Уральские окошки

     Старые деревенские дома… Они смотрят широко открытыми глазами. Люди всегда одушевляли вещи, которые их окружали. На носу древних поморских лодок-ошкуев вырезалась голова медведя. Восемь тысяч лет назад предки коми украшали лыжи фигуркой головы лося.

     В старину люди украшали и дома, на конце крыши ставили охлупень-конёк. Утолщение (корневище) бревна обращали к фасадной стороне и с помощью топора вытёсывали на нём головы коней, оленей, птиц.
     "Коньки" возглавляли крыши изб, амбаров, сараев и ворот. Конские головы украшали повалы – верхние два-три бревна у сруба избы.
     Выступы повалов были важной частью, они поддерживали кровлю, выдвинутую вперёд от главного фасада. Деревянные скульптуры на крышах домов, лодьях, лыжах уходят своими корнями к древним культам.

     Дома с "коньками" на крыше и наличниками нравятся, потому что они "живые собеседники". Как дети смотрят с любопытством на окружающий мир, так и наши уральские избушки с удивлением взирают на примочки XXI века. 

     Вот у соседнего дома появилась параболическая антенна, а телега соседствует с иномаркой. До деревни дошла очередь и пластиковых окон. Смотришь – а наличники-то исчезли!

     Наличник – от слов "на личине", на лицевой стороне. Окна с наличниками - это "глаза" дома, отражающие его душу и обращенные к внешнему миру.
     До сих пор принято до Чистого Четверга перед Пасхой тщательно мыть окна и полы, чтобы встретить Светлое Рождество Христово в чистоте. "Лицо" должно быть умытым и красивым.

     Избы ставились так, чтобы длинные лучи солнца проникали через окно в дом, "из окна в окно золото бревно".
     "Лепота" на окнах скрашивала нашим предкам невзгоды тяжёлой жизни и побуждала  к чувству прекрасного. Она хранила историю и культуру семьи.

     В январе 1570 год Иван Грозный устроил погром в Новгороде, тысячи людей были зверски убиты. Этого показалось мало, в гневе царь велел срывать у домов ворота и наличники с окон, чтобы ослепить и выхолостить жилища. Даже Васильевские ворота с храма святой Софии были сняты и перевезены в Александрову слободу. Таким способом царь пытался уничтожить новгородцев вместе с их историей.

     Окна новых домов в XXI веке выглядят пустыми пластиковыми глазницами. Всё меньше остаётся домов с наличниками даже в глухих уральских местах. Стирается память о знаках и символах, которые несли старинные окошки.
     Когда на наших домах появились наличники и что они "говорили"?

     С историей уральских наличников можно ознакомиться в книге А.В. Долгова "Деревянное зодчество Свердловской области".
     Мне помог обзор Юлии Крутеевой (журнал "Наш Урал", 21 марта 2013).

     *** ИСТОРИЯ ОКНА И НАЛИЧНИКОВ ***

     В старину делали "косящатые" окна: два вертикальных бруса-косяка скреплялись сверху притолокой, а нижними концами врубались в горизонтальное бревно стены. Окно закрывалось одним ставнем, "ставешком".
     Предком наличника является очелье - доска, закрывающая осадочный паз от воды. "Очелье" – значит на челе, на лбу.

     Такое же название носит деталь кокошника. С украшений карниза, "очелья" начинается история наличников, разнообразных и богатых на рисунки.
     Наличники появляются на колодных окнах, состоящих из двух косяков, притолоки и подоконника. Они потребовались для охвата окна со всех четырех сторон, чтобы закрыть швы между колодой окна и стеной, обеспечить крепление ставни.

     Окна обзавелись двустворчатыми ставнями. Выделяют следующие основные части наличников:

1) двухскатное навершие наличника треугольной  формы, образующее простой или сложный фронтон;

2) арочное, дуговое навершие самого наличника, когда фронтон имеет форму дуги; дуговое завершение самой рамы;

3) плоское навершие: верхние полочка-карниз;

4) многоярусное навершие, когда фронтон наличника состоит из нескольких горизонтальных уровней; чаще двухъярусное;

5) навесные детали: резные украшения в виде "ушей" при навершии наличника, фестонов над боковыми колоннами, "серёжек" под его карнизом;

6) боковые колонны (пилястры), когда несут основную смысловую нагрузку оформления наличника;

7) оконные ставни, как часть наличника (их может и не быть);

8) карниз (завершение наличника), когда он богато украшен резьбой и несет смысловую нагрузку наравне с навершием.

     Строение окна и устройство наличников развивалось по всей России, на Урале такой тип наличника встречается с середины XIX века. Ввиду потоков переселенцев на Урал в течение XVII-XVIII веков уральские наличники вобрали в себя множество традиций русских окон.

     Они отражают культуры не только с разных мест России, но и разных времён. В узорах наличников встречаются символы языческих верований. Поэтому наши окошки в деревнях и сёлах столь своеобразны, одни алапаевские чего стоят!
     На домовой резьбе в селе Кын я обнаружил и русские узоры, и узоры с традициями Пермского звериного стиля.

     Будучи изначально некрашеными, наличники позже преобразились и заиграли разными цветами. Храмы на Руси имеют различный цветовой декор в зависимости от того, в честь каких святых они наименованы.
     Храмы в честь Рождества Богородицы, Успения, Святой Живоначальной Троицы, в честь святителя Николая либо Архангела Михаила – все они имеют соответствующую окраску стен и куполов, будь то пурпурно-багряная или белоснежно голубая.
     Русские семьи неспроста красили наличники своих домов в сочетания белого, красного, зелёного, золотистого и голубого.

     Узоры на наличниках со временем становились сложнее. Боковые стороны наличников мастера называли "полотенцами", их рисунки сохранили символы древних вышивальщиц.

     Первые избы рубились топором, которым можно было вырубить гребёнку на очелье, ромбик на ставешке. С развитием инструментов к концу XIX века искусство "деревянных кружев" достигло апогея.
     В украшениях использовались  накладные реечки и зубчики, ромбы и кружочки. Продуманное сочетание пропильной резьбы и накладных элементов вместе с общей формой делало наличники необыкновенно красивыми!

     *** ЗНАЧЕНИЕ ОКНА ДЛЯ ЖИЗНИ В ДОМЕ ***

     В совокупности знаки на окнах стали посланием каждой семьи о том, чем эти люди сильны и чего опасаются, что ценят. Хозяин каждого жилища старался охранять его символами "оберегов", чтобы привлечь богатый урожай, отогнать от дома беду и невзгоды.
     Наличники не просто закрывали щели в проеме от холода, они защищали от нечистой силы, "тьмы и навьев".

     Окно для древнерусской семьи значило очень многое. Сложились целые поверья и приметы. Например, чем длиннее "серьги" на нижней планке, тем гостеприимнее хозяева. Крестьяне старались не переговариваться через окно.
     Полагали, что если получить через него весть, то она приведёт к большим переменам.

     И мусор в окно не выбрасывали, в отличие от жителей городских многоэтажек. Ведь ангел, оберегающий семью от ссор, находится не где-нибудь в избе, а под окном!

     Когда рождался ребёнок, верили, что события под окном, которые в тот момент увидела бабка-повитуха, определяют судьбу новорожденного и т.д.

     Язык символов домовой резьбы и фигур передавался от мастера к мастеру поколениями и теперь почти утрачен.

     Л.М. Русакова в книге "Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири" рассказывает:

     "Крыша и охлупень, которым она завершалась, соотносились с небесным миром. Причудливые утолщения-корневища охлупня, напоминавшие головы дракона, коня, птицы или оленя, позволяют рассматривать дом в целом как образ крылатого животного, а крышу с двумя скатами - как его крылья.
     Резные причелины, расходящиеся в стороны от головы коня или птицы, дублируют крылья - скаты крыши. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда краям причелин придается перистая форма".

     Окно отражало картину мира. Верхняя часть наличника означаала два уровня неба. "Верхнее небо" с небесной твердью было в образе двускатной крыши навершия.
     Небесная хлябь "нижнего неба", символ плодородия и живительной влаги, изображалась волнистыми линиями, иногда "стекая" по краям окна в виде "капелек".
     Полукружья означали грудь питающей землю богини плодородия.
     Солярные знаки передавали движение солнца по небосводу.
     Нижняя часть наличника означала "твердь земную", движение солнца по "обратной стороне земли", а также вспаханное и засеянное поле (ромбы с точками внутри и двойные полосы с перекрестьями), течение подводных вод.
     Растительный и животный орнамент изображал средний мир, в котором обитают звери, люди и растения.
     Все части наличника  и их знаки соотносились со сторонами света и временами года.

     *** ЗНАКИ СОЛНЦА ***

     Солнце считается сильным, мужским защитным знаком, дающим жизнь, свет, тепло и урожай.  Оно изображалось оперённым кругом, полудиском с лучами, также использовался ромб.
     Ромб, обозначая смену времён года, восход и заход солнца, могли поместить в любой части наличника, а иногда во всех сразу. Но в нижней части наличника вытянутый ромб обозначал поле.
     Солнце, как "глаз с неба" зачастую изображали равносторонним крестом.  Солярные знаки ДаждьБога олицетворяли представления людей об устройстве мира, в центре которого находится высшая сила, дарующая жизнь.
     S-образные символы солнца и огня, пришедшие из скифо-сарматской мифологии, выступают в роли солнечного луча. Для древних славян и северных народов этот солнечный знак означал также лебединую шею.

     *** ЗНАКИ ВОДЫ ***

     Знаки воды означают очищение, начало жизни. Волнообразные узоры в верхней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - дождевые воды, означающие мужской символ нового.
     Символы воды в нижней части наличника говорят о священных истоках - ручьях и ключевых подземных водах.

     *** СИМВОЛЫ ПЛОДОРОДИЯ И МАТЕРИНСТВА ***

     Образ женщины-берегини может переплетаться с орнаментами растений. Это женщины с раскинутыми руками и ногами, символы материнства и плодородия, расположенные в верхней части наличников.
     Внутри богини древние резчики часто помещали символ "ростка-клина", призывая зарождение новой жизни.
     Рогатая женщина означала небесную олениху - подательницу благ, "рожаницу".

     *** СИМВОЛЫ ЖИВОТНЫХ ***

     Символы животных близки и к языческим верованиям славян, и к мифологии народов Прикамья. На Новгородчине встречаются знаки подземного Ящера.
     Птица - огненно-солярный знак, символ души, а пара птиц - символ брака.
     Изображение Медведя, его лапы значило благополучие, богатство.
     Конь - перевозчик солнца днём. Часто пара коней по обе стороны от солярного символа "смотрит" в разные стороны, неразрывно соединяя прошлое и будущее.
     Утка (лебедь) – перевозчик солнца ночью.  В нижней части наличника птицы "уносили" солнце на закате.

     *** ЗНАК ЗМЕИ ***

     Змеи-хранители, "ужи-господарики" помогали людям оберегать урожай от нашествия грызунов. Символы змей у предков тесно связаны с дождевой водой и плодородием.
     "Ужи-господарики" встречаются сплетёнными в спираль, их головы также "смотрят" в разные стороны возле символов женских грудей, говоря о связи земного плодородия с небесной влагой.

     *** ЗНАКИ ГРОМА НЕБЕСНОГО ***

     Громовые знаки часто сопровождают Солнце, служа оберегом от попадания молнии в избу. Это шести- или восьмиугольная звезда, вписанная в круг: Перунов знак, громовое колесо, коловрат.
     Это и символ мужества, доблести русского воинства на шлемах и нагрудных доспехах.

     Встречаются также травы и цвет, "точки" - семя, "запятые" - прорастающее семя. Дерево либо "ёлочка" - знак мирового древа.

     Знаков и символов очень много, а их комбинаций больше, чем в шахматах.
Все они говорят о жизни людей в гармонии с окружающим миром.

     ©Михаил Латышев


Рецензии