Непрославленная подвижница Платонида

     Чудны наши уральские леса! Иногда поднимаешься в гору, а суше не становится. Чтобы добраться до шихана на вершине, порой преодолеваешь горные "висячие" болота. С высоты можно любоваться морем островерхих пихт и елей.
     Такой вид открывается с горы Шунут Коноваловского увала, расположенной в трёх десятках вёрст к югу от Ревды.  Там, в темнохвойной тайге, на пути к могиле старицы Платониды произошла одна встреча.

     Они шли босиком по траве, влажной от росы, по земле, прихваченной первыми холодами – предвестниками осени.

     Нескончаемой вереницей шли женщины и дети, малые и постарше, одетые в белые рубахи. Мужчин среди них не было.

     Они шли молча, не обращая внимания на моросящий дождь, на острые камни и ветки, попадавшиеся им под ноги. Будто были выше разбитой лесовозной дороги с её хламом и грязью, "над" ней. Казалось, ничто не остановит их.

     Я знал, куда они направлялись, и был поражён зрелищем, говорящим о неуклонной вере в людских сердцах.

     *** ПЛАТОНИДИН КЛЮЧ ***

     Впервые про старицу Платониду и её ключ мне рассказал учитель ревдинской школы в марте 1993 года. Разговор на Аракаевской турбазе у реки Серги тогда затянулся за полночь. После услышанного я взял рюкзак и побежал на ночной поезд до Дружинино.

    Утром я уже был в Ревде, уехал на автобусе в село Краснояр. По тропе "Шунут-Серга" парка "Оленьи ручьи" мне удалось пройти без лыж. На лыжне двухметровую толщу снега покрывал крепкий наст.

     Перед просекой к Шунут-Камню солнышко последний раз осветило изумительную панораму лесной долины от перевала до камня Сокольего.
     Стемнело быстро.

     Свернув с лесовозки по тропе, я очутился у беседки-часовенки над Платонидиным ключом. По легендам, Платонида избавляла людей от болезней водой из святого источника.

     Помню, что пил воду из него – и не мог напиться! А дома попробуй-ко выпей столько воды – не сможешь. Позже я узнал, что ключ и вправду непростой, богат радоновыми водами.

     Тогда на соседней поляне стояла избушка с печью, а напротив неё – банька. Они были полны людей. Двое туристов решили ночевать "в скиту" и я напросился с ними.

     Стояла морозная ночь. Взошла полная луна и в лесу стало светло, как днём.
От родника мы двинулись к могиле старицы. Справа из сугробов возвышались три могильных креста.

     На месте захоронения Платониды находятся останки разбитого надгробия и голбец – православный крест с двускатным навершием.
     Перед могилой располагается место моления старообрядцев. Жерди по краям служат для крепления защиты от дождя, в центре стоит подставка для чтения церковных книг.
     "Лесная церковь"!

     Миновав могилу старицы, через километр мы спустились к землянке у реки Малый Ик. Внутри "скита" на полочках стояли иконки с ликами святых. Печь работала исправно. Прогрев наше пристанище, мы приободрились.

     Немного людей знало тогда о том урочище. Я бывал там и в лютом декабре 1994-ого, когда скит уже покосился и печь нарушилась.
     Едва не замёрзнув, я увидел, как ночью к жилищу подошли сгорбленные бабушки-богомолки в платочках. Утром на их месте оказались ёлочки, склонившиеся под шапками снега.

     Вообще, лес в этих местах насколько красив днём, настолько же и страшен ночью. Темнота сгущается вокруг, деревья подступают ближе и начинают скрипеть, стонать. Слышен вой волков, где-то ухает филин.

     И почему-то у могилы старицы всегда спокойно на душе.
     Можно стоять в чёрной безмолвной тайге перед свечой, горящей светом неугасимым, слушать шум реки, прислушиваться к своему сердцу.
     В такие моменты всё суетное кажется мелким, ничтожным.

     Запомнилась осень 1995-ого, когда с дверных косяков избы можно было нарезать полведра опят. От "лесной церкви" крутая тропинка вела к берегу речки Малый Ик.
     В одном месте на берегу была устроена каменная запруда и купель для крещения. Над ней склонили ветки "заверованные" деревья, увитые ленточками. На них же вешают одежду или обувь с той части тела, которую хотят вылечить, совершая омовение в купели.

     К 2000-му году участники 'крёстного хода' установили близ могилы Платониды большой деревянный крест. 

     Прошло много лет, в 2013 году я снова оказался там. Избушки не было, от бани остались развалины. Над ключом вместо прежней беседки сооружён новый купол. На могилу Платониды зачем-то принёсли надгробие с могилы матери Таисии. Появился ещё один крест, из бруса.

     От скита осталась только дверь да остов железной печки. Крыша землянки провалилась.
     Малый Ик по-прежнему журчал ледяной водой, убегая змейкой в лес. Выше купели струились по камням небольшие водопадики.

     Ближе к ночи людская суета стихла, все разъехались. У святого места наступила тишина. Сюда мы дошли пешком, прочувствовав ногами дорогу, которой ходят старообрядцы больше века.

     Они молятся "обоюдно" – и за Платониду в том числе, ведь она не была канонизирована.

     Какой была жизнь непрославленной подвижницы? Почему именно женщины ходят на её могилу?

     *** К ИСТОРИИ УРАЛЬСКИХ СТАРОВЕРОВ ***

     Реформы патриарха Никона в 1650-х годах раскололи православную Русь.   
     Расправы над староверами были жестокими.
     "Повсюду горели костры, сжигали сотнями и тысячами людей, резали языки, рубили головы, четвертовали; тюрьмы, монастыри, и подземелья были переполнены страдальцами за святую веру. Духовенство и гражданская власть беспощадно истребляли своих же братьев – русских людей. Никого не щадили - ни женщин, ни детей", - говорит Геннадий Чунин.

     Старообрядцы бежали на Север, на Урал и в Сибирь.

     Приведу выдержки из труда монахини Евстафии (Морозовой) "О почитании в Екатеринбургской митрополии непрославленных подвижников (старицы Платониды и старца Аввакума)".
     Она исследовала редкие архивные документы об уральских староверах.

     "В 1725 году в Нижне-Тагильский завод прибыл с Керженца старец Никифор со многими иноками, после чего на Урал бежали десятки тысяч последователей главных поповских согласий – софонтиевцы.
     Они изначально относились к беглопоповцам, принимая к себе для служения священников, бежавших из "никонианской" Церкви. В XVIII столетии в этом согласии многие общины стали переходить к беспоповской практике, что было утверждено как норма на Тюменском старообрядческом соборе 1840 года.

     Совершение треб и богослужений перешло к наставникам-старцам и уставщикам, избираемым общиной: они вычитывали службы, опуская молитвы, которые при богослужениях и таинствах полагается произносить священнику.
 
     Это течение стало именоваться часовенным или "стариковщиной". До революции к часовенным относилось до 90% уральских старообрядцев. У них были свои почитаемые святыни, подвижники, мученики и авторитетные старцы, для совета с которыми богомольцы ездили за сотни вёрст.

     К наиболее чтимым святыням часовенных относились могилы иноков Германа, Максима, Григория и Павла на Веселых горах близ Верхне-Тагильского завода, где ежегодно в июне собирались паломники-старообрядцы со всей России.

     Почиталась также могила беглого попа Николы в Екатеринбурге, могилы беглых попов Иова, Петра и Архипа, а также наставника Гурия в Нижне-Тагильском заводе, могила инока Тарасия в Шарташском селе, местечко "Клады" близ деревни Таволги с остатками бывшего скита и надгробиями скитников".

     О молениях староверов написал в 1910 году В. Санин (Афанасьев) в очерке "На Весёлых Горах":

     "Некоторое время при напряженной тишине вы слышите чтение святой книги, но вот раздается запевающий стихиру голос старца Антония.
Его подхватывают певчие под навесом, затем близстоящие, волна звуков, с каждым моментом усиливаясь, разрастается по всей поляне, докатывается до последних палаток и далеким эхом отдается в лесах и горах...
     А затем снова тишина, чтение, и снова море голосов, стройно по старинным крюкам распевающих стихиры...".

     В 1902 году в "Екатеринбургских епархиальных ведомостях" отмечалось:
"старообрядцы собираются еще 23 апреля на могиле 'о. Георгия' в Черноисточинском заводе;
27, 28 и 29 мая на могиле 'о. Иова' в Нижне-Тагильском;
6 июня – на могиле 'инока Аввакума', в 6 верстах от д.Сажиной.
16 августа на могиле 'матери Платониды' в с.Красноярском собираются по преимуществу женщины и молятся за своих мужей, страдающих запоем".

     *** ЖИТИЕ СТАРИЦЫ ПЛАТОНИДЫ ***

     В том же издании за 1906 год сказано: "первая из пустынниц, как говорят старожилы, в окрестностях Краснояра была мать Платонида, а потом — мать Таисия.
Схоронена [Платонида] в 10 верстах от Краснояра; на могилу ее к 16 августа каждогодно собирается множество народа.

     Мать Таисия умерла в первой четверти XIX столетия и похоронена на скитском кладбище, по речке Большому Ику".

     Само селение Красноярское возникло во втором десятилетии XVIII века и состояло исключительно из старообрядцев.
     На основании этих данных можно сделать вывод о времени жизни старицы Платониды - подвизалась она в уральских лесах во второй половине XVIII века.

     Богомольцы говорили:
     "Встанет мать Платонида рано-рано, когда на покосах ни единой души. Она уже знала - кто нуждается в помощи. Осиротевшая ли вдова, или выбившийся из сил мужик. Накосит, наносит сена, да и приберет. И сделает это все так, чтобы никто не видал, что она работала. Чуть заметит, что появились на покосе люди, она сейчас уходит в лес…".

     Сведения о старице Платониде есть в "Урало-Сибирском патерике" - "Истории о отцех и пустынножителех, в последнее гонительное время подвизавшихся в северных краях Русския земли, в пределах Уральской и Сибирской пустыни".

     Патерик составлен в первой половине ХХ века в одном из скитов старообрядцев часовенного согласия и чудом сохранен староверами во время разгрома скитов коммунистами на Нижнем Енисее в 1951 году.

     Вот что в нём сказано о непрославленной подвижнице Платониде:

     "Старица Платонида происходила из семьи инородцев-язычников (татар или калмыков). Когда она достигла отроческого возраста, на нее пал жребий быть принесенной в жертву идолам, отчего все родственники "в печали бяху велицей".

     Случилось же так, что в это время в доме остановился на ночлег один христианин, везший с мельницы муку. Узнав о горе, он предложил родителям отдать свою дочь "в жертву живому Богу, да послужит Ему".

     Согласившись, те положили её в мешок, спрятав его на возу между другими мешками с мукой. Едва гость отъехал, как в дом пришли за Платонидой язычники. Не найдя девушки, они погнались за уехавшим, нагнали его, однако не смогли найти её на возу.

     Безвестный благодетель, спасший Платониду, после крещения поместил её на жительство в один из женских старообрядческих скитов. Там она стала усердно подвизаться и через три года удостоилась пострижения "во иноческий образ".

     Столь быстрый постриг вызвал зависть со стороны некоторых из сестер, прежде неё пришедших в скит и не принявших еще ангельского чина.
    
     Платонида вынуждена была тайно оставить сестринство и поселиться уединенно в лесу ("отъиде от них тай в пустыню на безмолвие").

     Однако и в лесу она тайно помогала нуждающимся. "Бе же зело милостива и трудолюбива, и помогаше сущим в нуждах, …прия от Бога дар исцеления, слепых просвещаше и больных исцеляше не точию в животе (т.е. не только при жизни), но и по преставлении своём".

     Рассказали о Платониде "мать Мелетина, мать Акинфа и Елизавета Парамоновна", которым поведал о ней отец Иоанн, еще заставший Платониду в живых и лично помнивший.

     Уточняется, что отец Иоанн принял иноческий чин от отца Израиля, "свидетельствованного в Родословии". ("Родословие" часовенного согласия, составленное отцом Нифонтом).

Этот рассказ о жизни Платониды можно считать наиболее достоверным".

©Михаил Латышев


Рецензии