свидетельство, как пристани железных караванов, заводские плотины.
     Не всё на барках сплавляли, да и ездить по делам надо было чаще, чем раз в году. Зимой торили санный путь по льду реки.
     По лесным дорогам между чусовскими деревнями пробирались ямщики и государевы почтовые люди. Позже спецпереселенцы, заготовщики леса пользовались теми же дорогами.

     Мы решили пройти вверх по правому берегу реки Чусовой от деревни Деменёвой к Демидовскому кресту и деревне Пермяковой. Обоих деревень уже нет, они исчезли в 1950 – 1970-х годах. Может, остались следы дорог к ним?

     *** ОТ РАССОЛЁНОК К ДЕРЕВНЕ ДЕМЕНЁВОЙ ***

     Наша велодвойка десантировалась на станции у деревни Рассолёнки. От Усть-Серебряной, с "сибирского" берега через деревню шла дорога "за солью" на запад, к Кунгуру.
     Соль - ходовой товар, который в прошлых веках выгодно обменивали на пушнину у здешних аборигенов, племён коми и манси. Мясо животных, рыбу солили впрок перед долгой и трудной зимой.

     По соляному пути к деревне от Кунгура можно проследить историю первых старообрядцев на Урале. Путь купцов с солью шёл через деревни Платоново и Симонята на реке Сылве, по её притоку Большая Бизь к одноимённой деревушке и дальше к деревне Симановой на речке Засольной. В этих деревушках в своё время возникли духовные центры староверов.

     К югу от Рассолёнок расположен хребет, разделяющий бассейны рек Сылвы и Чусовой. С его вершин берёт начало речка Засольная.
     А за перевалом – деревня Рассольная! Соль разгружали на подводы и ехали к берегам Чусовой, к переправе близ устья Серебряной. Оттуда шла дорога в Сибирь, "навстречь солнцу".

     Староверы, преодолев хребет, устраивали скиты и на глухих берегах Чизмы. Они же основали деревню Пермякову близ устья этой речки на Чусовой.

     От Рассолёнок мы проехали дюжину вёрст на северо-запад и очутились на берегу Чусовой, на месте бывшей деревни Деменёвой.
     Деревню основали в XVIII веке старообрядцы. Деменёвы - старинная фамилия на Чусовой, происходящая от сокращенной формы мужского церковного имени Дементий (Дёма).
     Возможно, первопоселенцы были родом из Соликамского уезда. Жители деревни добывали руду открытым способом в небольших рудниках.
     Руду нашли в двух верстах ниже деревни. Рудник находился у камня Коврижка близ устья речки Большой Еловой. Руду возили на Кыновский завод. Промышляла деревня и ямщицким промыслом.

     На месте деревни Деменёвой мы увидели живописную луговину и лодочные гаражи. На противоположном берегу угадывался выезд брода. Правее громоздился белыми утёсами боец Осиновый.

     Нас встретила группа туристов, которые, как и мы, собрались идти вверх по Чусовой, только на резиновых лодках. Они расположились напротив камня Осинового, в устье речки Малой Еловой.
     Речка была слышна шумом своего водопада.

     Для перехода вброд приходится одевать водоступы - дно у Реки Теснин, как каменный ёрш. На правом берегу обнаружилась дорога до деревни Усть-Серебряной, уходящую на север к ручью Журавлик.

     Мы решили влезть с гружёными велосипедами на боец Осиновый "в лоб". Нелёгкая задача решена, и вот мы стоим на вершине, с которой открывается красивый вид на Чусовую и устье Малой Еловой.
     Мы машем нашим знакомцам и обещаем, что свидимся у Креста. Они кричат, что будут переживать за нас.

     В поисках старой дороги мы спустились с отрогов камня Осинового вниз, к ручью Ключи. Дорога "нашлась" в виде ровной заросшей насыпи.
     Мы двинулись вверх вдоль реки, пробиваясь в высокой июльской траве.

     За островом Осиновым нашлась уютная стоянка. Солнечный день сменился ночной прохладой, мошкара утихомирилась. Священная Чуоси тихо перешёптывалась с камнями-ташами. Завтра нас ждала речка Осиновая в "осиновом" царстве и новые приключения.

     *** ОТ РЕЧКИ ОСИНОВОЙ К ОСТРОВУ НИЖНЕМУ ***

     Речка Осиновая встретила нас хмурыми прибрежными скалами, уходящими от устья на восток. Ледяная вода обжигала ноги, придавая сил.
Старая дорога должна была идти по склонам хребта, обрывающегося в Чусовую камнем Самаринским. Миновав избушку у берега, мы начали подъём.

     В лесу дорога почти исчезла, только глубокие колеи между деревьями выдавали её. Пробираясь вдоль них, мы незаметно для себя пересекли границу Пермского края со Свердловской областью.
     В одном месте был найден кованый сундук, врытый в землю. Возможно, он служил хранилищем для припасов на случай остановки лошадей в глухомани.

     Мы прорубали густую чишму велосипедами, не отклоняясь ни на шаг от колеи и сверяясь по компасу. Наконец, дорога спустилась в глубокий лог и понеслась к Чусовой.
     Мы буквально свалились к берегу у острова Нижнего. Интересно, что в этом месте сохранились остатки каменной насыпи для съезда телег. Ощущение, что ездили они здесь лет сто назад…

     При переходе вброд к острову размытая насыпь на дне правой протоки оборвалась. Вода клокотала под седлами, бурлила над багажниками. То я удерживал железного коня, то он держал меня, когда ноги подбивало струёй. Наше упорство победило, и мы оказались на чудной мели между протоками. Райское место с песочком!

     Сплавщики на катамаранах прошли мимо нас по левой протоке. По ней брод был полегче, и мы выбрались на высокий берег.
     Перед нами простиралась луговина деревушки Пермяковой. Выше по течению был остров Золотой.
     Под берёзой на жаре дремал старенький мопед. Его владелец, мужик из Рассолёнок, удил рыбу неподалёку. Он подошёл к нам в своих рыбацких сапогах по грудь и снял шапку. Мужик восхищённо смотрел на нас, как на инопланетян, и вдруг выдохнул: "А я видел, как вы вброд переходили!"

     Последние два километра по лугу бывшей деревни давались тяжело. Солнышко ласково катилось к закату, колёса наматывали последние метры июльского разнотравья, буйно цветущего в полный рост.
     Мы вышли на финишную прямую. Заросшая дорога вывела нас на поляну у Демидовского креста. Напротив красовался могучий боец Писаный.
     Ура! Победа!

     На стоянке Природного Парка оказались туристы на кроссовых мотоциклах, проехавшие сюда от Харёнок через Кашку и устье Чизмы. На их вопрос, где ближайшая заправка, я растерянно ответил: "В Висиме, наверное". В лесу обычно нет ни заправок, ни розеток.

     Подойдя к Кресту, я положил ладонь на его шершавые вырубленные буквы. Камень был тёплым. Вниз от Креста к реке шла уютная тропинка с "лесенкой".
     Послышались голоса.
     О чудо! Наши знакомые добрались сюда раньше на резиновых лодках вверх от устья Малой Еловой. Все были рады встрече, делились своими приключениями. Нас угостили свежим настоем иван-чая – ничего вкуснее я не пил!

     *** ДЕРЕВНЯ ПЕРМЯКОВА И ДЕМИДОВСКИЙ КРЕСТ ***

     Деревня Пермякова, как и деревня Пермяки на Сылве, является топонимом, говорящим о родовых местах древних коми. Эти племена русские называли сначала перямяками, потом зырянами.
     Староверы срубили здесь первые избы в 1675 году. К концу XVIII века место обрело разбойничью славу среди сплавщиков.
     Жители деревни встречали железные караваны гуляньями у острова Золотого, завлекая барки на правую протоку. Там у зазевавшихся рулевых суда садились на мель.

     От С.П. Латкина, уроженца Пермяковой 1893 г.р., филологами УрГУ было записано:
     "Раньше по Чусовой барки, гружённые чугуном, плавили, около нашей деревни очень часто садились. И все из-за острова, ведь река тут неглубокая. А барка как сядет на мель, так её разгружать надо… Много денежек этот остров вытянул из карманов. Вот и есть Золотой".
     Известны рассказы о разбойнике Пермякове, чьи ушкуйники здесь грабили барки, убивали бурлаков.

     О деревне писал Д.Н. Мамин-Сибиряк: "Вид Пермяковой отличается, пожалуй, довольно оригинальной красотой, хотя и поражает непривычного человека своей дикостью".
     8 сентября 1724 года в деревушке всего из десятка домов произошло нерядовое событие.

     Акинфий Демидов после смерти первой жены женился в Туле на Ефимии Ивановне Пальцевой. Когда Демидов повёз в Невьянск вторую жену, она была на сносях и родила сына Никиту прямо на берегу Чусовой, у деревни Пермяковой.
     Представляю, какой был тут переполох!
     "Сам" приехать изволили, да ещё "барыня" рожает!

     Никита Акинфиевич перед 55-летием повелел установить на месте своего рождения каменный крест, вырубленный из цельного камня.
     31 мая 1779 года крест был установлен - высотой 2,6 метра и шириной почти метр. На нём вырубили надпись о дате рождения с перечислением титулов Никиты Демидова. На скале у другого берега был высечен такой же крест и надпись о том же. Тот боец стали звать Писаным.

     До революции жители деревни бурлачили на сплавах, заготовляли лес. В начале ХХ века деревня Пермякова снова "нехорошо прославилась".
     Летом 1918-ого Белая Армия наступала на Пермь. Бои шли и здесь. К деревне вышла процессия монахов, для избежания кровопролития и братоубийства. И белые остановились, и красные не стреляли.
     "Красноармейцы не решались стрелять, а венгры-интернационалисты без колебаний скосили из пулемётов и белых, и монахов", – повествует А. Иванов.

     "Сознательный пролетариат" после победы Советской власти дополнил надпись на Кресте словами: "Здесь родился эксплотатор трудового народа".
     В наше время Демидовы почитаемы – демидовская премия, демидовский экспресс, в университете – Демидовский зал. Гримасы истории?

     К 1960-м годам в деревне из одной улицы было двадцать пять дворов и магазин. С прекращением в 1974 году молевого сплава многие чусовские селения исчезли. Не стало и деревушки Пермяковой.

    Демидов крест, на удивление, сохранился! Чёрные "копатели" в советское время свалили его в поисках наживы. Энтузиасты поставили Крест на место, да повернули надписью не в ту сторону, к реке. По  фотографии С.М. Прокудина-Горского от 1912 года это очевидно.

    *** КАМЕНЬ СТОЛБЫ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В КЫН ***

     На следующий день мы отправились на разведку старой дороги в село Кын. Лес одарил нас грибами. В Пещерном Логу были найдены две небольшие пещеры, скрытые в расщелинах с мхом и папоротниками.

     Мы поднялись на главную вершину Столбов. Это красивейшие скалы на Чусовой! Рядом возвышались два живописных останца. О них говорили: "...Дальше там Столбы о четырех углах. С одного угла - старик в тулупе, с другого - старуха с котомкой".
     Каменные башни высотой от двадцати до пятидесяти метров на любого произведут неизгладимое впечатление. На северной оконечности в скалах Столбов есть большая каменная Арка с пещерками.
     Спустившись сквозь Арку, мы очутились на берегу. На дне реки лежали брёвна со времён молевого сплава. Переплыли Чусовую.
     У стоянки на "сибирском" берегу нашлись следы дороги, уходившие к реке. Так мы обнаружили брод от камня Писаного к Демидовскому кресту.

     Оставалось вернуться в Кын, и утром мы вышли на дорогу, поднимающуюся на хребет. Подъём по девственному лесу запомнился встречей с дикими пчёлами. Чёрная мохнатая пчела – реликт уральского леса! На высоте дорожка шла через вырубки и снова устремилась в лес. Из травы неожиданно взлетали глухари. Красивая огненная лиса вышла на тропу и недовольно уставилась – чего шумим?

     Наконец, мы оказались на той же дороге от Рассолёнок, по которой начали своё путешествие. Преодолев двадцать пять вёрст, к вечеру мы въехали в село Кын.

     ©Михаил Латышев


Рецензии