Патрон

Яркий солнечный день. Время что-то около двух пополудни. Нас несколько человек собралось за домом на нашем обычном месте.
Дом - это шестиподъездная панельная четырёхэтажка. Отделанная мелкой плиткой бело-голубого цвета. Со стороны подъездов двор усыпан щебнем и там не растёт ни одной травки, ни одного деревца. Стоят лишь пара скрипучих качелей и деревянная горка. Напротив стоит такое же здание. Двор очень унылый. Поэтому мы тут редко играем. Обычно уходим за дом. Там зелёное поле. На самом деле довольно-таки небольшая площадка, но для нас семи-десятилетних ребятишек это зелёное поле. На нём стоят несколько высоких тополей. С одной стороны наш дом, с другой трёхэтажное серое общежитие на два подъезда. Справа забор медсанбата а слева дорога, за которой видна ограда футбольного стадиона.
Вот под одним из тополей лежат неубранные после стройки старые плиты. Около них и есть наше место. Мы хотя бы раз в неделю палим здесь кастрик. Именно так. Палим кастрик. Собираем сухих веток по округе, находим бумажек. У каждого обязательно есть с собой спички. В те времена иметь при себе коробок спичек среди нас было, ну как на диком западе иметь кольт. Ещё обязательно с собой должен быть фонарик и раскладной ножик.
В очередной раз собрались тихо попалить кастрик. Обычный летний будний день. Сидим тихо. Огонь потихоньку разгорается, мы не спеша подкидываем веток. Настроение ровное, о чём-то беседуем.
К нам подходит кто-то знакомый, примерно нашего возраста, но не с нашего двора и со словами: «Глядите, чё у меня есть!» показывает на открытой ладони несколько блестящих патронов калибра 5,45.
Нас этим не удивить. Ну патроны, эко диво… Что ж тут такого? У каждого дома по десятку не стреляных и 5,45 и 7,62 и от карабина и от ПМа. И кучи гильз и пуль.
Мы же дети военных. Для нас патроны обычная вещь. Ну да некоторая диковинка. Тайна, секрет. Но не удивить нас этим уж точно. Мы уже умеем стрелять. Каждый хотя бы раз бывал с отцом на стрельбищах и стрелял по мишеням из АК.
Да что там. Мы уже сидели в кабинах самолётов, лазали по всем разновидностям танков, которые выпускал Советский Союз. Ведь рядом совсем располагалась рембаза гусеничной техники. А у каждого из нас отец был или лётчиком или техником самолёта. Так что к своим восьми-десяти годам мы чётко знали чем отличатся АК-47 от АК -74, ПМ от ТТ. Знали как выглядит чёрный порох, как выглядит трубчатый порох. Что такое и для чего нужна селитра. Пистоны считали вообще за игрушки для детсада. Любимым занятием было погромче бахнуть.
В те годы в магазинах Дальнего Востока товар появлялся на привозах и расходился в течение одного-двух дней. Причём это касалось не только продуктовых или бытовых товаров. Это касалось и игрушек. Самым расходным материалом в игрушечном были ленточные пистоны.
Мы их скупали как биржевые маклеры акции. Но брали эти пистоны мы не для того, чтобы зарядить в игрушечный револьвер и бегать щёлкать им, играя в войнушку. Это было не интересно.
Интереснее было скрутить ленточку в плотный барабанчик, положить на ровную бетонную поверхность и сверху ударить кирпичом или плоским тяжёлым камнем. Чтобы бухнуло! Так чтобы уши заложило до звона. А потом посмотреть у кого сколько осталось из рулончика не пробитых. Это было весело! Так  и развлекались.
Но в этот раз пистонов ни у кого уже не осталось. Да и с балкона кто-то из жителей нас предупредил, чтобы мы не шумели. Был лётный день. В полку первая смена полётов почти закончилась, а те, кто шёл во вторую, ещё спали.
И вот этот парень со жменей патронов в руке кидает всю пригоршню в костёр. В самое пекло.
Нас как корова языком слизнула. Мы  мигом рванули от костра и попрятались за соседние деревья. Благо тополя взрослые, стволы толстые. Было за что спрятаться.
- Придурок, ты что наделал?
- Да ладно, чё вы боитесь, щас бахнет!
- Идиот! Это же боевые!
Ба-бах! Раздался первый выстрел. Щелчок от пули мы услышали, она попала в забор медсанбата. Бах! Второй! На этот раз где-то над головами хрустнула сломанная ветка.
- Сколько их у тебя было?
- Не помню…
Спустя ещё два выстрела мы уговорили бедолагу идти тушить костёр. Очень быстро. Успел. Затушил. В кострище или рядом нашли потом четыре гильзы. Долго ещё в заборе белела отщепленная часть доски, куда попала пуля.
Того парня мы кажется прозвали бешеным и старались больше не подпускать к себе. Как-то мы понимали опасность… А может только учились это делать.
Позже отец рассказал мне историю из своего детства. Они точно также жгли костёр напротив подъезда своей трёхэтажки. И один из ребят принёс патрон. Не задумываясь, они швырнули патрон в костёр и попрятались за соседние деревья. Спустя короткое время из подъезда выскочил их товарищ, который ничего не знал о патроне и в этот же момент раздался выстрел. Пуля попала ему прямо в сердце… Никто ничего не успел.


Рецензии