Промывают мозги лохам
Особенности национальной промывки мозгов: бездоказательные утверждения, выдуманные источники, клевета, оскорбления и черный пиар, и чем хуже, тем лучше. Такая вот загадочная русская душа, для которой чем лживее и грубее, тем правдоподобнее.
Есть общие приемы, которые используются и осторожными западными пропагандистами, и истеричными российскими. Главные из них: «свой-чужой», «ярлыки», «обобщения» и «банальности»:
Свой-чужой. Этот стайный принцип, генетически закрепленный в нашей родовой памяти, является главным приемом политической агитации всех времен и народов. Стоит обратиться к нему, как он отзывается в миллионах сердец. При внешней угрозе, действительной или мнимой, нация, повинуясь инстинктам, сплачивается вокруг лидера. Ей только надо объяснить, кто хороший парень, а кто плохой. Механизмы восприятия, заложенные в нас, упрощаются в случае опасности, превращая мир в черно-белый. А если маховик «национальной угрозы» запущен, его уже не остановить.
Сегодня «чужие» — это американцы, европейцы, украинцы и турки. Кто следующий?
Ярлыки. С помощью клеймления, оскорбления и создания негативных образов пропагандисты закладывают в наше сознание примитивные шаблоны-ярлыки: от «укрофашистов», «либерастов» и «нацпредателей» до «совков» и «ватников». Персонификация зла, основанная на клишированном, стремящемся к символам мышлении, направляет общественное возмущение в нужное русло. Кто виноват в экономическом кризисе, коррупции, нищете? Совки или либерасты? А может, пятая колонна?
«Нас много, и мы вместе». Обобщения чаще всего преподносятся как результат соцопросов: 86% одобряют политику Путина, 78% считают себя счастливыми, 60% поддерживают отключение интернета в случае массовых протестов. Иногда обходятся и без цифр: большинство поддерживает власть, миллионы и миллионы мечтают о монархии или никто не против расстреливать оппозиционеров.
Парадоксально, но обращаясь от имени большинства, пропагандисты в итоге и получают это большинство.
В экспериментах Соломона Аша испытуемые говорили, что черные шары белые, потому что так говорили все вокруг. Элизабет Ноэль-Нойман объясняет, что люди боятся высказывать мнение, идущее вразрез с общепринятым, и именно так закручивается «спираль молчания» — от страха изоляции со стороны тех, кто в меньшинстве, до доминирующей роли СМИ. Человек — конформист по своей природе, и с этим ничего не поделать.
Ничего не значащие банальности. Народ, как женщина, любит ушами, поэтому падок на красивые, правильные слова, адресованные не уму, а сердцу. Скучным, хоть и реалистичным предвыборным обещаниям избиратель неизменно предпочитает соблазнительные и заведомо невыполнимые, а трезвомыслящий политик всегда оказывается в проигрыше перед сладкоголосым болтуном.
Искусством ничего не значащих банальностей в совершенстве владеет наш президент:
«У России великая история и не менее великое будущее», «Мы готовы принять любой вызов времени и победить», «Я вижу Россию процветающей, а ее — граждан счастливыми и уверенными в том, что будет завтра».
Чтобы преподать новость в нужном ракурсе, используются демагогические кунштюки — маленькие трюки, которые легко спрятать даже в нейтральных текстах.
Некорректная причинно-следственная связь, подмена истинной причины ложной. Например, цензура нужна для того, чтобы детей оградить от порнографии, взрослых — от информационных вбросов «западных агентов», а страну — от дестабилизации (а вовсе не для того, чтобы спрятать информацию о незадекларированных дворцах, яхтах и счетах). Нередко подмена выходит за границы здравомыслия и логики событий. Например, в утверждении, что «Запад наложил санкции, испугавшись экономического роста России».
Некорректное следствие подается как априорное, не нуждающееся в доказательствах: если А, то Б, хотя на самом деле Б вовсе не следует из А. Если посадить всех коррупционеров, то придут новые, голодные и жадные, а коррупция усилится. Если Путин уйдет, то Россия развалится.
Российская пропаганда зачастую действует напролом, не стесняясь запрещенных методов и откровенных фальсификаций
Заголовки. Среднестатистический пользователь интернета прочитывает только 20% текста, выхватывая начало, середину и конец. А чтобы получить информацию о происходящем, читает заголовки новостных лент. Новостей много, а голова одна, но быть в курсе всего на свете очень хочется. Чем и пользуются мастера заголовков, превратившие их в полноценное пропагандистское оружие.
Воспринимая заголовки как логотип, краткое содержание статьи в одной фразе, пользователи считывают «нужную» информацию, часто противоречащую фактам. Например, узнают, что «поляки снесут 500 советских памятников», — и пьют валокордин. Хотя на деле речь не о сносе, а о переносе, к тому же только предложенном и даже не решенном. Или увидят, что «нефть будут продавать за рубли», — и очень гордятся страной и национальной валютой. Хотя в статье речь о том, что Иран отказался при продаже нефти от доллара в пользу евро, а в последнем абзаце журналист лишь рассуждает, возможно ли наладить нефтяную торговлю за рубли (доедет ли то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?).
Фальсификации. Один из важнейших методов российской пропаганды, бессмысленной и беспощадной. От распятого мальчика до «агента Фридома».
Теории заговоров и скрытые мотивы. Шпионские страсти, масонские заговоры, конспирологические версии — это наше все. К разумному, логичному, но простому объяснению отнесемся с подозрением. А вот в совершенно невероятный, шитый белыми нитками сценарий поверим сразу. Навальный на службе MI6, двойники Путина, план Даллеса, секретные планы по уничтожению России с помощью ГМО — чем безумнее версия, тем больше у нее появится поклонников. Особенно если она будет озвучена на центральном телеканале.
Судите сами, сможете ли вы всему этому противостоять, не попав ни в одну пропагандистскую ловушку?
Свидетельство о публикации №216042000336