Генри Лоу. Страх смерти

СТРАХ СМЕРТИ
Генри Лоу (1873)
http://gracegems.org/Law2/fear_of_death.htm

В то время как Господь откладывает Свое пришествие, смерть работает постоянно. Нет такого момента, когда ее коса не занесена над нами. В скором времени все мы ощутим ее удар. Оброк смерти лежит на всех нас, родившихся на земле. "Человекам положено однажды умереть" (Евр.9.27).
Есть ли утешение в этой мысли? Разве для нас нет сияния, освещающего горизонт? Христианин отвечает: «Да, воистину, когда смерть рассматривается в евангельском свете, ее чело облечено улыбкой. Ее рука более не холодна, она лишена страха, ее шаг дружелюбен, ее приход можно приветствовать". На этих страницах мы покажем такую картину, ибо в этих словах есть эхо Божьей истины. 
Но с самого начала следует установить барьеры и быть осторожным. Эти утешения не разбросаны широко. Они не дикие цветы на открытом поле. Они не ягоды, которые может собрать каждый. Они не лучи, которые могут позолотить вселенную. Они не свободны, как воздух, и не разливаются, как свет. Они принадлежат только наследникам Божиим.
Нашей целью является дать истинное утешение. Но никакого утешения не может быть там, где Бог осуждает. Нет реального мира там, где Он не друг. Смерть не улыбается, когда Бог хмурится. Он не может утешить тех, кто чужд благодати и завету обетования. Для таковых нет надежды. Они остаются чужими ей.
Страшны мысли таких людей! Они толпятся на широком пути в погибель. Присущие им черты показывают их общее состояние. Они никогда не чувствуют себя страдающими от греха, не видят нарушенного закона, не дрожат от предстоящего проклятия. В их глазах нет слез покаяния. Ни один вздох страдания не сокрушает их сердца. Они не бегут от грядущего гнева. Они не идут в ковчег спасения. Им не нужны воды очищения. Они не прибегают к спасительному Кресту. Они не хотят укрыться в ранах Иисуса. Они глухи к голосу Духа, к призывам серьезных пастырей и ко всем предостережениям в Книге жизни. Они по-прежнему во тьме и в грязи природы, мертвы по преступлениям и грехам, они враги Богу по своим злым делам и являются рабами дьявола и ада. Можно ли сказать таким, чтобы они не опасались смерти? Нет! Лучше пусть само упоминание о смерти ужасает их. Пусть открытые могилы и погребальные колокола их пугают. Для них смерть приходит, чтобы рассеять заблуждение, явить реальность ненавистных истин, сорвать ослепляющую завесу, положить конец беспечности и произнести последний приговор. Для них смерть - бесконечное горе. Пусть же они боятся ее!
Давайте не будем также проявлять к этим людям безразличие. Кто пройдет мимо погибающего, не попытавшись спасти его? Кто не попытается оттянуть его от края пропасти? Тем не менее только Дух может дать благодать. Это Он  порой неожиданно открывает глаза,  смягчает сердца и внедряет в них веру. Сеть Евангелия может ловить людей внезапно; его обличающие стрелы настигают по-разному. Где ужасы не могут запугать, видение блаженства может оказаться привлекательным. Поэтому то, что смерть дружественна верующим, может побудить верить других. Их радостная надежда может явить свет христианства.
Теперь коснемся тех, кто только что обратился. Благодать отличила их от прочих. Небесное рождение явило свои прекрасные очертания. Они видят подлость греха и его смертоносные пятна. В глубоком покаянии они ненавидят самих себя. Они знают, что возмездие за их вину - это бесконечная погибель. Осуждая себя, они бегут   к Иисусу, так как Он их единственная надежда. Они получают свое полное искупление влюбленными сердцами. Они любят своего Спасителя горячей любовью. Их новая жизнь отражает ниспосланный им свет. Они - деревья праведности, насажденные Господом, "царственное священство, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом". И только для тех, кому Христос жизнь - именно поэтому - смерть приобретение (Фил.1.21).
Но часто они игнорируют свои радости. Они думают о смерти и трепещут. Это так теперь. Это было так прежде. Но Дух говорит о болезни и лекарстве. А как дети причастны плоти и крови, Он тоже воспринял оные, так что Своей смертью Он может уничтожить того, кто держит власть над смертью - то есть, дьявола - и избавить тех, которые всю жизнь от страха смерти проводили в рабстве" (Евр.2.14-15 KJV).
Вот упрек всем, кто трепещет таким образом. Если Иисус умер, чтобы принести спасение, то как Его милость может быть разочарована? Может ли Он свободно искупить нас, если мы откажемся от этого благословения? Неужели Ему снова предстоит распятие?  И будет ли Он длить Свою чашу радости, если мы будем пить чашу разорения?
Конечно, смерть Христа должна убить наш страх. Доказательство очевидно. Примените его к вашему делу. Вы ежедневно взираете на Иисуса на кресте. Вы не сомневаетесь, что Его смерть была ради вас. Вы славите Его, как искупившего вас Поручителя. Вы можете уверенно воскликнуть: "Я распят со Христом" (Гал.2.20). Ваша вера, которая делает вас одним с Ним, придает вам интерес ко всему Его делу. Вы верите, то, что не существует "никакого осуждения" для вас. Вы видите в каждом атрибуте Бога то, что украшает вас одеждами спасения. Вы знаете, что гром закона отведен от вас на Голгофе, что дьявол не может прикоснуться к вам, что проклятие не может затронуть вас, что наказание за вас совершилось раз навсегда. Смерть тогда не может причинить вам никакого вреда! Это враг, которого убил Христос. Теперь это фантом, который не может причинить боли, тень тени, погасшие угли, раздавленная змея. Почему же вы боитесь его?
Но давайте посмотрим ближе. Смерть приходит не только как враг, но и как избавитель. Она освобождает нас от земли, и от всего зла, которому земля стала домом. Пусть несколько примеров явят это благословение! Пока мы пребываем во плоти, внутреннее растление терзает нас как чума. Мы стремимся быть чистыми, как Бог наш чист. Мы тоскуем по святости, как олень по тихим водам. Но источник зла посылает злые потоки. Мы не делаем добра, которого хотим, но делаем зло, которого не хотим (Рим.7.19). Как это заставляет нас плакать и стонать, какую горечь причиняет сердцу! Как часто мы скорбим о том, что оскорбили Бога, не прославили Иисуса, досадили Духу! Как часто мы хотим обрести крылья, чтобы взлететь высоко над болотами нашей природы! Но некогда это наступит. Смерть приходит, и мы свободны. Есть ли это причина ее бояться?
В нашей жизни искушения - это непрерывный шторм. Они бушуют со всех сторон, в любой форме, в любом возрасте. Мы стремимся укрыться, но по-прежнему подвергаемся им. Поэтому мы испытываем постоянную, ожесточенную борьбу, отсутствие покоя, частые раны и укусы совести. Смерть становится решением. Она завершает рознь. Она уводит нас туда, где мы будем недосягаемы. "Утешайте, утешайте народ Мой, ибо исполнилось время борьбы его". Как драгоценен этот мир! Будем ли мы бояться его вестника с оливковой ветвью?
 Кто может рассказать о горестях, которые засоряют эту землю? Это мрачный перечень. Нет горя, что не преследовало бы нас. С нами все невзгоды. Быть человеком значит лить слезы. Человечество истерзано горем. Но после смерти печали  воздыхания удалятся. С последним вздохом падет последняя слеза; останутся в прошлом беды, рыдания и вопли. Христианин хорошо знает это. Должен ли он бояться руки, что отрет слезу с его глаз и наградит его вечной улыбкой?
Подумайте о множестве мук, которым подвергается каждый член нашего тела и которые могут сопровождать нас с каждым вздохом. Дни приносят агонию, а в ночи звучат стоны. Кто не проводил время в бессонной постели?  Но боль прекращается, если тело умирает. Поэтому стоит ли бояться смерти, если она прекращает боль?
Пусть к этому будет добавлено, что это избавление - не преходящая передышка, не мгновенная пауза, не исчезающая тень, не вспыхнувший метеор, не затишье между порывами бури. На земле отдыхающий путник в скором времени может быть разбужен. Спящего солдата посекает меч. Новая тревога готова прогнать краткий мир. Но это избавление окончательное, оно навсегда. Оно скрывает зло земли в глубокой могиле. Это зло умрет и больше не воскреснет, и о нем не вспомнят. Тогда не бойтесь смерти, после которой нам нечего бояться!
Посмотрите еще раз. Было избавление от потопа. Освобождение несет жизнь, о возвышение - радость. Иосиф радуется, выйдя из тюрьмы, ибо он воссел рядом с фараоном на троне. Подумайте о блаженстве, что несет с собой колесница смерти! Только голос Божий будет услышан, когда замолчат смертные уста! "Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Войдите в радость Господа своего" (Мтф.25.34,21).
Отметим некоторые из наслаждений. "В Твоем присутствии полнота радости и в деснице Твоей блаженство вовек" (Пс.16.11). "Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод,  и отрет Бог всякую слезу с очей их" (Откр.7.17). "Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения в нем - но слава Бога освещает его, и Агнец свет его" (Откр.21.23 KJV).
Вдумайтесь в эту честь: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Откр.3.21). "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как и Мы" (Иоан.17.22). "Это еще не открылось, что будем,  но нам известно, что, когда Он явится, мы будем подобны Ему  ибо мы увидим Его, как Он есть" (1 Иоан.3.2 KJV). "Вы получите венец славы, который не исчезнет" (1 Пет.5.4 KJV). "Они узрят лице Его, и имя Его будет на челах их" (Откр.22.4). И это не перестанет: "Так мы будем вечно с Господом" (1 Фес.4.17).
Таковы некоторые сокровища из казны Царства. Таковы истинные слова Бога нашего, дающие твердое утешение, учитывая, что мы можем радоваться счастливой перспективой нашего наследия. Нам уготован обильный пир, возможность вдыхать сладость этих ароматных цветов, упиваться этим пышным лугам. Даже если наши силы напряжены до предела, они не улавливают предстоящую славу. Кто может исчислить бесконечное число, или измерить неизмеримое пространство, или понять глубины, которые не имеют никакого конца, объять бездонный океан, продлить бесконечность или возвыситься над небесами небес? Но такая задача была бы много проще, чем осмыслить, что Бог приготовил для тех, кто любит Его.Смерть вводит святых в бесконечную реальность. Поэтому она по праву причисляется к их сокровищам. "Жизнь или смерть, или настоящее, или будущее - все ваше" (1 Кор.3.22). Давайте же не будем недооценивать этот переход к блаженству!
Многие готовы отбросить этот страх. Отметим, что он бессмыслен. Наш Бог во многом рассказал нам о полной радости вместе с Ним. Должны ли мы ответить: "Нет, пусть лучше продлятся наши дни на земле, давайте еще задержимся в наших домах из глины"? Нет. В таком нежелании есть позор. Где благодарность за дело Иисуса? Он умер, чтобы мы могли жить с Ним. Должны ли мы хотеть отдохнуть от такого блаженства? Он посылает Свою колесницу, чтобы взять нас к Себе. Должны ли мы с содроганием отступать? Это значит досаждать любви и Духу. Он нежно снимает завесу, и дает очаровательные проблески Царства. Он рисует перед нами небеса, благоухающие всей своей красой. Он стремится разжечь в нас горячее стремление к ним, побуждая однажды сняться с якоря и поставить паруса благодатному ветру! Должны ли мы отказаться от этого и желать остаться на берегу, полном грязи и греха? Это соблазнительное оскорбление Его истины.
Есть еще большая вина в этой робости. Она потворствует нашему смертоносному врагу. Этот мир является территорией сатаны. В то время как мы медлим в его границах, его радости прилипают к нам и топят нас в болоте. И мы будем хотеть оставаться с этим? Нам следует тосковать по окончательному спасению. Должны ли мы оставаться здесь и ужасаться голосу, который зовет нас? Должно ли у нас быть отвращение к прикосновению монстра, или скорее желание попрать мир?
Наша слава - хвалиться, что мир распят для нас, и мы для мира (Гал.6.14). Если это так, то можем ли мы все еще цепляться за этот разлагающийся труп? Это Египет, который нам предстоит оставить. Неужели любовь к котлам с египетским мясом должна порождать страх войти в Ханаан? Не должны ли мы скорее бежать из проклятого города? Что означают эти паузы, эта оглядка, этот неохотный шаг в сторону гор? Пусть виновные дрожат, когда по ним звонит колокол! Но пусть принц ждет коронации, пусть невеста не вздрагивает от крика: "вот, Жених идет!". Пусть наследник не уклоняется от того, чтобы войти в собственный замок! Да не будет у христиан страха перед словом: "Я приду опять и возьму вас к Себе, чтобы где Я, там могли быть и вы" (Иоан.14.3 KJV).
Отметим же благородные упреки за этот страх. Библия должна сама вразумить мудрого. В ней совсем не много сцен на смертном одре. Она говорит нам о том, как жить и как достичь мирной смерти. Он показывает дорогу домой и врата спасения. И на ее страницах сверкают драгоценности. Когда открываются уста умирающего Иакова, мы приходим и слышим благословения, текущие с его холодеющих губ. Когда его разум проясняется, он торжествующе восклицает: "Я ждал спасения Твоего, Господи" (Быт.49.18). Кто дрожит при ожидании такого блаженного упования! Ждущий Иаков - не раб страха. Марк также описывает, как Симеон стремится к желанной цели. "Господи, теперь пусть Твой слуга уйдет с миром по слову Твоему - ибо глаза мои видели спасение Твое" (Лк.2.29-30 KJV). Здесь нет ни тени страха, но очевидное окружающим невозмутимое спокойствие.
Павел был восхищен в рай до третьего неба. Желал ли он оставаться на земле? Только из любви и благородной надежде помочь вере других. Приближается его кончина. Озирая прошлое и вглядываясь в будущее, ветеран бесстрашно восклицает:  "Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим.4.6-8). Он оглядывается назад спокойно; у него есть радостное свидетельство, полная уверенность в ожидаемом блаженстве; ему не нужно ничего другого.
В этих примерах мы видим, как бесстрашно умирали святые. Они мудро учат нас брать с собой их слова и обращаться к Господу (Ос.14.2). В нашей драгоценной книге есть слова, подходящие для людей нужды, и не в последнюю очередь поэтому для финальной сцены жизни. Двух примеров будет достаточно. Вот слова доверия, исходившие из уст умирающих: "В руки Твои предаю дух мой, ибо Ты искупил меня, Господи, Ты Бог истины" (Пс.31.5 KJV). "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня" (Пс.22.4). Эти святые слова - сильная крепость против страха. Кто будет дрожать, имея такую опору?
Вы можете ответить: рай действительно желателен, но бурлящие волны мешают войти в него. Боли и муки распространены в последние дни. Жизнь часто заканчивается в муках тела. Таким образом, опасения не могут быть рассеяны. Но не смерть, а умирание беспокоит нас. И это значит, что такие муки могут и не наступить. Некоторые отходят внезапно и не знают, что произошло, пока не войдут домой. Сумерки сменяются для них вечным днем. Другие тихо засыпают, как младенец на руках матери. Они дремлют, как на пуховом диване. Неразумно бояться того, что никогда не может прийти. Зачем думать об огромном камне у свода гробницы? Он исчезнет прежде, чем приблизятся ваши шаги (Мк.16.3-4).
Что делать, если природа должна раствориться в боли? Но разве у нас нет обещания помощи? Разве эта помощь не может сделать все тяготы светом? Разве нет присутствия, которое уничтожает страдания! Разве нам не сказано: "Не бойся, ибо Я с тобою"? Вот истина, которая на всех крутых поворотах должна войти в наши уста: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя" (Ис.43.2).
Это всепревосходящее утешение может уничтожить страдания. Смерть Стефана отнюдь не была безболезненной. Но град камней не возбудил в нем никаких жалоб. Он опустился на колени, и молился, и почти что просто заснул. Он увидел своего Спасителя, и забылся. Пусть Спаситель принесет такое утешение и вам! Время не позволит нам описывать, как наши мученики ликовали на кострах и как они в огне прославили Бога!
Подумайте о муках смерти Иисуса. Нет телесной боли, которую Он не испытал бы. Кроме того, Его уход был страшным мраком, ибо проклятие сделало свою страшную работу. Но Ему предстоял свет, и Он уверенными шагами шел вперед. Он предварил Своих учеников, и, увидев Его, они были поражены страхом.  "Ради радости, которая предстояла Ему, Он претерпел крест, пренебрегши посрамлением" (Евр.12.2 KJV). Следуйте за Иисусом, и пройдите через боль ради предстоящей радости!
Иногда нежные чувства заставляют нас цепляться за землю. Привязанность золотит наши дома радостью. Ее притязания сильны и дороги. Мы хотим любить и быть любимыми, и думаем о предстоящем разделении как о мучительном бедствии. Но вера побуждает нас отдать свои чувства на волю Бога. Мы не можем бояться того, что Он решит!
Мы опасаемся, что наш уход  может повлечь за собой потери для остающихся в живых. Давайте подумаем: а разве Бог не восполнит их? Его глаз видит, Его рука защищает, Его щедрость защищает дома вдов и сирот. Дом благодати не знает разорения. "Твой Творец есть Супруг твой; Господь Саваоф имя Его" (Ис.54.5). Где Бог делает, никто не разорит. Вы получаете доброе наследие; следует ли плакать о том, чего лишатся другие, если ваше место не опустеет и они будут предоставлены Богу? Вскоре, если они во Христе, они последуют за вами. За кратким расставанием будет бесконечная встреча. Но если вы живы, они могут предварить вас и оставить одинокими. Смерть избавляет нас от мук тяжелых утрат, которые прежде нее неизбежны.
Подумайте также, куда вы идете. Какая радость есть и будет у тех, кто пребывает в общении со всеми искупленными! Кто не уйдет с радостью, чтобы присоединиться к этому славному сообществу, увидеть его красоту, поделиться своим восторгом, разделить песнь и общение таких сограждан! Вспомним, как безоблачно их блаженство пред Богом, на каких крыльях восторга парят они! Пусть у нас вырвется крик:  "Моя душа жаждет Бога, Бога живого, когда приду и явлюсь пред лице Божие" (Пс.42.2 KJV).
Некоторые считают, что дело Христа восхищает их и здесь. Они уклоняются от смерти, которая, кажется, доведет его до конца. Но к чему опасение, что Его дело ограничивается земной жизнью? Разве Царство света - это мир, где ничего не происходит? Обязывает ли слава к мечтательной легкости? Иисус говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю". Соработники у Господа на земле - соработники с Господом вечно. Они "следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел". Они участвуют во всем Его деле. Смерть может лишь увеличить и умножить их деятельность. "Благословите Господа, все воинства Его, служители воли Его" (Пс.103.21 KJV). Не думайте, что это никак не совместимо с небесным покоем. Отдых предполагает усталость - но усталость не может означать, что наши силы должны иссякнуть навсегда. Вечная свежесть никогда не нуждается в отдыхе. О духовных телах мы можем действительно сказать, "Они будут бегать, и не устанут;  они будут ходить, и не ослабнут" (Ис.40.31 KJV).
Работы на земле не будет меньше или хуже, потому что наши руки уже не держат инструменты. Но Тот, Кто призывает нас прекратить ее, может поднять новых делателей. Другие, более способные и подходящие придут нам на смену. Пустое место быстро будет занято. Было бы своекорыстием держать его за собой дольше. Мы долго работали; пусть же Богу будет хвала за все! Может ли усталость в майский вечер затмить блеск утра? Печально, когда наше влияние и сила ослабевают так, что даже любящие друзья сожалеют: это жизнь слишком долгая! Доверьте же Богу забрать вас в нужное время!
Помните также, что жизнь на самом деле несладка, и лишь любовь превозмогает. Относитесь к жизни свободнее, даже в полной мере пользуясь ею. Приложите при этом все усилия, чтобы ослабить корни необоснованной любви к миру. Почва требует искусства, а рост - благодати, но процветание наступает, когда усердно использованы все средства. Земледелец ничего не пожнет без трудолюбия. Развивайте поэтому драгоценные милости, которые вырвут из вас чрезмерную привязанность к миру!
Вера, которая соединяет нас со Христом и питается Его искупительным делом, держится обетование бесконечной жизни, и жаждет полного владения ею. По мере того, как вера укрепляет нас, мы все больше и больше жаждем будущей Земли обетованной. Ищите же этой всепобеждающей благодати! Молитесь также, чтобы Дух разжигал вашу надежду в светлое пламя. И пусть будущая надежда радует вашу душу так, чтобы однажды вы могли с ней пересечь этот поток. Пусть любовь беспрепятственно проникает в ваше сердце!  Воды смерти не могут погасить ее, и горы не воспрепятствуют ей. Она одолевает все  препятствия, и жаждет непосредственного присутствия Бога. Долой маловерие, недостаток надежды и любви! Пусть любовь и милость изгонят страх. Изобилующая вера, твердая надежда и совершенная любовь смеются над ним и презирают его.
Возвысьтесь же над миром и его грязной суетой. Не становитесь на колени перед Далидой! Сосредоточьтесь на горнем. Осознайте, что вы мертвы для мира. Пусть ваша жизнь будет сокрыта со Христом в Боге. Это даст безразличие к земным вещам, которые цепляются за душу и захватывают вас.
Подумайте также о приближающемся часе избавления. Не чурайтесь своего смертного часа. Чаще смотрите смерти в лицо. Чаще прикасайтесь к ее холодной руке, чтобы, когда она придет, она не была для вас незнакомой. Кто боится проторенного пути? Кто уклоняется от привычных дел? Кто боится давно знакомого гостя? Ожидание - путь к принятию.
И прежде всего - дайте Святому исполнить в вас Свою совершенную работу. Пусть она полностью включит в себя ваше тело, душу и дух. Пусть она войдет в вашу жизнь, в каждое движение, препояшет ваши чресла на пути, по которому вы идете, будет написана на вашем челе и правой руке. Вот что уберет страх смерти. Любой же с удовольствием принятый грех скрывает зеркало, которое отражает небо, и ослабляет силу бесстрашия. Невинная же совесть - его настоящая почва.
Пусть милостью Духа эти размышления станут настоящим утешением для вас! Жить для Христа - значит пребывать в Духе и ходить с Богом! И пусть всю вашу жизнь вы будете трудиться с радостным сердцем, с готовностью остаться, но ощущением, что уйти несравненно лучше. "Поднимите ваши головы и войдите во врата, откройтесь, двери вечные - и войдет душа, искупленная Кровью!". Пусть небесные обители станут вашим владением навсегда!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии