Рецензия на сборник стихов Горечь

   В 2011 году ООО "ЦР "Лоцман" (г. Курск) отпечатало сборник стихов Сергея Осипова "Горечь". Тиражом 200 экземпляров. Неизданная книга была рекомендована к изданию ЛиТО  "70-я параллель" города Певек. Литобъединением, состоящим из одного председателя. Очередной проект Пукало завершился логической точкой.
    Особо не вникая в перипетии  распечатывания творчества отдельно взятого поэта, я все таки вспомнил, что имел весьма отдаленное отношение к данному сборнику. Дело в том, что незадолго перед печатью, меня попросили написать рецензию на рукопись стихов, подлежащих выходу в тираж. И рекомендовал я автору переработать свои стихи. Потому как большая часть из них не выдерживала никакой критики. Мне особо не хотелось, чтобы стихи Сергея Осипова вызывали исключительно горечь, горечь от напрасно потраченного времени на чтение посредственных стихов! Видимо, пожелания мои учли, и в тираже сборника было напечатано гораздо меньше стихов, нежели - в рукописи. В Предисловии к сборнику мои рекомендации озвучили одним предложением: Придирчивый критик может сказать, что не владеет автор основами стихосложения, да порой слишком вольно обращается с русским языком. Я бы, даже добавил: слишком вольно. Но, хотелось бы, на этом остановиться, дабы попытаться представить вам самого автора:Сергея Петровича Хромых.
Судьба свела меня с Сергеем Петровичем в 2005 году. Были мы с ним соседями по общежитию. Ну, и, как добрые соседи, выпили мы с ним немало... чая на кухне этого самого общежития.
Из чайных бесед узнал я для себя много нового и интересного не только о Крайнем Севере, но и самом Сергее Петровиче.
    Итак, родился Сергей Петрович в 1951 году, в Северном Казахстане, в селе Новосухотино (ныне на том месте - город Красноармейск). Женат. Пять взрослых детей. Три внука.
В 1960 году родители привезли девятилетнего Серёжку в Певек. В 1968 году Серёжка закончил единственное (на тот момент)
общеобразовательное учреждение  Чаунского района: восьмилетнюю школу-интернат города Певек. На том образование Сергея Петровича закончилось. Учиться дальше - как-то не получилось. Дальше была одна работа! Вот откуда взялось "вольное" обращение с русским языком у Сергея Петровича.

В литературе Советского периода у Сергея Осипова имеется коллега по образованию: Михаил Васильевич Исаковский (1900 - 1973). Автор "гениальных примитивов". Песни на стихи М.В. Исаковского поет вся страна, порой считая их народными, нередко не зная о том, кто их, собственно, написал . Его "Катюша" стала мировым шлягером, одной из визитных карточек нашей страны, наряду с неизменными "медведями, водкой, икрой".

До сборника "Горечь", Сергей Петрович публиковался только в "Полярной звезде" (единственная газета, выходящая в г. Певек).  Первая публикация относится к апрелю 1998 года. Всего наберется публикаций двадцать. Тогдашний главный редактор "Полярной Звезды", Илья Логинов, по возможности пытался как-то принудить Сергея Петровича править своё творчество, но, как показало время, мало чего добился на сём поприще.
    В 2006 году Сергея Петровича признали, как поэта, на официальном уровне: он стал лауреатом литературной премии имени Юрия Рытхэу. 

Литературная премия имени Юрия Рытхэу. Учреждена в 1998 году. Учредитель - губернатор Чукотского автономного округа. Присуждается по результатам открытого литературного конкурса.  В конкурсе принимают участие несколько десятков авторов (до 100), живущих в самых разных уголках России и за рубежом. На конкурс представляются произведения, связанные с проблемами Крайнего севера. Премия присуждается в трех номинациях:

    Поэзия
    Проза
    Публицистика

В состав жюри входят ведущие литераторы Чукотки. Лауреаты получают денежную премию, диплом и статуэтку из моржового клыка. Денежный эквивалент — 30 тысяч рублей. Награды победителям вручал, пока не умер в 2008 году,  Юрий Рытхэу; в Анадыре, в ходе окружного фестиваля «Дни литературы народов севера».

Читая стихи Сергея Петровича, вертел я сборник "Горечь" и так и эдак. Ну, как можно относится к подобному стиху с точки зрения основ стихосложения, а также - здравого смысла?
                Реквием
                Холодная, заброшенная старость.
                Недуги, неопрятность и тоска.
                Одна надежда теплая осталась -
                Закончит все сосновая доска...
                Но брошенным в России нет и гроба,
                Нет и креста, мир будет не судим.
                Зароют в землю, не мудря особо,
                Втыкая кол с табличкою под ним.
Уж, если стихоразмер соблюден (пятистопный ямб), то рифмовка "тоска - доска", так и навевает:
Моя милая, с тоски,
Проглотила три доски...
И, собственно, все! Далее, чтение сводится к тривиальному детскому хохоту. Прочая рифмовка пытается "вытянуть" стих (гро'ба - осо'бо; суди'м - ним), но, плохая звукопись катрена сводит, практически на нет, тщетные попытки прочитать стих на одном дыхании.
Объясните мне, как выглядит кол с табличкою под ним? Как можно воткнуть этот кол, если под ним - табличка. Да, я конечно же понимаю, что автор имел в виду то, что табличка - на нем: на колу. Да, вот только в канву стиха, кол, с табличкою на нем, не лезет. Как, собственно, и кол, с табличкою под ним. Трудно воткнуть такой кол в землю. Надо табличку из под него убирать. Равно как - переделывать стих. Но автору - лень. Как он сам заявляет: "Мои стихи не для контор, а скорее для мастерских и гаражей". И в этом, пожалуй, он прав.

В Москве, на Тверском бульваре, есть местная достопримечательность: там растет дуб, возраст которого перевалил за 200 лет. Называют этот дуб - Пушкинским. Поговаривают, что частенько сиживал под ним Александр Сергеевич, а после - старательно выводил:
                ...Златая цепь на дубе том.
Попробуйте пересадить этот дуб в какое-либо другое место. Ничего не выйдет. Дуб не станет расти.

Почитав остальные стихи из сборника "Горечь", я пришел к выводу: Сергей Петрович признан на местном уровне. И выдачи с Чукотки, для него - нет! И как он там пишет, чего пишет, не суть важно. Важно, что это пишет Сергей Петрович, а не кто-то другой. Ибо берет этот поэт исключительно настроением, создаваемым своими стихами. И, с другой точки зрения, воспринимать его - не получится!
Закончить сей короткий обзор творчества Сергея Осипова мне хотелось бы вот этим стихотворением, отражающим, на мой взгляд, особенности натуры Сергея Петровича Хромых:
                Нестройный налет размышлений
                Вечерней закатной порой
                Расплывчатой, дымчатой осеньей
                Владеть начинает душой.
                И это не плен, не объятья,
                А просто касанье слегка.
                Витают простые понятья -
                Секунды, недели, века...
                Нет груза в них, нет опасений,
                Нет холода, нет и вранья.
                Нестройный налет размышлений,
                Закат, тихий вечер и я.

Источник:


Рецензии