Памяти Елены Петровны Михайловичевой

1 апреля 2016 года – первая годовщина со дня ухода из земной жизни Елены Петровны Михайловичевой.
1 марта этого года она могла бы сидеть за праздничным столом, в кругу семьи, отмечая свой 80-летний юбилей.

Дочь Елены Петровны обратилась с просьбой к бывшим коллегам мамы написать воспоминания для некролога в городскую газету.  Я пообещала подумать, и даже вчерне набросала текст на бумаге, но… нашлись дела, люди и другие обязательства, которые помешали выполнить обещанное в срок.  Не знаю, откликнулся ли кто-нибудь на эту просьбу. Но коротенький некролог от родных и близких уже напечатан. И памятная дата прошла.
Вторая половина апреля, предпоследняя неделя Великого Поста. На душе неспокойно. Если мне есть что сказать, хотя бы немногое, то почему я этого не делаю?  Нашла в своих бумагах листочки того черновика.

***

В городе Новокузнецке по улице Орджоникидзе стоит шестнадцатиэтажное здание, известное как Гринхаус, торгово-офисный центр «Green House».  В тёмное время суток далеко видна красивая зелёная подсветка его стен.
Спроси сейчас любого прохожего – мало кто помнит, что около двадцати лет назад в этом огромном здании располагался Сибирский государственный институт по проектированию металлургических заводов (Сибгипромез).

***

С Еленой Петровной Михайловичевой я работала в Сибгипромезе, в отделе автоматизации инженерно-технических расчётов, с осени 1981 года, когда меня приняли на работу, и по май 1991 года, когда мы всем отделом провожали Елену Петровну на заслуженный отдых.  Много было сказано тогда добрых слов в стихах и в прозе.  В числе памятных подарков – альбом  с фотографиями и стихами, с любовью сделанный группой энтузиастов из числа сотрудников отдела. 
Ни до неё, ни после уже никого так не провожали. Начались «лихие девяностые». Сибгипромез доживал последние годы. Впереди уже маячил призрак Гринхауса.

***

В декабре 2009 года большая группа бывших коллег отмечала 35-летие нашего отдела, которого давно уже не существовало, так же, как и самого Сибгипромеза, некогда бывшего самым большим за Уралом проектным институтом. В небольшой квартире собралось человек  двадцать: электроники, программисты, расчётчики, операторы. Пришла и Елена Петровна. Ей уже было за семьдесят. Статная, нарядно одетая и всё такая же милая и простая в общении. Принесла на встречу тот самый альбом, который мы подарили ей, провожая на заслуженный отдых.

***

Е.П. Михайловичева начала работать в Сибгипромезе  в 1969 году в плановом отделе. Когда в 1974 году был создан отдел вычислительной техники и автоматизации проектирования (название отдела впоследствии неоднократно менялось), в него перешли сотрудники из других отделов института. В первом списке (приложение к приказу от 22.08.1974), состоявшем  из двенадцати  человек, фамилии Е.П. я не нашла. Но уже в следующем списке, по состоянию на 1 февраля 1976 года, она есть.
Эти сведения я взяла из альбома, созданного в 1984 году к 10-летию отдела опять-таки силами и талантами группы энтузиастов.

Вот ещё строчки из этого альбома: «Первым расчётом, который коснулся всех, который знали все и который потребовал сосредоточить все лучшие силы отдела на решение поставленной задачи, был автоматизированный расчёт заработной платы на ЭВМ М-222. С августа 1977 года работники Сибгипромеза получают заработную плату в результате расчета на ЭВМ. 
Дело первопроходцев продолжает ныне ведущий инженер Михайловичева Е.П. Это настоящий ведущий инженер, то есть всегда устремлённый к поиску нового. Она преумножила все свои знания, энергию и употребила всё это на получение и освоение новой программы расчета заработной платы для ЕС ЭВМ.
Трудности, возникающие при внедрении такого сложного комплекса, потребовали мобилизации не только имеющихся знаний бухгалтерского учета, но и изучения языка, дисковой операционной системы, а также особенностей обработки данных на ЕС ЭВМ. Она щедро делится своими знаниями и опытом».

***

Так получилось, что за почти 10 лет работы в отделе мы почти не общались с ней лично. Трудились в разных группах, да и разница в возрасте была около двух десятков  лет. В отделе было много молодёжи, а Елена Петровна была самой старшей по возрасту.
 
Помню её сосредоточенно-спокойную за рабочим столом, нагруженным распечатками ведомостей и протоколов программ. Помню в машинном зале, ожидающую возле АЦПУ выдачи результатов, либо дающую указания операторам, больше похожие на просьбы. Трудолюбие и скромность были присущи  ей всегда.
 
Помню её элегантную и женственную. Простое строгое платье всегда украшено нарядным воротником, брошью. Летом – легкие платья с воланами и рюшами. Но ничего – сверх меры или с намеком на безвкусие. Не помню чёрных цветов в её одежде. Голос её был мелодичен, речь неспешна. За всем обликом этой взрослой, внешне солидной  женщины угадывалась по-детски чистая душа, проявляющаяся в милой непосредственности и доверчивости к жизни и людям.

***

Позже, когда она уже была пенсионеркой, а я работала в другой организации, мне  посчастливилось общаться с ней более доверительно.
Проживали мы в одном районе, на расстоянии не более 15 минут ходьбы, но встречались не в магазине или в аптеке, а на железнодорожной платформе.  Таких случайных встреч за полтора десятка лет было совсем немного: она обычно ездила на свою дачу по будням, а я – по выходным дням или во время отпуска.
В ожидании электрички на свои дачные участки велись разговоры о детях, внуках. 
Меня всегда удивляла её способность находить положительное  в отношениях с членами семьи. Она всё понимала, всё прощала. Это могло быть похоже на простодушие, но говорилось с таким тонким юмором, что я понимала, что не всё так просто и гладко в жизни этой женщины.

***

Она и на дачу свою ездила как на праздник. Нарядная шифоновая блузка и шляпка с вуалью – так однажды, возвращаясь в город,  встретила её в вагоне электрички. Подняла  голову от книги и увидела в следующем купе через проход склонённую над газетой голову в такой шляпке. Солнце через окно вагона било в глаза, черты лица угадывались с трудом. Но хозяйкой такой шляпки могла быть только Елена Петровна.
Мы вместе вышли на своей остановке и шли до перекрёстка, беседуя о дачных делах. Она сказала, что ездит теперь нечасто. На даче - дочь и зять, который всё там перестроил и ничего прежнего не осталось. Я услышала в этих словах не сожаление, но грусть. Всё хорошо, всё правильно – ведь прошлого не вернуть, а силы уходят, тают год за годом, месяц за месяцем...

***

Последняя наша встреча также была на перроне. Я возвращалась с дачи вечерней электричкой. Был конец лета или начало осени, потому что солнце уже село и начинало темнеть. Я вышла из первого вагона и пошла по направлению к лестнице, чтобы спуститься к станции.
В толпе дачников, идущих с другого конца платформы, я увидела маленькую, худенькую женщину. Нет, шляпка была без вуали. Но я сразу поняла, что это Елена Петровна.
Поздоровались. Она катила за собой сумку-тележку. Спустились по ступенькам вниз.  Я помогала ей,  хотя она отказывалась от помощи, говоря, что сумка не тяжёлая.
Весь наш совместный путь до перекрёстка,  где мы обычно прощались, шли молча.
Я знала, что она потеряла сына. Не знала никаких подробностей – только случайно, несколько месяцев назад, попавшийся на глаза некролог в газете. Увидела знакомые фамилию, имя и отчество и подумала о горе матери.
У перекрёстка, прежде чем попрощаться, она сама сказала: «У меня Олег умер». Сказала спокойно, бесцветным каким-то голосом. Она стояла на фоне закатного неба, и лицо её было в полутени, и тёмные впадины глаз - незнакомое, отстранённое от жизни лицо. Я коротко ответила, что знаю.
Мы простились, она со своей тележкой одиноко пошла дальше.

 ***

Я не была на её похоронах. Не знала. Сообщение о прощании было в социальной сети «Одноклассники», в группе «Сибгипромез – школа жизни», но я это сообщение увидела уже после сорока дней. По телефону мы с ней никогда не общались, но в её телефоне были номера наших бывших коллег. Родных понять тоже можно, но …

В городской газете небольшая заметка в траурной рамочке на последней странице появилась тоже после 40 дней. Нестандартный текст, замечательные слова.
«… Любящая поэзию,  она сама писала стихи и радовала своими поздравлениями всех многочисленных друзей. Она всем хотела сказать что-то доброе, ободрить и вернуть надежду. Нам не хватает её чуткого слова…»   - так написали родные и близкие.

Подумалось,  что при жизни она сама очень нуждалась в чутком слове своих близких людей. Наверное, отдавала много больше, чем получала. Но иначе жить не умела и не хотела.
Конечно, тогда во время наших кратких встреч, я не задумывалась об этом. Только теперь начинаю осознавать уникальность и чистоту души этой необыкновенной женщины.

***

Сибгипромез ушёл в прошлое. Уходят один за другим люди, отдавшие ему большую часть своей трудовой жизни. Но собираются раз в 3-5 лет бывшие сибгипромезовцы за длинными столами. По печальной традиции, торжественно произносится мартиролог Сибирского Гипромеза - имена тех, кто покинул наш мир со времени предыдущей встречи.
 
В марте этого года отмечалось 60-летие Сибгипромеза.
В числе многих других прозвучали  имена Елены Петровны Михайловичевой и Александра Геннадьевича Миролюбова, идейного вдохновителя и одного из организаторов предыдущих встреч, начальника отдела охраны окружающей среды и поэта. Он ушел, как и Елена Петровна, в 2015 году, двумя месяцами раньше. Вот одно из  его стихотворений.

И в каждодневной маяте
нет мысли мне милей:
не в суете,
            не в суете
прожить остаток дней!
Достойно
и не торопясь
готовить переход…
Не суетясь,
             не суетясь
оставить груз забот.
И знать, что всё
после тебя
достанется другим.
И всё, что делал ты
любя,
судьбу облегчит им.

Искренняя  благодарность и низкий поклон организаторам и вдохновителям таких встреч.

Уходят, уходят, уходят,
с собой унося нас частицу,
и только лишь боль не проходит,
и в памяти чётче их лица.
Нет, мы не прощаемся с вами,
вы в наших сердцах все навечно.
Мы были и будем друзьями
и здесь, на Земле, и на Млечном. (А.Миролюбов)



После публикации:

Рецензия

Милая Вера, пишет Вам дочь Елены Петровны. Спасибо Вам огромное, что откликнулись на мою просьбу и так искренне, уважительно написали воспоминания о маме. Мы с папой Вам очень признательны. Я верю, что все, что написано и читается, - звучит!
Добрые слова и память коллег, Гипромезовцев, были очень важны для мамы. Она бережно хранила все открытки-поздравления с Днем рождения, юбилейные альбомы!
 Какие талантливые люди работали с ней. Гипромез - это была элита города. Знаю это на собственном опыте, три года работала в отделе Промвентиляции, под руководством Никитиной В.Н. Женщины - романтичны, мужчины остроумны и все интеллектуалы. Приятно вспомнить.
Мама, конечно, дорожила и памятью коллег, и своими профессиональными достижениями. Очень интересная была у вас деятельность, вы были первые в освоении ЭВМ.

В торжественный день юбилея
Богиню зарплаты Елену
Петровну сердечно мы хвалим,
Чтоб сил у Вас было в избытке,
Чтоб были для нас Вы примером
Труда безупречного, верного
На благо АИТРА-отдела.
Сегодня Восток к Вам с дарами
Пришел и склонился в поклоне,
И эти дары и тюльпаны
Примите,
Елена Петровна!

Спасибо Вам за то, что любили мою маму, дарили ей радость общения и так тепло помните. С искренним уважением,
Татьяна Михайловичева.

Татьяна Чикурова   27.04.2016 15:23

 


Рецензии
Вера, как это правильно, когда кто-то пишет о просто хороших людях! Их много, но о них мало говорят, мало знают, только в своих кругах. А ведь именно они и есть герои нашего времени!
С теплом:

Татьяна Дружинина   03.09.2016 18:53     Заявить о нарушении
Татьяна, как хорошо сказали о героях нашего времени. Только вот наше время постепенно уходит вместе с героями. Но это не повод для грусти.
Тем, кто рядом с нами, так нужна наша забота, внимание, любовь, да просто доброе слово. Успеть сказать при жизни...
С признательностью,

Вера Третьякова   06.09.2016 19:38   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вера! Увидел Ваше имя на своей странице и попал к Вам. Причем сразу влез в эти воспоминания - об Елене Петровне Михайловичевой. Со всей ее семьей я был знаком близко, так как наши семьи оказались соседями в сад. обществе "Сибгипромезовец" вблизи ж. д. платформы "111 км" в районе Карлыка. Особенно доверительные отношения сложились с Юрием Ивановичем - мужем Е. П. Он всегда, проходя мимо нашей дачи, останавливался, и мы долго вели "философские" беседы - это был конек замечательного человека. Так вышло, что на моих глазах ушла ТУДА вся семья Михайловичевых. Остался теперь на даче один их зять Коля и две собаки. Грустно и печально. Ваши заметки навеяли теплые воспоминания о знакомых людях, о том, что нас виртуально сближает и объединяет! Спасибо, Вера, за Ваше подвижничество! И особенно за Ваш по-настоящему поэтический слог! Давно не читал таких слов и не догадывался, что на свете, совсем рядом есть настоящие писатели. С уважением, Александр Савченко

Александр Савченко 4   28.10.2021 05:22   Заявить о нарушении
Александр Карпович, хочется сказать: дорогой! Как приятно слышать похвалу из уст признанного писателя, имеющего в своем литературном активе и напечатанные книги, и публикации в толстых журналах. Благодарю сердечно!
Я только недавно узнала, что и Таня ушла в мир иной. Встретила в электричке Юлию Николаевну и она мне сказала. На мой взгляд, Таня была как-то по-особому привязана к родителям. Светлая память ушедшим!

Вера Третьякова   28.10.2021 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.